Икона Каплуновская Казанская — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Икона Каплуновская Казанская

2022-10-04 22
Икона Каплуновская Казанская 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери.

8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой

80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.

Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:

— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!

Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской.

Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.

Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:

— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.

Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен с святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.

На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».

В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника о. Иоанна Уманова. Позже сюда включены свидетельства о последующих знамениях и исцелениях, бывших от иконы.

Празднование этой иконе совершается еще 8 июля, в день Казанской иконы.

Сентября

Дубовичская икона

В селе Дубовичах Черниговской губернии находится весьма древняя икона Божией Матери, именуемая Дубовичской. По преданию, она была найдена в густой траве на берегу реки Рети, в половине XVI столетия. Предполагают, что она была обронена здесь военным обозом, везшим церковную утварь. Как рассказывает предание, пастух, прогоняя по этому месту свое стадо и размахивая кнутом, случайно и ненамеренно задел им икону Богоматери. От иконы вдруг исшел необычайный свет, ослепивший пастуха: он пал тут же на землю. В бесчувственном состоянии он был найден здесь и принесен к священнику. Придя в себя, пастух рассказал о том, что случилось при виде иконы. Священник и многие из прихожан пошли на указанное им место и нашли здесь лежащую в траве св. икону. Усердием верующих на месте явления вскоре сооружена была часовня, и в ней поставлена явившаяся икона Богоматери. По прошествии некоторого времени она была взята отсюда и поставлена в Архангельской церкви села Дубовичи. С того времени здесь совершаются многие чудесные исцеления. В воспоминание перенесения иконы из часовни в Дубовичский храм установлено торжественное празднование в десятую пятницу по Пасхе. С 1861 года с разрешения Св. Синода чудотворная Дубовичская икона с крестным ходом переносится для молебствия перед ней в город Кролевец Черниговской губернии. По характеру своей живописи эта икона очень походит на Ченстоховскую (сведения см. под 6 числом марта). С Дубовичской иконы есть весьма чтимая копия, находящаяся в Киеве, в Софийском соборе.

Сентября

Леснянская икона

Леснянская икона Божией Матери находится в Вельском уезде Гродненской губернии. Здесь, на берегу реки Белки, расположено большое село Лесна, называющееся так от множества окружавших его густых дремучих лесов. Недалеко от этого селения есть довольно значительное возвышение с остатками старинных рвов, отчего местные жители и именуют его «окопами». Предание говорит, что это место было укреплением, созданным крестоносцами во время их борьбы с Литвой и Польшей. На этом возвышении расположена православная женская община, основанная в 1885 году. В церкви этой общины и находится древняя чудотворная икона Богоматери.

Не только устные предания, но и исторические документы согласно относят явление этой иконы к XVII веку, именно к 1683 году. 14 сентября этого года леснянские пастухи пригнали свой скот на «окопы» для обычной полуденной стоянки. Один из них, по имени Александр Стельмашук, забрался от жары в густую чащу леса, окружающего «окопы», и на ветвях грушевого дерева заметил небольшую икону, изливавшую яркое сияние. Пораженный Стельмашук, поддаваясь невольному чувству благоговения, опустился на колени. Вдруг им овладел страх, и он опрометью бросился отсюда к своему товарищу Мирону Макаруку и рассказал ему о виденной им иконе. Пастухи не решились тронуть св. икону и немедленно сообщили о ней своим односельчанам и священнику. К иконе, на место ее явления, стеклось много поклонников.

Местное предание утверждает, что вначале икона была поставлена в доме Макарука. Отсюда взял и присвоил ее себе один соседний польский помещик, но у него в доме явленная икона оставалась недолго. Под влиянием различных несчастий, постигших помещика за присвоение святыни, он решил передать ее в ближайшую православную церковь села Букович, в двух верстах от Лесны. Сюда стали стекаться богомольцы для поклонения святыне. Число их с течением времени настолько увеличилось, что прихожане Буковичской церкви, приписанные к Леснянскому приходу, испросили себе отдельного священника.

Местное римско-католическое духовенство, с целью вовлечь в латинство православное население, решилось присвоить себе явленную икону, пользующуюся таким благоговейным почитанием со стороны верующих. Когда католические ксендзы встретили себе в этом плане противодействие со стороны православного населения, то они прибегли к насилию. Захватив икону, они поставили ее в своем костеле, устроенном в Лесне, на «окопах». Там св. икона оставалась до 1863 г., когда во время польского восстания костел, служивший местом для собраний польских мятежников, по распоряжению русского правительства был обращен в православную церковь.

В 1885 году здесь учреждена женская община, а сам храм ремонтирован. Иконостас этого храма низкий — всего в два яруса, чтобы не закрывать от молящихся чудотворной иконы, стоящей в алтаре, на Горнем месте.

Икона помещается в высокой, двухсаженной нише, имеющей вид католического алтаря, с колоннами по бокам и различными украшениями. Изображение ее вырезано на овальном камне темно-красноватого цвета и имеет 9 вершков в вышину и немного менее в ширину. Лики Богоматери и Богомладенца изображены ясно и отчетливо; вообще все изображение отличается тонкой искусной отделкой. Икона украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями и вставлена в двойную раму. Ниша, в которой помещается чудотворный образ, украшена двумя большими золоченными херувимами и множеством различных золотых и серебряных привесок.

Всех чудес от этой иконы насчитывается около 500. Кроме 14 сентября, на поклонение этой иконе в громадном количестве собираются богомольцы еще 8 сентября и в Троицын день. Несмотря на распускаемые здесь врагами православия ложные слухи о том, что прежняя истинная Леснянская икона после упразднения католического костела унесена ксендзами в Ченстохово и заменена русскими православными другой, число богомольцев, приходящих в Леснянский храм для поклонения чудотворному образу Богоматери, с каждым годом все более и более увеличивается.

Честнокрестная икона

Икона Божией Матери, носящая такое наименование, находится в городе Грубешове Люблинской губернии.

В XVIII столетии в Грубешове были две церкви: Честнокрестная и Свято-Николаевская. Честнокрестная или Крестовоздвиженская была деревянной церковью, и в ней находилась древняя Честнокрестная икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными чудотворениями. Усердием почитателей она украшена была богатой серебряной ризой с драгоценными камнями и множеством дорогих привесок. Все эти драгоценности в 1786 году были забраны австрийскими властями для военных расходов. Чудотворная икона была оставлена в церкви не в серебряной, а в медной ризе.

Около 1830 года Честнокрестная церковь была разобрана, а церковная утварь с чудотворной иконой перенесена в Свято-Николаевскую. По общему желанию жителей в Николаевской церкви был устроен придел с престолом во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. В этом приделе и поставили чудотворную икону.

В 1888 году при Николаевской церкви была устроена небольшая по размерам церковь во имя Честного Животворящего Креста Господня, в которую и была перенесена чудотворная икона Богоматери, поставленная на Горнем месте. Над дверями этой церкви красуется надпись: «В память 900-летия Крещения Руси».

Онышковская икона

Икона Божией Матери Онышковская находится в селе Онышковцы Дубенского уезда Волынской губернии. Она помещается в часовне, расстоянием одной версты от Онышковской церкви, на источнике, вытекающем из меловой возвышенности.

Эта икона изображает Богоматерь в Ее отроческом возрасте стоящей в молитвенном положении со сложенными на груди руками и попирающей главу змия-искусителя. Писана она на холсте в 1825 г.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.