Сбор первичной социологической информации — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сбор первичной социологической информации

2022-10-04 26
Сбор первичной социологической информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   В ходе этого этапа исследователь получает первичную социологическую информацию, которая на последующих этапах обрабатывается и анализируется.

Основные методы сбора социологической информации (методы исследования)— различные способы получения первичных данных о свойствах объекта. Они должны быть адекватны целям, соответствовать специфике объекта исследования. К ним относятся: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Для большей достоверности результатов можно пользоваться несколькими методами параллельно. Каждый из методов имеет свои преимущества.

 

     2.1 Анализ документов

  Любое исследование начинается с анализа документов, уже имеющихся по данной проблеме. Под документами в социологии понимают любые специально созданные формы, которые хранят и передают информацию. Существуют различные виды документов.

По способу фиксации информации документы делятся:

· письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные);

· иконографические документы (кино-, видео-, фотодокументы, и т.д.); 

· фонетические документы (магнитофонные записи, аудиокассеты и т.д.).

В зависимости от статуса документы бывают:

· официальные (отчеты, статистические данные, документы организаций);

· неофициальные (анкеты, жалобы, письма).

Первичные документы — необработанные, составленные на базе прямого наблюдения или опроса.

Вторичные документы — обработанные, сделанные на основе данных первичных источников.

Личные — заявления, анкеты.

Безличные протоколы.

Способы анализа документов:

· традиционный (классический, качественный) анализ (умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документе);

· количественный (контент-анализ).

Количественный метод — контент-анализ.  Это метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения и подсчета смысловых единиц. В их качестве могут быть определенные понятия, темы, имена известных людей, события и т.д. Это перевод текстовой информации в количественные показатели. В качестве единиц счета может выступать количество печатных знаков или абзацев текста, число строк, печатная площадь в квадратных сантиметрах.

  В настоящее время контент-анализ широко используется в качественных исследованиях (см. раздел «Качественные методы исследования).

  Разновидностью метода анализа документов является биографический метод.

Достоинство метода анализа документов заключается в том, что иногда это единственный способ получить информацию, он дает возможность оценить уже имеющийся объем знаний.

Недостатки: данные могут быть неточны (особенно в личных, неофициальных документах), возможна ложная интерпретация (не всегда исследователь может правильно истолковать документ), субъективизм оценок, как создателя документа, так и социолога, отсутствие репрезентативности данных.

     2.2 Наблюдение

  Хронологически первый метод, используемый во многих науках. Под наблюдением в социологии понимают непосредственное целенаправленное воспроизведение и регистрацию социальных процессов. Этот метод широко используется в качественных исследованиях.

В зависимости от положения наблюдателя наблюдения бывают:

· включенное (соучаствующее) — социолог становится членом группы;

· невключенное (простое) —наблюдение со стороны;

· открытое группа знает, что за ними наблюдают;

· инкогнито группа не знает, что за ними наблюдают.

По степени формализованности выделяют:

· неконтролируемое (нестандартизированное, бесструктурное) наблюдение.

         В нем исследователь пользуется лишь общим планом.

· контролируемое (стандартизированное, структурное) наблюдение.

В нем регистрируются события по детально разработанной процедуре.

По условиям организации наблюдения:

· полевые — в естественных условиях;

· лабораторные — в экспериментальной ситуации.

Достоинство метода наблюдения: иногда это единственно возможный метод (например, наблюдение за толпой). На этапе составления программы наблюдение может дать предварительные данные об объекте.

Недостатки: субъективное толкование событий исследователем, факт наблюдения при открытом наблюдении может изменить поведение наблюдаемых, сложно или даже невозможно получить информацию об оценках, суждениях, мнениях.

     2.3 Эксперимент

  Это метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. По сути - это вмешивающееся наблюдение. Сопоставляются два или более ряда факторов или переменных. Исследователи измеряют один фактор (независимую переменную) и изучают, как при этом изменяется другая переменная (зависимая).

Различают:

· естественные (полевые) эксперименты;

·  л абораторные эксперименты.

Достоинства: позволяют выявить причинно-следственные связи.

Недостатки: сложность и дороговизна организации.

     2.4 Опрос

  Опросы — основной прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Специфика этого метода в том, что источником первичной социологической информации выступает человек (респондент) как непосредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Следует понимать, что нельзя поставить знак равенства между объективной реальностью (предмет исследования) и данными, отражающими мнения людей о событиях, явлениях или фактах их поведения.

Опросы бывают:

· анкетирование (письменный опрос);

· интервью (устная беседа);

· социометрический опрос;

· экспертный опрос;

· психологические тесты.

Анкетирование наиболее распространенный метод сбора информации, позволяющий обеспечить широту охвата различных областей жизни. Преимуществом является и то, что можно в короткие сроки собрать информацию о мыслях, чувствах, настроениях, мнениях людей. При опросах общественного мнения часто используют зондажные опросы (экспресс-опросы), которые содержат 3-4 вопроса и несколько пунктов, связанных с социальными и демографическими характеристиками респондентов. Опросы можно проводить по почте и на месте, существуют радио-, телевизионные и телефонные опросы.

Интервью проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

По содержания интервью:

· документальные (о фактах);

· интервью мнений (выявление оценок).

В зависимости от жесткости схемы, по которой строится беседа, интервью:

· стандартизированные (формализованные) — заранее подготовленные вопросы. Этот вид интервью дает возможность привлекать непрофессиональных лиц к проведению интервью, дает большую сравнимость результатов и быстроту обработки.

· нестандартизированные (свободные) — вольная беседа. Обеспечивает гибкость, но для их проведения требуются профессионалы. Очень широко используются при проведении качественных исследований.

Интервью могут быть групповыми (редко применяются) и индивидуальными.

Экспертный опрос — это интервью с компетентными по данной теме лицами (экспертами). Этот опрос не анонимен, нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретаций определенных социальных явлений и процессов.

Социометрический опрос — метод выявления межличностных отношений в группах, лидеров, степени разобщенности. Метод предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы, обнаружения неформальных организаций.

 

 Анкета. Виды вопросов. Структура анкеты

Анкета (опросный лист) — объединённая единым исследовательским замыслом совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов, направленная на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Формулировка вопросов и структура анкеты в значительной степени влияют на достоверность и надежность информации.                                  

Классификация вопросов

По содержанию вопросы:

· вопросы о событиях, фактах;

· вопросы о мнениях по поводу событий, оценках, мотивах. На эти вопросы респонденты могут отвечать неохотно, их надо особенно тщательно продумывать.

По структуре вопросы:

· открытые — в них респондент сам формулирует ответ. Темы таких вопросов должны быть хорошо известны респондентам. В противном случае исследователь рискует не получить ответов на поставленные вопросы.

· закрытые — перечень ответов предлагается. Используются для выявления фактов и отношений, когда предполагается заранее известный и единообразный перечень ответов.

  Есть 2 варианта таких вопросов. Альтернативные вопросы дают возможность выбора лишь одного варианта ответа. Например: «Наблюдаетесь ли Вы по поводу своего заболевания у специалиста». Выбор между «Да» и «Нет». Сумма ответов на альтернативные вопросы всегда = 100%. Неальтернативные вопросы позволяют респондентам выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов может быть больше 100%. Например, «В своей работе Вы подвергаетесь риску: -переохлаждения, -инфицирования, и т.д.».

В предложенных примерах ответы имеют линейную форму расположения. Распространена и табличная форма ответов на вопросы. Например, «Как часто и по каким источникам Вы знакомитесь с последними достижениями медицины?» (пометьте галочкой в каждой строке свой вариант ответа).

Таблица 1 – Пример табличной формы ответов на вопросы

  Систематически Периодически Редко Никогда
Специальные журналы        
Медицинская газета        
Учебники        
Специальная литература        

 

По функциям:

· основные — предназначены для получения интересующей информации;

· контрольные — уточняют, дополняют информацию по основным вопросам. Это модификация основного вопроса, иная словесная формулировка. Например, основной вопрос открытый, а контрольный — закрытый. Основной и контрольный вопрос должны быть расположены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними, поэтому они перемешиваются с другими темами или вопросами-«глушителями»;

· фильтрующие вопросы — отсеивают некомпетентных, неинформированных, случайных респондентов; служат для  распределения респондентов по группам;

· «ловушки» — проверяют респондента на искренность. Например, основной вопрос: «Знаете ли Вы о мерах предупреждения инфекций, передающихся половым путём?». Контрольный вопрос: «Какие из них, по Вашему мнению, наиболее эффективны?».  

· контактные — позволяют установить доброжелательные отношения, контакт с респондентом;

· вопросы-«глушители» — служат для переключения внимания респондента, снятия монотонности, перед контрольными вопросами, чтобы отвлечь внимание.

По форме:

· Прямые вопросы — непосредственно касающиеся ситуации. Распространенная ошибка — лобовые вопросы «Почему Вы так считаете?». Социолог выступает как бы в роли следователя, это вызывает подсознательную неприязнь. На вопрос «Что Вам мешает соблюдать диету?» респондент скорее всего ответит «ничего».

· Прожективные (косвенные) вопросы — более деликатны, поэтому человек отвечает более искренне. Разновидностью прожективных вопросов служат безличные вопросы. Попробуем переформулировать вопрос предыдущего примера: «Когда мне медики говорят о необходимости соблюдения диеты, я думаю, что…» (закончите фразу)

Структура и оформление анкеты

Введение. Это обращение к респонденту, в которомуказывается, кто проводит опрос, с какой целью, как будут использованы данные, дается гарантия анонимности, проводится инструкция по заполнению.

Вступительные вопросы д олжны заинтересовать респондента и помочь ему включиться в работу. Не следует начинать с беспокоящих вопросов, в частности с оценочных, трудных вопросов, с открытых вопросов. Это может привести к отказу от участия в опросе. Лучше начинать с простых событийных вопросов.

Сложные вопросы ставятся после вступительных вопросов, сначала сложные событийные вопросы, затем сложные оценочные. Потом спад сложности — снова событийные, в конце—один—два сложных оценочных и заключают анкету «паспортные» вопросы (о социально-демографических характеристиках респондента). Надо учитывать, что, работая с анкетой, человек постепенно утомляется. Наиболее сложные, острые или интимные вопросы располагаются в последней трети анкеты. Если респондент включился в работу, то, скорее всего, он постарается ее закончить. Открытые вопросы как более сложные, чем закрытые, следует помещать ближе к середине анкеты. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Сначала ставятся частные вопросы, потом общие как итог.

  Смысловые вопросы начинаются особыми вступительными фразами и пояснениями: «А теперь мы просим Вас оценить то-то».

Вопросы сопровождаются инструкциями, как отвечать: отметить пункты, отвечать в свободной форме, можно отметить несколько пунктов, подчеркнуть и т.д.

  Оформление анкеты должно соответствовать требованиям: чёткий шрифт, достаточно места для ответов на открытые вопросы, ответы закрытых вопросов не должны переноситься на другую страницу и т.д.

  Анкета должна быть как можно короче. Однако такой, чтобы исследователи смогли достичь поставленной цели.

  После составления анкеты её следует выверить, просмотрев каждый вопрос и варианты ответа на него, а также оформление анкеты. Оценить качество составленной анкеты позволяет пробное исследование. Естественно, что начать следует с себя, а затем предложить анкету специалистам и небольшой группе лиц, представляющих объект исследования.

            Правила формулировки вопросов

1.Ответ должен служить целям опроса. Не должно быть лишних вопросов, не относящихся к теме. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Нельзя соединять несколько идей в одной фразе. Пример неправильно заданного вопроса: «Часто ли Вы пропускаете занятия и по какой причине?». Это два разных вопроса.

2.Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов. Следует избегать узкоспециальных терминов (кроме опроса специалистов). Примитивные вопросы тоже могут раздражать подготовленных респондентов.

3.Следует избегать длинных вопросов и длинных ответов в закрытых вопросах. Длинный вопрос респондент может опустить, т.е. не читать вообще. Чем длиннее ответ, тем меньше вероятность его выбора.

4.Чем абстрактнее и непонятнее вопрос и ответ, тем меньше вероятность того, что вопрос будет прочтен и меньше вероятность выбора ответа.

5.Вопрос не должен внушать ответ. Он должен формулироваться нейтрально. В вопросе не должно присутствовать мнение социолога.

6.Должен быть соблюден баланс положительных и отрицательных ответов. Иначе можно внушить респонденту неправильный ответ. Например, к вопросу: «В какой степени Вы удовлетворены уходом?» должна быть следующая шкала ответов:

1. Полностью удовлетворен

2. Удовлетворен.

3. Не очень.

4. Совсем не удовлетворен.

То есть, должно быть одинаковое количество ответов, выражающее положительное и отрицательное отношение.

7.Обязательно должны быть варианты ответов типа «Не могу сказать», «Затрудняюсь ответить», «Не думал об этом». У респондента должна быть возможность уклониться от ответа. Это вызывает доверие и повышает добросовестность заполнения анкеты.

8.Первые ответы выбираются чаще, поэтому на первые места надо ставить ответы, наиболее предпочтительные для респондента.

9.Следует учитывать эффект монотонного «да» (галло-эффект). Это многократное повторение одной и той же оценки (человек, ответив «да» на один вопрос, потом отвечает «да» и на второй, и на третий и т.д.) Формулировать вопросы и ответы надо так, чтобы не вызвать у респондента монотонности. Для этого используются, в частности, «глушители».

10.Ответы должны быть на одной стороне, чтобы человек мог охватить взглядом весь перечень ответов. Те ответы, которые расположены на обороте, выбираются реже.

11.Следует стремиться к тому, чтобы вопросы заинтересовали, стимулировали к участию в опросе.

12.Следует избегать стереотипных формулировок вопросов и ответов. Человеку свойственно следовать стереотипам и на типичный вопрос будет дан такой же типичный ответ.

 

Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.