Художник Михал Андриолли два брата Васнецовы и один храм — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Художник Михал Андриолли два брата Васнецовы и один храм

2022-10-05 41
Художник Михал Андриолли два брата Васнецовы и один храм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Расскажу о городке в российской глубинке, что расположен в междуречье Вятки, Пижмы, Немды и речки-ручья Кукарки, про которую в народе говорят, что летом она воробью по колено. Богатство и уникальность слободы Кукарки (ныне города Советска) на этом не заканчиваются. Повествование моё о замечательных людях двух эпох и свидетеле их историй — Успенском храме.

Одним из самых необычных персонажей среди большого количества вятских ссыльных был художник Эльвиро (Михал) Францевич Андриолли (1836–1893). Польский революционер и блистательный художник оставил глубокий след в истории и культуре нашего края. Михал Андриолли родился в 1836 году в г. Вильно в семье итальянского иммигранта Франческо Андриолли (1794–1861). Отец служил в армии Наполеона Бонапарта, а попав в плен к русским, поселился в Вильно. Живописец, резчик и ваятель, он работал скульптором, реставрировал скульптуры городского кафедрального собора. Михал Андриолли в 1855 году отправился в Москву изучать медицину, а потом против воли своего отца поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1858 г. он продолжил обучение в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, а по окончании её в 1861 г. отправился в Рим, где занимался живописью в Академии Сан-Лука. По возвращении в Польшу в 1863 г. Андриолли принял участие в Варшавском восстании против России, был арестован, но бежал из тюрьмы и уехал в Лондон, а затем в Париж. Как эмиссар Комитета польской эмиграции он вернулся в управлявшуюся Россией часть Польши, но был вновь арестован и сослан в Вятку.

Андриолли находился в вятской ссылке с 1868 по 1871 г. и жил в доме Новиковой (ныне дом 85 по улице Володарского). Находясь в вятской ссылке, впал в небольшую апатию. Такой процесс был свойственен всем ссыльным в той или иной мере. Однако очень скоро хандра прошла, художник приходит в себя и начинает действовать энергично и активно. В период ссылки он очень напряженно работал: написал несколько портретов, в том числе владыки Аполлоса, купцов и знатных вятчан, гравировал свои рисунки, смастерил парусную лодку и давал частные уроки рисования.

Дружеские отношения связывали Андриолли со знаменитой семьей Васнецовых. При работах по росписи Кафедрального собора по указанию архиерея в помощь Андриолли был направлен семинарист богословского факультета Виктор Васнецов, известный товарищам и преподавателям своим увлечением рисованием. Позже сам Виктор Михайлович вспоминал: «Андриолли, просмотрев принесённые мною рисунки, пригласил помогать ему в работе. У нас вскоре установились дружеские отношения. Однажды Андриолли сказал мне: «Зачем вы готовите себя к священническому сану? Священников и без вас много, а с художественным дарованием людей значительно меньше. Бросайте семинарские занятия и отправляйтесь в Академию художеств в Петербурге. Там вы научитесь всему, что нужно знать художнику». Виктор Васнецов некоторое время колебался, его смущало отсутствие денег, к тому же неясно было, как отнесется к этому отец. Однако возражений со стороны отца не встретилось, благословил на новый жизненный путь и ректор семинарии, сказавший, что народу нужны и художники. Средства на дорогу в Петербург дала лотерея, в которой разыгрывались васнецовские картины «Молочница» и «Жница».

Одновременно ссыльный художник знакомится с младшим братом Виктора — Аполлинарием Васнецовым и начинает давать ему частные уроки. Андриолли увидел в А.М. Васнецове очень большой потенциал, начал убеждать посвятить свою жизнь искусству. Сам Андриолли рисовал «смело и отчетливо» и от своего ученика постоянно требовал, чтобы рисунок был «чернее и ярче». Со свойственным Андриолли энтузиазмом он принимал деятельное участие в судьбе будущего художника, хлопотал о посылке Аполлинария Васнецова в Петербург для обучения живописи на пожертвования духовных лиц или губернатора, советуя ему бросить учение в духовном училище. Однако поездка за счет благотворителей не состоялась. Тем не менее именно Андриолли «заразил» Васнецова любовью к живописи и верой в собственные силы. Дом польского художника стал местом первых художнических опытов будущего мастера.

По воспоминаниям современников, Андриолли был постоянно чем-нибудь занят. В этот же период вятской ссылки он за 700 рублей серебром по предложению кукарских купцов Носова и Кошкина расписал храм в слободе Кукарке. Середина XIX века была временем расцвета древней торговой слободы Кукарки, купечество которой разбогатело на торговле хлебом, лесных промыслах, камнеразработках. В центре слободы было построено несколько больших церквей, в одну из которых в 1869–1870 гг. и писал иконы ученик Карла Брюллова, известный впоследствии польский художник Андриолли (сейчас иконы хранятся в Советском краеведческом музее).

По окончании ссылки Андриолли уехал на родину, но вскоре вновь добровольно приехал на Вятку, чтобы заработать. Художник получил подряд на работы в Слободском Крестовоздвиженском мужском монастыре, выполняя большой заказ епископа Аполлоса для иконостаса Крестовоздвиженской церкви этого монастыря. Архивные источники свидетельствуют о 53 иконах, написанных Андриолли на дереве. То есть старый иконостас был полностью заменен на его работы.

После ссылки Андриолли жил в Варшаве. Создал многочисленные рисунки к сочинениям польских писателей. В СССР Андриолли был известен главным образом как иллюстратор приключенческой литературы.

Именно в Вятке Андриолли окончательно сформировался как иллюстратор, портретист и пейзажист. Художник не по своей воле оказался в нашем крае, но полюбил его всем сердцем и вспоминал всегда с теплотой.

http://www.nv43.ru/news/2021-11-12-1725


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.