Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

2022-10-04 22
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений.

Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса.

Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног.

Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону.

Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания:

— Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

— Вижу и ужасаюсь, — отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.

В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается.

Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества… Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия».

В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся».

В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом.

Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

Издавна существовали в России храмы и целые монастыри в честь Покрова Богоматери. Так, по преданию, благоверный великий князь Андрей Боголюбский в городе Боголюбове, близ Владимира, построил храм Покрова. В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь в честь Покрова Богоматери.

Вот некоторые из чтимых икон Покрова в России:

В Москве: в Покровском соборе Василия Блаженного; в церкви Воскресения, что в Барашах, и в церкви Покрова в Красном селе.

В Харькове, в Христорождественской церкви, за рекой Лопанью, прославившаяся помощью жителям во время холеры.

В Минской губернии: в городе Новогрудке, в Николаевском соборе, и в селе Жукове.

В Ярославской губернии, в трех верстах от Углича, на другом берегу Волги, в Покровском Паисиевом монастыре.

В Вологодской губернии, в Дионисиево-Глушицком монастыре, написанная самим основателем обители преп. Дионисием Глушицким, жившим в начале XV века.

В Покровском Добром монастыре, близ г. Лихвина Калужской епархии также есть чтимый образ Покрова Богоматери. Ежегодно в конце августа икону торжественно приносят в г. Лихвин, где она остается около месяца и посещает дома жителей, а к празднику своему возвращается обратно в монастырь.

Самая же известная из икон этого имени есть икона Псково-Покровская, празднование которой совершается 1 октября.

Псково-Покровская икона

Поводом к празднованию этой иконе Богоматери послужила осада Пскова в 1581 году. 26 августа этого года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Псковский владыка незадолго до этого отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося последнего прийти в Псков с чудотворными иконами Богоматери Успения и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступление Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались.

Наступило 27 августа. Оставалось несколько дней до решительного приступа Батория к Пскову. В это время в сенях своей кельи сидел один благочестивый старец Дорофей, занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Печерской же обители близ Пскова Корнилием. Удивленный Дорофей увидел затем, как Небесная Владычица, миновав городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Затем по выходе из храма Она остановилась на городской стене и спросила:

— Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?

И внезапно перед Ней предстал святитель сей и с глубокой скорбью сказал:

— О, Пресвятая Владычице! В моем монастыре в это лето не было литургии.

На эти слова Богоматерь отвечала:

— Сыну Моему и Богу так угодно было. Вслед за этим Она громким голосом воззвала:

— Где избранники Божии, лежащие в церкви св. Троицы?

И тотчас перед Ней предстали благоверные князья земли Русской: равноапостольный Владимир, киевский князь Василий и псковские правители Гавриил и Тимофей. Позади них Дорофей усмотрел блаженного Николая Псковского и преподобных Евфросина с Саввой. Все они с великим благоговением преклонились перед Богородицей, а Она в гневе обратила Свои взоры на город и сказала:

— О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Соего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туча и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали.

Услышав эти слова Богоматери, стоявшие около Нее преподобные с великим воплем воззвали к Ней:

— Владычице Богородице! Есть грех на людях и беззаконие. Но не прогневайся на них и помолись Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших.

С таким же молением обратились к Богоматери и бывшие около Нее князья. Тогда Пресвятая Богородица умилосердилась над несчастным городом. Она позвала к себе старца, созерцавшего видение, и когда Дорофей, как бы подхваченный вихрем, увидел себя стоящим около Богородицы, Она сказала ему:

— Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам, к печерскому игумену и в собор Пресвятыя Троицы и возвести, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли Печерский образ с хоругвями на стену города, на то место, где стою Я. Пусть поставят здесь одну пушку, а другую внизу, и стреляют из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры.

При этом Богоматерь указала рукой на означенные места и, повелев Дорофею внушить гражданам плач о грехах, в утешение сказала:

— А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов.

Дорофей исполнил повеление Владычицы, и игумен Печерский вместе с гражданами начал ежедневно совершать крестные ходы на городскую стену.

Между тем приближался день приступа врагов к городу. 7 сентября от сильной пальбы по городу в стене его образовался большой пролом, около которого загорелась жестокая битва. Враги завладели уже двумя башнями, на которых и водрузили свои знамена. Защитник Пскова Шуйский был в этой схватке ранен, и граждане начали видимо ослабевать. В эту роковую минуту по приказу воевод к пролому принесены были мощи псковского князя св. Гавриила с чудотворными образами, и произошло неслыханное чудо. Когда св. мощи и иконы были подняты из собора, то впереди них к пролому приехали на конях три давно уже умерших монаха: келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Иона Наумов и игумен Мартирий. Родом они были бояре и в мире слыли за храбрых воинов. Приблизившись к ослабевающим и падающим духом гражданам, они громким голосом воскликнули:

— Не бойтесь, братие! Станем крепко, устремимся на литовскую силу вместе: к нам грядет Богородица со Своим заступлением и с помощью всех святых.

Это неожиданное ободрение окрылило упавших духом воинов и воевод. Все граждане с радостью восклицали:

— Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя и не предадим города Пскова.

Показалось церковное шествие. Зрелище крестного хода воодушевило ослабевших воинов, и все они дружно устремились на врагов, восклицая:

— Не предадим Богоматери и св. Всеволода. До самой ночи продолжалась упорная сеча, и ляхи прогнаны были от городских стен.

В благодарность Пречистой Деве тогда же решено было соорудить храм во имя Ее Рождества. Церковь была построена близ Покровской церкви, у места пролома. Впоследствии в Покровскую церковь написан был образ Богоматери. Богородица изображена на иконе вместе с преподобным Антонием и Корнилием и окружена благоверными князьями: киевским Владимиром и псковскими Тимофеем и Гавриилом и псковским юродивым Николаем. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назван Псково-Покровским. Эта икона известна еще под названием «Явление Богоматери старцу Дорофею».

Гербовецкая икона

Она находится в центре Бессарабии, в Гербовецком монастыре, расположенном в 60 верстах от Кишинева, и принесена в эту обитель около 1790 года.

В это время обителью управлял игумен Пахомий, находившийся в дружеских отношениях с полковником Н. А. Албадуевым. Последний в 1790 году, в Рождественский пост, прибыл в Гербовецкую обитель для говения и приобщения Святых Таин. Исполнив этот христианский обычай, Албадуев взял у настоятеля необъезженную лошадь и как только сел на нее, чтобы ехать домой, она бешено ринулась вперед И сбросила с себя полковника. Албадуев ударился о стену настоятельского дома и здесь же скончался. Это было 14 декабря. 17 числа того же месяца братия Гербовецкого монастыря предала тело умершего погребению в старой церкви у иконы Николая Чудотворца, о чем свидетельствует и до сих пор сохраняющаяся там надгробная дубовая доска.

После смерти Албадуева, как одни говорят, мать, а другие — жена его принесла в монастырь икону Божией Матери — семейную святыню, по завещанию передававшуюся с незапамятных времен из рода в род. Вскоре после этого местные жители, прибегавшие к образу Богоматери с верой в предстательство Владычицы Небесной, стали получать пред Ее св. иконой облегчение в нуждах своих и исцеление в болезнях. Поэтому народ стал почитать этот образ и назвал его по месту нахождения Гербовецкой иконой Богоматери.

Усердием Степана Лупова, впоследствии схимонаха Серапиона, скончавшегося в одном из Афонских монастырей, и его жены Елены Ивановой, урожденной Браяско, принявшей потом монашество с именем Ельпидии в Тамбовском Успенском скиту, икона была украшена серебряной ризой, на которой сделана надпись: «1816 г., март 31». При настоятеле архимандрите Иерониме эта риза усердием кишиневских граждан была вызолочена, украшена драгоценными камнями, а для иконы — сделан великолепный киот.

Гербовецкая икона Богоматери писана на холсте, наклеенном впоследствии на липовую доску. Монастырское предание гласит, что со времени принесения образа в Гербовецкую обитель последняя трижды была разоряема и сжигаема турками, но каждый раз возвращавшиеся в монастырь братия находили св. икону в пепле неповрежденной. И до сих пор можно ясно видеть на иконе следы действия огня: краска на одежде Богоматери и Предвечного Младенца, на Ее левой руке почернела от огня и вскипела, но лик и руки Богоматери и Спасителя нисколько не пострадали, и живопись прекрасного, свежего письма. Точно так же и свиток, который Богомладенец держит в левой руке, сильно поврежден огнем, но сама рука Христа совершенно чиста. Икона имеет в ширину 13 вершков, а в длину — 20 3/4 вершков; доска же, на которую наклеен холст, имеет в ширину 15 3/4 вершков, а в длину 22 1/4 вершка.

В составленной при архимандрите Серафиме в 1817 г. описи монастырского имущества на молдавском языке значится: «икона великая, ветхая, особо поставленная — образ Пресвятыя Богородицы; обложена вся серебром».

Еще письмо главного попечителя переселенцев южного края России генерала И. Н. Инзова к гербовецкому архимандриту Иоанникию свидетельствует, (что и правительство содействовало больным отправляться в Гербовецкую обитель для поклонения образу Богоматери.

Обитель эта неоднократно испытывала над собой покровительство Божией Матери. Так, например, во время моровой язвы и холерной эпидемии, уносивших лютни жертв в Бессарабии, все жившие в стенах Гер6овецкой обители под покровом Божией Матери оставались целы и невредимы.

Гербовецкая икона Богоматери пребывала в обители того же имени около 70 лет, источая множество чудес, память о которых свято хранилась в народном предании. По истечении указанного времени кишиневские граждане, из которых многие на себе испытали чудотворную силу от иконы, решили просить о ежегодном перенесении святыни Гербовецкого монастыря на зимнее время в г. Кишинев. По ходатайству местного архиепископа Антония постановление о сем Святейшего Синода удостоилось Высочайшего утверждения 17 января 1859 года. С тех пор ежегодно чудотворный образ Богоматери 1 октября переносится из Гербовецкой обители в Кишинев, в Крестовую церковь, и уносится оттуда обратно в обитель 23 апреля. При том и другом перенесении чудотворной иконы участвует в крестном ходе множество народа. К этому торжеству приходят и одержимые различными болезнями и недугами, и многие из них получают исцеление. Из множества случаев проявления милости Владычицы Небесной к страждущим мы здесь приведем лишь наиболее известные.

И. М. Гречин-Людвигский, житель села Пуцуптей Оргеевского уезда Бессарабской губернии 23 сентября 1861 года явился в Гербовецкий монастырь и представил настоятелю архимандриту Иерониму собственноручную записку. В ней он писал, что в декабре месяце 1860 года супруга его Мария Иванова опасно заболела, лишилась возможности ходить и потеряла надежду на продолжение жизни. Во время переноса Гербовецкой иконы Богоматери из Кишинева в монастырь в 1861 году, когда торжественное шествие было на пути между селами Дишкова и Бравичи, она обратилась с горячей молитвой к Царице Небесной и потом, попросив окружающих подвести ее к св. иконе, приложилась к ней. На другой день она удостоилась принятия Святых Таин в сельской церкви с. Бравичи и через три недели после этого стала совершенно здоровой.

В том же 1861 году в ноябре 29 числа на имя архимандрита Иеронима пришло письмо от Варфоломея Усаневича, священника с. Мачихи Брацлавского уезда Подольской губернии. В письме священник рассказывал о своей дочери следующее. Когда она достигла пятимесячного возраста, ей привили оспу. Как известно по опыту, процесс созревания оспы совершается от 9 дней до двух недель. Однако с его дочерью случилось совершенно иначе. Оспенные пузырьки не засыхали больше 7 недель и воспаление от них продолжало усиливаться. Ребенок мучился и сильно исхудал. На восьмой неделе ручка дитяти вся покрылась краснотой, вызванной сильнейшим воспалением. Священник обращался за советом и помощью к различным врачам, но те не могли ослабить страданий его дочери, и воспаление стало распространяться далее по плечам и груди младенца. Наконец, врачи отказались продолжать лечение и объявили, что они не могут понять свойства этой болезни. Ребенок отказывался уже от материнской груди, и священник со своей супругой стали ожидать кончины дочери. В этом тяжелом положении родители вспомнили о чудотворной Гербовецкой иконе Богоматери, список которой они имели в своем доме. Они пали на колени перед образом и умоляли Владычицу Небесную о помиловании их и исцелении их дочери от лютого недуга. Не успели они окончить свою молитву, как их дитя, не спавшее в течение целых суток, стало быстро засыпать. С ужасом взирали родители на свою дочь: казалось, она кончается, потому что не было заметно ее дыхания. Но то был исцеляющий сон: через час ребенок проснулся, стал двигать больной рукой, которая находилась без движения целую неделю, и принял свойственную его возрасту пищу. На третий день после этого дочь священника совершенно выздоровела без всяких медицинских пособий.

София, жена служащего в Бессарабском приказе общественного призрения Д. И. Сурачана, долгое время так страдала от боли в ногах, что совершенно не могла ходить. В августе месяце 1860 г. она прибыла в Гербовецкую обитель, приложилась к чудотворному образу Заступницы рода христианского и через непродолжительное время получила совершенное исцеление от своего недуга.

Агафия, жена К. Поповского, жившая в с. Киперчен, в 1860 г. поражена была параличом. Она настолько жестоко страдала от этой болезни, что не могла без посторонней помощи передвигаться, и сделалась совершенно неспособной к какой бы то ни было работе. Родственники, сочувствуя ее горю, по возможности, принимали участие в плачевном ее положении, а дочь неотлучно находилась при ней и водила ее под руки с места на место. Два года мучилась Агафия. Она прибегала ко всевозможным домашним и медицинским пособиям, но напрасно: недуг ничему не уступал и, казалось, предвещал больной близкую смерть. Грустно было смотреть на эту жертву страдания, когда приводили ее в церковь.

В начале 1863 года она случайно у церкви встретилась с местным священником и, заливаясь слезами, просила у него совета.

— Молись и молись непрестанно Царице Небесной, — говорил тронутый жалким ее положением священник. — Старайся добраться до Гербовецкой иконы и поведай скорбь свою Владычице. По вере твоей Она, может быть, и поможет тебе.

Больная решила во что бы то ни стало исполнить добрый совет пастыря. Когда в апреле месяце того же года совершался крестный ход с чудотворной Гербовецкой иконой, Агафия стала усердно просить богомольцев помочь ей дойти до чудотворного образа Богоматери. С помощью их и своей дочери она подошла к иконе и излила перед Владычицей Небесной всю свою печаль в немых, но понятных для всех выражениях страждущего сердца. С помощью богомольцев Агафия провожала чудотворную икону до самого Кишинева, а потом оттуда приняла нелегкое для параличной больной путешествие в Гербовецкий монастырь, чтобы и там помолиться Богоматери. И Царица Небесная явила ей безмерное богатство Своего милосердия. Возвратясь из обители домой, Агафия почувствовала значительное облегчение: члены ее организма стали малопомалу крепнуть; она видимо оживала. Скоро от прежнего расслабления не осталось и следа.

В 1861 г. крестный ход с Гербовецкой иконой Богоматери, шедший из обители в Кишинев, 20 сентября достиг г. Оргеева. Сюда вместе с другими священнослужителями прибыл для участия в церковном торжестве и священник с. Гардинешт Никифор К. Он уже полгода страдал изнуительной лихорадкой, доведшей его до полного изнеможения. Угрюмый его вид, бледно-желтое лицо, впалые глаза, слабость сил — все это свидетельствовало о сильном развитии его болезни и внушало его родным серьезные опасения. Они убеждали его остаться дома, но о. Никифор высказал твердую решимость и пламенное желание участвовать, насколько возможно, в крестном ходе и служить чудотворной иконе Богоматери. Тщетно уговаривали его и другие иереи, хорошо знавшие слабость его здоровья, воздержаться от непомерного физического напряжения.

— Больному человеку, — говорили они, — следовать пешком за крестным ходом на такое расстояние не безопасно.

Но о. Никифор оставался непоколебимым. Отстаивая свое желание, он повторял одно:

— Владычица мира, уврачевавшая десницу св. Иоанна Дамаскина, отрубленную врагами веры, ужели не подкрепит меня и не подаст здравие и утешение вопиющим с верой: «Пресвятая Богородице, спаси нас»!

И он шел, шел целый день с крестным ходом и достиг до г. Оргеева, где назначен был отдых, и здесь вместо обычного утомления после продолжительной ходьбы почувствовал давно неизвестную ему бодрость, легкость и крепость. Пароксизмы с той поры прекратились, и больной священник как бы переродился и получил новые, юношеские силы. Пользуясь с того времени хорошим здоровьем, он всю свою жизнь не переставал возвещать о дивных благодеяниях Богоматери и с любовью часто взывал:

— Аще бо Ты, Владычице, не бы предстояла, молящи, кто бы нас избавил от толиких бед!

Вот еще столь же поразительный случай исцеления помощью и заступлением Царицы Небесной. Житель того же села, церковный староста Александр Дементий в 1863 г. внезапно был поражен параличом: его левая рука, глаз, левая половина головы и языка онемели и находились без всякого движения. Продолжительные хлопоты родни, бегание за помощью и пособиями туда и сюда, употребление разных средств для оживления парализованных частей организма — все это не улучшало положения больного, и Александр в начале 1864 г. обратился с полным упованием к помощи Пресвятой Богородицы и просил совершить акафист и молебен перед Ее Гербовецким образом. Он стал поправляться. Почувствовав в себе достаточно сил, Александр отправился в Гербовецкую обитель и здесь получил полное исцеление от своего недуга.

В апреле месяце 1862 г. в селении Верхне-Кипричен от укусов бешеным домашним животным опасно заболели трое детей. Их немедленно отправили для лечения в городской госпиталь. В числе заболевших был и сын местного священника В. Л. Помня священные слова: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения», побуждающие к надежде не столько на слабые силы человеческие, сколько на помощь свыше, священник приехал в Кишинев и тотчас же поспешил в Крестовую церковь к чудотворной Гербовецкой иконе Божией Матери и здесь с глубокой верой умолял Владычицу Небесную избавить его сына от опасной и смертоносной болезни. И сын его был спасен. Двое из укушенных детей умерли от яда, разлившегося в неокрепшем еще детском организме, а сын священника при одних и тех же медицинских средствах и при одинаковом развитии болезни выздоровел. В благодарность за спасение своего сына и избавление его от водобоязни отец установил ежегодно 15 августа в своей церкви после литургии совершать молебен с акафистом Пресвятой Богородице, а также устраивать в своем доме трапезу для бедных.

Наконец, приведем рассказ Акулины Чухненко, помещенный в 1908 г. в «Кишиневских епархиальных ведомостях». «Я дала обет, — говорила она одному священнику, — в каждом году встречать чудотворный образ Божией Матери 30 сентября и провожать из Кишинева 17 апреля. Этот обет я дала еще с первых лет моего замужества, что исправно и исполняла. Но на восьмом году моего замужества как раз пришлось спускать вино с выжимок 30 сентября, почему по настоянию мужа, чтобы не испортить качества вина, я и не поехала встречать иконы, а осталась дома. Спустили вино с выжимок и бочку, ведер в 50, оставили на время на дворе и успокоились, что сделали хозяйственное дело, а о своем обете как будто и позабыли. Вдруг ночью услышали треск. Вышли на двор и увидели, что наша бочка с вином лопнула. При помощи соседей мы подняли бочку на уцелевшее дно и тем спасли незначительное количество вина, а остальное разлилось. Дети наши, 5-ти и 7-летние мальчуганы, в это время бегали босиком по сырой земле и простудились до того, что утром 1 октября мы пригласили врача. На другой день, уже 2 октября, был приглашен другой врач и нашел, что одного из детей можно еще спасти, но другого спасти нет никакой возможности… Я же, несчастная, вспомнив про свой обет, сознала, что вопреки своему обещанию встретить чудотворный образ Богоматери, поддалась увещаниям мужа ради хозяйственных и тленных выгод (ведь вино можно было спустить днем раньше или позже), почему и наказана. Горько я заплакала и, возложив все упование на Богородицу, не оставляющую нас в бедах, взяла обоих детей, лежавших как бревна, посадила в поезд и в таком виде привезла в Кишинев. Попросила в митрополии отслужить перед образом Гербовецким молебен Богоматери, на руках поднесла детей к иконе, налила им обоим в рот по нескольку капель освященной воды, и, о радость, мои дети там же почувствовали такое облегчение, что из церкви уже сами пошли, и домой привезла их уже почти здоровыми… Я сознаю и верю, что ныне живу по милости Божией и по заступлению за меня усердной нашей Ходатаицы, верю, что тогда дети мои выздоровели по милости Приснодевы. Есть, батюшка, еще и теперь свидетели болезни моих детей и что я их возила и они выздоровели после молебна у чудотворного образа».

«Кукузелисса»

Свое наименование этот образ Богоматери получил по поводу явления Небесной Владычицы св. Иоанну Кукузелю, жившему в XII веке.

Иоанн, происходивший из Царьграда, в молодых летах готовился в придворные певчие. За свой прекрасный голос он был любимцем патриарха и царя, и все предвещало ему в будущем хорошее положение, но душа его жаждала духовных подвигов. И вот юный Иоанн тайно покидает Константинополь и избирает местом своих подвигов Афонскую гору, слава о подвижниках которой далеко была известна.

Придя на Афон, Иоанн направился в лавру св. Афанасия. Встретивший юношу привратник спросил его, кто он и что ему нужно.

— Я пастух и хочу быть иноком, — отвечал Иоанн.

Привратник доложил о пришельце настоятелю, и так как монастырю нужен был пастух, то Иоанн принят был с радостью. С великой благодарностью принял Иоанн от игумена иночество и стал пасти стада коз.

Между тем, опечаленный уходом Кукузеля царь послал гонцов во все страны искать своего любимца. Некоторые из посланных были и на Афонской горе, но не нашли его здесь, так как и сами лаврские иноки не знали, кто у них скрывается под званием пастуха. Но один случай открыл тайну Кукузеля.

Однажды, удалившись со стадом от обители, Иоанн запел одну церковную песнь. Даровитый певец, надеявшийся, что никого нет вблизи, с великим воодушевлением и искусством славил Господа. Но около того места подвизался один старец. Услышав чудное пение, он вышел из пещеры, и глазам его представилась дивная картина. Пастух пел свой гимн, а неразумные животные стояли вокруг певца и смотрели на него. Старец поведал обо всем игумену.

Настоятель призвал к себе пастуха и спросил у него, не он ли тот Кукузель, которого ищет царь. Иоанн пал к ногам игумена и со слезами просил у него прощения, говоря:

— Я грешный и недостойный раб твоей святыни; но молю тебя, оставь меня при этом послушании, которое дал ты мне сначала, и не допусти, чтобы царь взял меня отсюда силой.

Игумен, видя искреннее и горячее желание инока посвятить себя на служение одному Богу, внял просьбе Кукузеля. Он нарочно отправился в Царьград и умолял царя оставить Иоанна в обители. Когда царь выслушал дивную повесть игумена об Иоанне, он прослезился и воскликнул:

— Жаль мне единственного певца! Жаль мне моего Иоанна. Но если он уже постригся, то пусть остается в иночестве: спасение души дороже всего; пусть молится о моем спасении и о царстве моем.

Кукузель остался в лавре, но уже не в звании патуха; он назначен был певцом на клиросе.

Жаждавшая уединения душа Иоанна стремилась к безмолвию и совершенному отшельничеству. Он упросил игумена позволить ему уйти в затвор. Получив настоятельское благословение, Кукузель удалился на юг от лавры, построил себе особую келью с церковью и здесь в уединении предался подвигу совершенного безмолвия. Только в воскресный день братия видели Иоанна в обители на клиросе, шесть же других дней седмицы Кукузель безвыходно подвизался в своем затворе.

Скоро после своего удаления из обители Иоанн сподобился чудесного видения Небесной Владычицы.

Однажды утомленный Иоанн задремал в храме против образа Богоматери, перед которым обычно совершался акафист. Во сне перед ним предстала Пречистая Дева, окруженная сиянием неземного света и держащая в руке золотую монету. Обращаясь к Кукузелю, Богоматерь сказала:

— Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь Мне, и Я за это не оставлю тебя.

При этих словах Она передала Иоанну золотую монету. Пробудившийся инок с удивлением обрел у себя в руке златницу. Со слезами умиления и благодарности упал Кукузель перед образом Богородицы. Монету он отдал в церковь, и много чудес совершилось через нее. Исполняя веление Богоматери, Иоанн никогда с того времени не оставлял клироса и не переставал воспевать песнопения в честь Матери Божией.

От долгих стояний у Кукузеля заболела нога. Болезнь все усиливалась, и вскоре из ноги начал течь смрадный гной. Тогда явилась больному Богоматерь и сказала:

— Будь отныне здрав!

И тотчас Иоанн стал совершенно здоровым, и до самой смерти нога его уже не болела.

Исполняя послушание певца, Иоанн все остальное время посвящал подвигам поста, молитвы и глубокого смирения. О своей кончине Кукузель извещен был заранее в чудесном откровении. По завещанию преподобного, прах его был погребен в построенном им храме свв. Архангелов.

По имени этого подвижника и икона Богоматери, перед которой Иоанну было видение, называется «Кукузелисса». Богоматерь на ней изображена с Предвечным Младенцем, держащим в правой руке свиток, а в левой — державу. Перед пречистым образом Богородицы горят три неугасимые лампады.

Барская икона

Икона эта находится в Подольской епархии, в заштатном городе Баре Могилевского уезда. Город этот испытал все бедствия владычества в западной Руси католической Польши. Окончательное присоединение его к России произошло в 1793 году, когда вся Подолия подчинилась русскому царю.

С давних еще времен в Баре существовал мужской монастырь, принадлежавший некоторое время униатским монахам базилианам. Когда в 1837 году последовало воссоединение униатов с православной церковью, Барский монастырь перешел к православным. Называется он еще Покровской обителью в честь находящегося в монастыре чудотворного образа Богоматери, празднование которому 1 октября установлено было в 1887 году, когда исполнилось полвека со дня возвращения Барского монастыря православным.

О том, какое историческое значение имеет этот образ Богоматери в судьбах православия в Подольском крае, красноречиво говорит следующее молитвенное обращение к Пречистой Богоматери:

«Приидите, людие российстии, преславно и православно ублажим Преблагословенную и Пречистую Марию Деву, в Баре граде благодать Свою издревле выну явившую, православные люди Подольския земли от агарян и сарацын свободившую, православную веру в пленении латинстем сохранившую. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице! Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице! Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Небесная Царице, Дево Пречистая, лествица к небеси, святое вместилище Слова Божия, прибежище верным и избавление, достоянию Твоему помощь и защищение, скорбящим подательнице вечного радования, иноков богомудрых возведение к горнему царствию. Ты бо, яко имущая державу непобедимую, злую дерзость латинскую отмстила еси, верою имя Твое всехвальное призвавших отцев наших спасла еси и покрыла их святым омофором. Не отврати и ныне рабы Твоя тщи. Тя бо едину надежду имамы; избави люди Твоя присно и град и обитель, юже избрала еси Себе местом проявления благодати Твоея, и Подольскую землю, и вся православныя христианы от искушений, от пагубных, душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя, и от всякого лютого обстояния, и наветов врагов церкви Твоея православныя, и до ныне тайно и неустанно сеющих скверныя плевелы на доброй, от века православной ниве Подольской; аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы избавил веру отцев наших от толиких бед, кто бы и нас сохранил до ныне свободных? Мы же преблагому Твоему заступлению о нас радующеся, благодарственно да восписуем Ти и да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная».

Мятинская икона

Этот чудотворный образ находится в Волынской губернии, Дубенском уезде, в селе Мятина. В церкви этого села хранится летопись, содержащая в себе описание чудес, совершившихся от этой иконы.

Летопись гласит прежде всего, что Мятинский образ Богоматери написан в 1746 году одним неизвестным по имени благоговейным мужем.

Спустя двадцать лет после того, как в церкви села Мятина была поставлена эта икона, последовало дивное знамение благоволения Божия к пречистому образу. 26 октября 1766 года жители Мятины поражены были зрелищем необыкновенного света, озарившего их приходскую церковь. Сначала они подумали, что в храм проникли воры, но тщательный осмотр церкви показал, что в ней никого не было.

Вскоре после этого знамения тот же необыкновенный свет появился в Мятинской церкви в ночь под Рождество Христово. Заметивший этот свет церковный староста сначала принял его за праздничное освещение храма по случаю всенощного бдения. Но когда он подошел ближе к церкви, то убедился, что церковь была заперта.

С этого же 1766 года в летописи начинается описание чудес и явлений милости Богоматери по молитвам перед Ее св. иконой. И до сих пор можно видеть доказательства милосердия Владычицы к страждущим — это костыли хромых, возвращавшихся домой здоровыми, одежды покрытых язвами болящих и прочие предметы, которые исцеленные оставляли у образа в качестве безмолвных свидетелей полученной ими милости Божией.

В 1882 году с. Мятина подверглось опустошительному пожару. Пламя стало охватывать церковную колокольню. Растопились колокола, загорелся крест, но сама церковь, хранимая заступлением Богородицы, осталась невредимой.

В настоящее время чудотворный образ Мятинской Богоматери помещается в золоченой раме над царскими вратами. Изображение Богородицы на нем сходно с изображением Ее на Иверской иконе.

В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели и икона стала как бы обновившейся.

Касперовская икона

Она представляет собой великую святыню наших южных городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев. День принесения ее в Одессу, т. е. 1 октября, и отшествия ее в четвертый день Пасхи — являются здесь великим церковным торжеством.

Вид этой небольшой иконы (7 вершков вышины и 6 ширины), писанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Вла


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.