Практические шаги по реализации проекта — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Практические шаги по реализации проекта

2022-10-04 22
Практические шаги по реализации проекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Для успешной реализации проекта необходимо по мнению Hichcock & Hugheg (1989):

  • установить точки контакта;
  • описать цели и сферу проекта;
  • предвидеть эмоциональные аспекты исследования;
  • отдавать себе отчёт и чувствовать организационную иерархию окружения;
  • осознавать возможные изменения в ходе проекта.

Необходимо хорошо знать среду, в которой будет проводиться исследование. Если исследователь хорошо знает об окружении, уже на этапе подготовки проекта становится понятным осуществимо ли исследование. Получив согласие руководителей учреждения, исследователь подбирает участников исследования, уже в проекте он отражает, по какому принципу будет производиться отбор. Отбор не должен быть произвольным, чтобы избежать субъективности с самого начала работы с участниками.

Этический аспект важен при всех видах исследований. Но особенно он важен при проведении качественных видов исследования, поскольку предметом исследования являются чувства, переживания людей. Должны быть обеспечены добровольность, адекватное информирование участников, анонимность и конфиденциальность. Исследование предусматривает наличие эмпатии по отношению к участникам, то есть способности поставить себя на место участников. При этом эмпатия должна сочетаться с определённым дистанцированием от участников для того, чтобы сохранить объективность. Участники могут нуждаться в одобрении и поддержке. У них не должно остаться негативных ощущений после общения с исследователем или чувства, что их использовали.

Отбор объектов исследования

В качественных методах объектами исследования могут выступать люди, концепции, время, окружение. Существует многообразие типов отбора, все они целенаправленные, выбираются в соответствии с исследовательским вопросом и базируются на критериях. Отбор может быть не предопределён полностью до начала исследования, но продолжаться в процессе исследования. Если объектами изучения являются люди, то они называются участниками или информантами, хотя можно использовать и привычный термин «респондент». Количество участников исчисляется обычно единицами.

Отбор объектов исследования начинается после выбора сферы исследования и при необходимости продолжается в ходе исследования.

Параметры отбора должны касаться не только людей, например, процедурные медицинские сёстры, или  пациенты, поступающие на плановые операции. Они также касаются процессов (например, взаимодействие между медсестрой и пациентами), событий (поступление в стационар), видов деятельности (инъекции). Должно быть выбрано определённое время (например, определённое время дня).

Целенаправленность отбора определяется целями исследования. 2 вопроса имеют значение:

· кого обирать

· как отбирать

  Основными единицами отбора являются обычно люди. Отбор осуществляет исследователь или сами люди предлагают себя в качестве информантов. Полезными информантами могут быть люди, имеющие тот или иной опыт переживаний (например, люди, понесшие утрату близких, или – перенёсшие какой-либо вид вмешательств и т.д.). Это могут быть люди, хорошо знающие тот или иной аспект (эксперты). В любом случае, как считает Morse (1991), это должны быть люди, которые хотят и могут критически отразить свой опыт и свою ответственность за ситуацию и желать разделить этот опыт с исследователем. При исследовании опыта переживаний, свойственного большому количеству людей, следует стремиться к объективности отбора. В этом случае принцип отбора отражается в проекте. Например, для отбора участников с целью выявления опыта переживаний пациентов, поступающих на плановую операцию, оговаривается, что будут привлечены к исследованию пациенты, поступившие 20.04. и пожелавшие принять участие в исследовании. Или – при выявлении проблем, возникающих у студентов в периоде адаптации к учебной программе, выбирается каждый пятый по списочному составу, а в случае нежелания участвовать в исследовании – следующий по списку. Существуют различные типы отбора и соответственно объектов. Наиболее часто в качественных методах используются 2 из них:

  • Однородные объекты – индивиды, принадлежащие к одной субкультуре и имеющие сходные характеристики, например, медицинские сёстры одной специальности.
  • Разнородные объекты – например, при изучении случаев повреждения спины выбираются участники, разнородные по полу, возрасту, профессии и т.д.

  В отношении величины объекта исследования (количества участников) не существует ригидных правил, хотя считается, что для однородной группы достаточно выбрать 6-8 участников; для разнородной — 12-20. Но их может быть и более. Не количество определяет важность качественного исследования.

  При определении объекта, как правило, выбираются включающие критерии и исключающие критерии. Например, в вышеназванном приёме включающие критерии: лица мужского и женского пола, впервые поступающие на плановую операцию. Исключающие критерии: лица с нарушениями речи и слуха.

Сбор данных

Данные собираются посредством интервью, наблюдения, обработки документов различного рода: дневники, воспоминания, письма и т.д. Иногда исследуются фильмы, видеоплёнки, фотографии. Наиболее частой формой сбора данных является интервьюирование.

Интервью по мнению Burgess (1984) «это беседа с целью». Проведение интервью требует большого искусства. Наиболее распространено проведение интервью один на один. Иногда используются групповые интервью.

Виды интервью:

  • неструктурированное (неформальное, нестандартизированное) интервью;
  • полуструктурированное (полуформальное) интервью;
  • структурированное (формальное, стандартизированное интервью).

Структурированное (формальное, стандартизированное) интервью в качественных исследованиях используется редко, как правило, только для выяснения социо-демографических данных (возраст, стаж работы и т.д.). Проводится по заготовленному опроснику в строгой последовательности.

Полуструктурированное (полуформальное) интервью. В качественных исследованиях применяются часто. Вопросы отражают аспекты, которые должны быть раскрыты. Последовательность в процессе беседы с информантом может меняться. Позволяет собрать сходные данные от информантов.

Неструктурированное (неформальное, нестандартизированное) интервью наиболее типично для качественных исследований. Начинается с общего вопроса в широкой области изучения. При этом часто используется памятка с перечнем аспектов, которые надо осветить, но не вопросов.

Пример такой памятки

Расскажите мне о своём опыте поступления в стационар:

-причины;

-что Вы пережили, ожидая осмотра врача;

-как Вы чувствовали себя при поступлении в отделение;

-что было самым значимым для Вас в этой ситуации.

  Направление и контроль хода интервью со стороны исследователя минимален. Информанты свободны в продолжительности, глубине и деталях интервью. Поскольку затрагиваются чувства человека, участник должен ощущать поддержку со стороны исследователя. Часто приходится подбадривать участника или тактично направлять для достижения исследовательской цели. Иногда используются невербальные или вербальные побуждения. Возможно, невербальные побуждения даже более важны, чем вербальные. Они позволяют достичь неформального контакта и уменьшить уровень стресса у участника. Это проявляется выражением лица, движением глаз и т.д., демонстрацией заинтересованности и участия. Вербальные побуждения могут выражаться в фразах: «Как по-вашему, на что были похожи те переживания?», или – «Как при этом Вы себя чувствовали?», или – «Можете рассказать об этом больше?». Такие интервью дают, как правило, богатый материал, но также содержат и большое количество материала, не имеющего отношения к теме исследования. В англоязычной литературе это называется «dross», что в переводе с английского означает мусор, шлак.

Данные интервью могут собираться тремя путями:

  • запись на плёнке;
  • заметки на бумаге во время проведения интервью;
  • заметки на бумаге после проведения интервью.

  Наиболее достоверный материал можно получить, делая запись интервью на плёнке. Естественно, предварительно должно быть получено согласие информанта. Диктофон может вызвать у информанта напряжение. Поэтому надо создать комфортные условия, предусмотреть, где расположить диктофон, исключить все помехи. Говорить следует тихо, спокойно, предложить сначала формальные вопросы (возраст, семейное положение, стаж работы и т.д.). Это помогает расслабиться. По ходу интервью следует делать заметки на бумаге (или сразу после интервью), отражающие реакцию информанта. После интервью плёнка маркируется обозначением псевдонима.

Плёнки с записями, списки с именами участников и расшифровки хранятся раздельно.

Транскрипция записей. Это достаточно обременительный процесс. После записи плёнка неоднократно прослушивается, при этом при необходимости делаются пометки. Это способствует погружению в данные. К тому же прослушивание помогает чутко воспринимать данные и раскрыть двусмысленности или какие-то проблемы. Затем информация переносится с плёнки на бумагу —  это и называется транскрипцией. На бумагу переносится не только каждое слово или звук, но и паузы, а также делаются пометки о тембре голоса и вносятся пометки из тех записей, что делались по ходу интервью. Лучше, если транскрипцию интервью и рабочих заметок выполняет тот же человек, который проводил интервью. Необходимо сделать минимум 3 копии транскрипций (обычно больше), в том числе одну копию без комментариев хранить в безопасном месте на случай утраты или повреждения транскрипций. Страницы должны быть пронумерованы, а лицевая часть содержать дату, время, место проведения интервью и кодовый номер или псевдоним.

Выпускается  методика сбора данных путём наблюдения и исследования различного рода документов (писем, дневников, историй жизни и т.д.), а также наблюдение.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.