Рифат Маскаев и Николай Кабанов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Рифат Маскаев и Николай Кабанов

2022-10-05 30
Рифат Маскаев и Николай Кабанов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рифат Маскаев и Николай Кабанов

        С творчеством Рифата Маскаева я знаком уже довольно давно и неоднократно бывал как на его сольных концертах, так и на совместных выступ-лениях с ещё одним виртуозным гитаристом Владимиром Медведевым (один из их концертов прошёл в январе 2017 года именно в клубе «Афган»). В этот раз Медведева не было, но зато Маскаева поддержали хозяева этого клуба – члены музыкальной группы «Экспедиция» Николай Кабанов (вокал, ритм-гитара) и Максим Старостин (бас-гитара). Совсем недавно к этой группе в качестве соло-гитариста присоединился Рифат Маскаев.

        Небольшой уютный зал клуба «Афган» заполнился почти до отказа, пришли сюда прежде всего друзья и хорошие знакомые Р.Маскаева и Н.Кабанова. Музыкальный вечер начался в 19 часов, и первые две песни исполнила группа «Экспедиция» вместе с Маскаевым, а солировал Николай Кабанов. Ближе к завершению вечера Кабанов ещё выходил на сцену к микрофону (текст исполненной им одной, очень известной песни «Первым делом - самолёты» я опубликовал в газетной рубрике «Литературные странствия»). В остальное время Рифат играл и пел один, причём на трёх языках: русском, английском и татарском. Исполнил он и несколько инструменталок, как собственного сочинения, так и других авторов.

Игра на разных инструментах

- 3 -

       Как всегда, по ходу выступления Рифат сменил несколько музыкальных инструментов: акустическая гитара, электрогитара, банджо, слайд-гитара, а также губная гармошка. Все они звучали по-разному, но на всех музыкант играл

одинаково классно. Концерт прошёл, как говорится, «на одном дыхании».

Афиша юбилейного фестиваля

      В это же день на Юбилейной площади между зданиями новой областной филармонии и киноконцертного зала «Пенза» стартовал традиционный Х Международный фестиваль джазовой музыки «Jazz May-2021» («Джаз май-2021»). Он проходил в течение трёх дней, и как обычно, дневная программа фестиваля была на открытом воздухе на Юбилейной площади, а вечерняя – в помещении ККЗ «Пенза». Ограничительные противокоронавирусные меры не могли не отра-зиться на составе участников фестиваля, и на сей раз иностранных исполнителей было мало, но всё же представители США и Кубы добрались-таки до нашего города. Больше всего участников было из Пензы и Заречного, но весьма внушительные «музыкальные десанты» прибыли из Самары, Москвы и Саратова, а также были представители Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону.

На сцене « Blue Cat On Green Street»          Выступает «Притон Платона»

        Как я уже упоминал в начале своей заметки, посетил я «Джаз май-2021» в заключительный день, придя практически к самому открытию. Перечислю те музыкальные коллективы, которые я посмотрел и послушал, с указанием времени начала их выступления (взято из фестивальной программы).

- 4 -

12:00 – Блок «Jazz kids». Детская музыкальная школа №1, детская музыкальная школа №9, школа №74. В джазе только дети.

12:35 – «Улица Рахманинова» (Пенза)

13:10 – «Edinorock Band» (Пенза)

13:45 – «Blue Cat On Green Street» (Пенза)

14:20 – «Притон Платона» (Пенза).

         А затем я покинул Юбилейную площадь и окончание фестиваля уже не видел. Погода, к сожалению, не баловала участников и зрителей: периодически принимался идти нудный дождик, заставлявший зрителей прятаться под зонты или надевать плащи (у кого, конечно, они были взяты с собой). Мне также пришлось часть концерта смотреть и записывать на видео из-под зонта. Дождь немного разогнал зрителей, но, конечно, испортить праздничную атмосферу фестиваля он не смог. Да и шёл он не всё время, а с перерывами.

Фото автора.

  Л и т е р а т у р н ы е с т р а н с т в и я

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЁТЫ

(Песня из кинофильма «Небесный тихоход», 1945 г.)

                                                                   Слова Алексея Фатьянова.

                                                                  Музыка Василия Соловьёва-Седого.

- 5 -

                 1. Мы, друзья, перелётные птицы,
                     Только быт наш одним нехорош:
                     На земле не успели жениться,
                     А на небе жены не найдёшь!
                                       Припев.
                    Потому, потому, что мы пилоты,
                       Небо наш, небо наш родимый дом.
                    Первым делом, первым делом самолёты.
                - «Ну, а девушки?» - «А девушки потом!»
                    Первым делом, первым делом самолёты.
                - «Ну, а девушки?» - «А девушки потом!»

               2. Нежный образ в мечтах ты голубишь,
                    Хочешь сердце навеки отдать:
                    Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,
                    А на завтра приказ — улетать.

                                     Припев.
               3. Чтоб с тоскою в пути не встречаться,
                   Вспоминая про ласковый взгляд,
                   Мы решили, друзья, не влюбляться
                   Даже в самых красивых девчат.

                                       Припев.

     Герой прошедшего времени

КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ

                                                                          «История – свидетельница веков,

                                                                         Факел истины, душа памяти,

                                                                           Наставница жизни…»

                                                                                                         Цицерон.

             Василий Осипович Ключевский – всемирно известный российский историк, заслуженный профессор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Родился 28 января 1841 года в селе Воскресеновка Пензенского уезда Пензенской губернии.

 

 

- 6 -

                 После трагической смерти отца в 1850 году, который был бедным приходским священником, семья вынуждена была перебраться в город Пенза. Из сострадания к бедной вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик, в котором более 10 лет прожил Василий с сестрой и матерью. Это были голодные годы детства и отрочества. В 1851 году Василий поступил в приходское духовное училище, а через год уже учился в уездном духовном училище с 1852 по 1856 годы. После окончания

духовного училища Ключевский поступил в Пензенскую духовную семинарию (высшее духовное учебное заведение), которая готовила священнослужителей, и куда Василий был принят на казённый счёт. В духовной семинарии он проучился более 4-х лет (1856 – 1860 г.г.), затем отчислился из неё, не закончив. Здание бывшего духовного училища в Пензе, где после пожара в 1858 году располагалась духовная семинария, и в которой Ключевский учился в 1858 - 1860 годы, сохранилось до наших дней и имеет статус памятника культурного наследия России. В настоящее время там находится факультет стоматологии медицинского института Пензенского госуниверситета. В 2018 году на этом здании была торжественно открыта мемориальная доска, посвящённая Ключевскому.

              Во время учебы в духовной семинарии Ключевский в кругу своих друзей и преподавателей читал передовые журналы «Русский вестник», «Отечественные записки», «Современник», печатавшие либеральные статьи, под влиянием которых у него пробуждалось историческое мышление и жажда познания родного прошлого. В 1861 году Ключевский жил в Пензе и готовился к поступлению в Московский университет, затем он

- 7 -

уехал в Москву и поступил в университет на историко-филологический факультет. Это было время крупнейших событий в жизни страны - начинались буржуазные реформы шестидесятых годов XIX века. Ключевский был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества.

               Окончив университет в 1865 году, он был оставлен на кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию. Постепенно к 1882 году он защитил доктор-скую диссертацию, стал профессором и читал курс русской истории в Mосковском университете. Докторская диссертация была посвящена Боярской думе древней Руси. Тематика последующих научных трудов продолжило это направление: «Происхождение крепостного права в России» (1885 г.), «Подушная подать и отмена холопства в России» (1886 г.), «Евгений Онегин и его предки» (1887 г.), «Состав правительства на земских соборах древней Руси» (1890 г.) и другие. Наиболее известный научный труд Ключевс-кого, получивший всемирное признание – «Курс русской истории в 5-ти частях». Учёный трудился над ним более трёх десятилетий.

«Курс русской истории» В.О.Ключевского

               Ключевский разделил русскую историю на 4 периода. Первый период длился примерно с VIII по XIII века, когда русское население сосредотачивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь тогда была политически раздроблена на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля.

               Во втором периоде (XIII - XV века) основная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему раздроблена, но уже не на города, а на княжеские уделы, охватывающие несколько городов. Основа экономики- вольный крестьянский земледельческий труд.

                Третий период продолжался со второй половины XV века до второго десятилетия XVII века, когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средне-волжские чернозёмы. В политике произошло государственное объединение Великороссии, в экономике начался процесс закрепощения крестьянства.

            Последний, четвёртый период до середины XIX века - это время, когда русский народ распространялся по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Чёрного, до

- 8 -

Кавказского хребта, Каспия и Урала. Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служивый класс — дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

            Первая печатная работа учёного была опубликована в 1886 году – «Сказание иностранцев о Московском государстве» и напечатана в университетской типографии. В ней он писал об отношении западноевропейского мира к древней России. Это отчуж-дение продолжалось до начала XVIII века. И только деятельность Петра Первого нарушила это устоявшееся мнение о Руси, как о первобытной стране, населённой варварами. Затем Ключевский подробно описывает впечатление иностранных путешест-венников, побывавших в России. Очень подробно учёный описал, в каких условиях жила и развивалась древняя Русь в XV-XVII веках, окружённая враждебными соседями и раздробленная с другими народами. Естественно, редкие иностранцы, побывавшие в России, не могли достоверно описать быт и нравственное состояние русского общества. К примеру, вот как один из зарубежных писателей описывает о праздновании Пасхи в Москве: «В течение всей пасхальной недели всё население Москвы, все богатые и бедные, мужчины и женщины, предаются такой весёлости, что возникает мысль: а не потеряли ли они здравый рассудок? Работы прекращаются, лавки запираются, одни кабаки остаются открытыми. Суды не работают, в воздухе брань и крики «Христос Воскрес!», «Воистину Воскрес!», люди целуются и дарят друг другу раскрашенные варёные куриные яйца. Куда ни посмотришь, везде видишь столько пьяных мужчин и женщин, что всей строгостью своего поста они, наверное, не могли заслужить от Бога столько милости, сколько навлекают гнева своим необузданным разгулом и нарушением законов трезвости». Вот такие картины древнерусского быта описывали иностранцы и представляли просвещённой Европе.

               Василий Осипович даёт подробное описание Московского государства, начиная со второй половины XV века, когда окончилось образование государства и начинают завязываться слабые связи с некоторыми западноевропейскими государствами. Он приводит длинный перечень иностранных писателей и их трудов о России, относящихся к XV-XVII векам, на русском и английском языках. В 17 главе «Сказания» Ключевский сообщает о состоянии российской державы и великого Московского княжества начала XVII века, отражённое в сочинениях иностранных писателей. Также приводится длинный список фамилий писателей и названия их трудов. Эти сочинения написаны с разными целями, по разным случаям и представляют материалы, довольно разнообразные по форме и содержанию. Все эти сочинения Ключевский изучил и собрал богатейший исторический материал для создания этого «Сказания» и последующих трудов. Последующие труды Ключевского сложно даже перечислить - их огромное количество.

            Важнейшее из трудов Ключевского, кроме вышеназванного «Сказания иностранцев о Московском государстве», это «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1781 г.), «Боярская Дума древней Руси» (1882 г.), «Русский рубль XVI - XVIII веков в его отношении к нынешнему» (1884 г.), «Происхождение крепостного права» (журнал «Русская мысль» 1885 г.). Помимо научных работ, Ключевский выступал

- 9 -

со статьями популярного и публицистического характера, помещая их в журнале «Научная мысль». Статьи отличались талантливым изложением и доступностью понимания. Отличительной их чертой служит националистический оттенок взглядов автора, стоящий в тесной связи с идеализацией московской старины XVI-XVII в.в., и оптимистическим отношением к современной русской действительности. Одарённый способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях учёный умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателем.

Река Собь

         Первый порог сразу за Харпом. Ничего особенного не представляет. Это поворот реки с камнями в русле. В пороге удобно отрабатывать лавирование между камнями с пересечением струи, бьющей в последний из них. Чем мы и занимались после разведки и зарисовки порога.

          Второй порог на Соби несколько сложнее. Необходимо правым берегом очень точно войти в слив между двух камней и сразу уйти влево, миновав таким образом камень, закрывающий прямой проход.

          Группа справилась с заданием хорошо, хотя одна лодка все же прижалась боком к камню. Между первым каскадом второго порога и вторым каскадом метров 300 чистой воды. Очевидно, правильнее считать их как два самостоятельных препятствия. Сужение реки, большой перепад и высокие стоячие волны увидели мы с берега, подойдя к нему. Отрабатывалась техника ухода от главных валов.

         До притока Хара-Матолой порогов больше нет. Река делится на рукава, часть из которых мелкие. Скорость течения позволяет проходить 7-8 км в час. Одиночные камни в русле, да упавшие деревья не представляют серьёзной преграды. Река напоминает Лену ниже Аная. Приток Ханнгй появляется удивительно быстро. Скальные стены, обозначенные на карте, просто высокие каменные берега, поросшие лесом. Река течёт вдоль Уральского хребта, до него не более 10-12 км по прямой.

         Приток Ханнгй изменил цвет воды в реке. Вода стала более мутной, зато прибавилась скорость. Берега реки в этих местах удобны для стоянок, много галечных отмелей, продуваемых ветром, где комаров почти нет. Лес хороший, дров много. В устье Хара-Матолоу были в 17 ч., затратив таким образом на 35 км 5 часов ходового времени. Правый приток Хара-Матолоу – река мощная. Впадает в Собь дельтой из нескольких рукавов. Перед первым рукавом небольшой приток Вен-Юнка. Мы приняли его сперва за первый рукав Хары. Но тридцатиминутная разведка установила истину.

Река Хара-Матолоу

        Первые 1-1,5 км вверх по Хара-Матолоу неудобен отсутствием бечёвника. Берега заросли кустами, это в сочетании с сильным течением чрезвычайно осложняет проводку байдарок. Дальнейший путь показал, что даже на порогах мы тратили меньше времени, чем на то же расстояние в дельте. Здесь возможен (да и далее по реке тоже) единственный способ проводки «корабликом», причём чалки нужны длиной 20-25 м прочной капроновой верёвки.

    Длина дельты около 2 км. Затем река начинает идти одним руслом. Тропа появляется на правом берегу. (Здесь и в дальнейшем берега Хара-Матолоу названы по движению вверх). Первые шиверы начинаются в 4 км от устья, где река входит в ущелье. До порога

- 16 -

(некоторые зовут его водопадом) 8 крупных шивер. Идут они в нарастающей сложности. Падение воды увеличивается от одной к другой. Похожи в них только большие глыбы, хаотично разбросанные по реке.

Сложная проводка

          Плёсы между шиверами невелики. Проводка сложна и многотрудна. В особо опасных местах приходится объединять усилия 2-3 экипажей, проталкивая байдарки среди камней. И даже в этих случаях были моменты, близкие к оверкилю. Всё это создаёт идеальную обстановку обучению проводки против течения. Можно отрабатывать приёмы пересечения реки реверсом, парная, одиночная проводка, точность выхода байдарки между камней на чалках полной длины и т.д.

         Берега реки необычно красивы. Перед Гагаринским порогом глубокие рыбные ямы. Порог длиной 70-80 м, ширина 30-40 м. Глубина большая, и если по нему идти вниз – страшны не камни, а мощные волны. Провести байдарки Гагаринским порогом в принципе можно, но не нужно. Наверняка затраты минут 30 на лодку, и есть большой риск перевернуться. Обойти правым берегом куда быстрее и проще, что мы и сделали. Несмотря на трудную дорогу, рекой довольны были все, только чудовищное количество комаров отравляло нам жизнь. К сведению сказать, у группы москвичей комары заели до смерти собаку средней величины. Утром на ямах ниже порога поймали приличных хариусов. Места для рыбалки здесь прекрасные.

        Сразу за порогом мелкая шивера. Река выходит из ущелья, расширяется, берега становятся ниже. Идти следует правым берегом до скалы. Дальнейший переход зависит от уровня воды. Мы прошли возле скалы, не залив сапог, правда, ещё через 200-300 м. упёрлись в мель, у скалы, так что переходить на левый берег пришлось все равно.

Волок

        Первые 1,5 км шли правым берегом Хара-Ю по приличной тропе. Затем перешли реку и вышли на тракторную дорогу. Переправа по малой воде сложности не представляет, зато тракторная дорога оставляет желать много лучшего. На вершинах холмов, ею пересекаемых, идти ещё можно, но в низинах ноги тонут в грязи по колено. Обочины, поросшие кустами карликовой березы и полярной ивы, еще более трудно проходимы.

        На волоке мы выбрали челночную тактику прохождения. Это позволяло нам не отрываться от лагерного снаряжения более чем на час ходьбы, что при многодневном пути имеет большое значение. По тракторной дороге не следует планировать переход более 5 км в день с грузом. Тракторная дорога упирается в Малую Хара-Матолоу в 9-10 км от начала волока, переходит реку и поднимается в гору на другой стороне реки. Поворот на юго-запад следует делать сразу после крупного ручья, поднявшись на гряду с характерными скалами в виде старого замка. Тропу, ведущую на водораздел, видно очень плохо. Нужно остановиться на вершине и тщательно разведать местность. Сойдя с камней в ложок, тропа становится заметней и уже не теряется до самой Бурхайлы.

          Наша группа допустила ошибку, уйдя от тропы на 2 ходки вперёд (около 3 км.). Быстро поняв, что делаем не то, разбили лагерь и произвели разведку, дойдя до перевала в бассейн Бурхайлы. На это ушло 4 часа.

- 18 -

Через перевал к Бурхайле

         После тракторной дороги тропа просто чудесная. Идёт посуху, болота занимают не более четверти пути. Местами тропа красива и похожа на дорожку парка, только вместо павильонов стоят скальные останцы. С последнего видно озеро Оним-Ты и хребет вдоль Хара-Матолоу. Примерно в трёх километрах от поворота брод через ручей. Затем дорога поднимается в гору и идёт хребтом еще 3 км. Возле последнего останца спуск в тундру. Тропа, огибая слева холм, постепенно приближается к перевалу.

        В 45-50 минутах ходьбы до перевала с грузом есть сносное место для лагеря. Ночевать ближе к перевалу не стоит из-за болот и отсутствия дров.

        Подъём на перевал несложен. Спуск также. Тропа огибает озеро Хайло-Ты с запада. На восток отходит тропа на Бурхайлу. Стоит указатель с надписью.

        До ручья, впадающего в безымянный приток Бурхайла из озера, около 2 км по болоту. Если группа желает начать сплав от озера Хайло-Ты по ручью, то лучше небольшого холмика возле маленького озера не сыщешь. Здесь закончилась пешая часть нашего путешествия. Весь волок занял 3,5 дня.

        Озеро Хайло-Ты довольно обширно и мелководно. На острове живут чайки, есть утки и рыба. Ручей, вытекающий из озера, немноговоден, но спускать по нему лодки вполне возможно. Первые три сотни метров он спокоен и извилист, затем набирает скорость и несётся под гору как бешеный, прыгая по камням многочисленных порогов. Плыть нельзя, только проводка, и всё же интереснее, нежели тащиться с грузом на спине. После небольшого мостика ручей затихает и до реки спокойно петляет по тундре.

Река Бурхайла

         Река, в которую впал ручей, приличного вида, скорость воды 8-9 км/час. Пороги на каждом повороте. Все они образуются многочисленными валунами, в беспорядке разбросанными по руслу. Проходы свободно просматриваются с байдарки, и разведки не нужны, так как длина порогов не более 50-60 м. Плёсы между порогами быстры, кое-где видны выступающие из воды камни.

       Ещё до выхода на маршрут мы знали, что идти вдвоём на байдарке по Бурхайле нельзя, мало воды. Действительность подтвердила наши ожидания. Возможно, в неко-торых местах и можно плыть с матросом, но пришлось бы беспрерывно вылезать из байдарки или на полной скорости вылетать на камни (случалось и такое), а в подобных ситуациях лишние 60-70 кг могут сыграть скверную роль. Поэтому на озере Хайло-Ты была сформирована сухопутная команда и выработана тактика её движения.

Тактика движения

         По левому берегу реки идёт тропа, местами близко подходя к воде или уходя до километра к увалам Полярного Урала. Обычно пешая часть группы выходила на берег реки и ждала, пока капитаны пройдут пороги, при необходимости помогая им, затем снова уходили вперёд. На картах обеих групп намечались условные точки, где все встречались в обед или вечером. Таким образом, связь между пешей и водной группами была достаточно надёжна, и при необходимости было легко прийти на помощь друг другу.

        По мере приближения к Бурхайле скорость воды и сложность препятствий возрастает. После слияния с нашим притоком первая шивера длиной 200-250 м. Падение

- 19 -

воды так велико, что в 50-70 м не видно байдарку, идущую впереди, она как бы проваливается за громадные камни. Проводить разведку в таких случаях бессмысленно. Проходов множество, запомнить их невозможно, и каждый капитан решал задачи в зависимости от своего характера, настроения, своего видения воды. Опасности для жизни людей пороги не несут. Тем не менее, риск сломать лодку велик. Необходимо быть крайне осторожным и в критических ситуациях выпрыгивать из байдарки в воду или на камни, как говорится, «не жалея живота своего».

        За день прошли 6 таких шивер, из них полностью проплыли три. Остальные провели, причём с большим трудом. Проводка выглядела так: намечается путь до ближайшей гряды камней, прыгаем в лодку (ноги остаются за бортом), плывём 10-15 м., затем выскакиваем на камни, проводим или протаскиваем до следующего прохода, и все повторяется сначала.

Почти без аварий

         Второй день на Бурхайле начался сложнейший шиверой в 2 км длиной. Здесь обязательна разведка пути. Воды стало гораздо больше, тут не только сломаться, а и утопить недолго. Удача нам сопутствовала. Кроме двух «форточек», мелких дыр и сломанного весла, аварий не было. На этом участке Бурхайлу можно, по сути дела, рассматривать как один сложный порог. Плёсы так малы, что деление реки на отдельные шиверы чисто условно. Закончили день, проведя левым берегом сложнейшую шиверу. Пройти её центром при таком уровне воды мы не видели возможности. До района Пятиречья и начала реки Тан-Ю ещё одна серьёзная шивера, заканчивающаяся левым прижимом, и несколько более мелких шиверок. На последней шивере видели плот, заброшенный на камень метрах в двух над водой. Трудно понять, как могли идти по такой реке на плотах, разве что в полую воду.

          Левый берег высок и скалист, с кривого берега от хребта Урала сбегают притоки. Река круто заворачивает на юг и, выходя из ущелья, становится раза в три мощнее.

Тан-Ю

          После Пятиречья обычно происходят два события в жизни групп. Река получает новое имя Тан-Ю, и можно сажать матросов. Будут ещё 4 порога, каждый меньше предыдущего. Это, конечно, не Бурхайла, но и их нужно проходить в фартуках и спасательных жилетах.

         На последнем пороге Тан-Ю случилась первая и последняя серьёзная авария за весь поход. Чернов не сумел увернуться от камня и сломал средний шпангоут «Салюта». Посему была устроена полуднёвка с ремонтом, рыбной ловлей и т.д. По всей Бурхайле и начале Тан-Ю отлично идёт хариус, которого мы ели во всевозможных видах.

        Тан-Ю не назовёшь горной рекой. Вырываясь на просторы Западно-Сибирской низменности, река успокаивается. Галечные берега сменяются болотами, тайга мельчает, и до озера Варчато течения почти нет. В реке очень много окуня, и в тундре на озерах и по реке летают утки. Окуни в 1 кг не диво, щуки ещё более. Приходилось вводить ограничения в ловле – не успевали съедать. Тайга вдоль Тан-Ю растёт узкими полосами вдоль берегов, метров 30-40 шириной, затем начинается тундра. В хорошее лето здесь должно быть много ягод, но в 1975 году весна была слишком поздней, и ягодники только цвели, хотя на дворе был уже август.

- 20 -

          Вдоль правого берега реки видны отроги Урала – хребет Миника-Мусюр и гряда Вана-Ты-Мусюр. В некоторых местах холмы вплотную приближаются к реке, не внося, впрочем, в её спокойное течение заметных перемен. На последних километрах до озера Варчато стоят две избы в 3-4 км друг от друга. В одной мы заночевали. Типичная изба на оживлённой дороге, сплошь в надписях – от самых ранних, 50-х годов, до новейших. Дров возле избы нет, пришлось ходить за два км.

Выход в Салехард

         Регулярного судоходства от Усть-Войкара нет. Можно попытаться остановить почтовый катер и с ним ехать до Салехарда или до Мужей, если такая возможность предоставится. Или же плыть на «плашкоут» вниз по Оби. В 8 км от деревни причаливают рыбовозы, куда рыбаки сдают свой улов. Уходят рыбовозы в пределах 10-14 часов местного времени.

        Мы утром встали в 4 часа и к 10 часам прибыли на место. Плыть следует левым берегом. Никаких особых примет «плашкоута» нет. Если катера не стоят, следует ориен-тироваться по времени. Это около 2,5 часов ходу. Также следует смотреть следы на берегу. Многочисленные туристы оставили хорошие заметки.

        Наша группа попала на почтовый катер, идущий до Мужей. Байдарки поднимали из воды прямо на палубу. Пришлось крепко поработать, так как на Оби была сильная волна. От «плашкоута» до Мужей 58 км вверх по Оби. Катер идёт 3,5 часа. Проезд стоит 3 руб. на человека.

        Из посёлка Мужи теплоход «Метеор» идёт 187 км до Салехарда около 4 часов. Цена билета 5 руб. За крупногабаритный груз берётся как за одного человека. Так что в пересчёте на километры самый дешёвый вид транспорта обошёлся нам дороже всего, по 10 руб. на человека.

        От Салехарда до станции Лабытнанга 4 раза в день ходит теплоход «Омин 365». От пристани до вокзала около 3 км. Лучше нанять машину для груза (дело вполне возможное).

       В Лабытнанги формируются прямые вагоны до Москвы, и можно закомпос-тировать билеты на поезд Воркута - Адлер.

Отчёт переработал Игнатьев Александр.

         Фото похода найти не удалось, заимствованы с сайта https://olgabulycheva.ru/

       Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Учредитель, редактор и компьютерный дизайнер Александр Митрофанов Адрес редакции: г.Пенза, ул. Суворова д.44 кв.45 Телефоны: (8412)55-26-17; 89273928462 Электронная почта: [email protected] bwm86@. mail.ru Номер подписан в печать 15 июня 2021 года

 

Рифат Маскаев и Николай Кабанов

        С творчеством Рифата Маскаева я знаком уже довольно давно и неоднократно бывал как на его сольных концертах, так и на совместных выступ-лениях с ещё одним виртуозным гитаристом Владимиром Медведевым (один из их концертов прошёл в январе 2017 года именно в клубе «Афган»). В этот раз Медведева не было, но зато Маскаева поддержали хозяева этого клуба – члены музыкальной группы «Экспедиция» Николай Кабанов (вокал, ритм-гитара) и Максим Старостин (бас-гитара). Совсем недавно к этой группе в качестве соло-гитариста присоединился Рифат Маскаев.

        Небольшой уютный зал клуба «Афган» заполнился почти до отказа, пришли сюда прежде всего друзья и хорошие знакомые Р.Маскаева и Н.Кабанова. Музыкальный вечер начался в 19 часов, и первые две песни исполнила группа «Экспедиция» вместе с Маскаевым, а солировал Николай Кабанов. Ближе к завершению вечера Кабанов ещё выходил на сцену к микрофону (текст исполненной им одной, очень известной песни «Первым делом - самолёты» я опубликовал в газетной рубрике «Литературные странствия»). В остальное время Рифат играл и пел один, причём на трёх языках: русском, английском и татарском. Исполнил он и несколько инструменталок, как собственного сочинения, так и других авторов.

Игра на разных инструментах

- 3 -

       Как всегда, по ходу выступления Рифат сменил несколько музыкальных инструментов: акустическая гитара, электрогитара, банджо, слайд-гитара, а также губная гармошка. Все они звучали по-разному, но на всех музыкант играл

одинаково классно. Концерт прошёл, как говорится, «на одном дыхании».

Афиша юбилейного фестиваля

      В это же день на Юбилейной площади между зданиями новой областной филармонии и киноконцертного зала «Пенза» стартовал традиционный Х Международный фестиваль джазовой музыки «Jazz May-2021» («Джаз май-2021»). Он проходил в течение трёх дней, и как обычно, дневная программа фестиваля была на открытом воздухе на Юбилейной площади, а вечерняя – в помещении ККЗ «Пенза». Ограничительные противокоронавирусные меры не могли не отра-зиться на составе участников фестиваля, и на сей раз иностранных исполнителей было мало, но всё же представители США и Кубы добрались-таки до нашего города. Больше всего участников было из Пензы и Заречного, но весьма внушительные «музыкальные десанты» прибыли из Самары, Москвы и Саратова, а также были представители Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону.

На сцене « Blue Cat On Green Street»          Выступает «Притон Платона»

        Как я уже упоминал в начале своей заметки, посетил я «Джаз май-2021» в заключительный день, придя практически к самому открытию. Перечислю те музыкальные коллективы, которые я посмотрел и послушал, с указанием времени начала их выступления (взято из фестивальной программы).

- 4 -

12:00 – Блок «Jazz kids». Детская музыкальная школа №1, детская музыкальная школа №9, школа №74. В джазе только дети.

12:35 – «Улица Рахманинова» (Пенза)

13:10 – «Edinorock Band» (Пенза)

13:45 – «Blue Cat On Green Street» (Пенза)

14:20 – «Притон Платона» (Пенза).

         А затем я покинул Юбилейную площадь и окончание фестиваля уже не видел. Погода, к сожалению, не баловала участников и зрителей: периодически принимался идти нудный дождик, заставлявший зрителей прятаться под зонты или надевать плащи (у кого, конечно, они были взяты с собой). Мне также пришлось часть концерта смотреть и записывать на видео из-под зонта. Дождь немного разогнал зрителей, но, конечно, испортить праздничную атмосферу фестиваля он не смог. Да и шёл он не всё время, а с перерывами.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.