Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-06-23 | 35 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
2 августа 1949 года. <Ленинград>
Милые мои девочки, должен огорчить вас — как и сам огорчен ужасно: кошка умерла. В тот день (воскресенье), когда я писал вам о ее болезни, я хотел ехать на Петровский. Напоив перед уходом Андромеду (как прозвала ее Тика за рубенсовский колорит ее шерсти) сульфидином и видя, что она заснула на зеленом диванчике, я ушел, поручив Акуме навещать и поить кошку время от времени. Я поехал к Тике, но у нее я решил на Петровский не ехать, т.к. беспокоился за Андромеду; проводив Тику до остановки, я вернулся домой. Войдя в первую комнату, я не нашел кошки ни на диванчике и ни в каком другом месте, где она обычно сидела; я вошел к себе и на полу у окна увидел мертвую Андромеду. Она лежала пушистая, как всегда, и чистенькая, т.к. за день до болезни мы ее выкупали. Дома был только Лева*; мы похоронили Андромеду в саду под кустом; когда Аня вернется, пусть сложит из камешков памятник над ее могилкой...
Теперь я брожу по опустевшему дому и мне все кажется, что она тихо мурлычет где-то или что я вижу в темном углу ее белую грудку или огненную шерсть ее спины. Словом, я в горе и даже временами хочется пореветь. Так недолго она радовала мир своей красотой...
Аню обнимаю, пусть напишет Зине*. Самый сердечный привет и благодарность Роману Альбертовичу*.
Н.Н.ПУНИН- И.Н.ПУНИНОЙ
<Август 1949 года. Ленинград>
Спасибо, милая моя Ируша, за посылку. Я угощал вареньем Акуму — «это небо»,— сказала она. Странно, что нет никакой записки; уже давно не имею вестей от вас.
Сейчас половина шестого утра; мне не спится: все мрачные мысли одолевают и какое-то одиночество без Андромеды. Еще когда Тика бывает здесь,- лучше, но вчера она рано ушла.
|
Третьего дня ездили в Колтуши; там сейчас никого нет; гуляли, но как-то без энтузиазма, и очень устали на обратном пути, т.к. два часа ждали автобуса — это было воскресенье. День был прелестный, пожалуй, лучший за все лето; тихо и синее чистое небо.
Сегодня отправляю письмо Андрианову; есть основания думать, что из этого будет толк.
Получил «стихи» из «Огонька»; на меня они не произвели впечатления, как и на Акуму; Тика нашла в них что-то. Видно, я устареваю; по-моему, это не стихи, т.е. не поэзия, а что-то, как правильно пишет Роман Альбертович, в стихотворной форме («произведение в стихах»). Во всяком случае, большое ему спасибо за внимание.
Тика была у Зайцева; он обещал помочь ей с комнатой и посоветовал ей относительно работы. Вообще, имеются кое-какие симптомы улучшения для всех нас.
Знаешь, листья желтеют, черемуха совсем порыжела сверху. Над могилой Андромеды лежат желтые листики... Любящий тебя папа.
Н.Н.ПУНИН - И.Н.ПУНИНОЙ.
августа 1949 года. <Ленинград>
Ирушка!
Деньги я получил, как ты, вероятно, уже знаешь.
Никак и мои дела; от Андрианова нет ответа, и это меня удручает — в чем дело? Не понимаю. О снятии Акимова вы, вероятно, читали.
Два дня у меня гостила Люлька с Тикой; в доме было весело и все время слышались Тикины вопли: «Не выпустите кошку!». Как-то заходил Лева Пунин — у них поставили газ; живут они потихоньку; Лева ждет назначения.
Сообщи, надо ли вас встречать на вокзале и что приготовить дома. Впрочем, сообщить, вероятно, уже не успеешь. Телеграфом только. Привет Роману Альбертовичу; Аню благодари за письмо.
Целую. Папа.
Н.Н.ПУНИН
Целую, целую всех трех. Я не теряю надежды. Папа [Записка, оставленная дома Пуниным при аресте 26 августа 1949 г. И.Н.Пунина с мужем и Аня Каминская находились еще в Пумпури; единственным близким человеком, кто был дома и с кем он мог проститься, была А.А.Ахматова. Текст записки приведен И.Н.Пуниной по памяти].
АННА АХМАТОВА
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
|
Я над этой колыбелью
Наклонилась черной елью.
Бай, бай, бай, бай!
Ай, ай, ай, ай... Я не вижу сокола Ни вдали, ни около.
Бай, бай, бай, бай!
Ай, ай, ай, ай....
августа 1949 (днем)*
Фонтанный Дом
XXI. Следствие — Этап - Письма из Абези - «Тер петь, терпеть» - «Я буду сидеть до тех пор...» -«И сердце то уже не отзовется»
МАТЕРИАЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА № 3764
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НА АРЕСТ
г. Ленинград, 1949 г., августа 11 дня я, старший оперуполномоченный УМГБЛО лейтенант Прусаков, рассмотрев материалы о преступной деятельности Пунина Николая Николаевича 1889 г. рождения, уроженца гор. Хельсинки (Финляндия), русского, гр-на СССР, из семьи военного врача, б/п, дважды подвергавшийся аресту: в 1921 г. за контрреволюционную деятельность (освобожден 5.П. 1921 г.* за недоказанностью состава преступления) и в 1935 г. как участник контрреволюционной террористической группы (освобожден 4.XI. 1935 г. по указанию врага народа Ягоды), по специальности искусствоведа, бывшего профессора Лен. Гос. университета им. А.А.Жданова и Академии художеств в Ленинграде <...> нашел:
Пунин враждебно настроен к существующему в СССР государственному строю. В 1935 г. высказывал террористические намерения по адресу руководителя ВКП(б).
В первые годы существования Советской власти Пунин Н.Н. в своих статьях проповедовал идеалистические взгляды.
В начале 1921 г. Пунин Н.Н. был привлечен к уголовной ответственности за контрреволюционные преступления, однако постановлением О О ВЧК от 5 февраля 1921 г. дело в отношении его было прекращено за недоказанностью состава преступления.
В 1935 г. Пунин вторично был арестован как участник антисоветской террористической группы совместно со студентами Ленгосуниверситета Бориным А.П., Гумилевым Л.Н.(сын поэтессы) и др.
На допросе 24.X. 1935 г. Пунин показал: У меня по ряду вопросов действительно сложилось отрицательное отношение к руководителю ВКП(б)... которое нашло свое отражение в редких высказываниях по адресу (называет имя руководителя партии и Советского государства)*.
При этом Пунин высказал террористическое намерение по адресу руководителя большевистской партии и Советского правительства. <...>
Являясь апологетом формализма, Пунин в своих лекциях, на семинарских занятиях, а также и в научных работах на протяжении ряда лет защищал формалистические принципы в искусстве, преклонялся перед буржуазным искусством Запада и заявлял, что «русское, тем более советское изобразительное искусство является лишь жалким подражанием живописи европейских стран».<...>
|
На основании вышеизложенного постановили Пунина Николая Николаевича подвергнуть аресту и обыску.
Старший оперуполномоченный Прусаков
Начальник отдела УМГБ ЛО майор Григорьев
«Согласен» — Нач. отдела упр. МГБ ЛО полковник Миничев
Настоящее постановление мне объявлено 27 августа 1949 г.
Подпись арестованного: Н.Пунин.
АНКЕТА АРЕСТОВАННОГО
Словесный портрет: 1. Рост: высокий (171-180). Фигура: средняя. Плечи: опущенные. Шея: длинная. Цвет волос: темно-русые. Цвет глаз: голубые. Лицо: овальное. Лоб: высокий. Брови: дугообразные, узкие. Нос: большой, тонкий, спинка носа: прямая. Рот: малый, опущенный. Губы: тонкие. Подбородок: скошенный. Уши: малые.
ПОКАЗАНИЯ ПУНИНА Н.Н.
Из допроса 14 сентября 1949 г.
<...> Безусловно, борьба со сторонниками «правого искусства» и положение на художественном фронте того времени, естественно, толкали меня на обобщения, которые приобретали постепенно политическую окраску. В своих публичных выступлениях и в печати я заявлял, что становится все очевиднее, что в наших советских условиях почти нет людей, для которых искусство могло бы жить, что русскому искусству и русским художникам нечем и не для кого жить.
И далее, подновляя сюжет, мы тем самым не оживляем искусство, не надо даже видеть картины на «новые сюжеты» из советской жизни, чтобы понять бессмысленность всех попыток к оживлению искусства. Однако, по моим утверждениям, такие попытки делаются официально, якобы во имя новой культуры, и это только доказывает, как я неоднократно об этом говорил, какой глубины падения достигла сейчас русская художественная жизнь. Я неоднократно задавал себе вопрос — чувствуют ли сами художники хоть какое-нибудь творческое волнение от всего этого? И здесь же прямо давал себе ответ — по-моему, они (художники) полностью деморализованы, потеряли совесть, чтобы говорить об искусстве, о качестве, а лишь можно слышать жалобы на то, что их никто не ценит и не покупает, т.е. «нечем жить».
|
В самой культуре, по моим утверждениям, происходит что-то такое, от чего творчество даже признанных, всеми уважаемых художников безжизненно и сдавленно.
Таким образом, исходя из сказанного, к периоду 1935 г. мои политические взгляды стали таковы, что я стал ярым противником политики Партии и Правительства в области искусства.<...>
Из допроса 19 сентября 1949 г.
<...> Я не отрицал роли великого русского наследия и русского реалистического искусства в целом; так, я всегда высоко ценил и говорил об этом в своих выступлениях творчество Сурикова, Ф.Васильева, большую часть работ Репина и других русских художников-передвижников, а также высоко ценил таких реалистов, как П.Соколов, Федотов и др. Специально занимался изучением творчества гениального русского художника Александра Иванова. <...> Я проработал в Русском музее 19 лет, и я не мог не ценить русского наследия реалистического искусства, отрицаю также и тот факт, что я якобы преклоняюсь перед формалистическим искусством современного Запада.<...> Я принципиально считаю, что художник не должен ни перед кем слепо преклоняться и <должен> идти своей дорогой, учась у тех мастеров, которые могут научить его делать хорошие картины. <...>
ИЗ ДОПРОСА СЕРОВА В.А.,
1910 г.р. <...Ж ДЕЛУ №735-49 21 ноября 1949 г.
Вопрос: С какого времени знаете и какие взаимоотношения были у Вас с ним?
Ответ: Я знаю Пунина Николая Николаевича как преподавателя ЛАХ с 1930 г., но личного знакомства с ним не было. Примерно в 45—46-е гг. встречался с ним в Союзе художников. Пунин выступал на собраниях и конференциях, я с ним был не согласен. Других отношений у меня с ним не было.
Вопрос: Какие отношения у Вас с Джаковым?
Ответ: С Джаковым у меня взаимоотношения хорошие. Мы встречаемся с ним иногда и в домашней обстановке.
Вопрос: Какие отношения у Джакова с Пуниным?
Ответ: Мне сказать трудно, знакомы ли они, но Джаков не разделяет его взглядов и об этом выступал на страницах газет.
Вопрос: С кем общается Пунин?
Ответ: Я не знаю. По слухам, мне известно, что наиболее близкие отношения у него с художником Траугот.
Вопрос: Что Вам известно по поводу выступлений Н.Н. Пунина по искусству?
Ответ: Осенью 46-го г. в Союзе художников Пу-нин сказал: «хочет или не хочет наше правительство, но нашему искусству придется отчитываться перед современным западноевропейским искусством». Все выступления, в том числе и это, стенографировались, и Пунину дали стенограмму его выступления для правки. Пунин возвратил стенограмму в исправленном виде, и я обратил внимание на то, что указанная мною фраза была опубликована без исправления. В помещении Союза художников в этот момент находился проф. Исаков С.К., которому я показал эту фразу из выступления Пунина Н.Н., Исаков обратился к Пунину, находящемуся в соседней комнате, и сказал ему, что такую фразу в стенограмме оставлять неуместно. Пунин Н.Н. прочел эту фразу, зачеркнул слово «правительство» и написал «правление». Я сказал Пунину, что
|
.на собрании он говорил о правительстве, что все это слышали, да и смысл этой фразы опровергает наличие в ней понятия правления, т.к. Правление Лен. Союза художников не может отчитываться за искусство всей страны. <...>
Вопрос: Вы написали статью в газете «Вечерний Ленинград» — «За дальнейший расцвет искусства»?
Ответ: Да, такую статью я написал в начале 1949 г.
Вопрос: В этой статье Вы называете Пунина Н.Н. «идеологом нового искусства» и «проповедником реакционной идейки — искусства для искусства». На основании каких данных Вы делаете это заключение?
Ответ: Примерно в 1918-19 гг. Пуниным были изданы «Лекции об искусстве», которые он читал и публично на курсах художников. Кроме того, в эти же годы Пунин печатал ряд статей в газетах об искусствах. Я сам читал в этих сочинениях Пунина о том, что, по его мнению, старое русское искусство, которое он называл реалистическим, уже отжило и на смену ему пришло молодое искусство левых. Он говорил: «Футуризм — это поправка к коммунизму. Реализм и бездарность — это одно и то же. Футуризм и кубизм - это выражение будущего искусства. Форма — это уже достаточное содержание для искусства».
На основании этих высказываний Пунина я и сделал вывод, что он является идеологом «левого реакционного искусства» и проповедником реакционной идеи: «искусство для искусства» и теоретиком формализма в искусстве.
Вопрос: В этой же статье Вы писали, что Пунин Н.Н. охаивал лучшие работы советских художников и издевался над методом социалистического реализма, откуда это Вам известно?
Ответ: В апреле 1945 г. в Союзе художников Пунин Н.Н. читал доклад на тему: «Импрессионизм и картина» и здесь же утверждал: «Советское искусство отсталое искусство, а современное западноевропейское искусство, как, например, искусство Пикассо, а также искусство Западной Европы начала 20-го века, как искусство Сезанна и Ван Гога, является высшим достижением современной культуры»*. Как мне помнится, тогда же Пунин говорил, что он не понимает, что такое соцреализм, т.к. это, мол, неопределенное понятие. <...>
.Вопрос: Как Вы оцениваете искусство Сезанна, Ван Гога, Пикассо?
Ответ: Искусство Сезанна, Ван Гога является выражением упаднического направления и оценивается советской общественностью как формалистическое. К формалистам относится и Пикассо, несмотря на его полезную общественную деятельность в пользу мира.
СПРАВКА
Ахматова Анна Андреевна, 1892 г.р., уроженка г. Ленинграда*, разрабатывается 5-м отд. УМГБ ЛО по делу-формуляр, в связи с чем она не допрошена в качестве свидетеля по делу Пунина Н.Н.
Гумилев Лев Николаевич арестован б ноября 1949 г. и направлен в распоряжение следственной части по особо важным делам МГБ СССР.
Нач. 2 отд. след. отдела УМГБ ЛО л-т Ковалев 24 ноября 1949 г.
СПРАВКА
Учебник по истории западноевропейского искусства, изданный под редакцией и при личном участии Н.Н.Пунина в 1940 г. издательством «Искусство», содержит крупные ошибки формалистического и космополитического характера и проникнут буржуазным субъективизмом. По распоряжению Президиума Академии художеств и Директора Ин-та им. Репина этот учебник с 1-го сент. 1948 г. не рекомендован как учебное пособие и одновременно был изъят из фондов библиотеки Академии.
Н.Н.ПУНИН- М.А.ГОЛУБЕВОЙ
7 сентября 1950 года. <Вологда>
Тика, родная! наконец-то... Пишу на стене из Вологды (по дороге в лагерь)*.
Ничего не могу сейчас написать толком. Вынес год твоей любовью и любовью к тебе. Этим и держусь теперь. Все.
Здоровье хорошее; обращение было безукоризненное. Сейчас самое трудное — этап. Думаю, скоро напишу обо всем. О, Тика!
Целуй всех. Синь.
Н.Н.ПУНИН- М.А.ГОЛУБЕВОЙ.
сентября 1950 года. <Абезь>
Тика, родная пишу на адрес Фонтанки, т.к. не знаю, живешь ли ты в Академии. О деле писать не буду; нет ничего тебе не известного.
Мой адрес: Коми АССР. Кожвинский район, поселок Абезь, почтовый ящик 388/16-г. Писем от меня в скором времени не жди*; ко мне же можно писать в неограниченном количестве; поэтому пишите все и как можно больше; я могу также получать бандероли, поэтому шлите газеты наиболее интересные («соцреализм» также) и книги, какие найдешь достойными. Имею право получать в месяц 100 р., проси от меня Леву Пунина помочь деньгами. Мне разрешается еженедельно получать посылки. Я зачислен в 4 кат., то есть освобожден от всех работ, не знаю, куда себя девать; может быть, к весне вышлешь мне ящик с красками; я снова займусь живописью. Нуждаюсь в энергичной и длительной помощи.
Много у тебя теперь будет забот.
Не отчаивайся, смотри! Как я писал тебе из Вологды, меня удивительным образом держит твоя любовь и моя любовь к тебе. Я никого не любил с таким страстным уважением, так просто. Но об этом в другой раз.
Передай Ирочке, что я благодарю ее за мою жизнь, прожитую с нею.
Здесь еще тепло, в ясные дни солнце хорошо греет.
Целую тебя нежно, и целуй всех так же. Жду — как жду — писем.
Твой Синь.
Н.Н. ПУНИН - М.АЛОЛУБЕВОЙ.
ноября 1950 года. <Абезь>
Тика, голубка моя, тихий свет и утешение. Пользуюсь своим правом послать тебе второе письмо в этом году. В тюрьме я еще надеялся писать тебе много, но и это прошло; вероятно, все это отмщение мне за горе, которое я тебе причинил: саночки, Пермь, Черная дорога, Загорск и пр. (Как я плакал, проезжая 4 сентября Загорск, над твоей несложившейся жизнью!) Но все равно, ты лежишь на моем сердце, и нигде и никогда я не бываю без тебя, так что, если мне суждено будет умереть здесь -я умру не один. Странно только, что я не могу ни видеть тебя, ни слышать, ни тронуть рукой — все остальное только лишения, т.е. более или менее — пустяки.
Полтора месяца я пролежал в больнице; изрядно отдохнул и осмотрелся. Лекарства ваши пришли как раз в день выписки, так что лечить меня было нечем, но я поправился сам собой.
.Первая «восторженная» посылка обрадовала всех, меня окружающих. Я знаю, что ты не можешь меня кормить, не занимая денег у родственников, поэтому не роскошествуй; я понимаю, что вы обрадовались тому, что я жив, и, конечно, чай «экстра» чудесен на вкус, но все-таки...
Радио у нас работает плохо и газеты редки, поэтому присылай бандероли с более свежими газетами и книгами (пришли, если можно, Вельфлина «Основные понятия»*). Стихи в «Огоньке» прочитал; я ее любил и понимаю, какой должен быть ужас в ее темном сердце*.
Слышу каждое твое слово и каждую интонацию, и нет там ничего сухого. Ирочке я уже не могу написать, но она знает, как я ее люблю и благодарю.
Анюта! целую тебя столько же раз, сколько ты получила троек за этот год в школе. Роме благодарность и привет. Поцелуй в лобик Нику и Люлли, целую также Ирочкины тонкие пальчики.
Хочу еще поздравить тебя, голубка и хранитель, и Ирочку с днем рождения. Пусть Ирочка передаст всем мой завет: «берегите Тику»...
Искусством здесь очень интересуются. Есть один профессор-историк*; он очень хорошо говорит о работах Пикассо, о пространстве и времени в искусстве...* Историю искусств знает не хуже меня. Долго жил в Париже.
Ну, до свидания; м.б., завтра будут от вас письма (приходят по субботам).
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!