Лорецкая или Лоретская икона — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Лорецкая или Лоретская икона

2022-10-04 31
Лорецкая или Лоретская икона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Она явилась в XI веке, но точно ее явление, по одним известиям относится к 1063 г., а по другим, — к 1069 году. Находится она в итальянском монастыре города Лоретто. По внешнему виду и особенностям своей живописи она походит на Черниговскую Ильинскую, Феодотьевскую, Сокольскую и на некоторые другие русские иконы. Богомладенец изображен на левой руке Богоматери; правой рукой Он благословляет именословно, а левую держит на коленях. Список с этой иконы находится в селе Песочине, в 12 верстах от г. Харькова.

Местночтимые иконы в Волынской епархии

В селе Жаборинце Новградволынского уезда и в селе Выгове Овручского уезда находятся местночтимые иконы Божией Матери, празднование которым совершается 14 сентября. Икона в селе Жаборинце представляет из себя довольно точное подобие Иверской иконы (сведения см. под 13 октября).

В селе Выгове есть две иконы Богоматери: одна стоит в алтаре, на Горнем месте, а другая помещается в иконостасе над царскими вратами.

Сентября

Новоникитская икона

Это одна из самых древних икон Богоматери. Она явилась святому мученику Никите в IV веке (кончина его последовала 15 сентября 372 года). Св. Никита, бывший воин, ученик Феофила, епископа Гартинского, еще до принятия им крещения видел однажды во сне Отрока, держащего в руке Своей крест. Проснувшись, он долго раздумывал и не мог понять, что означает это видение. Одна христианская девица, по имени Иулиания, по особому откровению, бывшему ей от Бога, сказала ему, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. Никита посмотрел и, к своему несказанному удивлению, нашел у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке крест. «Это же самое изображение видел я во сне»! — воскликнул пораженный Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно же принял святое крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и Никита в числе прочих исповедников Христа принял мученический венец. Когда его вели на казнь, он имел под одеждой у себя на груди явившийся ему образ Богоматери. В день мученической кончины св. Никиты и установлено празднование

Новоникитской иконе Божией Матери. Список с этой иконы находится в Москве, в придворном соборе во имя Всемилостивейшего Спаса, у Никитских ворот.

Сентября

Каменская икона

Погост Камено или Каменка, где находится эта чудотворная икона Божией Матери, расположен в 30 верстах от города Опочки Псковской губернии и окружен многими озерами и лесами.

Чудотворная Каменская икона в настоящее время находится в местном приходском храме и помещается в иконостасе, рядом с местной иконой Спасителя. Икона украшена серебряной вызолоченной ризой и драгоценными камнями и жемчугом. Над головой Богоматери — серебряный позолоченный венец с красивой короной из дорогих камней, поддерживаемый двумя херувимами.

Икона «Призри на смирение»

Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», явилась в 1420 году в Псковской области, на озере Каменном. Отсюда она 16 сентября перенесена была в город Псков и поставлена в соборной церкви, где обретается и поныне. В память этого перенесения св. иконы и установлено празднование 16 сентября. На иконе Богоматерь изображена сидящей и в короне; в правой руке Она имеет скипетр, а левой поддерживает Богомладенца. Богомладенец представлен стоящим на коленях Своей Матери; правой рукой Он прикасается к Ее ланите, а в левой держит небольшой шар — символ власти над миром.

Сентября

Флоренская или Флорентийская икона

Икона Божией Матери Флоренская или Флорентийская явилась в Италии, во Флоренции. На старинных гравюрах, изображающих эту икону, стоит год 6600 от сотворения мира. Эта цифра указывает на время, когда последовало явление иконы; на наш счет это соответствует самому концу XI столетия. Икона изображает священное событие Благовещения Богородицы.

В книге архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Новое небо» об обстоятельствах явления этой иконы рассказывается, что живописец не мог изобразить лика Пресвятой Девы. Он долго раздумывал над тем, как лучше изобразить ему священный лик, и, наконец, решил предоставить это дело на волю Божию. И вот в одну ночь ангел Господень чудесно изобразил лик Божией Матери.

Цареградская икона

Цареградская икона Божией Матери находится в соборной церкви города Старой Руссы Новгородской губернии. О явлении ее предание рассказывает, что в давние времена два греческих монаха проездом из Царьграда были в Старой Руссе и слушали здесь в соборной церкви божественную литургию. На память о своем пребывании здесь они оставили в соборе икону Божией Матери. Эта икона прославилась затем многими чудотворениями и доселе хранится в Старорусском соборе. Она выбита на грифельной доске и имеет весьма небольшие размеры — всего 2 дюйма. Икона пользуется большим почитанием, и к ней во множестве стекаются поклонники.

Есть другая Цареградская икона, сведения о которой помещены под 25 апреля.

Одигитрия Макарьевская

Эта св. икона явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425—1462 гг.) преподобному Макарию, Унженскому чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжа Костромской губернии. Явление ее последовало в то время, когда Галичская область, к которой принадлежала нынешняя Костромская губерния, находилась в самом бедственном положении: она страдала от внутренних междоусобных войн и была теснима татарами, гнездом которых было Казанское царство. Татарские полчища толпами бродили и производили страшное опустошение. При таких обстоятельствах и явилась чудотворная икона Богоматери св. угоднику Макарию на месте нынешнего Макарьево-Унженского монастыря.

В 1442 году, 17 сентября, около трех часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, вдруг хижину его озарил необычайный свет. Преподобный смутился духом, не понимая, что означало это необыкновенное явление, и стал еще усерднее молиться. За стенами своей кельи он услышал пение ангельской песни: «Радуйся, благодатная Мати неневестная». Со страхом и изумлением вышел святой из своей кельи и на северо-западном своде небес увидел икону Богоматери, несомую по воздуху невидимой силой и окруженную светозарным сиянием. Икона приближалась прямо к хижине св. угодника Божия. Преподобный с радостным трепетом пал на землю, восклицая: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление»! После этого он взял с благоговением св. икону и поставил ее в своей келье, отчего она долго называлась «келейной», но ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской» иконы Богоматери. На месте явления св. иконы был основан монастырь, названный также, как и икона, Макарьевским.

В Макарьевской обители сохраняется в настоящее время список с чудотворной иконы, явившейся прп. Макарию, сделанный его учениками. Эта икона написана греческим византийским стилем на четырех липовых досках, плотно приложенных одна к другой и склеенных так, что образуется как бы одна доска. Мера ее: в вышину 2 аршина 8 вершков и в ширину 2 аршина. Богоматерь изображена по пояс. Лик Предвечного Богомладенца на левой руке Богоматери обращен немного в правую сторону с прямо устремленным взором, а лик Божией Матери несколько наклонен к Спасителю. Вверху сделана надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Макарьевския», а на нижней кайме, заменяющей раму, надписан киноварью тропарь.

В 1717 году, 24 августа, по указу царя Петра I и по приказу местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана Яворского, монаху Ионе была выдана рукописная сборная «память» для сбора пожертвований на устройство оклада этой иконе. В данной сборной «памяти» Макарьевская икона прямо называется чудотворной. Это благодатное достоинство подтверждается также и тем еще поразительным чудом, что св. икона осталась совершенно невредимой после трех сильных пожаров, бывших в обители в 1629 и 1690 годах.

Игумен Макарьевской обители Митрофан II, прибыв в нее издалека, не знал важного значения Макарьевской иконы и переписал ее в Смоленскую, перенеся в Благовещенскую церковь, где она оставалась в неизвестности почти целое столетие. Но в 1858 г. Господу благоугодно было снова открыть людям забытую святыню. По случаю обновления ветхого иконописания оказалось необходимым, в числе других икон, прочистить и эту св. икону, известную в то время под именем Смоленской. При прочистке под верхним слоем красок оказался целым и невредимым другой чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и с подписью внизу, как уже указано, тропаря. Это обретение св. иконы произошло 30 апреля 1858 года и сопровождалось многочисленными чудесными исцелениями, записанными в монастырской летописи со слов очевидцев и расследованными потом строго юридическим порядком.

Сентября

Молченская икона

Икона Божией Матери Молченская хранится в Богородице-Рождественской Софрониевой мужской общежительной пустыни, которая находится в 150 верстах от города Курска и в двадцати верстах от г. Путивля, на горах, примыкающих к большому болоту «Молче». Об обстоятельствах явления этой иконы предание рассказывает следующее. Около шестисот лет тому назад, в начале XIV века, из опустошенных татарами киевских пределов пришли сюда два инока и поселились в пещере на «Чудной» горе. Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро позабылось и очень долго оставалось совершенно никому неизвестным, так как оно было пустынное и дикое, заросшее дремучими лесами, по которым бродили только бортники, отыскивая пчелиные улья для добывания меда. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389—1425 гг.) и при митрополите Киприане Богоматери было благоугодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.

В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние. Внимательно осмотревшись, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».

Бортник поспешил в Путивль и там рассказал гражданам города о случившемся. Духовенство в сопровождении городских властей и множества народа тотчас же отправилось на указанное бортником место явления св. иконы, и все увидели ее стоящей на дереве и окруженной небесным светом. С радостными слезами благоговейно поклонились ей и совершили молебное пение; многие тут же получили исцеление.

Благочестивые путивльские граждане воздвигли здесь временную небольшую часовню, в которой и была сначала поставлена явленная чудотворная икона. Весть о явленной иконе и чудесах от нее достигла до великого князя и митрополита. С их разрешения и содействия на этом месте была воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь. В Смутное время эта обитель подверглась разорению, и игумен ее Пафнутий с братией принуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского. Иноки вместе с собой взяли сюда и святую Молченскую икону.

Когда в этой обители случился большой пожар, чудотворный образ исчез неизвестно куда. На месте первоначального явления иконы в Софрониевой пустыни Сохраняется доныне точный список с нее, принесенный сюда в 1635 году при строителе Софрониевой пустыни Серапионе от сумского атамана Лукиана Константинова. Помещается эта икона в иконостасе над царскими вратами и при пении акафистов спускается на шелковых шнурах вниз для лобызания верующими.

Эта икона отличается необыкновенно величественной живописью. Богоматерь изображена в короне; на правой руке Ее Богомладенец, а в левой лествица. Перед Ней изображен молящийся человек. Празднование в честь этой иконы совершается два раза в год: 18 сентября — в день ее явления и 24 апреля — в день перенесения ее из Путивля в Софрониеву пустынь.

Икона «Целительница»

Она принадлежит к числу наиболее древних и современна св. Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке. Находится она в Карталинии, в Цикланском храме.

Другая икона Богоматери того же имени находится в Московском Алексеевском женском монастыре и прославилась чудесами в конце XVIII столетия. В книге св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» содержится рассказ о следующем чудесном знамении Богоматери.

Один из клириков Наварнинской церкви, по имени Викентий Бульвиненский, имел благочестивую привычку при входе в церковь и выходе из нее преклонять колена перед образом Божией Матери и произносить следующую краткую молитву:

— Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спасителя нашего!

Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной и мучительной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной в уме прочитал свою обыкновенную молитву к Богоматери и тотчас у своего изголовья увидел стоящего прекрасного юношу. Больной понял, что этот гость есть ангел-хранитель. Взирая с состраданием на больного, ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей моление об исцелении.

Вдруг явилась Сама Божия Матерь и, умилосердившись над болящим страдальцем, явила знамение Своей великой любви. Больной сразу почувствовал себя совершенно здоровым и пошел в церковь. Став на клиросе с поющими, он принял участие в церковном пении, приведя в изумление народ. Это великое чудо подало повод к изображению Богоматери «Целительницы».

Сентября

Икона «Услышательница»

Находится она на Афоне, в Зографском монастыре. Такое наименование св. иконы объясняется из следующего чудесного знамения.

Преподобный Косма Афонский, подвизавшийся в Зографском монастыре, будучи еще в молодых летах, пришел однажды в Ватопедский монастырь на праздник Благовещения. Здесь в церкви за службой и на трапезе он видел прекрасную и величественную Женщину. Преподобный Косма сильно смутился духом и недоумевал, каким образом очутилась Она здесь на Афоне, куда не ступала еще нога ни одной женщины, и почему иноки монастыря допускают здесь Ее присутствие. Размышляя над этим, он возвратился в Зограф к своему старцу. Старец заметил смущенный вид своего ученика и спросил его:

— Отчего ты так грустен и задумчив?

Косма рассказал ему о виденном в Ватопедском монастыре и чистосердечно поведал все свои сомнения и размышления по поводу видения им среди тамошних иноков Жены.

— Какого вида была Жена и каково одеяние на Ней? — снова спросил старец.

Косма подробно описал внешний вид. Тогда старец с укоризненным вздохом заметил своему ученику:

— И ты не узнал, что за Жена явилась тебе в обители? Знай же, что это была не простая, смертная женщина, а Сама Царица нашей Святой горы и всея твари!

Через некоторое время после этого преподобный Косма, оставшись один в храме, обратился с горячей молитвой к Божией Матери и воскликнул:

— Пресвятая Богородице! Помолись Сыну Твоему и Богу, да наставит меня на путь спасения!

Едва только он произнес это, как услышал голос Божией Матери:

— Сыне и Боже Мой! Научи раба Твоего, как ему спастись!

И тотчас же последовал ответ на это Богоматернее моление:

— Пусть удалится из монастыря в безмолвие.

И Косма последовал этому небесному откровению. Получив благословение от своего настоятеля, он удалился в соседнюю пустыню, высек себе в скале пещеру и провел здесь всю свою жизнь в непрестанных иноческих подвигах. За это он удостоился получить от Господа дар чудотворений.

Икона, перед которой молился святой Косма и от которой он слышал голос, названа «Услышательницей». Она и доселе находится в соборном храме Зографского монастыря и помещается в алтаре, на восточной стене, в нише, простирающейся в дьяконик.

Сентября

Словенская икона

Находится она в бывшей Словенской Богородичной пустыни Макарьевского уезда Костромской губернии, ныне обращенной в приходскую церковь, и явилась 23 сентября 1635 г. Об обстоятельствах явления существует такое предание среди местных жителей.

Один зверолов во время охоты случайно зашел на то место, где впоследствии возникла пустынь, и увидел здесь маленькую шатровую церковь, весьма ветхую, поросшую мхом. Зверолов вошел внутрь нее и осмотрел находившиеся там церковные вещи: все было истлевшим от времени. Но среди этого всеобщего тления запрестольная икона Божией Матери оказалась совершенно невредимой. Зверолов понял, что икона эта охраняется невидимой благодатной силой, и благоговейно преклонил перед ней свои колени, вознося горячую молитву Богоматери.

Прошло несколько лет после этого события, и на месте явления этой иконы Богоматери возникла обитель, обращенная впоследствии в приходскую церковь.

Точный список с этой иконы имеется в селе Новоспасское Дмитровского уезда Московской губернии.

Сентября

Мирожская икона

В Псковской области, при устье реки Мирожи, находится Спасский мужской Мирожский монастырь, основанный в 1156 году. В нем и хранится Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. В 1567 году во время сильного морового поветрия икона прославилась многочисленными чудесными знамениями: из очес ее изливались слезы, и болящие получали исцеление. Особенно много исцелений совершилось в городе Пскове, когда туда, по случаю моровой язвы, была приносима св. Мирожская икона Богоматери.

С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее образ, по благословению преосвященного Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, празднование в честь Мирожской иконы было установлено 24 сентября.

На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост стоящей с воздетыми руками. По правую руку от Нее в молитвенном положении изображен св. благоверный псковский князь Довмонт, в иночестве Тимофей; с левой стороны в молитвенном положении изображена супруга Довмонта благоверная княгиня Мария Дмитриевна. Не без основания предполагают, что эти изображения князя и супруги его прибавлены на иконе впоследствии, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 году.

Миртидийская икона

Миртидийская или Миртовая икона Божией Матери явилась на острове Кипре или Чираго; поэтому она называется еще «Чиригиотисса». Исторических сведений об этой иконе не имеется.

Сентября


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.