Шарипутра - предводитель учения. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Шарипутра - предводитель учения.

2022-10-04 48
Шарипутра - предводитель учения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С появлением в мире божественного воплощения, рождаются и выдающиеся ученики с особым сознанием. На духовном языке их называют "лила-сахачари" - "спутники божественной игры". Жизненная игра просветленных личностей - буддха-ауруша не совершается полностью в их отсутствии. Приведём несколько примеров этого. Арджуна и Радха являются лила-сахачари для Кришны, Лакшмана и Ханумана – для Рамы, Макделена и Мартха – для Иисуса, Мардана – для Нанака, Вивекананда – для Рамакришны и т.д. Без них жизненная игра великих святых – сиддха оставалась бы незавершенной.

Будда имеет особое и уникальное место среди выдающихся личностей. Никто другой не влиял на жизнь так многих людей, как это удавалось Будде. Не наблюдается так много лила-сахачари у других выдающихся личностей, как имел Будда в лице своих учеников и учениц. Давайте, обратим внимание на двух учеников Будды – на Шарипутре и Махамодгляне.

Эти два основных ученика Будды родились в один и тот же день у окраины Наланды, расположенной к югу от Раджагрихи, столицы Магадхи. Они оба принадлежали к высокой касте брахманов. Между семьями этих двух учеников Будды сложились дружественные отношения. Оба они с юношеского возраста испытывали безразличие к мирским наслаждениям и, становились учениками авторитетного и влиятельного в округе ачарья Санджайя Бетхалипутры.

Однажды, когда Будда проживал свою вторую варшаваса во время дождевого сезона на горе Гриддха-кута, один из пяти первых учеников его, а именно бикшу Ашваджита, побывал в Наланду, собирая подаяния. Шарипутра увидел Ашваджита и, как влекомое магнитом железо, последовал за ним. Шарипутра попросил у Ашваджиты, очаровавшись его сиянием и спокойствием:

- Я вижу, что Вы покорили все чувства, поскольку выглядите спокойным и счастливым. Вы, приняв какое учение, решили отказаться от суеты обыденного мира? Кто ваш наставник? Чему он учит?

Ашваджит ответил ему:

- Я ученик татхагаты Будды, бывшего царевича Шакьев. Его учение состоит из четырёх благородных истин – арья-сатья, пяти принципов – панчашила, восьмеричного пути – аштангика-марга. Сейчас он находится на горе Гриддха-кута. Я ещё не всё знаю об его учении. Советую самому встречаться с ним и удовлетворить своё любопытство.

Получив некоторое сведение об учении Будды, сердце Шарипутры вздрогнуло. Он почувствовал, будто нашёл клюк к тайнам жизни. Он, сияя радостью, тут же помчался к своему другу, Махамодгляну.

- Что случилось? – попросил его Махамодгляна. – Ты выглядишь таким радостным, будто нашёл истину. В чём дело?

Шарипутра подробно рассказал ему о своей встрече с Ашваджитой и, на конец, предложил:

- Пойдём к Будде! Быть может, узнаём истину.

- Лучше будет, если мы отправимся туда вместе с нашим почтенным учителем Санджайем Бетхалипутрой.

Санджай Бетхалипутра жил в своей обители - ашрам со своими двухсот пятидесяти учениками. Зависть разыгралась в душе Санджайя Бетхалипутры, услышав от своих учеников Шарипутры и Махамодгляна о Будде. Он, подумав немножко, сказал:

- Куда вы собираетесь идти, покинув меня в этой обители? Ведь я уже стар и давно думал вручить вам всю свою заботу. Живите здесь и смотрите за обителью с её учениками! Я назначаю вас своими ведущими помощниками.

Такое предложение учителя не могло теперь заманивать их. Они считали его неуместным и кратко ответили:

- Гуру, мы решили отправиться к Будде, чтобы узнать об его учении. Мы не настаиваем, чтобы Вы или ваши другие ученики сопровождали нас. Но мы будем рады, если кто-нибудь последует за нами. Мы тут же отправляемся к Будде.

Они встали и направились в сторону горы Гриддха-кута. За ними последовали все остальные ученики обители Санджайя Бетхалипутры.

Увидев с горы Гридхаа-кута, шагающих у её подножия Шарипутру и Махамодгляну вместе с двухсот пятидесяти их последователями, Будда, указывая на них, сказал своим ученикам:

- Смотрите, идут предводители моего учения!

Приблизившись к Будде, Шарипутра и Махамодгляна поклонились ему. Когда они сели рядом вместе со своими последователями, Будда проповедовал им своё учение. Оно проникло глубоко в душе слушателей, и все они, приняв посвящение от Будды, вошли в общину буддийских монахов.

Шарипутра и Махамодгляна совершали подвижничество ещё с прошлых множеств рождений. Будда в рассказах своих прошлых жизнях - джатака, вспоминает о подвижничестве Шарипутры, совершенных им на протяжении шестидесяти прежних жизней. В последствие добродетелей, накопленных ими в прошлых жизнях, Шарипутра достигал священный сан архата за неделю, а Махамодгляна – за три недели. Вежливость и благодарность были главными чертами Шарипутры. Его стиль жизни был очень скромным, несмотря на то, что он являлся главным ачарьей в общине буддийских монахов. В буддийской литературе говорится следующее:

Однажды община буддийских монахов направилась к Шравасти. По дороге надо было ночевать, но буддийские монахи выбрали себе все подходящие места для ночлега. Шарипутре приходилось ночевать под деревом, так как он нигде не мог найти более удобного места. Ночью Будда услышал, что кто-то кашляет от холода неподалёку. Будда вышел наружу и спросил:

- Кто там?

- Бханте, это – я, Шарипутра!, - ответил Шарипутра.

- Почему ты ночуешь под открытым небом? – Будда интересовался.

Шарипутра объяснил Будде, что под крышей не хватает места для всех. Утром Будда зажурил всех монахов и приказал:

- Отныне для Шарипутры выделяйте второе после меня место!

Шарипутра не жаловался, хотя и ему приходилось ночевать под деревом. Всегда, когда буддийские монахи отправились за подаянием, Шарипутра очищал обитель – ашрама и ухаживал за больными.

Шарипутра на всю жизнь был признателен к Ашваджиту, поскольку он впервые вдохновил его на встречу с Буддой. Чувство его признательности отражалось и в его манере поклона - он всегда поклонялся, поворачиваясь в ту сторону, где находился Ашваджита.

Он не имел никакой увлечённости. Он обычно говорил: "Мне безразлична моя жизнь или смерть. Я с благодарностью принимаю то, что предназначено для меня в данный момент".

Будда часто произносил хвалебные слова в адрес Шарипутры. Будда страдал болью в спине, так как он когда-то совершал в Бодхгайе суровое испытание - тапасья, неподвижно сидя под деревом в течение шести лет. Порой он чувствовал неимоверную боль во время проповеди. В такие моменты Будда поручал Шарипутре продолжать проповедь, а сам отдыхал. Однажды, когда Будда заболел в Шравасти, Шарипутра, как обычно, начал проповедовать. Будда, услышав его проповедь об учении, вышёл из своего шалаша – Гандхакути, и произнёс:

- Браво, Шарипутра! Браво! Ты превосходно объяснил сущность учения, даже глубже проникнув в него, чем я!

Община буддийских монахов стояла на плечах таких талантливых, самоотверженных и прославленных спутниках божественной игры - лила-сахачари.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.