Место тапасьи святых мудрецов. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Место тапасьи святых мудрецов.

2022-10-04 55
Место тапасьи святых мудрецов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ришикеш, место тапасьи святых мудрецов, окруженное со всех сторон тенистым лесом, расположено у берега Ганги на высоте 1106 футов, что находится на расстоянии 25 км севернее от Харидвара. Река Ганга, берущая начало в Гомукх, утратив детскую шаловливость, игривость, неустойчивость, обретает тут юношескую серьёзность, величавость и красоту. Здесь, можно сказать, река Ганга достигает предела своей великолепной красоты. Кристально-чистая, прозрачная с голубым оттенком вода глубокой реки не может не вызывать восхищения в сердце любого человека. Я считаю, что Ришикеш является одним из самых прекрасных мест на земле.

С древних времён, может быть, благодаря именно этой неземной красоте, это место привлекало внимание не только ценителей природы, но и искателей духовности - садхака. Здесь, согласно "Сканда-пуране", мудрец по имени Раимья совершал подвижничество – тапасью, укротив все свои чувственные желания. Вишну, удовлетворенный тапасьей Раимьи, явился перед ним с мангового дерева. Манговое дерево согнулось под тяжестью Вишну, что послужило, как гласит эпос "Махабхарата", поводом для того, чтобы это место назвали "Кубзамрака" - "Согнутое манговое дерево". А Вишну, удовлетворенный тапасьей мудреца, повелел попросить желанный дар. Мудрец молвил:

- О Вишну! Оставайся на этом месте навсегда, чтобы во все времена святые аскеты - риши, совершающие тапасью на этом месте, сосредоточив внимание, осуществляли свои намерения!

Вишну, обрадованный таким благим намерением мудреца Раимьи, сказал с благословением:

- Пусть будет так! Я останусь тут на все времена. Я, в трета-югу сам буду совершать здесь тапасью в образе Рамы, Лакшмана и Бхарата.

Говорят, что именно здесь явился Шива перед Лакшманом, когда он совершал тапасью. На этом месте сейчас находится Лакшман-джхула, являющейся одной из известных достопримечательностей Ришикеша.

Ришикеш в доисторической эпохе был местом игры и тапасьи многих выдающихся личностей, например, Дхитараштра, Видура, Ману, Притху, Яяти, Дакша, Бхагиратх, Пурурува, Нахуша, Рама, Лакшман, Бхарат, шатругхана и других. Будда тоже посещал это место, чтобы проповедовать своё учение. А во время царствования Ашоки, когда буддийские бхикшу были в особом почёте, многие представители элиты вошли в общину буддистов, что привело к ее разложению. Раздраженный этим обстоятельством буддийский монах Могалипутта, покинул буддийский монастырь, и начал жить в Ришикеше. Именно отсюда буддийские бхикшу Могалипутта и Тишья прибывали в Паталипутру (ныне Патна), чтобы принять участие в Третьей буддийской конференции, состоявшейся там во время царствования Ашики. Ришикеша был любымым местом и для Ади Шанкарачарьи, Рамануджачарьи, Мадхавачарьи, Гуру Нанака, Туласидаса, Свами Раматиртха, Свами Вивекананды и других.

Ришикеш расположился на обоих берегах Ганга. В южной части находятся железнодорожная станция, автостоянка, рынок, гостиницы, а также известный Шивананда-ашрам, Омкарананда-ашрам, Каилас-ашрам, Йога-никетана, Бхарат-мандир и т.д. Северный берег, где расположено множество ашрамов, сравнительно спокоен. Более известными ашрамами являются Сваргашрам, Парамартх-никетан, Гита-бхаван, Веданикетан, Ванапрастх-ашрам и др. Турист может снять комнату в таких ашрамах, стоимость ее варьируется от 10 рупии до 300 рупии за сутки. Дорогие комнаты снабжены вентиляционной системой. Одноразовая еда стоит от 10 до 60 рупии. Отшельникам, саньясинам, садху да и нищим предоставляется бесплатный ночлег, еда и необходимые для проживания другие вещи. Вегетарианский ресторан "Чотивала", расположенный у Рама-джхули, приобрёл всеиндийскую известность.

Достопримечательностями Ришикеша являются Лакшман-джхула, Рама-джхула, храмы Лакшманы, Бхараты, Шивананда-ашрама, храм Нилакантха-махадева и др. Однако, самым главным местом посещения является берег реки Ганга. Там можно встретить в любое время представителей из разных штатов Индии, из разных стран мира, конечно же, из Непала. Там встречаются разнообразные отшельники, представляющие различные секты и имеющие разнообразную внешность. Можно наблюдать, как красиво шествуют от Лакшман-джхулы до Рама-джхули белокурые Санньяси с европейской внешностью, неся в руке посуду для питьевой воды – камандалу и накинув на плечи накидку, украшённую именем Рамы – рамнами.

Особый вклад в развитие Ришикеша внёс свами Вишуддхананда, известный в основном по прозвищу "Баба Кали Камаливала". Он родился в Гуджаравале (Пенджаб) в 1831 году. В возрасте 32 года он принял посвящение саньясина и совершал многократное паломничество в святые места Уттаракханды. Он посвятил всю свою жизнь созданию условий для паломников, познав на собственном опыте всю тяжесть паломничества. Во всех уголках Уттаракханды встречаются плоды его труда: он построил 85 дхармашал, 8 клиник, библиотеки и санскритские школы, множество храмов, гаушалы (приют для коров). Трест, основанный в его честь, который функционирует и сейчас с помощью братьев Бирали, основал в Ришикеше огромный ашрам со всеми удобствами. Это и есть Банапрастх-ашрам. Благодаря старанию Вишуддхананды, была протянута железнодорожная линия до Ришикеша, построен современный мост у Лакшман-джхули, основана по всей Уттаракханде известная зона панчаяты "Кали-камаливали". Не имеющий никакого имущества нищий саньяси, посвятивший себя богослужению, проявлял такую отвагу, которая не по силам многим правителям и богачам.

Настоящий садху, подобно раджам и великим князьям, может быть своевольным. Если раджам выпадает возможность своеволия из-за его богатства и власти, то садху - позволяет его необеспеченность, беззаботность, аскетизм и сила воля. Ни богач, ни властелин не способен наслаждаться всем прекрасным, что имеется в этом мире. А это - музыка, природа, океаны, реки (как Ганга), горы (как Гималаи) и т.д. Лишь аскету удаётся это. Так называемый успешный и обеспеченный человек всегда испытывает беспокойство, поскольку вынужден заботиться о сохранении своего величия и успеха. Он не имеет возможности наслаждаться миром, так как стремится к созданию подходящих условий для будущего удовольствия. Но, увы, сам он становится средством удовлетворения для мира. Ришикеш же является местом, где находят себе приют беззаботные аскеты. Некоторые из них проводят всю свою жизнь на берегу Ганги, повторяя бесконечно одну и ту же мелодию: "Хара-хара Ганге!" Но другие, подобно Махариши Махеш-йоги, Свами Вивекананда, Парамханса Йогананда, Ошо, потрясая мир, обозначают линию судьбы нашей культуры. Всё, что в этом мире существует вечно, является творением таких беззаботных аскетов.

 

 

КАШИ НА ГИМАЛАЯХ.

 

В месяце асоджа (сентябрь) этого года я находился в прославленном месте паломничества, известного как Уттар-каши, расположенного в 148 км к северу от Ришикеша. Уттар-каши находится на том месте у реки Бхагиратхи, где сливаются Варуна и Асии. Это святое место, получившее название Уттар-каши (Северный Каши), расположено на равнине у прославленной в пуранах горы Варанавата с высотой 3800 футов. Рядом с этой горой в дремучем лесу расположено озеро под названием Начикета. Свое название озеро получило вследствие того, что когда-то здесь совершал тапасью Начикета, имя которого связано с "Катхопанишадом". Здесь, как в Бенаресе, расположены храмы божества Вишванатха и богини Аннапурны. Вишванатх в Бенаресе всегда находится в окружении огромной толпы верующих, но здесь всегда малолюдно. Кажется, будто Вишванатх проводит время в ожидании прихожан.

Мой друг свами Рамасварупананда из Ориссы занимал высокую должность в Шивананда-ашраме Ришикеша. Когда я заходил к нему, чтобы встретиться с ним, мне стало известно, что он, давно оставив ашрам, отправился в уединённое место Манери, расположенное выше Уттар-каши и, совершает там тапасью. Я, взяв в сопровождение свами Антара Праваса, которого я называю гуру-бхаи, отправился из Ришикеша к Манери, чтобы поискать моего друга свами-джи. Я нашел прекрасный коттедж свами Рамасварупананда на берегу реки Ганги, всего на расстоянии 15 км выше от Уттар-каши. Я очень удивился, когда увидел такой красивый коттедж со всеми удобствами в уединённом месте у самого берега Ганги и обрадовался. Но там мне не удавалось встретиться с ним, так как он, как мне сообщили, отправился в Дедхасари, где расположен Харихарананда Тапованам-ашрам. Преодолев расстояние еще в 15 км в северном направлении, мы дошли до Дедхасари. Мы, перешли реку по висячему мосту и попали прямо в Тапобанам-ашрам, который находится в очень живописном и уединённом местечке.

Свами Харихарананда был учеником Юктешвара Гири и гуру-бхаи Парамахансы Йогананды. В 2002 году он покинул мир в ашраме Миями (Америка). Парамханса Йогананда только однажды возвратился в Индию сроком на год в 1935 году после того, как он уехал в Америку в 1920 году. Гуру возложил на свами Харихарананде всю ответственность за Карара-ашрама и других, находящихся в Индии. Традиция богоугодных дел - крия-йога в наши дни разделена, в основном, на две части. Наследницей Парамахансы Йогананды стала американская женщина Дая-мата, а наследником свами Харихарананды – Парамханса Праджнянанада. Множество ашрамов в Ранчи, Калькутты, Калифорнии, и т.д. функционируют под руководством Даяматы, а Карара-ашрам в Пури, ашрамы Балгхаи, Ширампура и Дедхасари – под руководством Праджнянанды.

Тот чистый, красивый и уютный ашрам в уединённом месте у берега Ганги был построен иностранными учениками свами Харихарананды. Вокруг ашрама вырос очень красивый сад с фруктовыми деревьями и цветочными кустарниками. Я встретил там двух европейцев, приехавших из далёкой Европы, чтобы вести отшельническую жизнь в уединённом уголке у подножия Гималаев и одного индийского санньяси по имени свами Самбодхананда Гири. Несколько лет тому назад я встретил свами Самбодхананда в Балгхаи, где тогда шло строительство ашрама на берегу моря восточной Ориссы. Он, узнав меня по мале Ошо, которую я носил, крепко обнял меня. Свами Рамасворупананда не мог скрыть восторг удивления, увидев меня там. Мы долго разговаривали с ним. Все санты, обитающие в ашраме, выразили озабоченность по поводу вооружённого конфликта в индуистском государстве Непал и сочувствие потерям, случившимся в результате этого. Я начал размышлять о том, когда же наша страна будет обеспечена элементарными удобствами для нормальной жизни, увидев в таком глухом уединённом месте не только хорошую дорогу, но и электричество, телефон, интернет и другие современные признаки. Ведь географические условия у нас и у них почти одинаковы.

Однако там я встретил прекрасного и полного энтузиазма бенгальского юного санньяси. Звали его свами Четан. Он, открыв школу в Ганготри, пытался в одиночку дать современное образование бедным детям Гарвала. Везде и всюду в этом мире существуют очень честолюбивые и почти умалишённые от чрезмерной корысти люди, в результате этот мир превращается день ото дня в ад из-за непрестанного соревнования между такими людьми. Тем не менее, ещё находятся такие люди, которые ведут некорыстную и простую жизнь, испытывая радость сами и, посвящают свою жизнь на благо другим. Именно они являются украшением этого мира и, когда узнаешь таких людей, возникает надежда на лучшую жизнь. Я, увидев европейцев, которые вели аскетическую жизнь на берегу Ганги, оставив всё материальные блага и удобства, находящиеся в их распоряжении на Западе, испытал облегчение и особое блаженство в душе.

Рамасварупананда посоветовал мне непременно повстречаться с Нани-ма, главной ученицей Мастарам-баба. Чтобы отыскать её, мы отправились еще севернее от Ганготри. По дороге мы увидели местечко под названием Саиндж, за которым дорога поворачивала. Мы, после долгого поиска, наконец-то, нашли ашрам Мастарам-баба, спустившись вниз к реке Ганга. Ашрам состоял из четырёх или пяти хижин с крышей, покрытой цинковыми листами. Нани-ма являлась руководительницей этого ашрама. Несмотря на то, что родилась она в Англии, она с детства считала: "Индия – моя страна и я должна жить там!" Она, будучи ещё юной девушкой, оказалась в Индии с толпой хиппы в 60-х годах. Она случайно встретила чуткого святого отшельника Мастарам-баба, когда посещала Ришикеш. Во время первой же встречи она полностью доверилась святому. С того же дня она не покидала берег Ганги, посвятив себя почтенному служению Мастарам-баба.

Она выучила все важные древние трактаты на санскрите, находясь под покровительством отшельника. И оставалась рядом с ним, пока тот был жив. После кончины святого отшельника, она испытала всю тяжесть проблемы, возникшей в результате размолвки и ссоры между учениками, как обычно бывает после кончины духовного наставника. В конце концов, она остановилась в Ганготри. Имеется отдельное повествование о том, как одинокая юная девушка с привлекательной внешностью белой расы вынуждена была терпеть унижение и оскорбление со стороны так называемых отшельников, потерявших разум из-за сексуального недомогания и коррумпированных начальников миграционной службы. Когда ситуация в Ганготри оказалась для неё невыносимой, она переселилась в Санидже. Я склонил свою голову перед этой умной отшельницей, почувствовав её знание санскрита и восточной философии. Обычно санньясины живут за счёт милостыни, но я, находясь рядом с ней, узнал одно новое слово: акаш-вритти, т.е. случайное пропитание. Питаться не милостыней, а исключительно случайной пищей, когда кто-нибудь сам принесёт её. Иначе голодать, если Бог не пошлёт еду. Она питалась лишь один раз в день. Главной её едой была жидкий вареный рис, когда ей кто-нибудь приносил его. Общение с ней, продлившееся несколько часов, оставило впечатление на всю жизнь.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.