Васнецовские иконы в Пустопольской церкви? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Васнецовские иконы в Пустопольской церкви?

2022-10-05 62
Васнецовские иконы в Пустопольской церкви? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вот что она сообщила.

Вопрос. Какие известные сотрудникам музея иконы были написаны В.М. Васнецовым в Вятской губернии со второй половины 1871 года - до сентября 1872 года?

Ответ. Вятский период творчества В.М. Васнецова освещен в статье искусствоведа музея Т.В. Малышевой «Вятский период в творчестве братьев Васнецовых», опубликованной в сборнике «Васнецовы. Материалы. Исследования» (Вятка, 1993. С. 28 - 41). Она указывает произведения, созданные в период 1871-1872 гг., в том числе те, которые хранятся в собрании Вятского художественного музея. Никаких церковных заказов в это время он не выполнял.

Вопрос. Действительно ли в тридцатых годах прошлого века две иконы кисти В.М. Васнецова «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель с книгой», написанные для церкви села Пустополье Уржумского уезда (как утверждала уржумский краевед Н.Н. Арбузова), состояли на учёте в областном художественном музее?

Ответ. Никаких списков по учету церковных памятников в художественном музее не имеется и существование их в 1930-е годы в музее не зафиксировано.

Вопрос. На основании каких фактов или материалов могла утверждать подобное Н.Н. Арбузова?

Ответ. На каком основании Н.Н. Арбузова утверждала, что в художественном музее стоят на учете иконы кисти В.М. Васнецова из с. Пустополья, нам неизвестно. Никаких изображений данных икон в музее не имеется.

О.В. Крупина далее пишет:

«Что касается сохранившихся памятников церковного искусства В.М. Васнецова. В Вятском художественном музее есть несколько икон работы В.М. Васнецова. Самая ранняя из них «Богоматерь, скорбящая у креста» подписана и датирована 1874(?) годом. Она, вероятно, была написана для Слободского Крестовоздвиженского монастыря. Об этом также написано в статье Т.В. Малышевой «Вятский период в творчестве братьев Васнецовых».

Если касаться содержания публикации, то автор логично и аргументированно изложил материал по данному вопросу, доказательно обосновал малую вероятность написания В.М. Васнецовым икон для церкви с. Пустополья. На территории Кировской области имеется достаточно много храмов, в которых росписи были выполнены по книгам, в которых были воспроизведены росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Очень часто местные жители рассказывали легенды, что эти храмы расписывал В.М. Васнецов».

https://sudba.ucoz.net/publ/monastyri_cerkvi_chasovni/vasnecovski

Отдельная тема убранства алтарей Вятки — росписи «в стиле Васнецова». Изобразительный ряд монументальной живописи Вятки, подражающий сюжетам знаменитого мастера, выявлен в церквях Арбажского, Белохолуницкого, Богородского, Даровского, Кирово-Чепецкого, Кикнурского, Куменского, Оричевского, Подосиновского, Санчурского, Слободского, Сунского, Юрьянского, Яранского районов Кировской области. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) — художник-живописец, станковист и монументалист, график, театральный художник, архитектор, мастер декоративно-прикладного искусства, один из основоположников национально-романтического направления русского модерна и религиозно-национального направления живописи конца XIX — начала XX в. [Гусакова, с. 27–79; Голынец Г. В., Голынец С. В., с. 114; Голынец].

Васнецов увлеченно вел поиски национально-исторической самобытности «русского стиля» в искусстве и архитектуре, что вызвало, и это неоднократно отмечалось, противоречивые оценки как художников, так и критиков. Однако, практикующие монументалисты, при одобрении церкви, быстро восприняли завоевания Васнецова, а образы в качестве «лицевых подлинников» получили распространение и большое количество реплик, особенно в провинции, ориентировавшейся на «столичное» искусство [Максимова]. Художники Вятки не могли остаться в стороне от этого явления и расписывали свои церкви «в стиле» и по «образцам» Васнецова по праву особого, земляческого обладания. Как местные, так и приезжие художники переносили с хромолитографий особо полюбившиеся сюжеты Васнецова и его последователей — Е. Субботина, А. Грязнова, А. Вашурова, И. Ижакевича: «Преддверие рая», «Господь «Саваоф», «Христос Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Евхаристия», «Оплакивание», «Распятие», «Распятый Христос», «Страшный суд», «Сошествие во ад», образы евангелистов, коленопреклоненных ангелов, орнаментальный декор в неорусском стиле [Басова, с. 22].

Так, в церкви Успения Пресвятой Богородицы (1878) с. Нестино Сунского района над центральным окном в алтарной апсиде, в клейме арочной формы узнаем образ Богоматери с младенцем, воспроизведенный с хромолитографии, репродуцирующей образ главного алтаря Владимирского собора в Киеве. Образ «Распятый Христос», выполненный В. М. Васнецовым в плафоне главного нефа Владимирского собора в Киеве, впечатлял драматизмом и выразительной пластикой и вызывал желание повторить его. Примеры этого есть в том числе и в алтарях вятских храмов: в Михаило-Архангельской церкви (1906) с. Уртма Яранского района; Церкви Петра и Павла (1820) с. Сердеж Яранского района; церкви Рождества Христова (1862–1879, 1900-е гг.) с. Верхневонданка Даровского района. Редкий догматический сюжет «Единородный Сын Слово Божие» предстает в васнецовской интерпретации в южном алтаре МихаилоАрхангельской церкви (1906) с. Уртма Яранского района. Н. В. Кривошеина, Г. В. Голынец. Росписи алтарей храмов Вятки ХIХ–ХХ вв. 1. Церковь иконы Божией Матери Владимирской. 1771–1776, c. Верхние Кумёны, Куменский р-н, Кировская обл. Не действующая.

Церковь Спаса Нерукотворного. 1776, c. Вяз, Kирово-Чeпецкий р-н, Kировская обл. Восстанавливается. Вид на алтарь церкви Рождества Иоанна Предтечи. 1914, с. Лум, Яранский р-н, Кировская обл. Восстанавливается. Сень алтаря церкви Спаса Нерукотворного. 1770-е гг. — 2-я пол. ХIX в., с. Спас-Талица, Оричевский р-н, Кировская обл.

Вид на алтарную часть церкви св. архангела Михаила. 1906, с. Уртма, Яранский р-н, Кировская обл.

Вкладная запись алтаря церкви Нерукотворного Спаса. 1859–1879, с. Матвинур, Санчурский р-н, Кировская обл. Авторская надпись алтаря церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм. 1879, с. Корляки, Санчурский р-н, Кировская обл.

Свод алтаря церкви Нерукотворного Спаса. 1859–1879, с. Матвинур, Санчурский р-н, Кировская обл.

Роспись алтаря церкви святого Николая Чудотворца. 1893, с. Беляево, Кикнурский р-н, Кировская обл. Фрагмент.

Богоматерь с младенцем. 1890-е гг. Живопись алтаря церкви Успения Пресвятой Богородицы. 1878, с. Нестино, Сунской р-н, Кировская обл. (с «образца» В. М. Васнецова)

Павел Пар илов. 1899. Роспись алтаря церкви Троицы. 1863–1867, с. Русские Краи, Кикнурский р-н, Кировская обл. Новаторский индивидуализм искусства В. М. Васнецова, взятый за образец провинциальными художниками, специализировавшимися на убранстве церковных интерьеров, приобрел характер почти массового явления. Стилистика Васнецова привлекала монументалистов различной меры таланта и одаренности, и поэтому созданные по «васнецовским образцам» композиции крайне неоднозначны, порой их объединяют лишь временные рамки и вкусы эпохи модерна рубежа XIX–XX вв. При этом следует отметить достаточно вольное обращение художников и с композицией, и с цветовым строем. Наибольшее приближение к авторскому «васнецовскому» стилю видим в интерьере храма святителя Николая (1875–1879) с. Ровдино (Новая Яхреньга) Подосиновского района. Из самых ранних примеров влияния (1899) — подписная и датированная настенная живопись церкви Святой Троицы в с. Русские Краи Кикнурского района, что свидетельствует о профессиональной чуткости к новациям в области церковного искусства палешан, имевших в своих артелях мастеров, писавших «в стиле Васнецова» по требованию заказчиков [Бакушинский, с. 112]. Итак, обследованные церкви и, в частности, алтари Вятской епархии, систематизированные по географическому и хронологическому принципам, относятся преимущественно к периоду массового обновления храмовых интерьеров второй половины XIX — начала XX в. Провинциальная Вятка ориентировалась на убранство храмов столиц, транслируя идеи либо отдельные сюжеты Исаакиевского и Казанского соборов Санкт-Петербурга, храма Христа Спасителя Москвы, Владимирского собора Киева. Церковное творчество их знаменитого земляка В. М. Васнецова стало образцом для многих вятских художников монументалистов. Стилистически пестрая картина монументальной росписи местных алтарей объясняется поздней (с XVIII в.) организацией епархии, поздним началом строительства и перестройками каменных храмов, совпавшими с эпохой историзма и архитектурной эклектики, выполнением работ местными и приезжими художниками. Финансово состоятельные приходы заключали подряды с мастерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Серпухова, Великого Устюга, Вологды, Палеха, Mстеры и Больших Солей, что направляло церковное искусство Вятки в русло живописной европейской культуры Нового времени, поддерживаемой Синодальной церковью. Оформление алтарей рассматриваемого периода традиционно для канона православного храма, но, тем не менее, достаточно подвижно в плане содержания и стиля — укоренение национально-религиозной стилевой тенденции, с одной стороны, и самобытные, «вятские», варианты духовных образов, новые художественные гармонии, возникающие из синтеза иконных принципов и реалистической трактовки формы — с другой.

Пройдя этап накопления материала и его анализа, закрыв «белое пятно» на карте отечественного искусствознания, предстоит перейти к сравнительному изучению искусства регионов. Настоящая статья, являющаяся результатом долгосрочного проекта по выявлению и введению в научный оборот памятников архитектуры и монументального искусства Вятской земли расширяет наше представление о региональной специфике отечественного церковного искусства XIX — начала XX в.

                                    Литература

Андреева Е. А. Архитектор Иван Чарушин. Ижевск: Гарант-Принт: Иж. респ. тип., 2007.

Бакушинский А. В. Искусство Палеха. М.; Л.: Academia, 1934.

Басова М. В. В. М. Васнецов и его последователи: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство конца XIX — XX века из собрания ГМИР: каталог. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2013.

 Голынец Г. В., Голынец С. В. Русские стили в истории русского искусства // Суриковские чтения: науч.-практ. конф. 2013 / [ред. Т. А. Резвых]. Красноярск: Поликор, 2015. С. 109–124.

 Голынец С. В. К вопросу о «русских стилях» в истории русского искусства // Династия Шервудов в истории и культуре России / [авт.-сост.: Е. А. Лукьянов, Ю. Р. Савельев]. М.: Фонд «Связь эпох»: Кучково поле Музеон, 2017. С. 151–165.

Гусакова В. О. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX — начала XX века. СПб.: Аврора, 2008. Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. Л.: Художник РСФСР, 1968.

 Kaптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала XVIII в. Проблема региональных школ. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. Кривошеина Н. В. Святой Преподобный Трифон Вятский Чудотворец в иконографии XVII– XX веков. Киров: Полекс, 2006.

Максимова Г. Иконописание: столичная мода в провинции // Мир музея. 2003. № 1. С. 31–35.

Мохова Г. А. Вятские иконописцы / ред. Л. С. Двинянинова; Киров. обл. худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых. Киров: Киров. обл. тип., 2001. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области: материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. Вып. 4: Верхнекамский и Даровской районы / Е. Л. Скопин, Н. В. Кривошеина. Киров: Киров. обл. тип., 2010.

 Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Киров ской области: материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. Вып. 5: Верхошижемский район / Е. Л. Скопин, Н. В. Кривошеина. Киров: Киров. обл. тип., 2011.

Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Киров ской области: материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. Вып. 6: Город Вятские Поляны, Вятскополянский район / Е. Л. Скопин, Н. В. Кривошеина. Киров: Киров. обл. тип., 2015.

Парилов Л. И. Краткая история церковной живописи и иконописи и прейскурант Льва Ивановича Парилова. Уфа: Губ. тип, 1901.

Cкопин Е. Л. Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области. Вып. 3: Белохолуницкий и Богородский районы. Киров: Киров. обл. тип., 2007.

Скопин Е. Л. Собор Михаила Архангела в Ижевске. История строительства и восс тановления. Киров: Киров. обл. тип., 2013.

Щеболева Е. Г. Исследование и подготовка материалов к своду памятников архитектуры и монументального искусства России: опыт описания и информационного наполнения. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2015.

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/86077/1/iurg-2020-198-19.pdf

Настенная живопись Успенского собора Трифонова монастыря.
К проблеме истории и иконографии житийного цикла преподобного Трифона Вятского в свете последних исследований

К сложившейся иконописной традиции образа преподобного Трифона Вятского XVII–XVIII вв. XIX в. добавляет весьма специфический в иконографическом смысле образец культовой живописи – стенопись Успенского собора Трифонова монастыря г. Вятки. Пятиглавый четырёхстолпный Успенский собор – главный композиционный центр Вятского архитектурного монастырского комплекса. По назначению это храм-памятник, возведённый над мощами преподобного Трифона Вятского. Просторный интерьер храма украшен настенной живописью, состоящей из тринадцати клейм. Стенопись, расположенная в два яруса, по содержанию представляет жизнеописание преподобного. Исследование содержательной части декоративного убранства Успенского собора – важная составляющая вопроса сложения иконографии Трифона Вятского.

За более чем столетний период существования живопись собора трижды привлекала к себе внимание исследователей, ракурс научных интересов которых раскрывает вопросы истории её создания и проблему стиля1. Иконографическое содержание стенописи собора оставалось за пределами интересов специалистов, что было обусловлено отношением к данному материалу как к историческому фону, на котором существует и развивается художественная жизнь.

Иконография преподобного Трифона Вятского в стенописи Успенского собора Трифонова монастыря представлялась нам интересным материалом, и данный вопрос был поставлен впервые ещё в 1993 г.2 В настоящее время в связи с возросшим интересом к церковному искусству и иконографии русских святых в рамках иконографии Трифона Вятского он стал насущным. Целенаправленная работа по решению поставленной задачи осуществлялась поэтапно: проведение специальных фото- и видеосъемок, сбор информации предварительного характера, поиски иконографических аналогов, проверочные исследования, анализ полученных данных.

Вопрос истории создания стенописи собора достаточно освещён3. Однако результаты поездки в с. Палех Ивановской области4, сотрудничество с потомственными иконописцами Париловыми, помощь и консультация сотрудников Государственного музея Палехского искусства5 помогли данный предмет дополнить фактическим материалом.

Париловы – одна из известных палехских династий изографов-иконописцев, владельцев собственных иконописных мастерских, на сегодняшний день представлена 9-ю поколениями: из 37 художников 33 – иконописцы6. За период с 1861 г. иконописцы и художники Париловы писали иконы, расписывали храмы во многих уголках России, оформляли театральные постановки, иллюстрировали книги, писали книги сами. Так, например, Лев Иванович Парилов написал книгу «Краткая история церковной живописи и иконописи»7. В числе наследственных черт Париловых – жизненная адаптированность и предприимчивость; показателем может послужить такой пример: в с. Палех Ивановской области на главной улице сохранились семь домов (в основном каменных), принадлежавших ранее Париловым, из них дом за номером 46 – дом Льва Ивановича Парилова.

Потомственные иконописцы Вадим и Ольга Париловы, проживающие сегодня в с. Палех, являются активными собирателями и хранителями семейного архива и художественного наследия династии. Особо интересным представляется собирательный семейный портрет из домашней коллекции художников: живописное полотно 1939 г. «Колхозный ипподром», написанное «в духе времени». Произведение достойно отдельного самостоятельного исследования. На нём изображены Париловы, Сафоновы, Бакановы и другие знаменитые палешане. Автор семейной исторической реликвии – Николай Михайлович Парилов8. Его автопортрет на полотне – слева от трибуны (в кепке), далее – его отец Лев Иванович Парилов с внешностью Льва Толстого, которую он культивировал и на которого был действительно похож, а следующая фигура – Павел Львович Парилов9. В истории создания стенописи личность Павла Парилова особо значима: известно, что именно он – сын Льва Парилова – был главным руководителем и исполнителем работ в вятском храме в отсутствии отца, который после заключения договора и утверждения эскизов бывал в Вятке лишь наездами10. Интерес к личности Павла возникает невольно, когда узнаешь, что на момент создания живописного убранства вятского храма этому талантливому иконописцу-личнику было всего лишь пятнадцать лет.

Палешане работали в Вятке чуть больше года. Артель была профессиональной, каждый из художников специализировался на определенных видах работ. В составе артели из 20 мастеров были «личники» – Павел Парилов и Александр Егорович Балденков11, декоративное убранство храма выполнено Александром Ивановичем Мокиным12. Павел Парилов в свои пятнадцать лет внутри мастерской был универсалом, знал всю последовательность и детали процесса, имел квалификацию мастера. Ранний профессионализм палешан-иконописцев, их образованность, любовь к книгам, наличие домашних библиотек, архивов, накопление не только ремесленного опыта, но и интеллектуальной собственности, подтверждает заведующая дореволюционным отделом Государственного музея Палехского искусства О.А. Колесова: к 14 годам ученик писал «выходную» квалификационную икону. Такая икона хранится в семье Париловых.

Представляют профессиональный интерес воспоминания Павла Парилова: «На 9 году от рождения я, окончив обучение в сельской школе с похвальным листом, был отведен в мастерскую Сафонова для обучения иконописному искусству на шесть лет бесплатно как за учебу, так и за исполненные учеником работы. При поступлении определялось: на платьечника обучаться или на личника. Для меня выбрали последнее... Достигать квалификации предоставлялось самому ученику, хозяева не были заинтересованы в том, чтобы молодые мастера были универсальны, – тогда они знали бы себе цену и им соответственно пришлось бы платить... Мой отец был мастером Сафонова. Летние сезоны он работал в отъездах по росписи храмов, а зимой в мастерской и дома на сдельщине. Как мастер из числа лучших, он определялся хозяевами на ответственные работы и снабжался соответствующими рекомендациями... Отец быстро потерял остроту зрения, и это резко отразилось на его работе. Это было тяжелое для отца время. Неприязнь к отцу позднее выразилась в пристрастном отношении ко мне. На пятом и шестом годах обучения я уже считался неплохим личником. Но мне говорили, что отец испортил меня, и нередко возвращали мне для исправления хорошие мои работы... Надежда в исполнении собственных подрядов возникла у отца при получении первого документа-свидетельства о квалификации художника реставратора»13. Это был 1891 г. Вероятно, Лев Иванович Парилов обладал не только художественным талантом, но и прекрасными организаторскими способностями: в 1895 г. он приехал в Вятку с собственной артелью и предоставил 13 почётных отзывов о проделанной реставрационной работе в различных храмах Иркутской, Томской, Екатеринбургской, Пермской, Вологодской, Казанской, Киевской и других губерний14. Двое сыновей – Василий и Павел – уже готовились перенять дело отца, однако обстоятельства сложились так, что, проработав ещё некоторое время в мастерской отца, Павел был вынужден уйти из семьи.

Литература

1. Мартынова Н.П. Историческая справка по настенной живописи алтаря Успенского собора Трифонова монастыря. К реставрации 1991 г. Художник Лев Парилов // Кировский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых: Материалы и исслед. (1994–1997).— Киров, 2000. С. 144–155; Сверчкова О.Н. Стилистические особенности палехской росписи в Успенском соборе Трифонова монастыря // Там же. С. 155–161; Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря.— Киров, 1989. С. 15.
2. Кривошеина Н.В. УрГУ, дипломный проект, 1993 г.
З. Мартынова Н.П. Указ. соч.; Сверчкова О.Н. Указ. соч.; Берова И.В. Указ. соч.
4. Н.В. Кривошеина. Экспедиция в с. Палех Ивановской обл., февраль 2002 г.
5. Консультации заведующей дореволюционным отделом Государственного музея палехского искусства О. А. Колесовой.
6. Личный архив Вадима и Ольги Париловых – потомственных иконописцев, проживающих в с. Палех Ивановской обл.
7. Мартынова Н.П. Указ. соч.
8. Парилов Н.М. (1891–1962), заслуженный деятель искусств РСФСР, с 1926 г. член палехской «Артели древней живописи». В 1943–1953 гг. преподавал в Палехском художественном училище.
9. Павел Львович Парилов (1880–1956).
10. Мартынова Н.П. Указ. соч.; Сверчкова О.Н. Указ. соч.
11. Шатров М. Палешане на Вятке // Киров. правда. 1936. 20 дек.; Вихрев Е.Ф. Палешане.— М., 1934. С. 300.
12. Из письма В. и О. Париловых от 5 апреля 2002 г.: «У каждой из иконописных мастерских Париловых был свой стиль внешнего оформления фресок, но все использовали «писаную» объёмную лепнину и писаные объемные «лепные» багеты. Объединяет все эти мастерские и использование сложных «лепных» виньеток вокруг надписей. Стиль «лепнины» в большинстве случаев диктовался стилем резьбы иконостаса храма. В оформлении стен вашего храма палешане применили и травный орнамент, выполненный объемно».
13. Вихрев Е.Ф. Указ. соч. С. 285–311. Автобиография была опубликована, в годы репрессий изъята.
14. Мартынова Н.П. Указ. соч.
15. Личный архив В. и О. Париловых; составлено заведующей дореволюционным отделом Государственного музея палехского искусства О. А. Колесовой.
16. Вихрев Е.Ф. Указ. соч.
17. Н.В. Кривошеина. Экспедиции 1999–2003 гг.
18. Комеч А.И. Русские монастыри.— М., 2001. С. 124.
19. Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера.— Горький, 1988. С. 155.
20. Н.В. Кривошеина. Экспедиция – август 2003 г.
21. Говорова А.Н. Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь – малый монастырь Русского Севера: Комплексное исслед. // http://volomy.fromru.com/index.htm.
22. Осокин И.М. Исторический очерк почитания Преподобного Трифона Вятского Чудотворца // Тр. ВУАК. 1912. Вып. 1–11, отд. 3. С. 39.
23. Житие преподобного отца нашего Трифона, Вятского Чудотворца / Публ. П. Шестакова.— Казань, 1868.
24. Берова И. В. Указ. соч. С. 23.
25. Консультации О.А. Колесовой, В. и О. Париловых.
26. Панахранта – Всемилостивая (греч.). Наиболее известные иконы подобного извода: Державная, Кипрская, Псковско-Покровская и Печерская. См.: Этингоф О.Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–ХШ вв.— М., 2000. С. 139.
27. Некрасова М.А. Палехская миниатюра.— Л., 1983. С. 234.
28. Н.В. Кривошеина. Экспедиция в с. Палех Ивановской обл., февраль 2002 г.
29. Бакушинский А.В. Искусство Палеха.— М.; Л., 1934. С. 56–86.

http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka7_

Начало творческой жизни


Глава семьи, Михаил Васильевич Васнецов, был священником в Вятской губернии, и с детских лет увлекался рисованием. В доме его матери, бабушки Виктора Васнецова Ольги Александровны, как вспоминал позже художник, все стены были заняты картинами, автором которых была она сама. Род Васнецовых вообще был всегда близок творчеству – его представители участвовали в росписи храмов, проектировании церковных оград и оформлении иконостасов.

 

Виктор - второй сын Михаила Васильевича Васнецова

Любовь к искусству проявилась в той или иной степени у всех братьев – Николая, Виктора, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра. Начальное образование всем шестерым дал сам Михаил Васильевич.
Став старше, Виктор Васнецов стал брать уроки рисования неподалеку от дома, а затем и вовсе уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств. Там он познакомился со многими именитыми мастерами, в том числе Крамским, Репиным, Нестеровым, вошел в знаменитый мамонтовский кружок – творческое сообщество, возникшее вокруг мецената Саввы Мамонтова и его усадьбы в Абрамцево.

Аполлинарий Михайлович, младший брат Виктора, брал в детстве уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, работавшего в сфере романтизма, но академическое образование так и не получил, несмотря на учебу в Санкт-Петербурге у таких живописцев, как И. Репин и В. Поленов. В историю отечественного искусства Аполлинарий Васнецов вошел благодаря изображениям старой Москвы – не просто высокохудожественным, но и созданным с безупречной исторической точностью.

 

А. Васнецов. Оборона Москвы от хана Тохтамыша

 

Другим главным делом его жизни было создание декораций к театральным постановкам – в том числе операм «Жизнь за царя», «Хованщина», «Снегурочка», «Садко». К абрамцевскому кружку Аполлинарий имел самое непосредственное отношение, постоянно поддерживая общение с его представителями. Особенным событием в жизни Абрамцево стало создание столярной мастерской.

 

Представители абрамцевского кружка

 

Дом-музей Виктора Васнецова

 

К интерьеру своего дома художник относился с особым вниманием – достаточно упомянуть огромную наполненную светом мастерскую на втором этаже, куда вела винтовая деревянная лестница, а на стене висели доспехи – чтобы изображать на полотнах богатырей. Вся обстановка в доме Васнецова была придумана или создана им самим. Стулья и кресла по эскизам Виктора изготавливал его младший брат Аркадий, великолепный резчик по дереву, по профессии – народный учитель.

 

В доме В. Васнецова

 

В абрамцевских мастерских были изготовлены и большой дубовый стол, и кресла у стола, и скамеечка, и малый буфет «с совами».

 

 

 

Буфет в доме В.Васнецова. Создан братом художника, Аркадием

 

В столовой же разместился буфет, изготовленный Аркадием по проекту Виктора – буфет, получивший имя «самобранка». Казалось, что кушанья в нем появляются сами собой – все дело в том, в задней стенке буфета, обращенной в кухню, была сделана дверца, и по хлопку хозяина дома – как в сказке – кухарка ставила внутрь блюда.
Сказочной в доме Васнецова стала и печь – тоже в виде теремка, изразцы для которой были изготовлены в Абрамцево Врубелем.

 

Печь в доме В.Васнецова

 

Атмосфера дома Васнецова, который сложно назвать музеем – настолько сохранилась в нем живая, жилая обстановка, пронизана одновременно и духом старины, и индивидуальностью художников, творивших для дома или посещавших его.

Гостиная дома-музея В.Васнецова

То же с квартирой Аполлинария – мебель в стиле старинной Москвы не выглядит нарочито или старомодно, а увлекает в мир сказок и искусства, в области которого братья Васнецовы были не просто талантливыми художниками, но и великими тружениками.

 

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым на Вятке

 

Предметы мебели - бесценные свидетели эпох и исторических событий - и каждый из них может поведать удивительную историю своего возникновения, будь то простая лавка или роскошный французский секретер.

https://kulturologia.ru/blogs/071118/41200/

Живя в Москве, В. М. и А. М. Васнецовы не забывали о Вятском крае, поддерживали тесную связь с малой родиной. На Вятке жили и трудились их братья Николай, Аркадий, Александр.
Виктор Васнецов был Почётным гражданином города Вятки.
В 1910 году в Вятке открылся художественно-исторический музей, инициаторами создания которого выступили Виктор и Апполлинарий Васнецовы.

В гости к братьям Васнецовым. "Там русский дух, там Русью пахнет"

 

Что вы знаете про Васнецова? Я так почти ничего,а что знаю, то периодически упускаю из памяти... Сомневаетесь? Зря! Для меня ассоциативно всплывают картины

 


Вроде целый список,а на деле - шиш!
Оказывается братьев было 6(!!!). Всё картины,что я перечислила, были написаны Виктором. Не менееизвестным является и его младший брат, Аполлинарий.
В Москве есть два музея, посвященных Васнецовым - музей-квартира Аполлинария Васнецова

В семье священника Михаила Васильевича Васнецова было шестеро сыновей. Николай (1845 г.р.), Виктор (1848), Пётр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858), Александр (1860). Старший Николай и младшенький Александр всю жизнь посвятили учительскому труду. Пётр Михайлович стал простым русским агрономом. Аркадий – 20 лет проработал членом Вятской Городской Управы, являлся гласным Городской Думы по списку партии Народная Свобода. Виктор и Аполлинарий – получили мировую известность.
Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов, по окончании Вятской духовной семинарии был рукоположен в священники Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда, куда прибыл с женой Аполлинарией Ивановной происходящей из священнического рода Кибардиных.
Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования.Талант к рисованию передавался от дедов и прадедов Михаила Васильевича.

 

"В доме матери о.Михаила Ольги Александровны Васнецовой, урождённой Вечтомовой, все стены были завешаны её картинами. Позднее Виктор Михайлович вспоминал: "...Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил “на поклон”, чуть только приедем из семинарии... все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки".

Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником и всегда стеснялся, показывая свои рисунки.

Умер он в 1870 году в возрасте 47 лет. Четырьмя годами ранее ушла из жизни его жена, Аполлинария Ивановна. Шестеро детей остались сиротами.

Аполлинарий Васнецов родился 7 августа (25 июля по старому стилю) 1856 в селе Рябово Вятского уезда. Рисовать он начал рано, причем везде, поэтому когда у юного дарования отняли мел, дабы он не портил стены, Аполлинарий начал рисовать мылом. Видя такую склонность к рисованию, отец будущего художника стал привозить из Вятки бумагу и карандаши.

Настоящего художественного образования он не получил. Старший брат заметил талант Аполлинария и, чтобы поддержать и развить его, устроил его в мастерскую к живописцу Михаилу Францевичу (Эльвиро) Андриолли. По окончании в 1872 году семинарии Виктор забрал брата к себе в Санкт-Петербург. До 1875 г. Аполлинарий продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и Шишкина. Уже позже он часто бывает в мастерской И.Репина и даже позирует ему. Увеличив фото, можно сразу его найти.


Заветной мечтой Аполлинария было поступление в Петербургскую Академию художеств.

"Параллельно я готовился для поступления во 2-й класс реального училища. Это было необходимо, во-первых, для пополнения моих скудных знаний и для диплома, сокращающего военную службу до двух лет, наконец, если бы я пожелал поступить в ученики Академии художеств и воспользоваться всеми ее правами, требовался диплом среднего учебного заведения. Но в дальнейшем план был изменен, и я стал готовиться для сдачи экзамена за весь курс реальных училищ"

1875 году А.Васнецов приехал в Вятку, надеясь оттуда отправиться в Казань и там сдать экзамены в реальное училище Но и этим планам не суждено было сбыться: Аполлинарий сошелся со студентами Сельскохозяйственного земского училища, увлекавшимися идеями народничества. Живопись была заброшена, попытки Виктора отговорить младшего брата не увенчались успехом. Под влиянием новых знакомых он решил отказаться от искусства и посвятить себя общественной деятельности. Для этих целей он в 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя и около года преподавал в школе села Быстрица Орловского уезда. Но разочаровавшись в народничестве и подорвав здоровье, в 1878 году он вместе с женой окончательно переехал в Москву. поселившись у брата.
В юности Аполлинарий увлекался геологией, коллекционировал горные породы, ракообразных моллюсков, морские лилии, кораллы.

Одно время даже думал поступить в геологический институт. Его коллекцию окаменелостей и отпечатков приобрёл для Петербургского университета профессор Брант. В московском обществе любителей астрономии Аполлинарий Михайлович выступал с докладами об определении положения звёзд, о солнечных и лунных затмениях. Он часто встречался с известными учёными, дружил с академиком К. А. Тимирязевым, социологом и философом В. Н. Танеевым, историками Д. Н. Анучиным и В. О. Ключевским, архитектором К. М. Быковским.

В 1882 году Виктор знакомит его с С.И.Мамонтовым, так Аполлинарий вошел в "мамонтовский кружок" в Абрамцево.

К 1900г. Аполлинарий Васнецов приобрел широкую известность и был весьма успешным: 10 его произведений приобрел Павел Третьяков, а в феврале 1900 года Академия художеств удостоила живописца звания академика. Он много путешествовал, так появляются работы с видами Сибири, Крыма, Киева, Кавказа, а в 1895 году он отправляется сначала во Францию, а оттуда в Италию.

На выставке Союза русских художников

 

Вернувшись в Россию, Аполлинарий по поручению С. И. Мамонтова, выполняет эскизы декораций к опере М. П. Мусоргского «Хованщина».

 

Стремясь максимально достоверно передать жизнь Москвы XVII века, он изучал огромное количество материалов по истории, быту и искусству Древней Руси. Именно с этого момента он серьёзно увлекается темой древней Москвы.

За заслуги в области исторической композиции живописец в 1901 году был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. В этом же году Васнецова пригласили на должность руководителя пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которую он занимал вплоть до 1918 года.

Во второй половине 1920-х – начале 1930-х Аполлинарий Михайлович активно занимался общественной и научной деятельностью, преподавал (академическое рисование) в Техникуме кустарной промышленности (до 1930). В 1927 году Васнецов вступил в Общество художников-реалистов (ОХР), принимал участие в организовываемых им выставках. А в 1929 году году живописец был принят в члены Союза советских писателей.
Музей-квартира Аполлинария Васнецова
Квартира, являющаяся отделом Государственной Третьяковской галереи, находится в Фурманном переулке. В 1903(1904) году художник с женой и маленьким сыном въехал в большую пятикомнатную квартиру в только что отстроенном доходном доме, который был совсем рядом с Московским Училищем живописи, ваяния и зодчества, где Аполлинарий Михайлович возглавлял пейзажный класс. В этой квартире художник прожил 30 лет. Правда в 1924 году ее "уплотнили" и она стала коммуналкой. Художнику оставили только три комнаты.

 

Гостиная


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.