Механизмы государственного регулирования транспортной деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механизмы государственного регулирования транспортной деятельности

2021-06-23 21
Механизмы государственного регулирования транспортной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Органы государственного управления используют в своей деятельности ряд механизмов, позволяющих им регулировать транспортную сферу. К таким механизмам относят:

- разработку и реализацию государственных программ развития транспортной системы, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, повышение безопасности и экологичности транспортной деятельности, инновационное развитие и другие стратегические цели;

- совершенствование структуры транспортной отрасли, включая приватизацию государственных транспортных предприятий, изменение правового статуса транспортных операторов, создание или ликвидация регулирующих органов и т.д.;

- разработка системы экономических, технических, экологических и иных требований к организациям, осуществляющим транспортную деятельность, и обеспечение их соблюдения как при допуске в транспортный бизнес, так и в текущей деятельности транспорта;

- регулирование конкуренции транспортных операторов: недопущение демпинга, неоправданной дискриминации пользователей услуг, создание препятствий для перехода клиента к другому поставщику, рыночных сговоров, недобросовестной конкуренции;

- регулирование деятельности естественных транспортных монополий;

- регулирование тарифов на услуги транспортных операторов;

- государственная поддержка отдельных транспортных операторов или потребителей;

- создание системы мониторинга транспортной деятельности, контроля и надзора на транспорте.[1]

Особо стоит сказать о таком механизме регулирования транспортной деятельности как лицензирование. В России реализуется достаточно либеральный подход к этому вопросу и далеко не все виды транспортной деятельности подлежат лицензированию. Так не требуется лицензии для осуществления грузовых перевозок, за исключением воздушного транспорта и перевозок опасных грузов, в то время как в большинстве развитых стран, этот вид деятельности подлежит лицензированию.

Лицензирование является мощным инструментом в руках государства. Оно позволяет контролировать доступ на рынок транспортных услуг только тех операторов, которые отвечают всем необходимым требованиям с точки зрения безопасности, экологичности, качества и надежности предоставляемых услуг.

 

Роль некоммерческих организаций в системе управления транспортом

В современной экономике некоммерческие организации, создаваемые в определенной профессиональной области, берут на себя ряд функций по регулированию соответствующих сфер экономики. Эта общая тенденция в полной мере проявляется и в транспортной сфере. В России функционирует сразу несколько видов некоммерческих организаций, которые выполняют те или иные функции по регулированию транспортной отрасли. Рассмотрим наиболее важные из них.

Для реализации мероприятий, имеющих стратегически важное значение, Министерство транспорта РФ создает автономные некоммерческие организации. В настоящий момент функционируют:

- «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», созданная для координации деятельности по развитию транспортной сети г.Санкт-Петербурга и области;

- «Дирекция Московского транспортного узла», созданная для координации деятельности по развитию транспортной сети г.Москвы и области;

- «Единая транспортная дирекция», созданная для координации деятельности по транспортному обслуживанию полуострова Крым;

- «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации», созданная для координации деятельности по подготовке транспортной инфраструктуры к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Заметную роль в регулировании транспортной деятельности в настоящий момент играют профессиональные ассоциации и союзы. Они могут выполнять самые разные функции, среди которых стоит выделить:

- защищать интересы работников, занятых в сфере транспорта;

- выражать интересы потребителей транспортных услуг;

- лоббировать интересы поставщиков транспортных услуг;

- оказывать разнообразные услуги в транспортной сфере.

Среди наиболее известных союзов и ассоциаций можно назвать «Союз транспортников России», «Общероссийское объединение профсоюзов гражданской авиации», «Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей», «Московский транспортный союз», «Ассоциация агентств воздушного транспорта» и др.

Еще одной формой некоммерческих организаций, получивших свое распространение в России, являются саморегулируемые организации. В нашей стране они осуществляют свою деятельность на основании Закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Этот Закон обязывает все такие организации, которые должны насчитывать не менее 25 членов, иметь внутренние стандарты и правила, обязательные для исполнения всеми членами организации, и контрольные органы, следящие за выполнением этих правил.

В начале их существования, когда предполагалось, что на законодательном уровне будет закреплено обязательное членство в одной из саморегулируемых организациях как условие доступа на рынок транспортных услуг, транспортные предприятия активно вступали в такие организации. Однако впоследствии, когда подобные законодательные инициативы были отвергнуты, выяснилось, что членство в таких организациях мало что дает транспортным предприятиям, но при этом налагает на них дополнительные обязанности и ограничения. Поэтому в настоящий момент процесс развития саморегулируемых организаций в транспортной сфере забуксовал и прогнозы относительно будущего этого процесса делать сложно.

Обобщая вышесказанное нужно отметить, что несмотря на то, что влияние российских некоммерческих организаций на происходящие в транспортной сфере процессы постепенно возрастает, рост этот идет медленно и основные рычаги управления отраслью сохраняет за собой государство. В этой области мы заметно отстаем от так называемых развитых стран. Однако в условиях кризиса данное отставание может оказаться полезным, так как даст больше возможностей государству для проведения скоординированной политики в области транспорта.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.