Исследования в сестринском деле — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Исследования в сестринском деле

2022-10-04 21
Исследования в сестринском деле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИССЛЕДОВАНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Методическое пособие для преподавателей, студентов

И специалистов сестринского дела

                                                                                                             Манаева Л.О.

 

Мурманск

2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

  В практическом здравоохранении и в сестринском деле исследовательская работа имеет огромное значение. Невозможно повышение качества лечения и ухода за пациентом без исследовательской работы. Заблуждением является мнение, что исследовательская работа – прерогатива «высокой науки». В самом понятии «сестринский процесс» уже заложен аспект исследования, так как он ориентирован на удовлетворение потребностей и проблем пациента, которые следует выявить. Выявление жалоб пациента, факторов риска, степени информированности пациента и т.д. – это тоже исследовательский процесс. Обращение медицинской сестры к медицинской литературе, справочникам – это тоже элемент исследования. Таким образом, работа медицинской сестры органично включает в себя исследовательский компонент. Одна из ролей современной медицинской сестры – это роль исследователя. Если мы хотим реальных изменений в сестринском деле, мы должны поддерживать проблемный подход в обучении будущих медицинских сестёр и совершенствовать исследовательскую работу в среднем и высшем звене сестринского образования, а также поощрять медицинских сестёр в практическом здравоохранении проявлять себя в роли исследователя. Без этого не может быть самостоятельного и ответственного специалиста.

   Научно-исследовательская работа – это более высокий уровень, доступный не каждой медицинской сестре, но крайне необходимый для продвижения реформ в сестринском деле. В 2004 году для выявления отношения студентов Мурманского медицинского колледжа и медицинских сестёр практического здравоохранения к исследовательской работе было проведено анкетирование. На анкету ответили 212 медицинских сестёр различных лечебно-профилактических учреждений и 162 студента колледжа, обучающихся по специальности 0406 «Сестринское дело».

  Результаты анкетирования медицинских сестёр:

- лишь 42% респондентов систематически читает медицинские газеты и журналы, 10,8% вообще не читают их и 47,2% делают это изредка;-к специальной медицинской литературе систематически обращается 43,9% респондентов, 37,7% делают это лишь в период повышения квалификации, остальные – очень редко, а 2,8% - никогда;

-около пятой части всех респондентов хотела бы заниматься исследовательской работой, четвертая часть респондентов считает это бессмысленным или не имеет желания, четверть - ссылается на отсутствие времени, более трети не представляет, как это делается;

-в будущем хотели бы заниматься исследовательской работой 42,5% респондентов;

-83,5% респондентов хотят быть в курсе научных исследований в сестринском деле;

-лишь около половины респондентов (48,1%) считают исследовательскую работу неотъемлемой частью деятельности медсестры.

  Таким образом, несмотря на колоссальные нагрузки медицинских сестёр, они испытывают интерес к научно-исследовательской работе. Каково рода исследования помогут медсестре в её работе? Имеют ли они смысл? Или это самоцель? Исследования медицинской сестры могут быть направлены на определение отношения к своему здоровью тех или иных контингентов; выявление факторов риска, уровня информированности об образе жизни, заболеваниях, их профилактике, уходе за больным родственником или самоуходе; определение степени удовлетворённости качеством ухода и так далее. Это необходимая информация для улучшения качества ухода в сестринском деле. Такая информация будет полезна не только медицинской сестре, но и врачу.

 

  В здравоохранении и сестринском деле для решения исследовательских целей используются социологические исследования.

  Социологическое исследование (СИ) — это вид социальных исследований, который рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на специальные методы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Данное пособие предназначено для специалистов сестринского дела и не только для них. Оно не является исчерпывающим руководством к действию.

  Цель его разработки: пробуждение интереса специалистов сестринского дела к исследовательской работе.

  Задачи:

  • дать представление о социологических исследованиях,
  • раскрыть понятие качественного подхода в научных исследованиях;
  • дать некоторые практические советы начинающим исследователям в сестринском деле.

   Параллельно с публикацией пособия издаётся сборник докладов, представленных на областном научно-практическом семинаре-конференции «Роль научных исследований в сестринском деле в продвижении реформ сестринского дела в регионе». Планируется, что такие конференции и публикации станут ежегодными. Это может стать хорошей школой для начинающих исследователей и формой реализации специалистов сестринского дела.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

 

По целям и задачам СИ:

  • фундаментальные — направлены на построение и совершенствование теорий и методологии, обогащение основ самой социологической науки;
  • практические (прикладные) — направлены на решение социальных проблем, выработку рекомендаций по изменению ситуации.

Этапы проведения СИ

1.Подготовка исследования.

2.Сбор первичной социологической информации.

3.Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка.

4.Анализ обработанной информации.

5.Подготовка отчета по результатам исследования.

 

Подготовка исследования

  Оназаключается в серии последовательных и взаимозависимых действий.

  Выбор темы исследования в сестринском деле, как правило, связан со сферой профессиональных интересов, вытекает из заинтересованности в исследовании и желания  изменить в лучшую сторону ту или иную ситуацию или явление.

  Утвердившись в выборе темы, исследователь приступает к разработке программы (проекта) исследования, которая содержит методологическую и методическую (процедурную) части.

 

  Программа исследования — это теоретический документ, в котором излагается логика, контур исследования. Программа строится в зависимости от масштаба и направленности исследования.

   В программе исследования рассматриваются:

· постановка проблемы;

· определение цели и задач исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· интерпретация основных понятий;

· предварительный системный анализ объекта исследования;

· выдвижение гипотез;

· операционализация понятий;

· определение обследуемой совокупности;

· характеристика используемых методов сбора первичной информации;

· выбор инструментария для сбора информации;

· методика обработки информации;

· план исследования.

  Итак, программа отражает все ступени подготовительного этапа СИ, которые во многом предопределяют эффективность исследования. Все эти этапы исследования будут представлены и в отчёте.

Постановка проблемы. Описывается актуальность данной темы, описывается проблемная ситуация. В сестринском деле рассматриваются, как правило, предметные проблемы, дестабилизирующие жизнедеятельность тех или иных контингентов, обслуживаемых сестринским персоналом, или, нарушающие профессиональную деятельность самих медсестёр. Это могут быть типичные проблемы для здравоохранения и сестринского дела в целом или проблемы, характерные только для учреждения. Эти проблемы могут быть длительными или временными; одноплановыми или системными. Формулируя проблему, следует представить её по результатам анализа литературных источников и для объекта исследования. Важно, чтобы проблема нашла более точное отражение в проекте, а затем и отчёте. Не следует браться за уже решённые проблемы и проблемы слишком широкого плана. Проблема должна быть сформулирована ясно и чётко.

Цель. Ориентирует на конечный результат. Цели могут быть теоретические и прикладные.

· Теоретическая цель даёт описание или объяснение социальной проблемы (ее возникновение, причины, функционирование и т.п.). Реализация теоретических целей ведет к получению научного знания.

· Прикладная цель направлена на разработку практических рекомендаций для разрешения противоречия.

В сестринском деле цели, как правило, имеют практическую направленность, так как полученная информация способствует выработке практических рекомендаций.

Задачи — отдельные конкретные шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования. Они могут быть основные и частные.

· Основные задачи являются средствами решения главных вопросов исследования.

· Частные задачи ставятся для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов и т.п.

Определение объекта исследования. Объектом является носитель той или иной социальной проблемы. Это то, на что направлено исследование. Все действующие лица проблемы могут быть выбраны в качестве объекта (совокупность лиц, предприятие, явление). Например, при определении уровня информированности по той или иной проблеме объектом исследования медицинских сестёр или акушерок могут быть пациенты, их родственники, медицинские сёстры отделения или учреждения и т.д., т.к. все они могут быть носителями проблемы, обладая недостаточным уровнем знания.

Предмет исследования включает наиболее существенные характеристики и качества объекта, которые содержат это социальное противоречие и подлежат непосредственному изучению. При этом остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Например, в вышеназванном примере предметом исследования может быть связь уровня информированности медсестёр со стажем работы, или, связь уровня информированности пациентов о заболевании с посещением школы здоровья.

  В серьёзных описательных или аналитических исследованиях в программе СИ проводится интерпретация понятий (истолкование), операционализация понятий и предварительный системный анализ объекта исследования (см. словарь).

  Эти процессы взаимосвязаны, они позволяют провести логический анализ предмета исследования уже на подготовительном этапе. Раскрывая каждое основное понятие (интерпретируя понятие), необходимо вычленить его составляющие. Например, «основное понятие «социальная активность» включает в себя следующие, более конкретные понятия: «общественно-политическая активность», «трудовая активность», «познавательная активность», «активность в сфере культуры» и др.» (Горшков М.К., Шереги Ф.Э., 1990). Операционализация продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Интерпретация и операционализация понятий наряду с определением задач и гипотез на этапе исследования позволяет разработать эффективный инструментарий (например, выбрать вопросы анкеты). Следующий шаг осуществляется на этапе разработки инструментария исследования —  подбор индикаторов. Таким образом, уже на подготовительном этапе исследователь определяет, какие данные он хочет и может получить в результате исследования.

Гипотеза — это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, о структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению изучаемых проблем. Гипотез обычно несколько. Они могут быть: основными и неосновными; первичными и вторичными; описательными и объяснительными. Гипотезы должны быть проверяемы, достаточно просты, формулироваться однозначно. Они не должны противоречить ране установленным научным фактам, не должны быть слишком очевидными утверждениями и не должны заранее предопределять результаты исследования.

Определение обследуемой совокупности проводится там, где не может быть проведено сплошное исследование вследствие многочисленности единиц исследования, например, объектом являются медицинские сёстры региона. Хотя и в этом случае можно провести сплошное исследование, процесс будет очень трудоёмким. В таких случаях следует произвести выборку (см. словарь), а это требует соблюдения статистических требований. От правильности осуществления выборки зависит качество и достоверность социологической информации Численность, объём выборки зависит от однородности или разнородности выбранного объекта. Чем более однороден объект, тем меньше число выборки. При исследовании локальных объектов могут применяться сплошные выборки или пятидесятипроцентные (опрашивается каждый второй). Начинающим исследователям и рекомендуется начинать с локальных исследований или получить необходимые инструкции от специалистов, если они участвуют в масштабных выборочных исследованиях.

  В рамках крупномасштабных исследований в программе СИ представляется проект выборки, который на последующих этапах может корректироваться. В этом проекте отражаются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой и будет проводиться опрос, обоснована техника опроса и определены подходы к обеспечению достоверности полученных результатов.

  Существует 2 варианта выборки: случайная (вероятностная) выборка и целенаправленная выборка. К ней не применимы правила теории вероятности.

К случайной выборке относятся методы:

· собственно случайного отбора (случайно-бесповторный и случайно-повторный);

· механической выборки;

· серийной выборки;

· гнездовой выборки.

К целенаправленной выборке относятся методы:

· стихийной выборки. Пример — почтовый опрос, в этом случае нельзя заранее предопределить структуру массива респондентов и, таким образом, обеспечить репрезентативность выборки;

· основного массива. При этом методе опрашивается 60-70% всех респондентов. Метод широко используется в пилотажных исследованиях;

· квотной выборки.

  Решение вопроса о выборе вида и метода выборки лучше предоставить специалисту, если ваше исследование не касается малочисленного коллектива, когда Вы проводите исследование на генеральной совокупности.

Определение методов сбора первичной информации должно быть отражено и представлено в программе (методы сбора информации представлены в следующем разделе).

В соответствии с выбранными методами разрабатывается инструментарий (специально разработанные документы: анкеты, бланки интервью, наблюдательный лист и т.п.). С их помощью фиксируется информация.

Рабочий план исследования — отражает все организационные и структурные мероприятия с указанием срока исполнения и исполнителей на всех этапах исследования. В плане исследования указываются  также материальные ресурсы.

  Как пример программы исследования, в приложении А представлена программа СИ студентов МГТУ Бригинец А., Вирачёвой В., Русских А. и др. «Отношение к потреблению пива школьников и студентов».

  В целом о программе СИ следует сказать, что её разработка требует больших усилий и затрат времени, чем проведение самого исследования. Но затраченные усилия оправдываются тем, что обеспечивается качество СИ и облегчается написание отчёта.

  Для проверки качества инструментария целесообразно проводить пилотажное (пробное) исследование. Это позволяет откорректировать план, методику и инструментарий исследования. На этом этапе проверяется обоснованность выдвигаемых задач и гипотез, правильность выбора модели выборки. Пробное исследование позволяет более организованно провести все последующие этапы СИ. По сути – это генеральная репетиция.

Затем приступают к полевому исследованию – сбору первичной социологической информации, т.е. к исследованию по всей выборке.

 

Классификация вопросов

По содержанию вопросы:

· вопросы о событиях, фактах;

· вопросы о мнениях по поводу событий, оценках, мотивах. На эти вопросы респонденты могут отвечать неохотно, их надо особенно тщательно продумывать.

По структуре вопросы:

· открытые — в них респондент сам формулирует ответ. Темы таких вопросов должны быть хорошо известны респондентам. В противном случае исследователь рискует не получить ответов на поставленные вопросы.

· закрытые — перечень ответов предлагается. Используются для выявления фактов и отношений, когда предполагается заранее известный и единообразный перечень ответов.

  Есть 2 варианта таких вопросов. Альтернативные вопросы дают возможность выбора лишь одного варианта ответа. Например: «Наблюдаетесь ли Вы по поводу своего заболевания у специалиста». Выбор между «Да» и «Нет». Сумма ответов на альтернативные вопросы всегда = 100%. Неальтернативные вопросы позволяют респондентам выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов может быть больше 100%. Например, «В своей работе Вы подвергаетесь риску: -переохлаждения, -инфицирования, и т.д.».

В предложенных примерах ответы имеют линейную форму расположения. Распространена и табличная форма ответов на вопросы. Например, «Как часто и по каким источникам Вы знакомитесь с последними достижениями медицины?» (пометьте галочкой в каждой строке свой вариант ответа).

Таблица 1 – Пример табличной формы ответов на вопросы

  Систематически Периодически Редко Никогда
Специальные журналы        
Медицинская газета        
Учебники        
Специальная литература        

 

По функциям:

· основные — предназначены для получения интересующей информации;

· контрольные — уточняют, дополняют информацию по основным вопросам. Это модификация основного вопроса, иная словесная формулировка. Например, основной вопрос открытый, а контрольный — закрытый. Основной и контрольный вопрос должны быть расположены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними, поэтому они перемешиваются с другими темами или вопросами-«глушителями»;

· фильтрующие вопросы — отсеивают некомпетентных, неинформированных, случайных респондентов; служат для  распределения респондентов по группам;

· «ловушки» — проверяют респондента на искренность. Например, основной вопрос: «Знаете ли Вы о мерах предупреждения инфекций, передающихся половым путём?». Контрольный вопрос: «Какие из них, по Вашему мнению, наиболее эффективны?».  

· контактные — позволяют установить доброжелательные отношения, контакт с респондентом;

· вопросы-«глушители» — служат для переключения внимания респондента, снятия монотонности, перед контрольными вопросами, чтобы отвлечь внимание.

По форме:

· Прямые вопросы — непосредственно касающиеся ситуации. Распространенная ошибка — лобовые вопросы «Почему Вы так считаете?». Социолог выступает как бы в роли следователя, это вызывает подсознательную неприязнь. На вопрос «Что Вам мешает соблюдать диету?» респондент скорее всего ответит «ничего».

· Прожективные (косвенные) вопросы — более деликатны, поэтому человек отвечает более искренне. Разновидностью прожективных вопросов служат безличные вопросы. Попробуем переформулировать вопрос предыдущего примера: «Когда мне медики говорят о необходимости соблюдения диеты, я думаю, что…» (закончите фразу)

Структура и оформление анкеты

Введение. Это обращение к респонденту, в которомуказывается, кто проводит опрос, с какой целью, как будут использованы данные, дается гарантия анонимности, проводится инструкция по заполнению.

Вступительные вопросы д олжны заинтересовать респондента и помочь ему включиться в работу. Не следует начинать с беспокоящих вопросов, в частности с оценочных, трудных вопросов, с открытых вопросов. Это может привести к отказу от участия в опросе. Лучше начинать с простых событийных вопросов.

Сложные вопросы ставятся после вступительных вопросов, сначала сложные событийные вопросы, затем сложные оценочные. Потом спад сложности — снова событийные, в конце—один—два сложных оценочных и заключают анкету «паспортные» вопросы (о социально-демографических характеристиках респондента). Надо учитывать, что, работая с анкетой, человек постепенно утомляется. Наиболее сложные, острые или интимные вопросы располагаются в последней трети анкеты. Если респондент включился в работу, то, скорее всего, он постарается ее закончить. Открытые вопросы как более сложные, чем закрытые, следует помещать ближе к середине анкеты. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Сначала ставятся частные вопросы, потом общие как итог.

  Смысловые вопросы начинаются особыми вступительными фразами и пояснениями: «А теперь мы просим Вас оценить то-то».

Вопросы сопровождаются инструкциями, как отвечать: отметить пункты, отвечать в свободной форме, можно отметить несколько пунктов, подчеркнуть и т.д.

  Оформление анкеты должно соответствовать требованиям: чёткий шрифт, достаточно места для ответов на открытые вопросы, ответы закрытых вопросов не должны переноситься на другую страницу и т.д.

  Анкета должна быть как можно короче. Однако такой, чтобы исследователи смогли достичь поставленной цели.

  После составления анкеты её следует выверить, просмотрев каждый вопрос и варианты ответа на него, а также оформление анкеты. Оценить качество составленной анкеты позволяет пробное исследование. Естественно, что начать следует с себя, а затем предложить анкету специалистам и небольшой группе лиц, представляющих объект исследования.

            Правила формулировки вопросов

1.Ответ должен служить целям опроса. Не должно быть лишних вопросов, не относящихся к теме. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Нельзя соединять несколько идей в одной фразе. Пример неправильно заданного вопроса: «Часто ли Вы пропускаете занятия и по какой причине?». Это два разных вопроса.

2.Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов. Следует избегать узкоспециальных терминов (кроме опроса специалистов). Примитивные вопросы тоже могут раздражать подготовленных респондентов.

3.Следует избегать длинных вопросов и длинных ответов в закрытых вопросах. Длинный вопрос респондент может опустить, т.е. не читать вообще. Чем длиннее ответ, тем меньше вероятность его выбора.

4.Чем абстрактнее и непонятнее вопрос и ответ, тем меньше вероятность того, что вопрос будет прочтен и меньше вероятность выбора ответа.

5.Вопрос не должен внушать ответ. Он должен формулироваться нейтрально. В вопросе не должно присутствовать мнение социолога.

6.Должен быть соблюден баланс положительных и отрицательных ответов. Иначе можно внушить респонденту неправильный ответ. Например, к вопросу: «В какой степени Вы удовлетворены уходом?» должна быть следующая шкала ответов:

1. Полностью удовлетворен

2. Удовлетворен.

3. Не очень.

4. Совсем не удовлетворен.

То есть, должно быть одинаковое количество ответов, выражающее положительное и отрицательное отношение.

7.Обязательно должны быть варианты ответов типа «Не могу сказать», «Затрудняюсь ответить», «Не думал об этом». У респондента должна быть возможность уклониться от ответа. Это вызывает доверие и повышает добросовестность заполнения анкеты.

8.Первые ответы выбираются чаще, поэтому на первые места надо ставить ответы, наиболее предпочтительные для респондента.

9.Следует учитывать эффект монотонного «да» (галло-эффект). Это многократное повторение одной и той же оценки (человек, ответив «да» на один вопрос, потом отвечает «да» и на второй, и на третий и т.д.) Формулировать вопросы и ответы надо так, чтобы не вызвать у респондента монотонности. Для этого используются, в частности, «глушители».

10.Ответы должны быть на одной стороне, чтобы человек мог охватить взглядом весь перечень ответов. Те ответы, которые расположены на обороте, выбираются реже.

11.Следует стремиться к тому, чтобы вопросы заинтересовали, стимулировали к участию в опросе.

12.Следует избегать стереотипных формулировок вопросов и ответов. Человеку свойственно следовать стереотипам и на типичный вопрос будет дан такой же типичный ответ.

 

Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка.

Подготовка отчета по результатам исследования

   Заканчивается исследование написанием отчета, в котором содержатся те же части, что и в проекте, результаты анализа полученных данных, выводы и рекомендации по разрешению проблемной ситуации.

  Отчёт должен содержать: титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, перечень условных обозначений и символов, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Оформляется он в соответствии с межгосударственным стандартом (ГОСТ 7.32-2001). Сведения об источниках также приводятся в соответствии с ГОСТ.

  Требования к оформлению отчётов по локальным и пилотажным исследованиям менее жёсткие и они ещё более лояльные для публикации статьи. Но и в этом случае ссылки на источники должны выполняться в соответствии с правилами, как и список использованных источников.

Отбор объектов исследования

В качественных методах объектами исследования могут выступать люди, концепции, время, окружение. Существует многообразие типов отбора, все они целенаправленные, выбираются в соответствии с исследовательским вопросом и базируются на критериях. Отбор может быть не предопределён полностью до начала исследования, но продолжаться в процессе исследования. Если объектами изучения являются люди, то они называются участниками или информантами, хотя можно использовать и привычный термин «респондент». Количество участников исчисляется обычно единицами.

Отбор объектов исследования начинается после выбора сферы исследования и при необходимости продолжается в ходе исследования.

Параметры отбора должны касаться не только людей, например, процедурные медицинские сёстры, или  пациенты, поступающие на плановые операции. Они также касаются процессов (например, взаимодействие между медсестрой и пациентами), событий (поступление в стационар), видов деятельности (инъекции). Должно быть выбрано определённое время (например, определённое время дня).

Целенаправленность отбора определяется целями исследования. 2 вопроса имеют значение:

· кого обирать

· как отбирать

  Основными единицами отбора являются обычно люди. Отбор осуществляет исследователь или сами люди предлагают себя в качестве информантов. Полезными информантами могут быть люди, имеющие тот или иной опыт переживаний (например, люди, понесшие утрату близких, или – перенёсшие какой-либо вид вмешательств и т.д.). Это могут быть люди, хорошо знающие тот или иной аспект (эксперты). В любом случае, как считает Morse (1991), это должны быть люди, которые хотят и могут критически отразить свой опыт и свою ответственность за ситуацию и желать разделить этот опыт с исследователем. При исследовании опыта переживаний, свойственного большому количеству людей, следует стремиться к объективности отбора. В этом случае принцип отбора отражается в проекте. Например, для отбора участников с целью выявления опыта переживаний пациентов, поступающих на плановую операцию, оговаривается, что будут привлечены к исследованию пациенты, поступившие 20.04. и пожелавшие принять участие в исследовании. Или – при выявлении проблем, возникающих у студентов в периоде адаптации к учебной программе, выбирается каждый пятый по списочному составу, а в случае нежелания участвовать в исследовании – следующий по списку. Существуют различные типы отбора и соответственно объектов. Наиболее часто в качественных методах используются 2 из них:

  • Однородные объекты – индивиды, принадлежащие к одной субкультуре и имеющие сходные характеристики, например, медицинские сёстры одной специальности.
  • Разнородные объекты – например, при изучении случаев повреждения спины выбираются участники, разнородные по полу, возрасту, профессии и т.д.

  В отношении величины объекта исследования (количества участников) не существует ригидных правил, хотя считается, что для однородной группы достаточно выбрать 6-8 участников; для разнородной — 12-20. Но их может быть и более. Не количество определяет важность качественного исследования.

  При определении объекта, как правило, выбираются включающие критерии и исключающие критерии. Например, в вышеназванном приёме включающие критерии: лица мужского и женского пола, впервые поступающие на плановую операцию. Исключающие критерии: лица с нарушениями речи и слуха.

Сбор данных

Данные собираются посредством интервью, наблюдения, обработки документов различного рода: дневники, воспоминания, письма и т.д. Иногда исследуются фильмы, видеоплёнки, фотографии. Наиболее частой формой сбора данных является интервьюирование.

Интервью по мнению Burgess (1984) «это беседа с целью». Проведение интервью требует большого искусства. Наиболее распространено проведение интервью один на один. Иногда используются групповые интервью.

Виды интервью:

  • неструктурированное (неформальное, нестандартизированное) интервью;
  • полуструктурированное (полуформальное) интервью;
  • структурированное (формальное, стандартизированное интервью).

Структурированное (формальное, стандартизированное) интервью в качественных исследованиях используется редко, как правило, только для выяснения социо-демографических данных (возраст, стаж работы и т.д.). Проводится по заготовленному опроснику в строгой последовательности.

Полуструктурированное (полуформальное) интервью. В качественных исследованиях применяются часто. Вопросы отражают аспекты, которые должны быть раскрыты. Последовательность в процессе беседы с информантом может меняться. Позволяет собрать сходные данные от информантов.

Неструктурированное (неформальное, нестандартизированное) интервью наиболее типично для качественных исследований. Начинается с общего вопроса в широкой области изучения. При этом часто используется памятка с перечнем аспектов, которые надо осветить, но не вопросов.

Пример такой памятки

Расскажите мне о своём опыте поступления в стационар:

-причины;

-что Вы пережили, ожидая осмотра врача;

-как Вы чувствовали себя при поступлении в отделение;

-что было самым значимым для Вас в этой ситуации.

  Направление и контроль хода интервью со стороны исследователя минимален. Информанты свободны в продолжительности, глубине и деталях интервью. Поскольку затрагиваются чувства человека, участник должен ощущать поддержку со стороны исследователя. Часто приходится подбадривать участника или тактично направлять для достижения исследовательской цели. Иногда используются невербальные или вербальные побуждения. Возможно, невербальные побуждения даже более важны, чем вербальные. Они позволяют достичь неформального контакта и уменьшить уровень стресса у участника. Это проявляется выражением лица, движением глаз и т.д., демонстрацией заинтересованности и участия. Вербальные побуждения могут выражаться в фразах: «Как по-вашему, на что были похожи те переживания?», или – «Как при этом Вы себя чувствовали?», или – «Можете рассказать об этом больше?». Такие интервью дают, как правило, богатый материал, но также содержат и большое количество материала, не имеющего отношения к теме исследования. В англоязычной литературе это называется «dross», что в переводе с английского означает мусор, шлак.

Данные интервью могут собираться тремя путями:

  • запись на плёнке;
  • заметки на бумаге во время проведения интервью;
  • заметки на бумаге после проведения интервью.

  Наиболее достоверный материал можно получить, делая запись интервью на плёнке. Естественно, предварительно должно быть получено согласие информанта. Диктофон может вызвать у информанта напряжение. Поэтому надо создать комфортные условия, предусмотреть, где расположить диктофон, исключить все помехи. Говорить следует тихо, спокойно, предложить сначала формальные вопросы (возраст, семейное положение, стаж работы и т.д.). Это помогает расслабиться. По ходу интервью следует делать заметки на бумаге (или сразу после интервью), отражающие реакцию информанта. После интервью плёнка маркируется обозначением псевдонима.

Плёнки с записями, списки с именами участников и расшифровки хранятся раздельно.

Транскрипция записей. Это достаточно обременительный процесс. После записи плёнка неоднократно прослушивается, при этом при необходимости делаются пометки. Это способствует погружению в данные. К тому же прослушивание помогает чутко воспринимать данные и раскрыть двусмысленности или какие-то проблемы. Затем информация переносится с плёнки на бумагу —  это и называется транскрипцией. На бумагу переносится не только каждое слово или звук, но и паузы, а также делаются пометки о тембре голоса и вносятся пометки из тех записей, что делались по ходу интервью. Лучше, если транскрипцию интервью и рабочих заметок выполняет тот же человек, который проводил интервью. Необходимо сделать минимум 3 копии транскрипций (обычно больше), в том числе одну копию без комментариев хранить в безопасном месте на случай утраты или повреждения транскрипций. Страницы должны быть пронумерованы, а лицевая часть содержать дату, время, место проведения интервью и кодовый номер или псевдоним.

Выпускается  методика сбора данных путём наблюдения и исследования различного рода документов (писем, дневников, историй жизни и т.д.), а также наблюдение.

Валидность

Преодоление субъективности обеспечивается 2 путями:

  1. Привлечение компетентного лица (лиц) к категорированию транскрипций и сравнение полученных результатов.
  2. Привлечение 3 информантов. Попросить их просмотреть транскрипции своих (только своих!) интервью написать кратко, что они считают главным, вытекающим из интервью и затем сравнить лист исследователя с категориями и листы респондентов. После обсуждения результатов сравнения с респондентами может быть при необходимости произведена небольшая корректировка систем категорий.

Метод Барнарда применим не только для анализа интервью, но и других данных, например, письменных источников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Качественные исследования достаточно трудоёмки как на этапе сбора информации, так и при выполнении анализа, так как обеспечить достоверность можно, только выдержав методику, начиная от зарождения проекта до написания и публикации доклада, обрабатывая каждый кусоч


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.