Закон о стратегических инвестициях — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Закон о стратегических инвестициях

2022-10-04 22
Закон о стратегических инвестициях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Указанный Закон о стратегических инвестициях является основным законом, определяющим правовой режим иностранных инвестиций в России, так как предполагает наиболее четкие границы, в которых могут осуществлять свою деятельность иностранных инвесторы.

В соответствии с Законом о стратегических инвестициях, иностранные инвесторы имеют ряд ограничений при инвестировании в хозяйственные общества, осуществлявшие стратегические виды деятельности.

Отметим наиболее важные из них: (1) деятельность, связанная с радиоактивными веществами и ядерными материалами; (2) деятельность, связанная с вооружением и военной техникой; (3) космическая деятельность и деятельность в области авиации; (4) оказание услуг субъектом естественной монополии; (5) пользование участками недр федерального значения.

По общему правилу предварительному согласованию сделок, совершаемых иностранными инвесторами или их группой лиц, подлежат сделки, при совершении которых приобретается 50% или более долей (акций) в уставном капитале хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

Однако в Законе о стратегических инвестициях установлены случаи получения предварительного согласия и при меньших значениях доли в уставном капитале.

Так, в отношении иностранных инвестиций в стратегические общества в сфере недропользования, понятие установление контроля включает в себя: (1) возможность прямо или косвенно распоряжаться 25% и более голосующими акциями (долями); (2) возможность осуществлять функции единоличного исполнительного органа; (3) право назначать единоличный исполнительный орган и (или) 25% и более состава коллегиального исполнительного органа, а также определять решения собрания иным образом.

Хотя косвенный контроль над стратегическими обществами может приобретаться иностранным инвестором через цепочку контролируемых российских юридических лиц, тем не менее такие сделки будут подлежать предварительному согласованию при условии соблюдения порядка, предусмотренного Закона о защите конкуренции.

 

СпИК.

Помимо прочего, инвестирование может осуществляться в форме капитальных вложений. В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 No 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – «Закон об инвестировании в форме капитальных вложений») инвестиции направляются в основной капитал (основные средства), и в том числе включают в себя затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно- изыскательские работы и другие затраты.

В России действует специальный механизм заключения инвестиционных контрактов (далее – «СпИК»)

Впервые СпИК был введен Постановлением Правительства РФ No 708 (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 No 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» в редакции от 27.12.2016) в 2015 году (далее – «СпИК 1.0») как форма государственно-частного партнерства между государством и частным инвестором, имеющая целью стимулирование локального производства на территории России.

Основная идея СпИК состоит в том, что заключается контракт между инвестором и государством, где инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект по разработке и (или) внедрению технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне.

Публичный партнер в свою очередь обеспечивает стабильность условий деятельности инвесторам и реализует меры стимулирования. СпИК 1.0 устанавливал ряд необходимых условий для применения механизма, в частности срок контракта не должен был превышать 10 лет, а сумма инвестиций должна была составлять от 750 млн рублей.

18 июня 2018 года начал действовать СпИК 1.1 (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 No 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» в редакции от 16.12.2017). Новая редакция внесла некоторые изменения. В частности, был расширен перечень отраслей промышленности, в которых может быть заключен СпИК, была введена возможность установления иными нормативными актами суммы инвестиций. Было введено понятие «проектная операционная прибыль» для целей расчета срока СпИК, под которой понимается прибыль инвестора (привлеченных лиц), а также лиц, имеющих право на получение более 20% чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) или предоставлявших более 20% финансирования проекта.

На данный момент в Госдуме был принят в первом чтении СпИК 2.0. СпИК 2.0 стал применим не только в промышленности в узком смысле, но и в энергетике, в агропромышленном комплексе. В законопроекте предлагается предусмотреть, что специальный инвестиционный контракт заключается на срок не более 15 лет для проектов, объем инвестиций по которым составляет до 50 млрд руб. включительно (без учета НДС), или не более 20 лет для проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС, Законопроект No 689101-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов // https://sozd.duma.gov.ru/bill/689101-7). Также в законопроекте исключено ограничение срока предоставления налоговых льгот — до 2025 г. Специальные инвестиционные контракты можно будет заключать в редакции СПИК 2.0 до 31.12.2030.

Типичные формы для инвестиций

С точки зрения экономики наиболее распространены две формы инвестиций: прямые и портфельные.

В случае, если инвестор принимает участие в управлении объектом инвестирования – это прямые инвестиции. Соответственно, если такого контроля нет – портфельные. В рамках российского законодательства статус иностранного инвестора имеют только прямые инвесторы.

Формы иностранных инвестиций напрямую зависят от сроков.

Если иностранный инвестор планирует осуществлять инвестирование на неопределенный срок, как правило, оно будет осуществляться посредством организационно-правовых форм иностранных инвестиций. Так, иностранный инвестор может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств. Филиал осуществляет все функции или часть функций создавшего его юридического лица в отличие от представительства, которое представляет и защищает интересы иностранного юридического лица. Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, является прямой иностранной инвестицией (ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 No 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Кроме того, крайне популярна такая форма реализации иностранных инвестиций, как акционерный инвестиционный фонд (Федеральный закон от 29.11.2001 г. No 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Для краткосрочных иностранных инвестиционных проектов характерно заключение инвестиционных договоров. Так, например, российское законодательство предлагает возможность заключения договора инвестиционного товарищества (Федеральный закон от 28.11.2011 No 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»). Соответствующие федеральные законы не ограничивают возможность участия в таких договорах иностранных инвесторов.


Правовой режим иностранных инвестиций

В разделе, касающемся правового режима иностранных инвестиций, Верховный суд указал, что иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями в России гарантируют стабильность работы и защиту от незаконного вмешательства в их деятельность, в том числе и вмешательства госорганов. В качестве примера приведено дело, в рамках которого коммерческая организация с иностранными инвестициями начала реконструкцию производственного здания, принадлежащего субъекту РФ. Уже в процессе реализации проекта решение о выборе инвестора было отменено со ссылкой на то, что оно не было принято в установленном порядке. В судах удалось доказать, что действия госоргана – незаконное вмешательство в деятельность общества.

Также незаконным может быть и отказ аккредитовать филиал иностранного юрлица, осуществляющего коммерческую деятельность. Так, одному из иностранных инвесторов удалось оспорить решение налоговой об отказе в аккредитации представительства на территории РФ из-за того, что в представленном регистрационном удостоверении плательщика НДС наименование юрлица было указано без перевода. Отстоять свою правоту компании удалось лишь в апелляции. Там судьи признали: отсутствие перевода у удостоверении не позволяет отказать в аккредитации иностранной компании, притом что кроме свидетельства она представила в налоговую учредительные документы, в которых перевод был.

Ограничения для инвесторов

ВС указал, что по закону об обороте земель сельхозназначения иностранный инвестор может только арендовать земли такого типа. Кроме того, если организация, в капитале которой участвует иностранная компания, совершает сделку, в результате которой иностранный инвестор получит контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, такую сделку надо согласовать с уполномоченным органом. Так, суды трех инстанций признали недействительной сделку, в результате которой под контроль иностранной компании попал научный центр. Центр, в свою очередь, владел почти всеми акциями АО, которое было признано имеющим стратегическое значение для обороны страны.

Также ВС отмечает, что для целей при подсчете количества голосов, приходящихся на голосующие акции хозобщества, имеющего стратегическое значение, суммируются доли участия нескольких иностранных компаний, находящихся под общим контролем. Так, в ситуации, когда одна иностранная компания продала другим иностранным компаниям акции, а позже оказалось, что все покупатели подконтрольны одной и той же зарубежной фирме, принадлежащей другому государству, суды признали сделкиничтожными. Они сослались на то, что иностранное государство как инвестор получило возможность косвенно распоряжаться более чем 25% голосов, приходящихся на голосующие акции, а это запрещено ч. 1 ст. 15 Закона № 57-ФЗ.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.