История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Пороги имени первых космонавтов

2022-10-05 54
Пороги имени первых космонавтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

         Берегом шли недолго. Бечёвник кончился у сильного прижима. Провести его левым берегом невозможно. Вода забивает лодки под скалу. Между Гагаринским и Титовским порогами есть ещё один безымянный, очевидно, во времена их крещения не было больше космонавтов. Тем не менее, порог заслуживает внимания и уважения. Проводка его сложна и опасна. К аварии может привести любое неточное движение. Мы отделались здоровенной дырой в байдарке Шерстнева. Можно сказать, что до самого Титовского порога река представляет сложную цепь перекатов, шивер, порогов. Требуется максимальная отдача сил и внимания. Правым берегом поднимались до притока Макар-

- 17 -

Руз. В устье его яма, набитая рыбой. Хариусы ходят, как в аквариуме. Место удобно для днёвки. Примерно в километре от притока, по правому берегу, к воде подходят отвесные скалы. Левый берег пологий и удобен для стоянок.

          К середине следующего дня подошли к Титовскому порогу. Река суживается до 20-25 метров, сильный прижим к левому берегу с характерным треугольным камнем. Правым берегом можно провести, если не лезть в струю. От порога до слияния Большой и Малой Хара-Матолоу метров 300-400 спокойной воды. В месте слияния Большая Хара-Матолоу делится на несколько рукавов. Если воды мало, то можно идти правым берегом, ведя лодки на длинных чалках, если много – переправа и без проводки сама по себе становится опасной. Лучше уходить на левый берег. Ночевали на стрелке Большой и Малой Хара-Матолоу.

        При большой воде возможен подъём по Малой Хара-Матолоу ещёна 6-7 км до точки волока, сократив его на 4 км. В этом отношении нам не повезло. Воды было мало, и подъём порогами Хара-Ю делался предприятием чрезвычайно трудоёмким. К тому же всем надоело упираться, ведя байдарки против течения. Волок начался от места слияния.

Волок

        Первые 1,5 км шли правым берегом Хара-Ю по приличной тропе. Затем перешли реку и вышли на тракторную дорогу. Переправа по малой воде сложности не представляет, зато тракторная дорога оставляет желать много лучшего. На вершинах холмов, ею пересекаемых, идти ещё можно, но в низинах ноги тонут в грязи по колено. Обочины, поросшие кустами карликовой березы и полярной ивы, еще более трудно проходимы.

        На волоке мы выбрали челночную тактику прохождения. Это позволяло нам не отрываться от лагерного снаряжения более чем на час ходьбы, что при многодневном пути имеет большое значение. По тракторной дороге не следует планировать переход более 5 км в день с грузом. Тракторная дорога упирается в Малую Хара-Матолоу в 9-10 км от начала волока, переходит реку и поднимается в гору на другой стороне реки. Поворот на юго-запад следует делать сразу после крупного ручья, поднявшись на гряду с характерными скалами в виде старого замка. Тропу, ведущую на водораздел, видно очень плохо. Нужно остановиться на вершине и тщательно разведать местность. Сойдя с камней в ложок, тропа становится заметней и уже не теряется до самой Бурхайлы.

          Наша группа допустила ошибку, уйдя от тропы на 2 ходки вперёд (около 3 км.). Быстро поняв, что делаем не то, разбили лагерь и произвели разведку, дойдя до перевала в бассейн Бурхайлы. На это ушло 4 часа.

- 18 -

Через перевал к Бурхайле

         После тракторной дороги тропа просто чудесная. Идёт посуху, болота занимают не более четверти пути. Местами тропа красива и похожа на дорожку парка, только вместо павильонов стоят скальные останцы. С последнего видно озеро Оним-Ты и хребет вдоль Хара-Матолоу. Примерно в трёх километрах от поворота брод через ручей. Затем дорога поднимается в гору и идёт хребтом еще 3 км. Возле последнего останца спуск в тундру. Тропа, огибая слева холм, постепенно приближается к перевалу.

        В 45-50 минутах ходьбы до перевала с грузом есть сносное место для лагеря. Ночевать ближе к перевалу не стоит из-за болот и отсутствия дров.

        Подъём на перевал несложен. Спуск также. Тропа огибает озеро Хайло-Ты с запада. На восток отходит тропа на Бурхайлу. Стоит указатель с надписью.

        До ручья, впадающего в безымянный приток Бурхайла из озера, около 2 км по болоту. Если группа желает начать сплав от озера Хайло-Ты по ручью, то лучше небольшого холмика возле маленького озера не сыщешь. Здесь закончилась пешая часть нашего путешествия. Весь волок занял 3,5 дня.

        Озеро Хайло-Ты довольно обширно и мелководно. На острове живут чайки, есть утки и рыба. Ручей, вытекающий из озера, немноговоден, но спускать по нему лодки вполне возможно. Первые три сотни метров он спокоен и извилист, затем набирает скорость и несётся под гору как бешеный, прыгая по камням многочисленных порогов. Плыть нельзя, только проводка, и всё же интереснее, нежели тащиться с грузом на спине. После небольшого мостика ручей затихает и до реки спокойно петляет по тундре.

Река Бурхайла

         Река, в которую впал ручей, приличного вида, скорость воды 8-9 км/час. Пороги на каждом повороте. Все они образуются многочисленными валунами, в беспорядке разбросанными по руслу. Проходы свободно просматриваются с байдарки, и разведки не нужны, так как длина порогов не более 50-60 м. Плёсы между порогами быстры, кое-где видны выступающие из воды камни.

       Ещё до выхода на маршрут мы знали, что идти вдвоём на байдарке по Бурхайле нельзя, мало воды. Действительность подтвердила наши ожидания. Возможно, в неко-торых местах и можно плыть с матросом, но пришлось бы беспрерывно вылезать из байдарки или на полной скорости вылетать на камни (случалось и такое), а в подобных ситуациях лишние 60-70 кг могут сыграть скверную роль. Поэтому на озере Хайло-Ты была сформирована сухопутная команда и выработана тактика её движения.

Тактика движения

         По левому берегу реки идёт тропа, местами близко подходя к воде или уходя до километра к увалам Полярного Урала. Обычно пешая часть группы выходила на берег реки и ждала, пока капитаны пройдут пороги, при необходимости помогая им, затем снова уходили вперёд. На картах обеих групп намечались условные точки, где все встречались в обед или вечером. Таким образом, связь между пешей и водной группами была достаточно надёжна, и при необходимости было легко прийти на помощь друг другу.

        По мере приближения к Бурхайле скорость воды и сложность препятствий возрастает. После слияния с нашим притоком первая шивера длиной 200-250 м. Падение

- 19 -

воды так велико, что в 50-70 м не видно байдарку, идущую впереди, она как бы проваливается за громадные камни. Проводить разведку в таких случаях бессмысленно. Проходов множество, запомнить их невозможно, и каждый капитан решал задачи в зависимости от своего характера, настроения, своего видения воды. Опасности для жизни людей пороги не несут. Тем не менее, риск сломать лодку велик. Необходимо быть крайне осторожным и в критических ситуациях выпрыгивать из байдарки в воду или на камни, как говорится, «не жалея живота своего».

        За день прошли 6 таких шивер, из них полностью проплыли три. Остальные провели, причём с большим трудом. Проводка выглядела так: намечается путь до ближайшей гряды камней, прыгаем в лодку (ноги остаются за бортом), плывём 10-15 м., затем выскакиваем на камни, проводим или протаскиваем до следующего прохода, и все повторяется сначала.

Почти без аварий

         Второй день на Бурхайле начался сложнейший шиверой в 2 км длиной. Здесь обязательна разведка пути. Воды стало гораздо больше, тут не только сломаться, а и утопить недолго. Удача нам сопутствовала. Кроме двух «форточек», мелких дыр и сломанного весла, аварий не было. На этом участке Бурхайлу можно, по сути дела, рассматривать как один сложный порог. Плёсы так малы, что деление реки на отдельные шиверы чисто условно. Закончили день, проведя левым берегом сложнейшую шиверу. Пройти её центром при таком уровне воды мы не видели возможности. До района Пятиречья и начала реки Тан-Ю ещё одна серьёзная шивера, заканчивающаяся левым прижимом, и несколько более мелких шиверок. На последней шивере видели плот, заброшенный на камень метрах в двух над водой. Трудно понять, как могли идти по такой реке на плотах, разве что в полую воду.

          Левый берег высок и скалист, с кривого берега от хребта Урала сбегают притоки. Река круто заворачивает на юг и, выходя из ущелья, становится раза в три мощнее.

Тан-Ю

          После Пятиречья обычно происходят два события в жизни групп. Река получает новое имя Тан-Ю, и можно сажать матросов. Будут ещё 4 порога, каждый меньше предыдущего. Это, конечно, не Бурхайла, но и их нужно проходить в фартуках и спасательных жилетах.

         На последнем пороге Тан-Ю случилась первая и последняя серьёзная авария за весь поход. Чернов не сумел увернуться от камня и сломал средний шпангоут «Салюта». Посему была устроена полуднёвка с ремонтом, рыбной ловлей и т.д. По всей Бурхайле и начале Тан-Ю отлично идёт хариус, которого мы ели во всевозможных видах.

        Тан-Ю не назовёшь горной рекой. Вырываясь на просторы Западно-Сибирской низменности, река успокаивается. Галечные берега сменяются болотами, тайга мельчает, и до озера Варчато течения почти нет. В реке очень много окуня, и в тундре на озерах и по реке летают утки. Окуни в 1 кг не диво, щуки ещё более. Приходилось вводить ограничения в ловле – не успевали съедать. Тайга вдоль Тан-Ю растёт узкими полосами вдоль берегов, метров 30-40 шириной, затем начинается тундра. В хорошее лето здесь должно быть много ягод, но в 1975 году весна была слишком поздней, и ягодники только цвели, хотя на дворе был уже август.

- 20 -

          Вдоль правого берега реки видны отроги Урала – хребет Миника-Мусюр и гряда Вана-Ты-Мусюр. В некоторых местах холмы вплотную приближаются к реке, не внося, впрочем, в её спокойное течение заметных перемен. На последних километрах до озера Варчато стоят две избы в 3-4 км друг от друга. В одной мы заночевали. Типичная изба на оживлённой дороге, сплошь в надписях – от самых ранних, 50-х годов, до новейших. Дров возле избы нет, пришлось ходить за два км.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.