Зорба плюс Будда – сверхчеловек. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Зорба плюс Будда – сверхчеловек.

2022-10-04 36
Зорба плюс Будда – сверхчеловек. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На греческом острове Крит родился талантливый и мятежный писатель по имени Никос Казанзакис 2 декабря 1883 года. Будущий известный, но очень скандальный по отношении религии писатель вырос в христианской семье, а родители его были фанатически верующими. Важными его произведениями были: "Последнее искушение Христа", "Распятие Иисуса" и "Грек Зорба". Глава католической церкви Папа Римский включил эти произведения в список запрещенных книг в 1954 году, так как в них отразился мятежный дух автора. Спустя три года после этого события, писатель скончался 26 октября 1957 года. Церковь не давала разрешение похоронить его тело на контролируемом ею кладбище. Его друзья, в конце концов, похоронили его в частной земле, привезя его тело в деревню, где он родился. На могиле писателя установлена стелла, на которой начетаны слова, отражающие сущность его жизненной философии. Вот эти слова: "Я не надеюсь ни на что и, естественно, не боюсь никого. Я свободный человек". Произведения Никоса Казандзакиса были рекомендованы для Нобелевской премии, но он не удостоился её из-за большого давлениея церкви. Альберт Камю, получив в 1957 году Нобелевскую премию, писал: "Казандзакис имеет стократно больше права на эту премию, чем я". Известная индийская писательница Амрита Притам написала: "Я не могу от души разговаривать с теми, кто не читал ничего из произведений Казанзакиса".

Известный роман "Грек Зорба" принадлежит перу этого мятежного Казанзакиса. Уже снят художественный фильм по сюжету этого романа. Сам автор в этом романе изображен как хозяин слуги Зорбы, который становится символом человека, обладающей той свободой, которую автору не было суждено испытывать в жизни. Хозяин, как мы видим в романе, весь углублён в заботы своего хозяйства, всё время занят в расчётах о выгодах и убытках, а его слуга Зорба всегда доволен жизнью и радостно проводит время, хотя и зарабатывает не так много денег, так как получает мизерную зарплату. Зорба – это такой тип человека, который желает жить в свободе, непринуждённо. Он не отрицает ни музыку, ни женщин, ни алкоголя. Он не желает терять ни малейшей возможности ощущать мгновение радости. Однажды хозяин спросил у Зорбы:

- Скажи, Зорба, в чём дело? Ты так радостен, хотя зарабатываешь очень мало. А я, наоборот, зарабатываю кучу денег и имею богатство, но не могу похвастаться радостью. Чего, по-твоему, не хватает мне?"

- Хозяин, я вижу, что вам не хватает лишь одной вещи. Надо бы иметь немножко безумства. Я обладаю этим безумством, поэтому не испытываю беспокойство о будущем. Я умело наслаждаться настоящим. Вы выглядите очень озабоченным и серьёзным, поэтому не можете наслаждаться настоящим моментом. Вы всё время заняты благоустройством счастливой жизни, а я наслаждаюсь каждым мигом, предоставленным мне жизнью. Вот секрет моей радости!

Здание видения Ошо стоит на фундаменте мысли этого Зорбы, а учение Будды является шпилем этого здания. Множество людей, сознательно или нет, являются последователями Зорбы, т.е. они поступают как сторонники философии Чарваки. Они довольствуются материальными благами – артха и удовлетворением любовного желания – кама. У них нет другого, более глубокого стремления. Они тратят всю свою жизнь, заботясь о приобретении все больше и больше материальных благ и удобств. Лишь немногие, в отличие от них, посвящают себя поискам духовной истины, отказавшись от материальных благ. Они, хотя и ощущают некоторое духовное спокойствие, но материальная сторона их жизни остаётся не благополучной, если не сказать нищенской. Как Восток, так и Запад страдает от этой односторонности жизни.

На Западе уже созданы инфраструктуры материальных благ посредством развития науки и техники, о чём человечество мечтало на протяжении нескольких тысячь лет. Однако, человечность потеряно куда-то среди такого грандиозного достижения. Сегодня люди на Западе гораздо больше страдают из-за беспокойства, бессонницы и разного рода стрессов, чем жители сравнительно бедных стран Востока. Часто мы слышим, что люди, достигшие немало успехов в жизни с точки зрения материальных благ, совершают самоубийство. Для многих наркотики становятся повседневной необходимостью.

Люди на Востоке, в отличие от этого, не выглядят такими беспокойными и озабоченными. Но они так измотаны заботой удовлетворения повседневных материальных нужд, что не в состоянии и думать о внутреннем, духовном обогащении. Психическая и духовная сторона жизни человека Востока выглядит в некоторой степени благополучной, но материальная нищета сделает его безобразным. Большинство людей не получает ни колорийной еды, ни чистой питьевой воды, ни необходимой одежды, ни элементарной медицинской помощи. Они не имеют никакого равноправия, а страдают от невыносимой экономической эксплуатации. Большинство стран Востока завязли в коррупцию и насилие, страдают от лени, инертности и отсутствия инициативы.

Человечество до сих пор разделено на эти два лагеря. Большинство жаждет наслаждения, а меньшинство – жертвует своим интересом. Сторонники наслаждения рассуждают так: "Кто же видел, где находится рай, а где – ад? Жизнь является одноразовой. Поэтому наслаждайся, пока жив! Пока живёшь, живи с наслаждением!" А те, кто устал от материального наслаждения, возражая такому высказыванию, говорят: "Брахма – вот истина, а мир является иллюзией. Всё здесь переходящее. Поэтому не цепляйтесь к бренному миру. Всевышний Бог - вот единственный, кто постоянен. Ищите Бога!"

Ошо же говорит: "Как Бхамха является реальностью, так и мир реален. Как может быть этот мир, нереальным и полным страдания, если он был сотворён Бхахмой, являющим Сатчидананда, т.е. истинным – сат, сознательным – чит, и радостным - ананда?"

Ошо задаёт такой вопрос: "Какой же творец обрадуется, услышав в свой адрес похвалу, а в адрес его творения – хулу? Похвала творения и есть настоящая похвала творцу. Поэтому признать реальности мира означает уважать творца. Это и есть почитание Бога".

Предвидение Ошо о новом человеке состоит в слиянии Зорбы и Будды. Ошо говорит: "Я считаю Зорбу не полноценным, так как в нём нет спокойствия молчания, хотя наблюдается праздник музыки. А в образе Будды, ощущается спокойствие и душевность, приобретенную посредством садханы, но в нём отсутствует праздник, привлекательность, танец любви. Я предвижу образ такого человека, в котором сливаются оба эти качества". Таким образом, можно констатировать, что жизнь должна быть прекрасной, здоровой, праздничной, удовлетворенной, счастливой, полной ароматом нежности и спокойствия. Такой эксперимент не ставился в мире до сих пор.

Пока мы видим человека или увлечённого в наслаждениях - раги, или отрицающего всяческих материальных благ – баираги, т.е. аскета. Ошо представляет нового человека в образе битараги, в котором ощущается баланс и того, и другого качества. Новый человек, с другой стороны, отрешён от мирских забот, а с другой – не отказывается от наслаждения жизни. Он представляет в себе имущества обоих измерений, и внешнего, и внутреннего. Одновременно он нуждается и в науке, и в вере. Наука предоставляет ему материальные блага, а вера – душевное спокойствие. Он полностью принимает жизнь такую, какая она есть, не пренебрегая ни материальными благами и удобствами, ни величием знания, созерцания и безмолвия. Ошо увидит совершенно нового и полноценного человека будущего в синтезе науки и веры, любви и созерцания, Востока и Запада, одним словом, в синтезе образа Зорбы и Будды.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.