Обучение приемам, направленным на распознавание интонаций и интонированной речи. Формы упражнений. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Обучение приемам, направленным на распознавание интонаций и интонированной речи. Формы упражнений.

2022-10-04 29
Обучение приемам, направленным на распознавание интонаций и интонированной речи. Формы упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прослушивание записей эмоций, выраженных в звуке: крик, плач, смех, вскрик, неразборчивый шепот с оттенками радости, тревоги и др.

Прослушивание музыкальных эмоциональных образов, испол­ненных на разных музыкальных инструментах.

Различные "угадайки", "достраивания", включения в разнооб­разные по форме и содержанию контексты (картинки, тексты и др.).

Умение изобразить, как шепчутся листья, как бушует море, как рычит тигр и т. д.

3. Обучение приемам речевой и поведенческой этики на эмо­циональной основе. Одновременно с обучением речевым и поведен­ческим нормам, способствующим развитию человеческих контак­тов, идет открытие ребенку и самим ребенком смысла различных форм этикета (вежливых выражений, приветствий, извинений, веж­ливых форм поведения).

Формы упражнений

Проигрывание сценок полярными персонажами с соответст­вующим поведением и высказываниями.

Сопереживание и содействие другим (персонажам из сказок, игр, рассказов, стихотворений), формирование социально ценных эмоций, таких, как сострадание, сопереживание, гнев, осуждение, удивление. Проигрывание подобных сценок самими детьми (по их положительному варианту).

Проигрывание сценок со встречей, приемами и проводами гос­тей, ритуалом дарения подарков.

4. Обучение приемам и способам анализа собственных эмоций. Обучение умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми.

Формы упражнений

Рассматривание собственной мимики перед зеркалом (если ребе­нок не боится зеркала), установление связи между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием.

"Я красивая" — рассматривать себя в зеркале, улыбаясь, смеясь.

"У меня красивые бантики (туфли, платье)" — аналогично предыдущей игре.

"Я артист" — узнать, что изображает ребенок перед зер­калом

5. Обучение пантомимике. Распознавание, воспроизведение, изображение. Изображение и отгадывание различных походок, комплексов движений, прыжков, присущих определенным объектам. Игры: "Угадай, кто так делает", "Покажи, как скачет", "Узнай, кто так ходит" и др.

"Танец". Танцевальная психотерапия — особая форма психо­логического тренинга, средство психологической разгрузки и способ оптимизации развития личности. В танце ребенок выражает какой-либо образ. Темы для подсказки: "Станцуй "бабочку", "зайку", "цветок", "дерево", "конфету", "утюг" и др.".

После показа образа переходят к показу чувства: "Станцуй "ра­дость", "каприз", "страх", "удивление", "веселье", "жалость". Глав­ное — изображение чувств движением, а не мимикой. Используется любая музыка, кроме песен с понятным для ребенка смыслом.

"Пантомима". Способствует активизации воображения, соот­несению воображаемой ситуации с действием и показу ее в реальной жизни. Ребенку предлагают показать какое-либо воображаемое действие (сбор яблок и складывание их в корзины, стирка белья, перенос тяжестей) и передать предполагаемые эмоциональные ощущения.

"Тропинка". Игра строится на активизации воображения и соп­ровождающих его положительных эмоциях. Для создания оптими­стического "чувственного" фона, стимуляции образных двигатель­ных представлений и воображения ребенку предлагают пройти по воображаемой тропинке с преодолением различных препятствий (мостик, лужи, ручей, камни). Такая эмоционально окрашенная игра помогает обогатить практический и игровой опыт ребенка и является действенным средством коррекции нарушений в эмоцио­нальной сфере ребенка с ранним детским аутизмом.


 

Приложение 6

Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр

Во время проведения сенсорных игр возможно возник­новение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.

— Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комменти­руйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия. Или однажды попросит педагога повторить действие. К примеру, ребенок, который вроде бы не обращал внимания на пение педагога, вдруг начинает петь песенки самостоятельно. Такое поведение аутичного ребенка можно объяснить особенностями его психического развития: по внешним проявлениям далеко не всегда удается понять, что он усвоил, а что нет.

— Помните, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность — предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.

— Понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь — ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.

— Учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не осложняйте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты — например, на «грядку» «посажены» всего два «помидорчика», а кукольный «обед» длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе — с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.

— Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения — своеобразная «перекличка» — даст ребенку подтверждение того, что Вы его понимаете, вызовет большое доверие к вам.

— Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации), либо предложите заменитель желаемого. Например, вместо таблеток для кукольной ап­течки подойдут безвредные конфетки-горошки. Однако часто это бывает непросто, т.к. желание оказывается необычным или опасным для ребенка. К тому же можно встретить возражения родителей: «Нельзя потакать ре­бенку во всем». Но не следует забывать, что в этот мо­мент ребенок по-настоящему страдает от неудовлетво­ренности своего желания. К тому же особенности его психики не позволяют быстро переключиться, забыть о своем желании, а объяснения и порицания не достигают своей цели. В этом случае перед взрослыми стоит труд­ная и серьезная задача — найти социально адекватный способ разрешения ситуации. В любом случае, недопу­стимо просто отмахнуться от настойчивых просьб ре­бенка. Ведь желание захватывает его целиком, и он не успокоится, пока не получит желаемое.

При этом ребенок не понимает, «почему нельзя». Мо­жет, к примеру, захотеть в магазине какую-нибудь очень дорогую вещь — а как объяснить, почему невозможно ее купить: аутичный ребенок не видит разницы между по­купкой конфетки (которую «можно») и флакона фран­цузских духов? Понимая особенности психики аутичного ребенка, следует искать заменитель желаемого, но да­леко не всегда ребенок примет такой заменитель. При этом его желание не исчезает, его сила не ослабевает. Тогда постарайтесь организовать исполнение желания, но под вашим контролем и страховкой.

— Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагоги­ческого чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.                  

— Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в много­кратно усиленной, а порой — неадекватной форме. Так ребенок стучит по стеклу со всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь ребенка от подобных экспериментов не получается. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на стереотипную игру.               

Приложение 7

Организация среды, обеспечивающей максимальное включение во взаимодействие аутичного ребенка

1. Создавать и поддерживать особый аффективный режим воспитания:

- простроенность и регулярность режимных моментов каждого дня;

- не только физическое поддержание сложившегося стереотипа дня, но и регулярное его проговаривание, комментирование всех его деталей, объяснение ребенку эмоционального смысла каждой из них, их связи (восприятие фрагментарно, поэтому важно давать представление о связи отдельных впечатлений, объяснять эмоциональный смысл). Чтобы включить ребенка, хотя бы в более пассивной форме (слушания) в этот комментарий, взрослый должен обязательно опираться на значимые для ребенка аффективные детали его жизни.  Приходится следовать за ребенком, в первую очередь, отмечая важные для него моменты («откроем кран и водичка польется быстро-быстро») и соединяя их с постепенно нарастающими деталями эмоционального переживания происходящего, значимыми для него самого. Благодаря этому происходит разметка времени.

- важно размечать пространство, в котором живет ребенок за счет постоянных эмоциональных комментариев взрослым того, что обычно происходит в данном месте. Важно не допустить механического перебора деталей, а помочь эмоционально осмыслить их необходимость. Если у ребенка наблюдаются, казалось бы, бессмысленные ритуальные действия, их надо пытаться включать в общий смысловой контекст, тогда ребенок совершает их менее напряженно и ожесточенно. Например, если он должен обязательно, войдя в комнату, несколько раз щелкнуть выключателем, это можно прокомментировать так: «Проверим горит ли свет - все в порядке, нам будет светло», или, если он сосредоточен на том, чтобы была приоткрыта дверь - «Закрой, закрой, чтобы не дуло», если раскладывает в определенном порядке фломастеры на столе - «Так, все у нас на месте, ты же аккуратный мальчик».

Сенсорная организация пространства.

- Использование чувствительности к строению и динамике окружающего сенсорного поля. Ритмическая организация воздействий. Первые игры, которые осваивает с помощью близких нормально развивающийся ребенок, в значительной степени построены на ритмической основе. При взаимодействии следует активно использовать эти естественные приемы непроизвольной организации. Ритмический узор цветного орнамента позволит длительнее фиксировать картинку в книге, повторяющийся рисунок детского коврика (чередование дорог и домиков) позволит дольше следить за движением по нему машинки, музыкальный ритм легче организует движения, ритмичный пересчет ступенек поможет преодолеть лестницу. Ритм может выступать и как фон, организующий ребенка на какое-то более сложное занятие.

- Аутичный ребенок склонен к завершенности формы, которую он воспринимает, эта особенность восприятия должна обязательно учитываться. Многие развивающие игрушки для детей, как известно, построены на этом принципе завершенности (пирамидки, кубики с рисунками, доски с углублениями и вкладышами и т.п.). У многих аутичных детей действия с подобными предметами наиболее успешны, некоторые из них могут проводить за ними достаточно длительное время. Но при всей кажущейся разумности этих занятий нельзя надолго оставлять ребенка с ними один на один, т.к. часто это превращается тоже в форму достаточно механической аутостимуляции. Необходимо называние взрослым того, что делается и получается у ребенка.

Рекомендации психолога

1.Отвлекать ребенка от начинающейся вспышки истерики, предугадывая наступающее состояние по характерным для него признакам раздражения (беспокойство, напряжение, хныканье и т.п.). Внимание ребенка можно переключить на какой-то яркий предмет, интересного человека, совместное со взрослым действие, можно отвести его в сторону, обнять и погладить, спеть песенку и т.п.

2. При истериках отказываться от общения с ребенком до тех пор, пока он не успокоится. Не уговаривать ребенка, не кричать на него.

3. При повторяющихся капризах временно изолировать ребенка, спокойно отведя его в специальное место, где нет игрушек, телевизора, других детей. Временная изоляция должна длиться до тех пор, пока ребенок не будет оставаться спокойным две минуты. Если он опять начинает кричать и т.п., его следует вновь вернуть на место временной изоляции. При этом взрослому важно самому оставаться спокойным.

4. Выбрав способ поведения во время вспышек, необходимо придерживаться его каждый раз, когда ребенок впадает в это состояние, чтобы ребенок знал, что реакция взрослого неизменна, даже если это происходит в общественном месте.

5. Не позволять ребенку использовать истерики, чтобы избежать выполнения домашних обязанностей и заданий на дом. Ребенок должен знать, что как только он вернется в нормальное состояние, он должен закончить начатое.

6. Согласовать с другими людьми, с которыми контактирует ребенок (родственники, учителя, няни и т.п.), план поведения во время вспышек раздражения ребенка.

7. При работе с ребенком использовать релаксационные игры (игры по контрасту напряжения и расслабления), игры, в основе которых лежит телесный контакт, игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.).

8. Стараться, чтобы эмоциональные вспышки ребенка или отказ вас не пугали и не вызывали чувства вины; не заставляли все бросить, поскольку это причинит вред ребенку в долгосрочной перспективе.

9. Определите наиболее подходящий Вашему ребенку вид поощрения, попробуйте различные их варианты и остановитесь на самом эффективном. Например, некоторые дети очень реагируют на вербальное поощрение, другие к нему безразличны, третьи воспринимают его негативно. Для большинства детей вознаграждением является возможность двигательной активности (побегать, поболтать ногами и т.д.). У некоторых детей есть любимые предметы, к которым они привязаны (машинка, телефон, шарики, цифры и т.д.), их также можно использовать в качестве поощрения (дать поиграть ими в течение 5 секунд после выполнения какого-либо задания, действия или поручения). Если дети любят оставаться одни, в качестве вознаграждения можно оставить их одних. Поощрением может стать кусочек еды, глоток жидкости, поглаживание и поцелуй, словесное одобрение, активность, слушание музыки, цветные и разнообразные визуальные изображения. Для некоторых детей поощрением становится стремление избежать вашего неодобрения. Существуют и так называемые внутренние поощрения, когда ребенок получает удовлетворение от выполнения того или иного задания, от успехов при правильном произнесении слова и т.п.

10. Поощрения должны быть своевременными (сразу же после выполнения необходимого действия, поведение ребенка и вознаграждение должны практически совпасть), дозированными, чтобы избежать пресыщения ими (несколько секунд), разнообразными. По мере овладения ребенком закрепляемым навыком, для того чтобы его сохранить, необходимо перейти к частичному поощрению. Если поведение и навык ребенка при этом начнет распадаться и наметятся колебания, то вновь перейти к более частым поощрениям. По мере улучшения поведения, снова уменьшить частоту поощрений.

11. Важно помнить о необходимости как можно более раннего перехода от поощрений в форме еды к более социальным их видам («Хорошо», «Правильно», «Молодец»). Если при прекращении поощрений в форме еды поведение ребенка начнет распадаться, необходимо вернуться к таким поощрениям, восстановить поведение и затем снова начать переход к социальным поощрениям.

12. На начальных стадиях обучения и формирования навыков важно добиться как можно более сильного контраста между негативами и позитивами. Если Ваше «хорошо» звучит также как и
Ваше «нет», а Ваше «довольное» лицо выглядит также как и «злое», ребенка сложно научить правильно реагировать на них.

13.Для некоторых детей эффективней оказывается система так называемых наказаний. Наказанием может послужить такое действие, которое вызывает у ребенка отвращение (громко сказанное «нет», ограничение в передвижении, запрет на игру и т.д.); в качестве наказания может выступить то, что ребенок не любит делать (мыть посуду, бегать и делать физические упражнения и т.д.).

14.В дополнение или вместо методов, вызывающих отвращение, можно использовать метод прекращения позитивного контакта (можно отвернуться от ребенка, оградить доступ ко всем интересующим его предметам, поместить его в тихую «неинтересную» комнату). Прекращение позитивного контакта должно длиться от 3 до 5 минут и прекращаться в случае спокойного поведения ребенка. Если он прекращается во время истерики, то тем самым поощряется и закрепляется истеричное поведение. Стоит учитывать, что для некоторых детей подобный таймаут не является наказанием, они напротив предпочитают быть в дали от всех.

15.Необходимо точно фиксировать все данные, применяемые способы поощрения и наказания, их эффект на протяжении всего периода обучения, что дает возможность точно оценивать результативность каждого вида воздействия на ребенка.

16.Переориентирование. Если ребенок рвет бумагу, его можно учить склеивать ее, если роняет еду на пол, его нужно учить мыть пол. Ребенок должен делать что-то неприятное для него как следствие нежелательного поведения, но это неприятное не подразумевает физического наказания. Переориентирование необходимо применить сразу же, спустя секунды после наступления нежелательного поведения. Переориентирование должно означать таймаут для всех видов поощрения (не демонстрировать свою любовь, не давать продуманных объяснений, не позволять играть, проводить время с друзьями и т.п.). Если ребенок сопротивляется, взрослый настаивает и «подталкивает его» к поведению.


 

Приложение 8

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ

1. Главным принципом коррекционного подхода является то, что взрослому человеку необходимо подключаться к механической аутостимуляции ребёнка с РДА и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.

2. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный "эмоциональный возраст". Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что он часто действительно не может подождать обещанного; что его нельзя ставить в ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию - поэтому характерны отсроченные реакций, он стремится стереотипизировать взаимодествие с окружающим.

Как любой ребенок, аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются; крайне чуток к эмоциональному состоянию близкого человека - особенно легко ему передается его тревога, неуверенность, он страдает от его дискомфорта, но часто выражает это не сопереживанием, а ухудшением собственного состояния, усилением страхов, агрессивным поведением.

3. Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций - негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта общения.

По каким параметрам можно определить этот адекватный в данный момент особенностям ребенка уровень контактов с окружающим миром и людьми?

- Приемлемая дистанция общения. Насколько близко он сам приближается к взрослому и насколько близко подпускает его. Можно ли взять его на руки и как он при этом сидит (напряженно, приваливается, карабкается), как относится к тактильному контакту, смотрит ли в лицо и как долго? Как он ведет себя с близкими и как с незнакомыми людьми? Насколько он может отпустить от себя маму?

- Излюбленные занятия, когда он предоставлен сам себе: бродить по комнате, забираться на подоконник и смотреть в окно, что-то крутить, перебирать, раскладывать, листать книгу и др.

- Характер обследования окружающих предметов: рассматривает; обнюхивает; тащит в рот; рассеянно берет в руку, не глядя, и тотчас бросает; смотрит издали, боковым зрением....

-  Наличие сложившихся стереотипов бытовых навыков, насколько они развернуты, насколько жестко привязаны к привычной ситуации.

- Использование речи и в каких целях: комментирует, обращается, использует как аутостимуляцию (повторяет одно и то же аффективно заряженное слово, высказывание, выкрикивает, скандирует); насколько она стереотипна характерны ли эхолалии, в каком лице он говорит о себе.

- Поведение в ситуациях дискомфорта, страха: замирает, возникают панические реакции, агрессия, само-агрессия. обращается к близким, жалуется, усиливаются стереотипии, стремится повторить или проговорить травмировавшую ситуацию.

- Поведение при радости - возбуждается, усиливайся двигательные стереотипии, стремится поделиться с ним приятным переживанием с близкими.

- Способ реагирования на запрет: игнорирует, делает "назло", возникает агрессия, крик.

- Средства его успокоения при возбуждении, при расстройстве - взять на руки, приласкать, отвлечь (чем? - любимым лакомством, привычным занятием, уговорами).

- Продолжительность сосредоточения его внимания на игрушке, книге, рисунке, фотографиях, пазлах, мыльных пузырях, свечке или фонарике, возне с водой и т.д.

- Отношение к участию взрослых в его занятиях (уходит, протестует, принимает, повторяет какие-то элементы игры взрослого или отрывки его комментария). Если позволяет включаться, то насколько можно развернуть игру или комментарий.

4. Большое значение в успешности коррекционной работы имеет правильная оценка динамики развития ребенка.  Адекватная оценка изменений, происходящих с ребенком нужна не только для того, чтобы понять, правильно ли было организовано взаимодействие с ним, но и в каком направлении надо двигаться дальше, к освоению каких следующих новых способов взаимодействия с окружением его следует осторожно подводить.

 


Приложение 9

Сенсорная комната для занятий.

Индивидуальная работа с ребенком. Песочная терапия.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.