Основные принципы обучения вождению. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные принципы обучения вождению.

2022-10-04 29
Основные принципы обучения вождению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными принципами обучения вождению являются: индивидуальный подход инструктора; систематичность и последовательность обучения вождению; связь теории с практикой; сознательность и активность обучаемых; доступность обучения; наглядность; прочность знаний, умений и навыков.

Это обязывает каждого инструктора строить свою работу по обучению вождению исходя из начального уровня подготовки обучаемого. При этом одной из главных задач при обучении вождению, должно быть формирование соблюдения всех Правил дорожного движения у обучаемых вождению.

Принцип обучения вождению включает два положения:
1. Обучение, образование сами по себе оказывают большое воспитательное влияние на обучаемых, на формирование их личности;
2. Не полагаясь целиком и полностью на воспитательную сторону обучения вождению, каждый инструктор должен быть активным воспитателем обучаемых. Надо воспитывать обучаемого вождению - быть сознательным участником дорожного движения.

Особенно велики возможности и роль инструктора по вождению в воспитании у обучаемых таких качеств, как дисциплинированность, аккуратность и собранность, любовь к технике и ответственность за ее исправность, своевременное и качественное ее обслуживание, бережное отношение к ней.

Принцип научности обучения означает, что обучение вождению должно базироваться на современных достижениях педагогической науки и методической подготовленности инструктора (инструктора по вождению), на хороших знаниях им средств обучения вождению, учебного материала и современной техники.

Принцип индивидуального подхода в обучении вождению заключается в умении инструктора выбирать педагогические приемы с учетом психофизиологических особенностей обучаемых (уравновешенный или неуравновешенный, с хорошей или слабой памятью, с устойчивым вниманием и наблюдательный или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, с хорошей или недостаточной координацией движений).

Принцип систематичности и последовательности обучения вождению означает, что учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его усвоения. Обучаемый вождению не может применить знания на практике, если они даны ему отрывочно и бессистемно.

Отражением систематичности и последовательности обучения вождению являются, например, программы обучения вождению, в которых предусмотрены как межпредметные связи, так и определенная последовательность изучения предметов и разделов. Учебная и методическая литература также составляется с учетом соблюдения определенной системы и последовательности обучения вождению.

Принцип связи теории с практикой применительно к обучению вождению автомобилей предполагает хорошее знание инструктором предметов и разделов программы, смежных с вождением, и умение своевременно использовать эти знания для совершенствования у обучаемых навыков вождения.

К таким предметам и разделам относятся ПДД и основы БДД, техническое обслуживание, особенно контрольные осмотры перед выездом и в пути, ежедневное техническое обслуживание, а также устранение путевых неисправностей автомобилей. Для более успешного применения этого принципа инструктору обучения по вождению необходимо поддерживать тесный контакт с обучаемым.

Принцип сознательности и активности обучаемых вождению предполагает понимание обучаемыми своих задач как по обучению вождения в целом, так и в изучении и отработке конкретного учебного материала. Сознательность находит свое выражение в активности обучаемых, в устойчивости их внимания на занятиях, осмысленном усвоении материала вместо механического заучивания.

Принцип доступности обучения вождению означает, что учебный материал по содержанию, объему и методам его преподавания инструктором - должен соответствовать уровню общего развития обучаемых, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

Принцип наглядности обучения вождению необходимо использовать не только для непосредственного обучения практике вождения, но и для закрепления знаний, например: Правил дорожного движения в реальной дорожной обстановке.

Принцип прочности знаний, умений и навыков является основным принципом обучения. Остальные принципы инструктора при обучении вождению - направлены на обеспечение главного — прочности знаний, умений и навыков вождения автомобиля.

Если нестандартно анализировать случившиеся аварии на предмет "того, чего не хватило водителям", чтобы избежать ДТП, то можно было бы заметить две вещи. Первая заключается в том, что водителям, попавшим в ДТП, не хватило пространства, чтобы совершить маневр ухода от возникшей опасности. Вторая заключается в том, что водителям не хватило времени на принятие решения и/или совершения действия.

То, что связано с пространством во время движения, всегда связано и со временем. Если вокруг автомобиля мало пространства, то в случае возникновения опасностей у водителя автоматически будет и мало времени на реагирование и действия.

Задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей, ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от учения – к навыку.

Краткие примеры, которые изучают пространство и учат водителя им управлять.

1. Обзор пространства вокруг.

Ø Получение информации о пространстве с целью анализа рисков.

Ø Зоны обзора вперед, назад, в стороны.

Ø Алгоритмы осмотра пространства в зависимости от изменения дорожных условий.

Ø Тренировка зрительных навыков водителя.

Ø Получение информации о пространстве по косвенным признакам первого и второго уровня.

2. Психология поведения человека и мотивации.

Ø Мотивации водителей

Ø Мотивации пешеходов

Ø Режим или профиль «Торопиться», реакция пространства на такое поведение человека.

Ø Уступаем или …

Ø Навыки планирования своего времени и равномерного распределения нагрузки.

Ø Планирование поездки, основные навыки и частые ошибки.

Ø Что сын ошибок трудных нам готовит? Опыт и его воздействие на человеческое поведение и жизнедеятельность.

3. Анализ опасности в пространстве

Ø Показатели и параметры пространства, для оценки безопасности движения (что есть опасное, что можно считать неопасным)

Ø Создание безопасного пространства вокруг автомобиля.

Ø Поддержание заданного уровня безопасного пространства вокруг автомобиля.

Ø Предугадывание и распознавание мотивации к возможным действиям других участников дорожного движения и последующих возможных ошибок.

Ø Параметры поведения окружающих участников дорожного движения, их зависимости.

Ø Возможные последствия собственных ошибок.

4. Действия по снижению уровня опасности (уход от опасности)

Ø Методы снижения опасности при движении.

Ø Способы реагирования с целью снижения уровня опасности при движении.

Ø Уровни реагирования на опасность.

Ø Технология общения между водителями и язык «взаимного предоставления возможностей».

5. Активное воздействие на пространство

Ø Способы воздействия на других участников дорожного движения, подконтрольные и неподконтрольные параметры поведения.

Ø Прогнозирование развития действий других участников дорожного движения.

Ø Воздействие на других участников дорожного движения с целью получить необходимый результат.

6. Практические занятия

Ø Тестирование уровня опасности поведения водителя в транспортных потоках.

Ø Тренинг алгоритмы осмотра пространства.

Ø Тренинг обнаружение опасностей и планирование собственных действий.

Ø Тренинг «Вождение в сложных дорожных условиях».

В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения[2].

Тема №2. Методы обучения.

Методы обучения — это методы преподавания-учения.

Методы вождения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности обучаемого.

Если на уроках теоретического обучения преобладают фронтальные формы, когда преподаватель сообщает более или менее законченный учебный материал всем учащимся группы, в процессе обучения чаще всего приходится проводить занятий индивидуально.

При выборе методов обучения следует исходить из того, что основными источниками информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность[3].

В связи с этим можно выделить три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические.

Рис.1. Примерная форма педагогического общения

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное или письменное инструктирование.

Применение инструктором словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению обучаемым производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую действительность. Инструктор пользуется живым словом. Применяет любой метод обучения.

Объяснение - это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции инструктор дает анализ ее состава и структуры. Обосновывает назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными, связывает новое с имеющимися у них опытом. При этом объясняется особенности той или иной операции. Правила безопасности.

На практике применяется примерно следующая схема объяснения и показа трудовых действий инструктором. Сначала инструктор объясняет изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнение в нормальном. А затем в замедленном темпе. Замедление темпа позволяет обучаемым лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность отдельных приемов и движений.

После того, как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками. Следует снова показать целое действие в нормальном рабочем темпе. Чтобы убедиться что обучаемые поняли и запомнили показанное, нужно, чтобы обучаемые воспроизвели показанное инструктором.

Практический показ инструктором трудовых процессов необходимо применять во всех случаях, необходимо сформировать у обучаемого правильный образ трудовых действий, например при управлении транспортным средством.

Под техникой управления ТС понимают целенаправленные действия водителя, обеспечивающие безопасность движения и оптимальное решение задач, возникающих перед ним в процессе движения автомобиля. Хорошее владение основными навыками управления автомобилем позволяют отработать специальные методы и условия обучения.

Управление ТС в современных условиях - процесс чрезвычайно сложный в техническом и психологическом отношениях.

Водителю необходимо помнить, что автомобиль является источником повышенной опасности, и серьезно отнестись к процессу обучения. Анализ деятельности человека за рулем позволяет наметить три этапа, которые он должен пройти последовательно по мере совершенствования своего водительского мастерства. Причем, каждый предыдущий этап необходим для овладения последующим. Обучение на первом и втором этапах производится на автодроме или закрытой площадке.

На первом этапе водитель должен достичь определенного технического мастерства. Это степень натренированности водителя в выполнении всех действий, связанных с управлением механизмами автомобиля - двигателем, сцеплением, коробкой передач, тормозами и работа рулевым колесом. Тренировка всех действий, предварительно разбитых на отдельные движения, должна производиться последовательно по упражнениям. При выполнении упражнений обучаемый должен понимать смысл и последовательность всех действий или движений. Данный этап имеет фундаментальное значение для дальнейшего процесса обучения.

Вторым этапом подготовки водителя является формирование навыков определения положения автомобиля на дороге и прогнозирование его траектории под управляющими воздействиями обучаемого. На этом этапе обучаемый должен почувствовать понятие " реакция " автомобиля, уметь управлять автомобилем и контролировать траекторию его движения. После этих этапов обучаемый должен полностью освоить техническую сторону вождения автомобиля. Он должен правильно выполнять намеченные действия при движении автомобиля, а любые действия рычагами и педалями не должны вызывать у него затруднений.

Третьим этапом обучения является формирование навыков взаимодействия с другими участниками движения, анализа и прогнозирования дорожной обстановки, предупреждения аварийных ситуаций. На этом этапе обучаемый при выборе того или иного маневра в сложных ситуациях должен исходить из тактических соображений обеспечения безопасности движения[4].

Результатом обучения с последовательным прохождением трех этапов должно быть свободное владение автомобилем в различных дорожных ситуациях. Только после этого обучаемый допускается к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения.

Для эффективности начального периода обучения необходимо использовать способ мысленного воспроизведения действий или движений в определенном порядке, что позволяет быстро сформировать двигательные навыки. Перед началом любого упражнения, обучаемый должен мысленно воспроизвести порядок действий или движений (для тех кому сделать это трудно рекомендуется проговаривать свои действия вслух), повторить это несколько раз и только затем приступать к отработке упражнения.

При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы обучения. В том числе: устное изложение материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение). Упражнения (с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические).

Среди практических методов обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основы упражнении направлены на овладение сложными навыками и умениями, необходимыми вождения транспортных средств.

Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость. Прочнее закрепляются усвоенные навыки.

Для успешного выполнения упражнений, связанных с управлением ТС, необходимо использовать теоретическое знания и приемы, которые требуют прочного овладения двигательными навыками.

В ходе обучения необходимо учить обучаемого умению самостоятельно обнаруживать сам факт возникновения неполадок, выявлять их причины и способы устранения.

Тренировочные упражнения применяемые на автодроме для подготовки водителей, позволяют не только формировать первоначальные навыки вождения. Но и имитировать действия в сложных, порой опасных ситуациях, условиях уличного движения.

Каждое занятие по вождению автомобиля проводится в определенной последовательности и включает обязательно инструктажи, которые в данной ситуации применяются как словесного метода обучения.

Инструктаж - важнейшая форма обучения, где сочетаются различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и средств наглядности, натуральных объектов.

При подготовке к обучению практическому вождению необходимо, чтобы одежда и обувь были удобными. Шляпы, платки и другие головные уборы лучше снимать. Сформулируем основные требования, предъявляемые к одежде. Она должна обеспечивать свободу движений и не нарушать кровообращения. Особое внимание следует обратить на шею и запястья рук. Шейные (сонные) артерии осуществляют кровоснабжение мозга и если они даже незначительно сдавлены, то через некоторое время появляется сонливость, снижается быстрота реакции, а также ухудшается чувствительность вестибулярного аппарата и острота зрения. Если сдавлены запястья рук, то нарушается кровообращение в кистях и уменьшается чувствительность пальцев, что сказывается на быстроте движений. Особенно важно выбрать фасон верхней одежды в холодное время года. Ни плащ, ни пальто, ни тем более шуба "до пят" не подойдут водителю. Для весны и осени незаменима короткая куртка, которая не стесняет движений. Зимой подойдет короткая дубленка или утепленная куртка из кожи. Обувь, как и одежда не должна сдавливать кровеносные сосуды. Главное требование заключается в том, чтобы обувь позволяла хорошо чувствовать педали.

Самая удобная - это специальные мокасины, у которых сильно рифленая подошва заходит на задник. Дамам, рекомендуется использовать обувь без шпилек и платформ, потому что обувь на высоком каблуке для вождения автомобиля не годится не только зимой, но и в любое время года.

Нельзя также превращать инструктаж в сплошные предостережения, которые зачастую делаются "на всякий случай" Когда в информации о почти невероятных случаях последствий ошибок и нарушений могут потеряется действительно возможные в реальных условиях ошибки и неполадки.

Вводный инструктаж. Занятие начинается с доклада обучаемого о прибытии на занятия. Затем инструктор называет номер упражнения, которое предстоит отработать, сообщает учебную цель, время и маршрут. Затем с первым в этот день обучаемым инструктор проводит контрольный осмотр автомобиля, во время которого обучаемый получает практические навыки по выполнению операций контрольного осмотра[5].

Обучаемый проводит контрольный осмотр под руководством инструктора. При повторных занятиях обучаемый делает это самостоятельно, инструктор лишь контролирует. Таким образом, обучаемый, повторяя выполнения задания, запоминает необходимый объем работ и последовательность их выполнения.

Текущий инструктаж - т.е. инструктаж в течение урока. Упражнения отрабатывается постепенно, с отдельными видами приемов, а иногда и с повторением предыдущего упражнения. Проверяется знания ПДД в объеме отрабатываемой задачи, затем в замедленном темпе показывают приемы выполнения заданий, путем опроса инструктор проверяет, понял ли обучаемый. Упражнение повторяется в нормальном темпе. Лишь убедившись, что обучаемый усвоил правила и приемы выполнения задачи, он допускается к управлению автомобилем[6].

Сначала задача выполняется в упрощенном условиях, затем в более сложных. Во время отработки упражнений инструктор поправляет ошибки, указывает на их причины, а при необходимости дополнительно показывает отдельные приемы.

Закончив отработку одной задачи, отдельного элемента упражнения, инструктор переходит к выполнению другой, более сложной. В том же последовательности. После чего как обучаемый освоит выполнение всех элементов упражнения в отдельности, можно переходить к отработке упражнения целиком. Здесь уместно вводить неожиданные команды. Предлагать неординарные ситуации.

В процессе обучения инструктор должен исходить из того, что недостаточно выучить, важно уметь правильно, своевременно и сознательно применять их. Предлагать неординарные ситуации. Обучаемый должен умело выполнять неожиданные команды.

Обучаемый  должен понять необходимость соблюдения тех или иных ограничений, знать причины возникновения дорожных происшествий, сознавать последствия, которые вызываются нарушениями ПДД.

 Начиная с первого упражнения нужно обучать обучаемого принятию мер предосторожности.

Например, при отработки первого упражнения надо обращать внимание на правильность открывания двери кабины и выхода на левую сторону автомобиля. При обучении трогания с места и остановкам своевременность включения указателя поворота и наблюдения за другими участниками движения. Особое значение приобретает выработка у обучаемого наблюдательности. Для этого инструктору нужно задавать обучаемому вопросы о встреченных на пути дорожных знаках, особенностях  маршрута и т.д. Не менее важно выработать навыки выдерживания необходимой безопасной дистанции автомобиля до впередиидущего ТС.

Для выработки быстрой реакции инструктору надо иногда подавать неожиданные команды, направленные на практическое усвоение ПДД.

 И весьма важно научить будущего водителя своевременно ориентироваться во время движения и умело объезжать препятствия, используя для этого любую возможность.

При вождении в городе обучаемый должен читать приборную панель автомобиля и пользоваться его органам управления, удерживать автомобиль в полосе, уверенно входить в поворот, перестраиваться, одновременно замечая все знаки и светофоры и правильно их интерпретируя. Нужно обязательно пользоваться зеркалами заднего вида и точно знать где и что находится на приборной панели. Вести автомобиль нужно уверенно и плавно.

По мере увеличения скорости движения обучаемый должен переключать передачи на вышестоящие, а при уменьшении скорости, наоборот, - на нижестоящие.

Так же предстоит соединить воедино навыки практического вождения с теоретическими знаниями. Необходимо грамотно работать руками и ногами, и в то же время, видеть всю дорогу, понимать увиденное и принимать правильные решения, в соответствии с ПДД и принципами безопасности дорожного движения.

Заключительный инструктаж - начинается с контрольного задания на все задачи упражнения. По окончании вождения инструктор отмечает положительные действия обучаемого, разбирает допущенные ошибки, их причины. Указывает пути устранения ошибок.

Обучаемый, проходящий занятия последним проводит ЕТО автомобиля, под наблюдением мастера.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.