Кабинет-спальня А.М. Васнецова. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кабинет-спальня А.М. Васнецова.

2022-10-05 65
Кабинет-спальня А.М. Васнецова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Пришлось взять фотографию из интернета, так как пока я слушала аудиогид нагрянула экскурсия.

На столе карта Москвы начала 20 века. Она напоминает о градозащитной деятельности художника в Московском археологическом обществе и Комиссии по изучению старой Москвы.

Для более полного наблюдения и изучения памятники древности были разделены между членами комиссии. Аполлинарий Михайлович взял под свое наблюдение соседний Таганский район.

Чтобы изучить Москву, в 1900 году А. Васнецов даже поднялся на воздушном шаре и сделал зарисовки столицы с птичьего полета.

Над турецким диваном и напротив входа - этюды, созданные в усадьбе Демьяново под Клином - "Царский пруд. Демьяново", "На погосте. Демьяново".
А ведь я уже соприкасалась с этой темой, будучи в Клину:
В летние месяцы в селе Демьяново ежегодно на протяжении 15 лет останавливался А.М. Васнецов.


Прямо напротив входа - большая картина "Надвигающаяся на Феодосию лунная тень". Художник был не только историком и археологом, но еще и астрономом. Он хорошо знал карту северного неба, расположение планет и созвездий, и прекрасно разбирался в астрономических явлениях. Особенно он любил рисовать облака. Сохранено множество этюдов А.Васнецова, посвященных разнообразным видам облаков.
Прямо напротив входа - большая картина "Надвигающаяся на Феодосию лунная тень". Художник был не только историком и археологом, но еще и астрономом. Он хорошо знал карту северного неба, расположение планет и созвездий, и прекрасно разбирался в астрономических явлениях.
В бывшей столовой расположилась мастерская Аполлинария Михайловича. Здесь он работал последние 15 лет своей жизни


После революции мало кого интересовала искусство. Дом не отапливался, нередко топить приходилось подрамниками и бумагой. Из училища Васнецова уволили, на сцене торжествовали молодые авангардисты, создававшие новое пролетарское искусство.

Все имущество из мастерской, включая картины, было привезено к дому и просто свалено в кучу возле подъезда. Сам художник был в тот момент болен, и члены его семьи бережно собирали разбросанное имущество и поднимали на третий этаж дома. Пришлось сильно потесниться, чтобы разместить в квартире все картины и материалы.

На мольберте картина "Дача, где я жил" - дом в Демьяново. На столе, почему то получившего по прозвище "сороконожка" стоит сундук- подголовник.

Этот сундук, деревянный в своей основе, сверху окован железным панцирем. В семнадцатом веке подобный ларец брали в дорогу, прятали в него ценности и клали под голову на постоялых дворах, чтобы уберечься от воров. Приобретал предметы своей коллекции художник в основном на знаменитом Сухаревском рынке.

 

Рядом с входной дверью в мастерскую расположен буфет, выполненный в мастерских Троице-Сергиевой лавры по эскизу Аполлинария Михайловича.


Кабинет Всеволода и Екатерины Васнецовых - сына А.Васнецова и его жены. Именно они стали идейными вдохновителями и создателями этого музея.


Всеволод не стал художником. Сначала он мечтал стать пилотом. Но в дело вмешался случай - он узнает о планирующейся экспедиции в северные моря. После первого плавания Всеволод поступает в Московский университет, чтобы стать океанологом, участвует в экспедициях на судах плавморина по морям Северного Ледовитого океана, посещает Новую Землю и другие северные территории. Во время одного из плаваний он знакомится со своей будущей супругой – морским геологом Екатериной Константиновной.
Вернувшись в Москву вместе с супругой он занялся организацией мемориального музея отца. На то время коммунальную квартиру расселили, а в 1956 году было высказано предложение оформить мемориальную мастерскую. Васнецовы переехали в две маленькие комнаты, а в остальных трех начали восстанавливать интерьеры начала XX века.
Всеволод был охотником, так на стене справа: шкура белого медведя, убитого на Новой Земле и рога оленя и косули из подмосковных лесов.

Еще один интересный экспонат – настольная лампа с абажуром, инкрустированным полудрагоценными камнями. Это работа замечательной швейцарской художницы русского происхождения Валерии Флориановны Даувальдер. Попав в 1962 году на остров Искья, талантливая художница была очарована красотой цветных камней средиземноморского побережья. Одно из своих произведений она подарила Екатерине и Всеволоду Васнецовым в конце 1980-х годов.

 

Всеволод и Екатерина Васнецовы много усилий вкладывали в воссоздание интерьеров комнат, в поддержание и развитие музея. Они передали в музей значительную часть хранящихся в семье вещей Аполлинария Михайловича, его картины, графику, архивные материалы и библиотеку. 5 комнат для музея стало не хватать. И в 1983 году музейное пространство расширилось, присоединив соседнюю квартиру № 22 - там открылись три новых экспозиционных зала: "Родина", "Пейзаж" и "Старая Москва"

Зал "Родина"

Он посвящен детству братьев Васнецовых.

Портрет В.М.Васнецова работы А.М.Васнецова, 1872

 


Аполлинарий Михайлович увлекался декоративно-прикладным искусством.Отсюда такая любовь к деревянной мебели.

Васнецов создавал мебель основательную, практичную, и одновременно нарочито сказочную. Как говорится в сказках, буфет «большой-пребольшой». Его бесчисленные отделения, скрытые орнаментами, замками и засовами, наверняка хранят тайники и секреты. В таинственной глубине скрываются полузабытые семейные тайны, свидетельства истории многих поколений... Если внимательно присмотреться, в формах буфета проступают очертания огромного сказочного терема.

По его эскизам абрамцевские мастера создавали великолепные и удобные предметы мебели: столы, табуреты, стулья, кресла.
Вот например, большой буфет.


Он входил в столовый гарнитур из восемнадцати предметов, созданный в мастерских Кустарного музея в 1910-1911 годах.

Фотографии гарнитура даже были опубликованы в лондонском журнале «Studio». Гарнитур не принадлежал семье художника, он был приобретен семьей москвичей в кустарном музее еще в 1912 году. А спустя 60 лет в музей-квартиру Аполлинария Васнецова пришли сестры Кирьянова и Макарова, которые увидели на стене фотографии гарнитура. Оказалось, что их мать приобрела в кустарном музее мебельный гарнитур по эскизам художника. Сестры решили передать гарнитур в дар музею-квартире.

А вот ещё один практичный предмет - кресло, которое для удобства необязательно переставлять,а можно просто перевернуть спинку.

Зал «Пейзаж»

Меж окон портрет самого А.Васнецова


Здесь мы можем увидеть картины, написанные Васнецовым в новом направлении живописи "исторический пейзаж" - мы видим изображение природы во времена той или иной эпохи.

Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому, что я люблю все родное, народное в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т.д., в данном случае факты археологического значения. Все это, вероятно, и послужило главной причиной того, что для всех интересующихся искусством на мне написано "Старая Москва"

Художник выбирает сюжетами своих картин и этюдов старинные усадьбы и здания: Лефортово, усадьба Найденовых, Коломенское.


В Коломенском А.Васнецов работает в последние годы своей жизни и для удобства ему выделяют комнату прямо в башне Часозвон, где жил также и архитектор Барановский, только приступивший к реставрации окрестных построек.


Особое внимание привлекли две картины: "Гонцы. Ранним утром в Кремле"


и "Элегия"


Первая поражает точностью прорисовки мельчайших деталей того времени

Слева – большой каменный дом зажиточного боярина с резным крыльцом и слюдяными оконцами, окруженный высокой каменной оградой. Через дорогу от него более скромный деревянный дом, принадлежащий, скорее всего, воеводе, о чем свидетельствуют украшающие ворота фигурки воинов. Вверх по улице можно увидеть деревянный дом на каменном подклете. Такое устройство жилья было вполне типичным в конце XVI – начале XVII вв. Еще дальше виднеется зеленый дом с голубятней на крыше - разведение голубей было очень популярно на Руси.

Второе полотно,созданное Аполлинарием Михайловичем в 1893 году по мотивам его крымских впечатлений, получило серебряную медаль на Всемирной Парижской выставке в 1900 году.

Согласно местным музейным преданиям, появление этой картины в коллекции было очень своеобразным: полотно считалось пропавшим без вести, пока однажды в музей не пришел мужчина с рулоном на плече. Он предложил обменять большую картину на маленькие этюды такой же площади. Холст расстелили на полу, выложили его этюдами и обмен состоялся.

По настроению эта картина перекликается с последней работой А.Васнецова "Шум старого парка", написанной им после смерти брата Виктора Васнецова. Братья были очень близки.

"Я потерял человека, с которым делился всеми интересовавшими меня вопросами в области искусства и жизни; мы имели одинаковые взгляды вообще на искусство и на литературу".

"Шум старого парка" искусствоведы называют "живописным завещанием" Аполлинария Васнецова.

Зал "Старая Москва"

В 1920-е годы Васнецов практически полностью посвятил себя теме Москвы. Мастер сотрудничал с Московским коммунальным музеем (теперь он носит название Музей Москвы), для которого создал серию акварелей(26), рассказывающих о развитии города. Нередко он сам участвовал в раскопках при строительстве метро, здесь пригодился его опыт ученого и археолога.

Свидетель "археологических" походов отца, Всеволод Аполлинариевич рассказывает: "Вот поступило извещение, что обнаружены остатки какого-то древнего фундамента. Он бросает все и немедленно отправ­ляется к месту находки. Зима. Прибыв в туннель или какой-ни­будь котлован и обнаружив там что-нибудь действительно интересное, он увлекался, делал записи, измерения, зарисовки и забывал все окру­жающее. Ему хотелось все посмотреть, потрогать своими руками остатки древности. Не считаясь ни с чем, он пробирался в самую глубину тун­неля, шлепая ботиками по воде, по жидкой глине. Зачастую он надолго задерживался на таком объекте, ожидая, не встретится ли в процессе земляных работ еще что-либо новое и интересное. А дома уже начинают беспокоиться, не провалился ли куда-нибудь, не придавило ли обвалом. Но наконец звонок....Отец появляет­ся невредимый, сияющий, довольный. Но в каком виде! На ногах не ботики, а комья глины, все пальто в глине, а зачастую и шапка тоже. И в таком виде он шел морозной зимой по улицам Москвы, вызывая недоумение встречных. Обычно, вернувшись из такой "экспедиции", он сразу же, пока свежо в памяти, записывал и подробно зарисовывал все, что видел интересного"
Помимо живописи Аполлинарий Михайлович очень интересовался историей, археологией, древнерусской архитектурой, философией, литературой, оформлял музыкальные спектакли.Создал эскизы к операм: «Снегурочка» (1885) для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (эскиз «Слобода Берендея» в ГЦТМ),
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра (1906-1907, часть в ГЦТМ),


«Хованщина» (1897, часть в ГТГ и ГЦТМ), «Садко» М. П. Мусоргского (1901, часть в ГЦТМ) и другие.

Эскиз декорации оперы П.И. Чайковского "Опричник"


Эскиз декорации к опере "Жизнь за царя", М. Глинка. Площадь. 1904


На протяжении 10 лет А. Васнецов работал в Комиссии по сохранению древних памятников МАО, с 1918 г. был ее председателем В 1903 г. был избран член-корреспондентом, в 1906 г. стал действительным членом МАО. В 10-х гг. XIX в. участвовал в создании в Вятке Художественно-исторического музея, который носит теперь имя братьев Васнецовых.
В 1931 году Аполлинарий Васнецов единственный выступил против сноса Храма Христа Спасителя и постройки на его месте Дворца Советов,написав письмо в газету «Известия».


При его активном участии были принято решение проложить трамвайные пути вдоль Кремлевской стены,а не как предполагалась ранее по центру Красной площади, огибая памятник Минину и Пожарскому.


В зале экспонируются эскизы к картинам "Красная площадь во второй половине 17 века" и "У Мясницких ворот Белого города в 17 веке"


Работая над эскизами, Васнецов тщательно изучал исторические документы, сопоставлял их, выдвигал научные гипотезы. Доклад обсуждался на заседании научной комиссии, по результатам которого в эскизы могли вноситься изменения. Только после этого художник писал законченную картину.

 

Между окнами - бронзовый бюст Аполлинария Васнецова, подаренный скульптором Юрием Ореховым


У стены буфет и 2 стула из столового гарнитура


А на соседней стене та самая картина "Шум старого парка"


Изначально у картины было другое название "Всё в прошлом" Но с таким названием произведение не пропустили на персональную выставку художника в Румянцевском музее. На пути строительства коммунизма жалеть о прошлом было нельзя.

Здесь все наполнено символами: разбитая ваза, снятый лавровый венок победителя руке античного поэта, роза — символ быстротечности жизни, которая, как и этот цветок, быстро распускается и увядает.

Скончался Аполлинарий Михайлович 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве рядом со своим братом.

 

Работы А.Васнецова оказались для меня приятным открытием. Чем то созвучные с работами его "более известного" брата, но Москва, в своей исторической красоте, заставляет всматриваться в детали, сопоставлять прошлое и настоящее.

 

 


Работы Аполлинария


А над музеем живет собиратель рукописных и старопечатных книг Денис Пересторонин. Его квартира на четвертом этаже сама похожа на музей, только все вещи здесь используются по прямому назначению.

 



Дом-музей Виктора Васнецова в Москве


Теперь пора в гости к старшему брату. Его дом-избушка находится между метро проспект Мира и метро Цветной бульвар, куда я и отправилась старательно вынимая ноги из московских сугробов.


Кстати, нашла вот 2 фотографии 70-80 годов. Снега было не меньше!!


Дом был построен в 1894 году по проекту самого художника, здесь Виктор Васнецов смог воплотить свою мечту - мастерскую: высокую, светлую, уединенную...

Виктор Михайлович Васнецов родился 3(15) мая 1848 в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии.

Как сын священника по сложившемуся обычаю он сам также должен был стать священником, поэтому в 1858 году он поступил в Вятское духовное училище, а в 1862 - в Вятскую духовную семинарию. Его все больше увлекает живопись. Уроки церковной живописи семинаристам преподавал художник Н. А. Чернышев - именно в его доме Васнецов знакомится со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли.
В эти же годы он нарисовал свои первые картины "Молочница" и "Жница". Виктор мечтает поступить в Петербургскую Академию художеств, но для этого необходимы средства. Тогда Андриолли при посредничестве своего земляка, профессора Красинского, устроил в Вятке лотерею для богатых горожан, на которой и были проданы эти две картины за 60 рублей. С разрешения отца, Виктор отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

 

В 1868 году он поступает в петербургскую Академию художеств (1868–1875). Будучи от природы очень скромным, он не решился посмотреть результаты зачисления и пропустил целый год учебы. Весь этот год Васнецов учится в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и работает рисовальщиком в картографическом заведении. Здесь он знакомится со скульптором М. М. Антокольским и живописцем И. Е. Репиным. Придя на следующий год, чтобы поступать он, с удивлением, узнает, что уже год, как зачислен...

Однако в 1870 живописец был вынужден на время оставить Академию - скончался его отец. Чтобы помочь семье, Виктор вернулся в Рябово. Оттуда в Петербург Виктор вернулся не один, а взял с собой Аполлинария. Работать приходилось теперь намного больше, занятия в Академии посещались нерегулярно, а вскоре Васнецов и вовсе забросил лекции и уроки.
В результате молодой человек даже не стал держать выпускные экзамены и в 1874 получил канцелярское удостоверение, в котором говорилось, что он "состоял в числе учеников Академии".

Чтобы восполнить пробел в знаниях, Васнецов по приглашению И.Репина уезжает в Париж. А по возвращению оттуда переезжает с семьей в Москву.
В 1882 году Васнецов получает заказ на разработку и возведение расписного фриза для здания московского Исторического музея. Так же как и Аполлинария, Виктора отличала скрупулезная подготовка и изучение материала, на основании которого и происходило написание картин. Для написания фриза он обратился за консультацией к этнографам и антропологам, приносит в мастерскую настоящий топор каменного века и бивень мамонта.


Созданный Васнецовым фриз произвел неизгладимое впечатление на профессора Петербургского и Киевского университетов, искусствоведа и реставратора А. В. Прахова, который предложил предложил Виктору Михайловичу участвовать в росписи церковного интерьера строившегося в Киеве собора Святого Владимира, но Васнецов отказался.
А отказавшись долго мучился, обдумывал и пытался понять как писать тот или иной лик. Вспомнил, как жена его вышла на крыльцо с сыном Мишей. И тот, увидя плывущие по небу облака и летящих птиц, вскинул обе руки, как бы пытаясь ухватить все,что видит. Так и родился сюжет образа "Богоматери с младенцем" в иконостасе, который он писал около 2 лет.
На грандиозную работу по росписи храма Святого князя Владимира у Виктора Михайловича ушло почти 11 лет(с 1885 по 1896 г.г).и это при том, что изначально Васнецов подписал контракт выполнить поставленную задачу в течение двух лет. За это время Васнецов неоднократно мог погибнуть, упав с лесов - технике безопасно мало тогда кто придавал значение. К тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел.

 

 

 

 

 


Виртуальный тур (http://www.katedral.org.ua/tur.html) и фотографии(http://www.katedral.org.ua/foto.html) Владимирского собора

А за несколько лет до этого, в Абрамцево, его увлекло архитектурное творчество. Там, на даче у С.Мамонтова, по эскизу В.Васнецова был построен храм и беседка "Избушка на курьих ножках". Весь Мамонтовский кружок тогда участвовал в постройке церкви, даже женщины шили, вышивали хоругвии, а на лесах около церкви высекали по камню орнаменты.
Там же в Ахтырке, гуляя, он повстречал девушку, чей грустный облик натолкнул художника на написание картины "Аленушка"

 


Я сознательно подробно не описываю жизнь двух братьев на даче в Ахтырке, рядом с дачей С. Мамонтова - это ещё моя не состоявшаяся поездка в Абрамцево.

Денег, полученных за работу в Киеве, хватило на участок и дом.

Иконописными работами живописец занимался ещё не раз.
По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для русской церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901), росписи церкви Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901), Саратовском художественном музее, православного собора во имя святого благоверного кн. Александра Невского в Варшаве (1906-1911).
Личная жизнь Виктора Михайловича сложилась удачно. Как-то раз во время поездки в родные края он познакомился с курсисткой Сашей Рязанцевой, которая принадлежала большому вятскому роду фабрикантов на Косе. Она закончила вятскую гимназию и первые врачебные курсы в Петербурге. После нескольких лет знакомства, в 1878 году, Виктор Михайлович Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью художник строил по подобию отцовской(в семье было 5 детей), патриархальной семьи. Целых полвека прожил Васнецов в счастливом семейном согласии.

На первом этаже дома были жилые комнаты, тогда как весь второй этаж занимала мастерская.

Столовая
Весь дом своим убранством напоминает русскую избу: большой стол в центре комнаты, русская печь с изразцами,изготовленными в абрамцевской керамической мастерской по эскизам Врубеля. Всего в доме 7 печей, сложенных по эскизам Васнецова

 

Строгий и лаконичный по форме буфет получил в семье сказочное название "самобранка". Благодаря дверцам на задней стенке кухарка незаметно ставила еду, приготовленную на кухне в русской печи.
Стулья вокруг стола, как и резное кресло в углу комнаты, выполнены братом художника, замечательным резчиком по дереву, Аркадием Михайловичем Васнецовым. А лампа над столом первоначально была керосиновой, а затем переделана под электричество

Дверцы кухонного столика его дверцы художник расписал сам.

Для портретов, висящих по всему дому, Виктору Михайловичу позировали в основном только близкие люди. Он не считал себя портретистом, поэтому на заказ портреты не писал.
В столовой висит портрет жены художника Александры Владимировны, тещи Марии Ивановны Рязанцевой и племянницы Людмилы Аркадьевны Васнецовой
Из окон виден сад, сейчас заботливо укатанный снегом


К столовой примыкают две смежные комнаты: комната жены и дочери художника.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.