Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Река Собь и другие реки Полярного Урала пройдены на байдарках пензенскими туристами

2022-10-05 58
Река Собь и другие реки Полярного Урала пройдены на байдарках пензенскими туристами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

           Поход по рекам Полярного Урала на байдарках: река Собь, а также реки Хара-Матолоу, Бурхайла, Тан-1-0, Войкар пройдены группой пензенских туристов в 1975 году.

           Руководитель Воробьёв Д.С. Участники Воробьёва Н.И., Шерстнев Ю.П., Грибова Л.К., Необутов В.В., Комиссарова Г., Козинский Н.А., Концов В., Сашкин В.П., Чернов Ю.В., Боярова Л.С.

 

 

- 14 -

         К исходной точке путешествия – остановке 134 км Северной железной дороги можно доехать таким образом. Из Пензы поездом Адлер-Воркута за 47 часов до станции Сейда. В Сейде пересадка. Станция маленькая, вся жизнь идет по Москве, хотя разница во времени 1 час. Есть магазин с минимальным набором продуктов. Иногда работает столовая. Метрах в 500 на восток – река Уса, что-то вроде Оки. На берегу лес. Удобно заночевать или сварить обед. Поезд на Лабытнангу – всего несколько вагонов. Отправление в 11 ч. 39 мин. Прибытие на разъезд 134 км в 18 ч. Скорость поезда очень маленькая, не более 20 км/час, стоянки длительные. Только вид гор Полярного Урала скрашивает поездку.

         Почти все группы, идущие этим маршрутом, собирают байдарки на станции Харп, в точке, где река Собь отходит от железной дороги. На наш взгляд, удобнее выходить на 134 км. На то есть следующие причины. Расстояние от станции до реки всего 100-150 м. (в Харп 700-1000 м.) Удобное место для ночлега и сбора байдарок (в Харпе это придется делать в поселке). Нет необходимости идти через охранную зону. А проплыть лишние 10-12 км быстрой реки не великая плата за удовольствие начать маршрут после обстоятельных сборов и спокойного ночлега.

- 15 -

          Единственный недостаток разъезда 134 км – отсутствие магазина. В месте нашего лагеря и далее река Собь имеет ширину 30-80 м. Иногда делится островами на протоки, есть перекаты со стоячей волной до 0,5 м, но серьёзных препятствий нет. Горы Полярного Урала вплотную подходят к реке. Пейзаж очень живописен. До посёлка Харп дошли за 2,5 часа ходового времени. Пообедали на острове и заклеили первую дыру в лодке Козинского. Поселок Харп, по тамошним понятиям, большой. Есть даже 2-3 дома в 5 этажей с отоплением и другими удобствами. По всей видимости, есть и магазин (мы не заходили в посёлок). На берегу много рыбаков, ловят хариуса «корабликом».

Река Собь

         Первый порог сразу за Харпом. Ничего особенного не представляет. Это поворот реки с камнями в русле. В пороге удобно отрабатывать лавирование между камнями с пересечением струи, бьющей в последний из них. Чем мы и занимались после разведки и зарисовки порога.

          Второй порог на Соби несколько сложнее. Необходимо правым берегом очень точно войти в слив между двух камней и сразу уйти влево, миновав таким образом камень, закрывающий прямой проход.

          Группа справилась с заданием хорошо, хотя одна лодка все же прижалась боком к камню. Между первым каскадом второго порога и вторым каскадом метров 300 чистой воды. Очевидно, правильнее считать их как два самостоятельных препятствия. Сужение реки, большой перепад и высокие стоячие волны увидели мы с берега, подойдя к нему. Отрабатывалась техника ухода от главных валов.

         До притока Хара-Матолой порогов больше нет. Река делится на рукава, часть из которых мелкие. Скорость течения позволяет проходить 7-8 км в час. Одиночные камни в русле, да упавшие деревья не представляют серьёзной преграды. Река напоминает Лену ниже Аная. Приток Ханнгй появляется удивительно быстро. Скальные стены, обозначенные на карте, просто высокие каменные берега, поросшие лесом. Река течёт вдоль Уральского хребта, до него не более 10-12 км по прямой.

         Приток Ханнгй изменил цвет воды в реке. Вода стала более мутной, зато прибавилась скорость. Берега реки в этих местах удобны для стоянок, много галечных отмелей, продуваемых ветром, где комаров почти нет. Лес хороший, дров много. В устье Хара-Матолоу были в 17 ч., затратив таким образом на 35 км 5 часов ходового времени. Правый приток Хара-Матолоу – река мощная. Впадает в Собь дельтой из нескольких рукавов. Перед первым рукавом небольшой приток Вен-Юнка. Мы приняли его сперва за первый рукав Хары. Но тридцатиминутная разведка установила истину.

Река Хара-Матолоу

        Первые 1-1,5 км вверх по Хара-Матолоу неудобен отсутствием бечёвника. Берега заросли кустами, это в сочетании с сильным течением чрезвычайно осложняет проводку байдарок. Дальнейший путь показал, что даже на порогах мы тратили меньше времени, чем на то же расстояние в дельте. Здесь возможен (да и далее по реке тоже) единственный способ проводки «корабликом», причём чалки нужны длиной 20-25 м прочной капроновой верёвки.

    Длина дельты около 2 км. Затем река начинает идти одним руслом. Тропа появляется на правом берегу. (Здесь и в дальнейшем берега Хара-Матолоу названы по движению вверх). Первые шиверы начинаются в 4 км от устья, где река входит в ущелье. До порога

- 16 -

(некоторые зовут его водопадом) 8 крупных шивер. Идут они в нарастающей сложности. Падение воды увеличивается от одной к другой. Похожи в них только большие глыбы, хаотично разбросанные по реке.

Сложная проводка

          Плёсы между шиверами невелики. Проводка сложна и многотрудна. В особо опасных местах приходится объединять усилия 2-3 экипажей, проталкивая байдарки среди камней. И даже в этих случаях были моменты, близкие к оверкилю. Всё это создаёт идеальную обстановку обучению проводки против течения. Можно отрабатывать приёмы пересечения реки реверсом, парная, одиночная проводка, точность выхода байдарки между камней на чалках полной длины и т.д.

         Берега реки необычно красивы. Перед Гагаринским порогом глубокие рыбные ямы. Порог длиной 70-80 м, ширина 30-40 м. Глубина большая, и если по нему идти вниз – страшны не камни, а мощные волны. Провести байдарки Гагаринским порогом в принципе можно, но не нужно. Наверняка затраты минут 30 на лодку, и есть большой риск перевернуться. Обойти правым берегом куда быстрее и проще, что мы и сделали. Несмотря на трудную дорогу, рекой довольны были все, только чудовищное количество комаров отравляло нам жизнь. К сведению сказать, у группы москвичей комары заели до смерти собаку средней величины. Утром на ямах ниже порога поймали приличных хариусов. Места для рыбалки здесь прекрасные.

        Сразу за порогом мелкая шивера. Река выходит из ущелья, расширяется, берега становятся ниже. Идти следует правым берегом до скалы. Дальнейший переход зависит от уровня воды. Мы прошли возле скалы, не залив сапог, правда, ещё через 200-300 м. упёрлись в мель, у скалы, так что переходить на левый берег пришлось все равно.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.