Новгородская икона Рождества Богородицы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Новгородская икона Рождества Богородицы

2022-10-04 21
Новгородская икона Рождества Богородицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот образ находится в Новгороде, в храме Рождества Пресвятой Богородицы, на Торговой стороне, в Молоткове. На иконе представлено изображение события рождения Богоматери. Праведная Анна лежит на одре; перед ней стоит бабка, омывающая рожденную Богоматерь; рядом с бабкой прислужница льет воду из кувшина в купель. Св. Иоаким смотрит на это событие. Эта икона считается местными жителями чудотворной. На западной стене Рождественского храма содержится краткая заметка об одном чуде, совершившемся от этой иконы. «16 апреля 1589 г., — говорится в ней, — получила исцеление одна девица, страдавшая 8 лет от болезней». Икона обладает довольно большими размерами: в вышину она имеет 2 1/2 аршина, а в ширину — один аршин и 14 вершков; украшена она старинной ризой с басменным окладом.

Сямская икона Рождества Богородицы

Икона Божией Матери Сямская находится в Сямском монастыре Вологодской губернии. Этот монастырь построен усердием жителей в начале XVI столетия.

В 1542 году Сямской монастырь сгорел до основания; спасена была только одна чудотворная икона. После этого пожара были вновь воздвигнуты деревянные монастырские постройки. В 1770 году здесь выстроена великолепная каменная в два этажа церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которую была поставлена чудотворная Сямская икона. Здесь этот образ пребывает и доселе.

Курская икона «Знамение»

Курская икона «Знамение» Божией Матери — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес,что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.

В XIII столетии, в страшную годину татарского погрома, когда вся почти Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и населенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Один из охотников зашел однажды на берег реки Тускари, недалеко от разоренного Курска. Высматривая здесь добычу, случайно заметил он лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. Охотник поднял ее и увидел, что она по изображению подобна иконе «Знамения» Новгородской. При этом явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник-зверолов поднял св. икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силой забил чистый и многоводный источник. Это было 8 сентября 1295 года.

Зверолов не решился после этого оставлять икону в ее прежнем месте: он построил здесь небольшую деревянную часовню и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Узнал об этом и рыльский князь Василий Шемяка и приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Один только князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в самый же день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотой. Князь сознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед св. иконой, получил исцеление. Умиленный этим чудом Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена явленная чудотворная икона, и в день явления ее, 8 сентября, установлено ежегодное празднование ей.

Но икона пребывала здесь недолго: чудесным образом она исчезла отсюда и возвратилась на место своего явления, на берега Тускари. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно проистекали чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник, по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, явился сюда и жил здесь, упражняясь в подвижничестве.

В 1383 году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все их усилия, не загоралась, хотя они даже обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал им на икону Божией Матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили св. икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

В плену среди неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился на прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь. Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякой, они снова попытались перенести сюда св. икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь выстроена была новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса. Город Курск, бывший все это время в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, много наслышавшись о чудесах иконы, выразил желание видеть ее, и она была доставлена в Москву. Здесь ее встретили с большим торжеством, и царь совершил перед ней не одно усердное моление. Царица Ирина Феодоровна украсила св. икону богатой ризой с жемчугом и драгоценными камнями и атласной пеленой, шитой золотом. По повелению царя икона была вставлена в серебряную позолоченную раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков со свитками по бокам. Икона затем была возвращена, и в том же году при ближайшем содействии царя на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В том же году построена была другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горой, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной пустынью в память явления иконы при корне дерева.

При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной пустыни в Курск, в соборный храм, а в пустыни был оставлен точный список с нее. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем отсюда взял ее с собой в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615 года.

Во время отсутсвия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла города Курска. В 1612 году польский полководец Жолкевский с большим войском осадил Курск. При самом начале осады некоторые граждане видели осеняющую город Богоматерь с двумя светлыми иноками. Пленные поляки рассказывали, что они также видели на стенах города Жену с двумя светлыми мужами, Которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители неоднократно совершали крестные ходы вокруг города и дали обет в случае освобождения от вражеского нашествия построить в городе монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение». Неприятели вскоре сняли осаду и отступили от Курска с большими потерями. В благодарность Небесной Заступнице курские граждане и устроили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в Курском соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Феодоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она с тех пор и пребывает.

В 1676 году икону «Знамение» Богоматери носили на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе, с повелением носить этот список в походах православных воинов.

В 1812 году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, по усердию своему послало в действующую армию к князю Кутузову для ободрения войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов в письме своем от 20 сентября 1812 года на имя курского городского головы выразил гражданам города свою благодарность за этот дар и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой Защитницы, как Царица Небесная.

В марте месяце 1898 года несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решились ее уничтожить. Во время всенощного богослужения в Знаменском соборе они незаметно положили к подножию иконы Богоматери страшной силы разрывной снаряд, снабженный часовым механизмом. Во втором часу ночи раздался ужасный взрыв, так что дрогнули все стены монастыря. Испуганная монастырская братия тотчас поспешила в собор к своей святыне. Когда они вошли в собор, то перед ними предстала ужасная картина разрушения. Силой взрыва была разорвана на куски чугунная позолоченная сень над иконой; тяжелое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней сдвинуто со своего места и разбито на несколько частей; находившийся перед иконой большой массивный подсвечник далеко отброшен в сторону. Находившаяся близ иконы окованная железом дверь была вся изломана и выперта наружу, причем попорчена была сама стена, давшая трещину. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Но среди всего этого всеобщего разрушения св. икона Пресвятой Богородицы «Знамение» чудесным образом осталась целой и невредимой. Даже стекло на ее киоте осталось целым. Злоумышленники, расчитывая уничтожить икону, послужили только к большему ее прославлению. Впечатление от этого чуда, когда слух о нем разнесся по всему городу, было необычайно. Все устремились в Знаменский собор, чтобы собственными глазами видеть это знамение благодатной силы Божией Матери и Поклониться Ее чудотворному образу.

Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносится из Курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и остается до 12 сентября, а 13 сентября снова с таким же торжетвом возвращается в Курск. Этот крестный ход установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления.

Чудотворная Курская икона Божией Матери имеет небольшие размеры: в вышину 9, а в ширину 6 вершков. Она украшена драгоценной ризой, покрытой жемчугом и драгоценными камнями, и помещается налево от главного входа в Знаменский собор, под особо устроенной для нее чугунной вызолоченной сенью, поддерживаемой мраморными колоннами.

В различных местах России имеются списки с Курской иконы «Знамение», прославленные так же, как и оригинал их, различными чудесами. Один из таких списков имеется в селе Покошичах Кролевского уезда Черниговской губернии; другой — в селе Люботине Волковского уезда Харьковской губернии. Относительно Люботинской иконы известно, что местные жители почитают ее чудотворной и прибегают к ней в своих нуждах с благоговением и верой. В 1847—1848 годах, во время свирепствовавшей здесь холеры, жители в продолжение двух месяцев непрестанно носили эту св. икону по своим домам, совершая усердные моления; заступлением Богоматери вспыхнувшая холера скоро прекратилась. В благодарность за избавление от губительной болезни все люботинские прихожане единодушно постановили по воскресным дням перед литургией совершать торжественный молебен перед иконой Божией Матери. В Люботине относительно происхождения этой иконы сохраняется устное предание, что она существует уже около 200 лет. В люботинский храм эта чудотворная икона поставлена в 1820 году священником этой церкви Феодором Литинским, который получил икону в дар от своей родственницы, помещицы Фесенковой.

Кроме этих двух списков, есть еще особо чтимая копия Курской иконы «Знамение», находящаяся в городе Сумах Харьковской губернии. Эта икона написана в 1870 году курскими купцами, которые имели обыкновение, приезжая в Сумы на Введенскую ярмарку 27 ноября, в день Знамения Пресвятой Богородицы, совершать в честь нее празднование со всенощным бдением и молебствиями.

Холмская икона

Холмская икона Божией Матери находится в городе Холме Люблинской губернии, в соборной церкви. Происхождение ее относится к очень древнему времени. По местному преданию, записанному епископом Иаковом Сушею, она написана св. евангелистом Лукой и привезена в Россию из Греции при князе Владимире, который после своего крещения, как известно, получил в дар из Константинополя много икон. Холмская икона написана на трех соединенных вместе кипарисовых досках; размеры ее: в длину 1 аршин 4 вершка и в ширину 1 аршин.

В древние времена эта икона украшена была драгоценной ризой из литого золота с эмалью византийской работы. Но в 1261 году, во время нашествия татар, полчища Бурундая вторглись в юго-западную Русь и разграбили Холм; от них пострадала также и св. икона: риза ее была снята татарами с повреждением в некоторых местах живописи, а сама она была куда-то заброшена. Только спустя 100 лет после разрушения Холма татарами св. икона была найдена под известковым щебнем и торжественно поставлена в Холмском обновленном соборе. В настоящее время на изображении Богоматери Холмской ясно видны две язвы, нанесенные татарами: одна на левом Ее плече, как полагают, от сабельного удара и другая на правой руке — от стрелы. Существует благочестивое предание, что нечестивые татары, ограбившие и повредившие св. икону, были тогда же наказаны небесной карой: они ослепли и лица их были перекошены и обращены к спине.

С переходом Холмского православного епископа Дионисия (Збируйского) в 1596 году в унию холмский собор и находившаяся в нем чудотворная икона оказались в руках униатов. В 1650 г., во время восстания на Украине Богдана Хмельницкого, униаты принуждены были возвратить Холмскую епархию православному епископу Дионисию Балабану в силу Здоровского договора, заключенного между поляками и Богданом Хмельницким; при этом униаты скрыли чудотворную икону, и лишь только после тщательных и настойчивых поисков православные нашли святыню запрятанной в одном подземелье. В следующем 1651 году снова возгорелась война между казаками и Польшей. Польский король Ян-Казимир, по совету Иакова Суши, взял с собой Холмскую икону в поход, по окончании которого икона была отослана им в Варшаву и поставлена в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 года. Счастливое для Польши окончание войны с восставшими казаками Ян-Казимир приписывал помощи Богоматери, Холмская икона Которой находилась во время похода в польских войсках. В благодарность за это король восстановил в Холме униатскую кафедру и передал униатам чудотворную икону, которая торжественно была ввезена в Холм 29 апреля 1652 года и поставлена в соборном храме. Между тем с новой силой вспыхнула борьба с казаками, которые при местечке Ботоге разбили войска поляков. Тогда король снова вытребовал на место битвы Холмскую икону. Но чудотворная святыня на этот раз не оказала никакой помощи полякам, и они потерпели решительное поражение под Жванцем. После этого Ян-Казимир возвратил св. икону в Холм, где она с тех пор и остается неприкосновенно до настоящего времени.

Во время господства унии в Холме униаты принимали различные меры к латинизации русской святыни и самого холмского собора. При перестройке холмского собора устранили православный иконостас и, по католическому обычаю, поставили святую икону в алтаре, над главным престолом. В 1765 году икона была коронована, как это принято у католиков, двумя золотыми коронами, присланными римским папой. На лицевую сторону престола, над которым была поставлена икона, прикрепили серебряную доску с различными выпуклыми изображениями (барельефами) и латинскими надписями, объясняющими победу поляков над казаками (эта доска теперь находится в Московской оружейной палате).

С возрождением Холмского края в духе православия и русской народности и воссоединением западнорусских униатов в первой половине XIX столетия, холмский собор и находящаяся в нем чудотворная икона были возвращены опять православным. В Холмском соборе были произведены переделки. Св. икону торжественно установили в иконостасе, над царскими вратами, с приспособлением ее для спуска, чтобы верующие могли прикладываться к ней, подобно иконе Успения Божией Матери в соборе Киево-Печерской лавры. Так Холмская икона снова воссияла в русском православном храме, привлекая к себе бесчисленное множество поклонников.

От этой иконы совершалось и совершается много чудесных знамений. Сказание о всех бывших от иконы чудесах содержится в особой книге архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Новое небо».

Во время нашествия татар при Батые некоторые из их отрядов подступили к городу Холму с намерением взять его и предать разграблению. В городе в это время жили две русские княжны. Видя невозможность отразить силой оружия многочисленные полчища врагов, они прибегли к благодатной силе молитвы и вместе с жителями поверглись пред чудотворным Холмским образом Божией Матери, умоляя Ее, как Заступницу рода христианского, взять город под Свою защиту и сохранить его от врагов. Затем княжны взяли из храма чудотворную икону и, взойдя на городскую стену, поставили ее против врагов, как крепкую стену и несокрушимое ограждение. На татар напало вдруг какое-то помешательство: гора, на которой стоит город, показалась им необычайно высокой и крутой и потому совершенно неприступной; думая, что они подступают к городу, в действительности они удалялись от него все дальше и дальше и, наконец, пораженные страхом в беспорядке бежали. Чудесным заступлением Богоматери город был спасен от разорения, а жители от гибели.

Почаевская икона

Эта икона принадлежит к числу наиболее чтимых народных святынь. Ее значение усугубляется еще местом ее нахождения. Она стоит на рубеже между Россией и Австрией, православием и католичеством. Вокруг этой иконы боролись православные за родную веру и молились о подкреплении их ревности и стойкости. По множеству истекших от нее чудес, она стала известной по всему славянскому миру. Ее чтут в Галиции, Боснии, Сербии и Болгарии, и наряду с православными ходят к ней на поклонение христиане других исповеданий.

Чудеса от этой иконы отличаются не только из ряду вон выходящей многочисленностью, но и своей необычайностью. В монастырских книгах сохраняют записи с подписью самих исцеленных, часто скрепленные печатями. Есть случаи избавления от застарелых неизлечимых недугов, освобождения из плена, вразумления грешников и др.

Икона пребывает в лавре около 300 лет. Но задолго до этого гора Почаевская была отмечена благодатью Богоматери. Свыше полутысячи лет тому назад, когда гора была совершенно необитаема, пришли и поселились в небольшой пещере два инока. Они-то и были свидетелями чудного явления Богоматери. Как-то раз в 1340 году один из них после обычной молитвы пожелал взойти на вершину горы. И вдруг он увидел Богоматерь, окруженную пламенем и стоящую на камне. Он немедленно позвал другого отшельника, который тоже удостоился созерцать чудное видение. Все это видел и пастух, именем Иоанн Босой. Он взбежал на гору, где застал обоих иноков, и все они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Богоматерь, остался навсегда вдавленным отпечаток правой стопы Пречистой.

Когда в 1559 году проезжал Волынью из Константинополя митрополит Неофит, он посетил жившую в имении Орля (ныне Урля, в 9 верстах от Почаева, в Кременецком уезде) Анну Гойскую и по ее просьбе прогостил там некоторое время. При отъезде в благословение оставил он ей взятую им из Константинополя икону Богоматери.

От иконы стали совершаться знамения. Ее видали окруженной сиянием. Гойская затеплила тогда перед ней неугасимую лампаду. Когда же от иконы исцелился ее хромой брат Филипп, она передала в 1597 году икону инокам, поселившимся на Почаевской горе. На скале поставили церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. Вот с этих пор икона и стала называться Почаевской.

По смерти Гойской Почаевская гора досталась ее племяннику, лютеранину и ненавистнику православия, Андрею Фирлею. Он ограбил монастырь и захватил икону, которую держал у себя дома двадцать лет. Однажды он решил поглумиться над православной святыней. Созвав гостей, одел свою жену в ризы православного священника, дал ей в руки потир, и она стала громко кричать хулы на Богоматерь и Ее иконы. Но тут же была наказана. Ее стал мучить злой дух, и она освободилась от ужасного недуга только лишь после того, как ее муж вернул Почаевскую икону в монастырь. Это было в 1644 году.

Через 5 лет икона была перенесена в новый Троицкий храм, воздвигнутый в обители супругами Домашевскими. От иконы снова стали совершаться исцеления, а 17 июля 1674 года они были столь многочисленны, словно вернулись дни земной жизни Христа.

Один почаевский монах был захвачен в плен татарами. Томясь в неволе, он вспоминал величественный, чудный Почаев с его церквами и святынями, его богослужения и напевы. Особенно тосковал он при наступлении дня Успения и слезно молил Богоматерь избавить его от плена. И вот, благодаря Пречистой, не стало вдруг стен тюрьмы, не стало пространства, и он очутился у стены дорогой обители, полной собравшегося к празднику народа.

Дивную помощь оказала Богоматерь защитникам Своей обители. В 1675 г. турки осадили Почаев. Монастырь состоял почти из одних деревянных зданий. Защищаться было трудно. Одна надежда оставалась — на Богоматерь. Со слезами молились иноки перед Ее образом. Игумен велел петь акафист Богоматери. Когда запели «Взбранной Воеводе победительная», над храмом в воздухе встало чудное, немедленно замеченное турками, видение. В лучезарном сиянии, блистая ярче солнца, Богоматерь в образе величавой Жены держала над Почаевым Свой омофор, как бы покрывая силой Своей обитель. Вокруг Богоматери было множество ангелов в воинских одеждах с молниеносными мечами в руках. Туркам показалось, что небесные воины гонят их, и они обратились в беспорядочное бегство, а защитники Почаева сделали вылазку и окончательно разбили их. Турки долго не могли забыть этого поражения. Полвека спустя почаевский инок Гавриил был проездом в Константинополе и разговорился с одним турком. Услыхав, что инок из Почаева, он спросил:

— Жива ли ваша богиня?

— Жива и вечно будет жить, — отвечал инок, поняв предложенный ему вопрос.

— Люта ваша богиня! — взволнованно закричал турок. — Там погиб мой отец и много наших. Я был мал тогда, но не забуду этого бедствия.

Около 1721 г. Почаев с иконой перешел к униатам. На месте разобранного ими Троицкого храма они воздвигли обширный Успенский собор.

Чудеса от иконы не прекращались. За 110 лет нахождения ее у униатов записано 539 чудес, хотя и не все заносилось в летопись.

В 1831 году, когда была уничтожена уния, Почаев перешел к православным и назван Почаевской лаврой. Католики распускали слухи, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии, Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления застарелых болезней, прозрение слепых, укрепление параличных опровергали эти обманные слухи.

Так, в 1832 году слепая девочка Анна Акимчукова пришла в Почаев с 70-летней бабушкой за 200 верст — из Каменец-Подольска. Помолясь у иконы и промыв глаза водой из стопы Богоматери, она вдруг стала видеть. Державшаяся униатства ее бабка, пораженная чудом, тут же приняла православие.

В 1859 году император Александр Николаевич в память посещения Почаева пожертвовал Успенскому храму высокий иконостас; в третьем его ярусе и помещается в звездообразном киоте чудотворная икона, спускаемая для лобызания на шнурах.

Размеры иконы небольшие — 61/4и51/6 вершков. Изображение Богоматери поясное. На правой руке Ее Предвечный Младенец, в левой плат, прикрывающий Младенца. Кроме того, на иконе есть еще несколько мелких изображений разных святых, которые заставляют предполагать, что икона принадлежала раньше какому-нибудь семейству, изобразившему на ней святых, чьи имена они носили.

При входе в Успенский собор за железной решеткой под особой сенью находится «Стопа Богоматери».

В Успенском же соборе хранится большая икона, носящая также название Почаевской. Она устроена киевлянами в память избавления Киева от холеры в 1848 г. и считается чудотворной. На ней внизу изображена стопа Богоматери. Иконы этого вида называются «стопочными», в отличие от тех, где есть лики святых — «с предстоящими».

В Сибири, в десяти верстах от Тобольска, в Иоанно-Введенском женском монастыре есть список с Почаевской иконы, прославившийся исцелениями в холерный 1848 год. Ежегодно 8 июня эту икону с другой чудотворной Абалацкой иконой приносят при громадном стечении народа в Тобольск, где они остаются две недели и затем возвращаются на свои места.

В Москве, в храме св. Димитрия Солунского, у Тверских ворот, также есть чудотворная Почаевская икона.

Празднование Почаевской иконе в Почаеве совершается еще в пятницу Святой седмицы и 23 июля.

Домницкая икона

Она находится в мужском Домницком монастыре Черниговской епархии, в 9 верстах от города Березны (ныне заштатный город Черниговской губ.). Явилась она в 1696 году на берегу речки Домницы или Думницы, посреди поляны, на большом тополе. Тогдашний гетман Малороссии Иван Мазепа на месте явления построил величественный храм с тремя престолами и основал Домницкий мужской Богородице-Рождественский монастырь. Этот монастырь впоследствии был обновлен графом Ильей Безбородко.

Сохранилось известие об одном чудесном знамении, явленном от этой иконы. В 1771 году в городе Березне появилась чума, производившая большое опустошение среди населения. Тогда жители решили прибегнуть к помощи Царицы Небесной. С крестным ходом они взяли из Домницкого монастыря чудотворную икону и обнесли ее по улицам своего города, совершая торжественные молебствия с коленопреклонением. Богоматерь вняла молитвам притекающих к Ней с верой: чума с того дня прекратилась. Благодарные Небесной Заступнице жители города установили в воспоминание этого чуда совершать ежегодно торжественный крестный ход из Березны в Домницкую обитель. Празднование этой иконе совершается еще в десятую пятницу по Пасхе; оно установлено св. Феодосием Углицким, архиепископом Черниговским. По характеру своей живописи и вообще по внешнему виду Домницкая или Думницкая икона очень похожа на икону Корсунскую (сведения о ней помещены под 9 октября).

Пархимовицкая икона

Эта икона Богоматери явилась в очень давние времена, но когда именно, в точности неизвестно. Явилась она в Бобруйском уезде Минской губернии. По преданию, сохранившемуся среди местных жителей, один старик, по имени Парфений, нашел ее в лесу на березе. Благочестивый старец на этом месте построил хижину, поставил в ней обретенную им св. икону и поселился здесь для отшельнической жизни.

Впоследствии на месте убогой хижины Парфения была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой и доселе помещается список с явленной иконы, сделанный в больших размерах по сравнению с подлинником. Подлинная же икона была взята отсюда и унесена неизвестно куда и кем.

Оставленный в Пархимовицкой церкви список также прославился чудотворениями. Один помещик, получивший исцеление от неизлечимой болезни перед иконой Богоматери в Пархимовицкой церкви, украсил в благодарность за исцеление эту икону серебряной ризой.

В настоящее время Пархимовицкая церковь приписана к Иоанно-Предтеченской Бортницкой приходской церкви. Главное празднество в честь Пархимовицкой иконы Богоматери совершается 8 сентября. Кроме того, в честь нее совершается праздничное богослужение в недели сыропустную и Фомину и в каждое воскресенье после новолуния.

Изяславская икона

В местечке Изяславле Минского уезда, в 20 верстах от города Минска, в Богородице-Рождественской церкви находится икона Рождества Пресвятой Богородицы. Строго византийский характер живописи показывает, что икона эта весьма древняя. Нужно думать, что она осталась здесь от давних времен православия в Изяславле. Это местечко весьма замечательно в историческом отношении. Известно, что князь киевский Владимир, просветивший Русь светом веры Христовой, еще во время своего язычества сослал сюда свою жену Рогнеду Полоцкую с сыном ее Изяславом в наказание за покушение на его жизнь. С тех пор по имени княжича Изяслава и местечко стало называться Изяславлем. Поэтому вполне возможно, что находящаяся здесь икона сохранилась еще от времен князя Владимира. Существует предание, что Рогнедой, в крещении Анастасией, основан был здесь женский монастырь, но в настоящее время от него не осталось никаких следов.

Исааковская икона

Прославление Исааковской иконы Божией Матери относится к 492 году. Сохранилось известие об одном из чудесных знамений от этой иконы. Древняя хроника говорит, что греческий царь Исаак, помолившись перед ней, одержал с помощью Богоматери победу над неприятелями. Ввиду того, что на византийском престоле были два императора с одним и тем же именем: Исаак I Комнин (1056—1059 гг.) и Исаак II Ангел (1185— 1195 гг.), то нельзя точно определить, о каком именно Исааке здесь идет речь и к какому времени нужно относить это событие. На Исааковской иконе представлен поясной образ Богоматери, несомый священником в сопровождении епископа, инока и дьякона.

Коденская икона

Икона Божией Матери, известная под таким наименованием, находится в Седлецкой губернии. По существующему здесь преданию, она вывезена из Рима в 1620 году князем Николаем Сапегой.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.