Методика проведения урока по вождению автомобиля в условиях автодрома — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика проведения урока по вождению автомобиля в условиях автодрома

2022-10-04 27
Методика проведения урока по вождению автомобиля в условиях автодрома 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ АВТОДРОМА

ПО ТЕМЕ: «МАЕНВРИРОВАНИЕ В ОГРАНИЧЕННЫХ ПРОЕЗДАХ»

Выполнил:

Социальный педагог

Ф.Х. Каримова

Озерск

2018


Содержание

С.

1. Введение…………………………………………………………..………..3

2. Тема №1. Сущность и задачи обучения вождению……………………..6

1.1. Основные принципы обучения вождению………………………..……….8

3. Тема №2. Методы обучения……………………………………………..14

4. Тема №3. Психологические правила вождения автомобиля………….23

3.1. Психологический страх………………………………………………..…...23

3.2. Психология вождения……………………………………..………………..26

5. Тема №4. Требования к учебным транспортным средствам…………...28

6. Тема №5. Требования к учебным автодромам… ………………………. 30

5.1. Планировка и обустройство автодрома…………………………………..32

7.  Тема №6. Требования к учебным маршрутам…………………………38

6.1. Цели и задачи автодромной подготовки…………………………………..38

6.2. Разработка схемы учебного маршрута движения транспортного средства. Цели и задачи…………………………………………………………………….43

6.3. Практические упражнения, отрабатываемые на маршруте……………...47

8. Тема №7. Маневрирование в ограниченных проездах…………………50

7.1. Маневрирование автомобиля в ограниченном пространстве……………50

7.2. Методы управления автомобилем в плотных транспортных потоках….52

Маневрирование в ограниченном пространстве, движение задним

ходом…………………………………………………………………...…………54

7.4. "Остановка и трогание на подъеме" ("Горка")……………………………60

7.5. "Разворот" ("Дворик")………………………………………….…………..61

7.6. "Въезд в бокс" ("Гараж")……………………………………………………62

7.7. "Змейка"……………………………………………………………………..63

7.8. "Параллельная парковка"…………………………………………………...64

9. Тема №8. Обеспечение безопасности проведения занятий…………....65

8.1. При проведении занятий по вождению необходимо:…………………….65

8.2. Техника безопасности при вождении машин по дорогам со сложными дорожными…………………………………………………………………….67

10.  Заключение ……………………………………………………………71

11. Список литературы…………………………………………………….73

ВВЕДЕНИЕ

Проблема безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью более общей проблемы организации дорожного движения, социально-экономическое значение, которой в нашей стране особенно возросло за последние годы.

Ускорение НТП в области автомобилестроении затронуло всю систему «Человек – Автомобиль – Дорога».

Особое значение приобретает участник дорожного движения – человек, а так же его взаимодействия с двумя другими компонентами. Ведущую роль среди участников принимает водитель.

Их число за последние годы повышается быстрее, чем растет парк транспортных средств.

Ежегодно водительское удостоверение получают приблизительно три миллиона человек. Это не просто количественное пополнение водительского состава страны. Это существенное увеличение удельного веса молодых начинающих водителей, у которых нет стажа и опыта управления транспортными средствами и возраст которых, тяготеет к нижнему пределу.

Статистика показывает, что по причине ошибок водителя происходит от 70% до 90% дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Это связано с тем, что до 20% водителей по своим психофизиологическим характеристикам не соответствуют требованиям данной профессии водителя.

Учитывая актуальность обеспечения автотранспорта психофизиологические надежными водителями, действенным является использование научно-обоснованных методик обучения водителей.

Суть этих задач состоит в том, чтобы "существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения профессионального образования к потребностям рынка труда".

Необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен, обладал глубокими знаниями и умениями в производственной деятельности. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти новые умения должны наращиваться на приобретенные ранее. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе. Во главу угла ставится формирование у человека умения и желания учиться. Таким образом, базовое образование - всего лишь необходимый минимальный фундамент, позволяющий перейти к более широкому образованию, которое будет способствовать в дальнейшем успешному трудоустройству и социальной активности человека. Интегрированное сочетание знаний, умений и способностей должны позволить человеку выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в изменившейся ситуации.

Тема №1. Сущность и задачи обучения вождению.

Процессы учения и обучения представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя, и отражают двойственный характер процесса обучения - это: преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность учителя по:

- передаче информации;

- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений учащихся.

Учение — это деятельность ученика по:

- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

- самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

- осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

- овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

- овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Обучаемость — это приобретенная (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний.

Для того чтобы обучение по вождению автомобиля было эффективным, необходимы специальные условия обучения. Это, главным образом, относится к инструктору практического вождения и месту начального обучения.

Инструктор должен быть требовательным, настойчивым, и выдержанным. В арсенале инструктора имеются различные средства воздействия на обучаемого (внушение, замечание, и т.д.), однако пользоваться ими следует умело и тактично. Во время проведения занятий замечания и указания он должен делать спокойно, кратко и доходчиво, без крика и грубости. Основной оценкой профессионализма инструктора является качество обучения. На каждом занятии обучаемый должен получать новые знания и навыки. Если на начальном этапе обучения инструктор очень часто выполняет некоторые действия за обучаемого (притормаживает автомобиль, поворачивает руль), не отмечает ошибки при управлении, а вместо объяснений кричит, он не инструктор по вождению.

Методическая подготовка инструктора включает в себя знание основ педагогики, психологии и методики обучения, а также умения применять его при обучении[1].

Тема №2. Методы обучения.

Методы обучения — это методы преподавания-учения.

Методы вождения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности обучаемого.

Если на уроках теоретического обучения преобладают фронтальные формы, когда преподаватель сообщает более или менее законченный учебный материал всем учащимся группы, в процессе обучения чаще всего приходится проводить занятий индивидуально.

При выборе методов обучения следует исходить из того, что основными источниками информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность[3].

В связи с этим можно выделить три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические.

Рис.1. Примерная форма педагогического общения

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное или письменное инструктирование.

Применение инструктором словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению обучаемым производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую действительность. Инструктор пользуется живым словом. Применяет любой метод обучения.

Объяснение - это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции инструктор дает анализ ее состава и структуры. Обосновывает назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными, связывает новое с имеющимися у них опытом. При этом объясняется особенности той или иной операции. Правила безопасности.

На практике применяется примерно следующая схема объяснения и показа трудовых действий инструктором. Сначала инструктор объясняет изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнение в нормальном. А затем в замедленном темпе. Замедление темпа позволяет обучаемым лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность отдельных приемов и движений.

После того, как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками. Следует снова показать целое действие в нормальном рабочем темпе. Чтобы убедиться что обучаемые поняли и запомнили показанное, нужно, чтобы обучаемые воспроизвели показанное инструктором.

Практический показ инструктором трудовых процессов необходимо применять во всех случаях, необходимо сформировать у обучаемого правильный образ трудовых действий, например при управлении транспортным средством.

Под техникой управления ТС понимают целенаправленные действия водителя, обеспечивающие безопасность движения и оптимальное решение задач, возникающих перед ним в процессе движения автомобиля. Хорошее владение основными навыками управления автомобилем позволяют отработать специальные методы и условия обучения.

Управление ТС в современных условиях - процесс чрезвычайно сложный в техническом и психологическом отношениях.

Водителю необходимо помнить, что автомобиль является источником повышенной опасности, и серьезно отнестись к процессу обучения. Анализ деятельности человека за рулем позволяет наметить три этапа, которые он должен пройти последовательно по мере совершенствования своего водительского мастерства. Причем, каждый предыдущий этап необходим для овладения последующим. Обучение на первом и втором этапах производится на автодроме или закрытой площадке.

На первом этапе водитель должен достичь определенного технического мастерства. Это степень натренированности водителя в выполнении всех действий, связанных с управлением механизмами автомобиля - двигателем, сцеплением, коробкой передач, тормозами и работа рулевым колесом. Тренировка всех действий, предварительно разбитых на отдельные движения, должна производиться последовательно по упражнениям. При выполнении упражнений обучаемый должен понимать смысл и последовательность всех действий или движений. Данный этап имеет фундаментальное значение для дальнейшего процесса обучения.

Вторым этапом подготовки водителя является формирование навыков определения положения автомобиля на дороге и прогнозирование его траектории под управляющими воздействиями обучаемого. На этом этапе обучаемый должен почувствовать понятие " реакция " автомобиля, уметь управлять автомобилем и контролировать траекторию его движения. После этих этапов обучаемый должен полностью освоить техническую сторону вождения автомобиля. Он должен правильно выполнять намеченные действия при движении автомобиля, а любые действия рычагами и педалями не должны вызывать у него затруднений.

Третьим этапом обучения является формирование навыков взаимодействия с другими участниками движения, анализа и прогнозирования дорожной обстановки, предупреждения аварийных ситуаций. На этом этапе обучаемый при выборе того или иного маневра в сложных ситуациях должен исходить из тактических соображений обеспечения безопасности движения[4].

Результатом обучения с последовательным прохождением трех этапов должно быть свободное владение автомобилем в различных дорожных ситуациях. Только после этого обучаемый допускается к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения.

Для эффективности начального периода обучения необходимо использовать способ мысленного воспроизведения действий или движений в определенном порядке, что позволяет быстро сформировать двигательные навыки. Перед началом любого упражнения, обучаемый должен мысленно воспроизвести порядок действий или движений (для тех кому сделать это трудно рекомендуется проговаривать свои действия вслух), повторить это несколько раз и только затем приступать к отработке упражнения.

При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы обучения. В том числе: устное изложение материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение). Упражнения (с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические).

Среди практических методов обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основы упражнении направлены на овладение сложными навыками и умениями, необходимыми вождения транспортных средств.

Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость. Прочнее закрепляются усвоенные навыки.

Для успешного выполнения упражнений, связанных с управлением ТС, необходимо использовать теоретическое знания и приемы, которые требуют прочного овладения двигательными навыками.

В ходе обучения необходимо учить обучаемого умению самостоятельно обнаруживать сам факт возникновения неполадок, выявлять их причины и способы устранения.

Тренировочные упражнения применяемые на автодроме для подготовки водителей, позволяют не только формировать первоначальные навыки вождения. Но и имитировать действия в сложных, порой опасных ситуациях, условиях уличного движения.

Каждое занятие по вождению автомобиля проводится в определенной последовательности и включает обязательно инструктажи, которые в данной ситуации применяются как словесного метода обучения.

Инструктаж - важнейшая форма обучения, где сочетаются различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и средств наглядности, натуральных объектов.

При подготовке к обучению практическому вождению необходимо, чтобы одежда и обувь были удобными. Шляпы, платки и другие головные уборы лучше снимать. Сформулируем основные требования, предъявляемые к одежде. Она должна обеспечивать свободу движений и не нарушать кровообращения. Особое внимание следует обратить на шею и запястья рук. Шейные (сонные) артерии осуществляют кровоснабжение мозга и если они даже незначительно сдавлены, то через некоторое время появляется сонливость, снижается быстрота реакции, а также ухудшается чувствительность вестибулярного аппарата и острота зрения. Если сдавлены запястья рук, то нарушается кровообращение в кистях и уменьшается чувствительность пальцев, что сказывается на быстроте движений. Особенно важно выбрать фасон верхней одежды в холодное время года. Ни плащ, ни пальто, ни тем более шуба "до пят" не подойдут водителю. Для весны и осени незаменима короткая куртка, которая не стесняет движений. Зимой подойдет короткая дубленка или утепленная куртка из кожи. Обувь, как и одежда не должна сдавливать кровеносные сосуды. Главное требование заключается в том, чтобы обувь позволяла хорошо чувствовать педали.

Самая удобная - это специальные мокасины, у которых сильно рифленая подошва заходит на задник. Дамам, рекомендуется использовать обувь без шпилек и платформ, потому что обувь на высоком каблуке для вождения автомобиля не годится не только зимой, но и в любое время года.

Нельзя также превращать инструктаж в сплошные предостережения, которые зачастую делаются "на всякий случай" Когда в информации о почти невероятных случаях последствий ошибок и нарушений могут потеряется действительно возможные в реальных условиях ошибки и неполадки.

Вводный инструктаж. Занятие начинается с доклада обучаемого о прибытии на занятия. Затем инструктор называет номер упражнения, которое предстоит отработать, сообщает учебную цель, время и маршрут. Затем с первым в этот день обучаемым инструктор проводит контрольный осмотр автомобиля, во время которого обучаемый получает практические навыки по выполнению операций контрольного осмотра[5].

Обучаемый проводит контрольный осмотр под руководством инструктора. При повторных занятиях обучаемый делает это самостоятельно, инструктор лишь контролирует. Таким образом, обучаемый, повторяя выполнения задания, запоминает необходимый объем работ и последовательность их выполнения.

Текущий инструктаж - т.е. инструктаж в течение урока. Упражнения отрабатывается постепенно, с отдельными видами приемов, а иногда и с повторением предыдущего упражнения. Проверяется знания ПДД в объеме отрабатываемой задачи, затем в замедленном темпе показывают приемы выполнения заданий, путем опроса инструктор проверяет, понял ли обучаемый. Упражнение повторяется в нормальном темпе. Лишь убедившись, что обучаемый усвоил правила и приемы выполнения задачи, он допускается к управлению автомобилем[6].

Сначала задача выполняется в упрощенном условиях, затем в более сложных. Во время отработки упражнений инструктор поправляет ошибки, указывает на их причины, а при необходимости дополнительно показывает отдельные приемы.

Закончив отработку одной задачи, отдельного элемента упражнения, инструктор переходит к выполнению другой, более сложной. В том же последовательности. После чего как обучаемый освоит выполнение всех элементов упражнения в отдельности, можно переходить к отработке упражнения целиком. Здесь уместно вводить неожиданные команды. Предлагать неординарные ситуации.

В процессе обучения инструктор должен исходить из того, что недостаточно выучить, важно уметь правильно, своевременно и сознательно применять их. Предлагать неординарные ситуации. Обучаемый должен умело выполнять неожиданные команды.

Обучаемый  должен понять необходимость соблюдения тех или иных ограничений, знать причины возникновения дорожных происшествий, сознавать последствия, которые вызываются нарушениями ПДД.

 Начиная с первого упражнения нужно обучать обучаемого принятию мер предосторожности.

Например, при отработки первого упражнения надо обращать внимание на правильность открывания двери кабины и выхода на левую сторону автомобиля. При обучении трогания с места и остановкам своевременность включения указателя поворота и наблюдения за другими участниками движения. Особое значение приобретает выработка у обучаемого наблюдательности. Для этого инструктору нужно задавать обучаемому вопросы о встреченных на пути дорожных знаках, особенностях  маршрута и т.д. Не менее важно выработать навыки выдерживания необходимой безопасной дистанции автомобиля до впередиидущего ТС.

Для выработки быстрой реакции инструктору надо иногда подавать неожиданные команды, направленные на практическое усвоение ПДД.

 И весьма важно научить будущего водителя своевременно ориентироваться во время движения и умело объезжать препятствия, используя для этого любую возможность.

При вождении в городе обучаемый должен читать приборную панель автомобиля и пользоваться его органам управления, удерживать автомобиль в полосе, уверенно входить в поворот, перестраиваться, одновременно замечая все знаки и светофоры и правильно их интерпретируя. Нужно обязательно пользоваться зеркалами заднего вида и точно знать где и что находится на приборной панели. Вести автомобиль нужно уверенно и плавно.

По мере увеличения скорости движения обучаемый должен переключать передачи на вышестоящие, а при уменьшении скорости, наоборот, - на нижестоящие.

Так же предстоит соединить воедино навыки практического вождения с теоретическими знаниями. Необходимо грамотно работать руками и ногами, и в то же время, видеть всю дорогу, понимать увиденное и принимать правильные решения, в соответствии с ПДД и принципами безопасности дорожного движения.

Заключительный инструктаж - начинается с контрольного задания на все задачи упражнения. По окончании вождения инструктор отмечает положительные действия обучаемого, разбирает допущенные ошибки, их причины. Указывает пути устранения ошибок.

Обучаемый, проходящий занятия последним проводит ЕТО автомобиля, под наблюдением мастера.

Психологический страх.

Автомобиль – своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его «верхняя одежда». Новые государственного номера, знак «туфелька» на заднем стекле, «шрамы» и вмятины на боках, броские, вызыващие наклейки, дерганая или неуверенная «походка» – все это исходные данные для ваших наблюдений.

Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль. Причина банальна - боязнь ездить на авто. Не справившись со своим страхом, но, имея автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек все равно напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.

Есть и другая категория начинающих водителей. Они, сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.
Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем[7].

Но не стоит думать, что "водительский" страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции "бьют" по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.

Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.

Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может бояться завести автомобиль и тронуться с места[8].

Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет негативная оценка инструктора во время обучения.

Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной "недовольные" сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.

Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек, скорее всего, станет излишне осторожничать на дороге.

Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности, когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.

Но, пожалуй, самыми "популярными" страхами являются: страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода. Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая все время в напряженном состоянии, рискует "нажить" себе не один недуг, стать нервным, агрессивным или наоборот замкнуться в себе. И, скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.

Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: "хочу" (со стороны разума) и "не хочу" (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.

Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все труднее изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.

Психология вождения.

 

Автомобиль - средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что, осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров[9].

Психофизиологические особенности в человеке заложены от рождения. Изменить их трудно, а порой просто невозможно. Но изучить себя необходимо каждому – хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние могут оказать личные особенности на успехи в освоении водительского мастерства.

Свои недостатки можно компенсировать за счет определенного стиля вождения и особой осторожности в некоторых ситуациях.

Безопасность человека во многом зависит от настроения или, на языке психологов, психо-эмоциональных факторов. Важно понять и оценить собственное настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть определить «врагов безопасности» и научиться с ними справляться.

У многих водителей малейшая некорректность соседа по дороге вызывает агрессию. Чем меньше у такого водителя времени, чтобы добраться в назначенный срок из пункта А в пункт Б, тем крепче его «эпитеты». В ход идут и красноречивые жесты, подкрепляемые мигающим светом фар и нетерпеливыми гудками клаксона. Парадокс заключается в том, что даже обычно спокойные и уравновешенные люди во время езды могут «заразиться» вирусом агрессии.

В зависимости от особенностей нервных процессов выделяют десятки разновидностей темперамента, но на практике чаще всего анализируются четыре его классических типа: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

Очень важно знать, что водители с темпераментом холерика прекрасно чувствуют автомобиль в динамике, однако в трех из пяти случаев допускают ошибки при торможении и при выборе безопасной дистанции. И наоборот, водители с темпераментом флегматика испытывают трудности при необходимости двигаться в скоростном режиме, однако они редко подвергают себя и свой автомобиль неоправданному риску. Сангвинический темперамент характеризуется большой работоспособностью и энергией. Сангвинику подходит вождение, в котором есть разнообразие, оно постоянно ставит перед ним новые задачи, однако количество допускаемых им ошибок выше, чем у водителей с другим темпераментом. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Как правило, водители с таким темпераментом педантично соблюдают правила дорожного движения, но испытывают очень большие трудности при движении в плотном городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

Первое, что необходимо предпринять, – оптимизировать процесс восприятия. Известно, что около 90% информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6% – с помощью слуха, а оставшиеся 4% – с помощью обоняния и осязания. Автор рекомендует на первых порах отказаться от музыки и разговоров с пассажирами во время движения, а окно приоткройте, чтобы улавливать и распознавать шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или сирены автомобилей спецслужб. Учитесь интуитивно распознавать на дороге машины, требующие к себе повышенного внимания. Это совсем не трудно, все дело в правильном подходе и наблюдательности. Ведь каждый умеет с высокой степенью вероятности дать определенную характеристику любому встречному прохожему: по одежде, походке, выражению лица, поведению. Можно не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать намерения относительно вас[10].

Тема №4. Требования к учебным транспортным средствам.

Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».

Тема №5. Требования к учебным автодромам.

 

1. Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.

2. Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 – 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.

3. Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.

4. В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

5. Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.

6. В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

7. Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.

8. Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.

9. Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции[12].

Планировка и обустройство автодрома.

Автодром является основной учебной базой для отрабатывания навыков вождения автомобиля согласно программе подготовки водителей. В первую очередь на автодроме должны быть созданы условия для вождения автомобилей по ограниченным проездам и для преодоления ими препятствий.

Для сооружения автодрома требуется земельный участок с хорошими подъездными путями. При выборе участка для автодрома учитывают: удаление от автошколы; рельеф местности; несущую способность почвы; сохранность окружающей среды. Важным принципом при планировании автодрома является исключение возможности несчастных случаев. Территория автодрома должна быть отгорожена деревьями (крупнорослым кустарником).

При оборудовании автодрома должны соблюдаться следующие условия[13]:

- ограниченные проезды, препятствия, а также подходы к этим сооружениям необходимо укреплять щебнем, шлаком и другими материалами;

- устройство ограниченных проездов должно допускать возможность быстрого изменения их ширины;

- в начале каждого препятствия, прохода, сооружения в два метра справа или слева по направлению движения автомобилей устанавливаются стойки высотой сто семьдесят сантиметров. К стойкам в их верхней части прикрепляют металлические круги диаметром тридцать сантиметров, окрашенные с обеих сторон в белый цвет. По периметру круга наносят красную полосу шириной три сантиметра. В середине круга чёрной краской проставляют порядковый номер сооружения согласно схеме автодрома. К стойке под кругом прикрепляют табличку размером двадцать на тридцать сантим


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.