Абрамцево и его влияние на творчество Васнецовых — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Абрамцево и его влияние на творчество Васнецовых

2022-10-05 47
Абрамцево и его влияние на творчество Васнецовых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В конце XIX века интерес к народной культуре заметно возрос, и состоявшаяся в 1882 году Всероссийская художественно-промышленная выставка вдохновила многих художников обратиться к тематике прикладного искусства. Другой известный меценат, Сергей Тимофеевич Морозов, из династии купцов Морозовых, приобрел в собственность выставленные на выставке экспонаты и через несколько лет открыл Музей кустарных изделий, в котором помимо прочего экспонировались предметы, созданные мебельных дел мастерами.

 

Буфет из собрания Музея кустарных изделий, сейчас - Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. Создан по эскизу Аполлинария Васнецова

 

Члены абрамцевского кружка, и в первую очередь сестра Василия Поленова Елена, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Елизавета Григорьевна Мамонтова, приняли самое живое участие в поиске образцов народного творчества и создании собственных эскизов для кресел, полок, буфетов, комодов и других деревянных предметов мебели, которая не только попадала на обозрение посетителей музея, но и служила в первую очередь удобству и украшению интерьера в домах самих художников.

 

Фрагмент интерьера дома Виктора Васнецова

 

За десять лет функционирования в Абрамцево столярной мастерской в ней было создано более ста изделий, в том числе и за авторством братьев Васнецовых. Здесь же Аполлинарий создавал проекты для интерьера своей квартиры.

 

Дубовый буфет по эскизу А. Васнецова

 

Дубовый буфет, с фронтоном, украшенным резными яблоками, с засовами «под старину», напоминает русский теремок. А другой, тоже авторства Аполлинария, как будто возвращает в далекое прошлое – его дверцы оформлены как слюдяные окошки, а элементы резьбы содержат изображения петушков, винограда, фигурки волшебных птиц Алконост и Сирин.

 

Музей-квартира А. Васнецова

 

Эти предметы мебели и сейчас украшают квартиру художника – в ней разместился музей, где собраны его работы и предметы интерьера, которые Аполлинарий не только создавал сам, но и отыскивал на знаменитом Сухаревском рынке, расположенном неподалеку. Одним из таких приобретений стал сундук-подголовник – ларец, который брали в дорогу и клали под голову на ночь.

Работы мастеров абрамцевской мастерской, а также мастерской Кустарного музея в Сергиевом Посаде, где для изделий часто использовались эскизы художников – воплощение неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве, и самым, возможно, законченным его выражением стало обустройство дома Виктора Васнецова, оформленного в виде сказочного русского теремка.

 

Дом-музей В. Васнецова

 

Дом-музей Виктора Васнецова

 

К интерьеру своего дома художник относился с особым вниманием – достаточно упомянуть огромную наполненную светом мастерскую на втором этаже, куда вела винтовая деревянная лестница, а на стене висели доспехи – чтобы изображать на полотнах богатырей. Вся обстановка в доме Васнецова была придумана или создана им самим. Стулья и кресла по эскизам Виктора изготавливал его младший брат Аркадий, великолепный резчик по дереву, по профессии – народный учитель.

 

В доме В. Васнецова

 

В абрамцевских мастерских были изготовлены и большой дубовый стол, и кресла у стола, и скамеечка, и малый буфет «с совами».

 

 

 

Буфет в доме В.Васнецова. Создан братом художника, Аркадием

 

В столовой же разместился буфет, изготовленный Аркадием по проекту Виктора – буфет, получивший имя «самобранка». Казалось, что кушанья в нем появляются сами собой – все дело в том, в задней стенке буфета, обращенной в кухню, была сделана дверца, и по хлопку хозяина дома – как в сказке – кухарка ставила внутрь блюда.
Сказочной в доме Васнецова стала и печь – тоже в виде теремка, изразцы для которой были изготовлены в Абрамцево Врубелем.

 

Печь в доме В.Васнецова

 

Атмосфера дома Васнецова, который сложно назвать музеем – настолько сохранилась в нем живая, жилая обстановка, пронизана одновременно и духом старины, и индивидуальностью художников, творивших для дома или посещавших его.

Гостиная дома-музея В.Васнецова

То же с квартирой Аполлинария – мебель в стиле старинной Москвы не выглядит нарочито или старомодно, а увлекает в мир сказок и искусства, в области которого братья Васнецовы были не просто талантливыми художниками, но и великими тружениками.

 

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым на Вятке

 

Предметы мебели - бесценные свидетели эпох и исторических событий - и каждый из них может поведать удивительную историю своего возникновения, будь то простая лавка или роскошный французский секретер.

https://kulturologia.ru/blogs/071118/41200/

Живя в Москве, В. М. и А. М. Васнецовы не забывали о Вятском крае, поддерживали тесную связь с малой родиной. На Вятке жили и трудились их братья Николай, Аркадий, Александр.
Виктор Васнецов был Почётным гражданином города Вятки.
В 1910 году в Вятке открылся художественно-исторический музей, инициаторами создания которого выступили Виктор и Апполлинарий Васнецовы.

В гости к братьям Васнецовым. "Там русский дух, там Русью пахнет"

 

Что вы знаете про Васнецова? Я так почти ничего,а что знаю, то периодически упускаю из памяти... Сомневаетесь? Зря! Для меня ассоциативно всплывают картины

 


Вроде целый список,а на деле - шиш!
Оказывается братьев было 6(!!!). Всё картины,что я перечислила, были написаны Виктором. Не менееизвестным является и его младший брат, Аполлинарий.
В Москве есть два музея, посвященных Васнецовым - музей-квартира Аполлинария Васнецова

В семье священника Михаила Васильевича Васнецова было шестеро сыновей. Николай (1845 г.р.), Виктор (1848), Пётр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858), Александр (1860). Старший Николай и младшенький Александр всю жизнь посвятили учительскому труду. Пётр Михайлович стал простым русским агрономом. Аркадий – 20 лет проработал членом Вятской Городской Управы, являлся гласным Городской Думы по списку партии Народная Свобода. Виктор и Аполлинарий – получили мировую известность.
Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов, по окончании Вятской духовной семинарии был рукоположен в священники Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда, куда прибыл с женой Аполлинарией Ивановной происходящей из священнического рода Кибардиных.
Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования.Талант к рисованию передавался от дедов и прадедов Михаила Васильевича.

 

"В доме матери о.Михаила Ольги Александровны Васнецовой, урождённой Вечтомовой, все стены были завешаны её картинами. Позднее Виктор Михайлович вспоминал: "...Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил “на поклон”, чуть только приедем из семинарии... все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки".

Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником и всегда стеснялся, показывая свои рисунки.

Умер он в 1870 году в возрасте 47 лет. Четырьмя годами ранее ушла из жизни его жена, Аполлинария Ивановна. Шестеро детей остались сиротами.

Аполлинарий Васнецов родился 7 августа (25 июля по старому стилю) 1856 в селе Рябово Вятского уезда. Рисовать он начал рано, причем везде, поэтому когда у юного дарования отняли мел, дабы он не портил стены, Аполлинарий начал рисовать мылом. Видя такую склонность к рисованию, отец будущего художника стал привозить из Вятки бумагу и карандаши.

Настоящего художественного образования он не получил. Старший брат заметил талант Аполлинария и, чтобы поддержать и развить его, устроил его в мастерскую к живописцу Михаилу Францевичу (Эльвиро) Андриолли. По окончании в 1872 году семинарии Виктор забрал брата к себе в Санкт-Петербург. До 1875 г. Аполлинарий продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и Шишкина. Уже позже он часто бывает в мастерской И.Репина и даже позирует ему. Увеличив фото, можно сразу его найти.


Заветной мечтой Аполлинария было поступление в Петербургскую Академию художеств.

"Параллельно я готовился для поступления во 2-й класс реального училища. Это было необходимо, во-первых, для пополнения моих скудных знаний и для диплома, сокращающего военную службу до двух лет, наконец, если бы я пожелал поступить в ученики Академии художеств и воспользоваться всеми ее правами, требовался диплом среднего учебного заведения. Но в дальнейшем план был изменен, и я стал готовиться для сдачи экзамена за весь курс реальных училищ"

1875 году А.Васнецов приехал в Вятку, надеясь оттуда отправиться в Казань и там сдать экзамены в реальное училище Но и этим планам не суждено было сбыться: Аполлинарий сошелся со студентами Сельскохозяйственного земского училища, увлекавшимися идеями народничества. Живопись была заброшена, попытки Виктора отговорить младшего брата не увенчались успехом. Под влиянием новых знакомых он решил отказаться от искусства и посвятить себя общественной деятельности. Для этих целей он в 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя и около года преподавал в школе села Быстрица Орловского уезда. Но разочаровавшись в народничестве и подорвав здоровье, в 1878 году он вместе с женой окончательно переехал в Москву. поселившись у брата.
В юности Аполлинарий увлекался геологией, коллекционировал горные породы, ракообразных моллюсков, морские лилии, кораллы.

Одно время даже думал поступить в геологический институт. Его коллекцию окаменелостей и отпечатков приобрёл для Петербургского университета профессор Брант. В московском обществе любителей астрономии Аполлинарий Михайлович выступал с докладами об определении положения звёзд, о солнечных и лунных затмениях. Он часто встречался с известными учёными, дружил с академиком К. А. Тимирязевым, социологом и философом В. Н. Танеевым, историками Д. Н. Анучиным и В. О. Ключевским, архитектором К. М. Быковским.

В 1882 году Виктор знакомит его с С.И.Мамонтовым, так Аполлинарий вошел в "мамонтовский кружок" в Абрамцево.

К 1900г. Аполлинарий Васнецов приобрел широкую известность и был весьма успешным: 10 его произведений приобрел Павел Третьяков, а в феврале 1900 года Академия художеств удостоила живописца звания академика. Он много путешествовал, так появляются работы с видами Сибири, Крыма, Киева, Кавказа, а в 1895 году он отправляется сначала во Францию, а оттуда в Италию.

На выставке Союза русских художников

 

Вернувшись в Россию, Аполлинарий по поручению С. И. Мамонтова, выполняет эскизы декораций к опере М. П. Мусоргского «Хованщина».

 

Стремясь максимально достоверно передать жизнь Москвы XVII века, он изучал огромное количество материалов по истории, быту и искусству Древней Руси. Именно с этого момента он серьёзно увлекается темой древней Москвы.

За заслуги в области исторической композиции живописец в 1901 году был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. В этом же году Васнецова пригласили на должность руководителя пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которую он занимал вплоть до 1918 года.

Во второй половине 1920-х – начале 1930-х Аполлинарий Михайлович активно занимался общественной и научной деятельностью, преподавал (академическое рисование) в Техникуме кустарной промышленности (до 1930). В 1927 году Васнецов вступил в Общество художников-реалистов (ОХР), принимал участие в организовываемых им выставках. А в 1929 году году живописец был принят в члены Союза советских писателей.
Музей-квартира Аполлинария Васнецова
Квартира, являющаяся отделом Государственной Третьяковской галереи, находится в Фурманном переулке. В 1903(1904) году художник с женой и маленьким сыном въехал в большую пятикомнатную квартиру в только что отстроенном доходном доме, который был совсем рядом с Московским Училищем живописи, ваяния и зодчества, где Аполлинарий Михайлович возглавлял пейзажный класс. В этой квартире художник прожил 30 лет. Правда в 1924 году ее "уплотнили" и она стала коммуналкой. Художнику оставили только три комнаты.

 

Гостиная


Гостиная предназначалась для приёмов, здесь часто устраивались музыкальные вечера для друзей.


Рядом с работами хозяина на стенах - подарки его друзей, учителей и учеников - Поленова, Кувшинниковой, Бычкова, Крымова.
На консольном столике возле зеркала - семейная фотография. На ней четверо из шести братьев Васнецовых - Виктор, Аполлинарий, Аркадий и Александр.
На немецком пианино середины 19 века с бронзовыми подсвечниками играла жена художника, Татьяна Ивановна. Над пианино большой этюд "Утро" к картине из Саратовского Художественного музея им. Радищева.


А на противоположной стене висят портреты Татьяны Ивановны Васнецовой, написан учеником и земляком Аполлинария Васнецова, Алексеем Исуповым и портрет сына Всеволода, написанный его дядей Виктором Васнецовым.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.