Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-06-23 | 43 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рассмотрим более подробно методику распределения затрат на предприятии (таблица 24).
Таблица 24 - Методика распределения затрат ОАО «Жировой комбинат»[24]
Статья затрат | Методика | База распределения | Вид продукции |
Переменные производства | Фактическая себестоимость отгружаемой продукции. В рамках месяца себестоимость реализации одного продукта усредняется. В статье переменные производства отражаются только расходы на сырье, материалы, упаковку, ЗП и ТЭР по изготовлению продукции. Общепроизводственные расходы и услуги | Прямой способ | Вся продукция |
вспомогательных цехов включаются в постоянные расходы производства. | |||
Переменные логистики | Затраты формируются с учетом плановой стоимости рейса. | Объем продаж, тн | Вся продукция |
Прямые затраты на маркетинг | Детализация затрат по брендам, на их проработку, рекламу, пиар. | Объем продаж, тн | Вся продукция |
Косвенные затраты на маркетинг | Затраты, которые напрямую невозможно отнести к какому-либо бренду: ЗП, прочие расходы и т.д. | Объем продаж, тн | Вся продукция кроме хореки |
Затраты на трейд-маркетинг | Включают затраты на продвижение, вознаграждения торговых сетей, мерчендайзинг, маркетинговые мероприятия, листинг. Формируются условные начисления. | Выручка, руб. | Вся продукция |
Косвенные коммерческие расходы | Затраты, которые не привязаны к региону или категории, включают затраты на оплату труда, расходы на персонал, командировочные, расходы на коммуникации, транспорт и т.д. | Объем продаж, тн | Вся продукция кроме хореки |
Содержание основного подразделения | Затраты подразделений, занимающихся продажей продукции в регионах. | Объем продаж, тн | Вся продукция кроме хореки |
Общие и административные расходы | Затраты по ФОТ, прочие расходы на персонал, информационно-консультационные расходы и прочее. | Объем продаж, тн | Вся продукция кроме хореки |
Постоянные производства | Общепроизводственные затраты, которые непосредственно не связаны с производством готовой продукции. | Объем продаж, тн | Вся продукция кроме хореки |
Постоянные расходы логистики | Условно-постоянные расходы, которые непосредственно не связаны с доставкой готовой продукции: аренда складов, аутсорсинг, прочие расходы. | Объем продаж, тн | Вся продукция кроме хореки |
Амортизация | Затраты на амортизацию оборудования, здания и помещений | Объем продаж, тн | Вся продукция кроме хореки |
|
Согласно методике, представленной в таблице 24, распределение затрат происходит в основном пропорционально объемам категории; маркетинговые затраты, а также вознаграждения разносятся по брендам. В условиях наличия большого ассортиментного ряда такой подход является экономически целесообразным.
Проанализировав управленческую отчетность, а также методику распределения затрат, следует отметить, что управление затратами осуществляется посредством использования метода директ-костинг.
Согласно данному методу, в составе себестоимости продукции необходимо учитывать только прямые расходы.
В качестве плюсов можно выделить удобство в ее использовании при принятии управленческих решений на комбинате, так как в основе расчет ключевых показателей деятельности: переменные, постоянные затраты, маржинальная прибыль, выручка, порог рентабельности, доход.
Минусы, которые вызваны в результате ее использования: деление затрат на постоянные и переменные происходит достаточно условно; и те, и другие виды затрат учувствуют в формировании стоимости продукта, то есть система директ-костинга не дает ответ: какова реальная стоимость продукта, а его себестоимость является заниженной.
|
Важным в рассмотрении процесса управления является определение подразделений, влияющих на формирование затрат предприятия, в таблице 25 представлены департаменты и службы, деятельность которых наиболее сильно влияет на итоговый финансовый результат.
Таблица 25 – Подразделения компании, участвующие в формировании затрат[25]
Статья затрат | Подразделение |
Переменные расходы производства | Финансовый департамент, отдел прогнозирования производства и управления запасами, отдел закупок, главный технолог, главный энергетик, группа компенсаций и льгот |
Переменные расходы логистики | Финансовый департамент, служба логистики, департамент продаж |
Ретро-бонус | Финансовый департамент, департамент продаж |
Маркетинговые расходы | Департамент маркетинга, группа компенсаций и льгот |
Трейд-маркетинг и коммерция | Департамент продаж, группа компенсаций и льгот |
Постоянные расходы производства | Подразделения операционного департамента, группа компенсаций и льгот |
Постоянные расходы логистики | Служба логистики, группа компенсаций и льгот |
Постоянные расходы администрации | Расходы административных подразделений, ИТ, юридический департамент, департамент управления персоналом, служба безопасности |
Для итоговой оценки соотношения затрат предприятия с его объемом производства и прибылью проведем CVP-анализ.
Произведем расчет безубыточного объема производства (таблица 26).
Таблица 26 – Определение точки безубыточности ОАО «Жировой комбинат» за 2015 – 2017 гг.
Наименование показателя | 2015 | 2016 | 2017 | Темп роста/ снижения, % | ||
2016/ 2015 | 2017/ 2016 | |||||
Выручка, тыс. руб. | 9 232 315 | 10 491 362 | 8 332 881 | 114% | 79% | |
Объем производства, тн. | 131 890 | 139 718 | 119 672 | 106% | 86% | |
Постоянные затраты, тыс. руб. | 1 354 498 | 1 706 386 | 1 419 582 | 126% | 83% | |
Переменные затраты, тыс. руб. | 7 675 490 | 9 369 593 | 6 531 128 | 122% | 70% | |
Прибыль/ убыток, тыс. руб. | 202 327 | - 584 617 | 382 171 | -289% | 165% | |
Точка безубыточности, тыс. руб. | 8 032 471 | 15 959 002 | 6 565 388 | 199% | 41% | |
Точка безубыточности, тн. | 114 749 | 212 533 | 94 288 | 185% | 44% | |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | 1 199 844 | - 5 467 636 | 1 767 493 | -456% | 132% |
Данные таблицы 26 показывают, что по причине сокращения объемов реализации продукции произошло к 2017 г. произошло уменьшение точки безубыточности до 6 565 388 тыс. руб., при этом следует отметить увеличение запаса финансовой прочности предприятия, что говорит о повышении финансовой устойчивости компании.
|
В целом, точка безубыточности является крайне важным показателем при планировании объемов производства и продаж. Этот показатель также позволяет понять соотношение затрат и доходов и принять решения по поводу изменения цен на товары (работы, услуги).
Для наглядности и для того, чтобы визуально определить наличие или отсутствие запаса финансовой прочности, изобразим точку безубыточности за 2015 – 2017 гг., рассчитанную в таблице 26, графически (рисунки 3, 4, 5).
Рисунок 3 – Графическое определение точки безубыточности ОАО «Жировой комбинат», 2015 г.
Точка безубыточности в 2015 г. в денежном выражении составляла 8 032 471 тыс. руб., в натуральном – 114 749 тн.
Рисунок 4 – Графическое определение точки безубыточности ОАО «Жировой комбинат», 2016 г.
Точка безубыточности в 2016 г. в денежном выражении составляла 15 959 002 тыс. руб., в натуральном – 212 533 тн.
Рисунок 5 – Графическое определение точки безубыточности ОАО «Жировой комбинат», 2017 г.
Точка безубыточности в 2017 г. в денежном выражении составляла 6 656 388 тыс. руб., в натуральном – 94 288 тн.
Таким образом, в 2016 г. компания работала в убыток, соответственно не была финансово стабильной. В отчетном году ЕЖК выполнил объем реализации продукции, позволивший обеспечить полное покрытие затрат. Запас прочности при этом составил 1,8 млрд. руб., что является достаточным для обеспечения эффективной работы предприятия. Маржа безопасности, полученная делением запаса прочности на фактическую выручку, равняется 21,2%, данное значение далеко от рекомендуемого (30%), что говорит об удовлетворительной финансовой стабильности предприятия в отчетный период.
Следующим этапом осуществим анализ ассортимента продукции при помощи метода покрытия затрат (таблицы 27 – 29), показывающим маржинальный доход по основным группам продукции предприятия от каждой из категории в отдельности.
Таблица 27 – Анализ покрытия затрат по видам деятельности ОАО «Жировой комбинат», 2015 г.
Наименование показателя | Горчица
| Готовый соус | Кетчуп | Майонез | Твердые жиры | Масло подсолнечное | Мыло | Прочее | ||
Выручка, тыс. руб. | 92 241 | 47 362 | 206 746 | 4 847 408 | 3 124 348 | 492 848 | 418 439 | 2 923 | ||
Переменные затраты, тыс. руб. | 66 442 | 27 785 | 172 602 | 4 026 996 | 2 443 791 | 543 648 | 388 543 | 5 684 | ||
Постоянные затраты, тыс. руб. | 9 060 | 5 791 | 31 613 | 965 061 | 286 913 | 10 378 | 37 063 | 8 618 | ||
Сумма покрытия, тыс. руб. | 25 799 | 19 578 | 34 144 | 820 413 | 680 557 | -50 800 | 29 896 | -2 762 | ||
Процент покрытия затрат, % | 28% | 41% | 17% | 17% | 22% | -10% | 7% | -94% | ||
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 16 739 | 13 787 | 2 531 | - 144 648 | 393 644 | - 61 178 | - 7 167 | -11 380 | ||
Точка безубыточности, тыс. руб. | 32 394 | 14 010 | 191 420 | 5 702 062 | 1 317 180 | 554 026 | 518 753 | 14 302 | ||
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | 59 847 | 33 352 | 15 325 | - 854 654 | 1 807 168 | - 61 178 | - 100 314 | -11 380 | ||
Ранг | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 | 7 | 6 | 8 |
Исходя из представленных в таблице 27 данных, мы видим, что в 2015 г. наибольшим процентом покрытия затрат обладали следующие категории: готовые соусы, горчица и твердые жиры. Однако в части доходности можно наблюдать большой уровень убытка в категории майонезов, которая является одной из локомотивных для ОАО «Жировой комбинат», связано это с запуском нового бренда «Мечта хозяйки», который являлся федеральным, что потребовало больших затрат на дистрибуцию, при этом данное мероприятие не повлекло за себя большого роста продаж. Убыток в категории мыла повлекло за собой отсутствие полноценного контроля за данной категорией. Также к убыточным – относится категория масла подсолнечного; связано это с тем, что производство не имеет возможности обеспечить необходимые объемы продаж. Соответственно, за текущий период понесенные затраты превышали полученную с категории выручку.
Таблица 28 – Анализ покрытия затрат по видам деятельности ОАО «Жировой комбинат», 2016 г.
Наименование показателя | Горчица | Готовый соус | Кетчуп | Майонез | Твердые жиры | Масло подсолнечное | Мыло | Прочее | |
Выручка, тыс. руб. | 96 599 | 57 391 | 249 255 | 5 842 756 | 2 788 674 | 546 593 | 395 504 | 514 590 | |
Переменные затраты, тыс. руб. | 75 992 | 42 417 | 191 741 | 5 255 376 | 2 285 599 | 570 158 | 376 018 | 572 292 | |
Постоянные затраты, тыс. руб.
| 12 742 | 9 842 | 47 475 | 1 316 489 | 339 121 | 31 850 | 37 148 | 1 719 | |
Сумма покрытия, тыс. руб. | 20 607 | 14 975 | 57 513 | 587 380 | 503 074 | - 23 565 | 19 486 | - 57 702 | |
Процент покрытия затрат, % | 21% | 26% | 23% | 10% | 18% | -4% | 5% | -11% | |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 7 864 | 5 133 | 10 038 | - 729 109 | 163 954 | - 55 415 | - 17 662 | - 59 421 | |
Точка безубыточности, тыс. руб. | 59 733 | 37 720 | 205 750 | 13 095 310 | 1 879 835 | 602 008 | 753 972 | 574 011 | |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | 36 866 | 19 672 | 43 504 | - 7 252 554 | 908 838 | - 55 415 | - 358 467 | - 59 421 | |
Ранг | 3 | 1 | 2 | 5 | 4 | 8 | 6 | 7 |
Представленные в таблице 28 данные показывают, что в 2016 г. наибольшим процентом покрытия затрат обладали категория соусов и категория кетчупов. Как и в 2015 г. наблюдался убыток в категории майонезов, масло подсолнечное и мыла.
|
Таблица 29 – Анализ покрытия затрат по видам деятельности ОАО «Жировой комбинат», 2017 г.
Наименование показателя | Горчица | Готовый соус | Джем | Кетчуп | Майонез | Твердые жиры | Масло подсолнечное | Мыло | Прочее |
Выручка, тыс. руб. | 81 196 | 44 993 | 4 128 | 170 896 | 4 273 671 | 2 575 296 | 389 190 | 356 893 | 436 617 |
Переменные затраты, тыс. руб. | 56 383 | 33 497 | 3 986 | 105 405 | 3 069 630 | 1 698 093 | 448 544 | 311 521 | 804 068 |
Постоянные затраты, тыс. руб.
| 10 983 | 11 262 | 335 | 31 990 | 925 859 | 376 075 | 5 945 | 40 984 | 16 150 |
Окончание таблицы 29
| |||||||||
Наименование показателя | Горчица | Готовый соус | Джем | Кетчуп | Майонез | Твердые жиры | Масло подсолнечное | Мыло | Прочее |
Сумма покрытия, тыс. руб. | 24 812 | 11 496 | 142 | 65 491 | 1 204 041 | 877 203 | - 59 355 | 45 372 | - 367 451 |
Процент покрытия затрат, % | 31% | 26% | 3% | 38% | 28% | 34% | -15% | 13% | -84% |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 13 829 | 235 | - 193 | 33 501 | 278 182 | 501 128 | - 65 299 | 4 388 | - 383 601 |
Точка безубыточности, тыс. руб. | 35 941 | 44 075 | 9 712 | 83 476 | 3 286 280 | 1 104 083 | 454 489 | 322 375 | 820 218 |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | 45 255 | 918 | - 5 584 | 87 421 | 987 392 | 1 471 213 | - 65 299 | 34 518 | - 383 601 |
Ранг | 3 | 5 | 7 | 1 | 4 | 2 | 8 | 6 | 9 |
Согласно данным таблицы 29 по ассортименту продукции предприятия за 2017 г., наибольшим процентом покрытия затрат обладают следующие категории: кетчуп, горчица, твердые жиры и соусы. Прибыльными и имеющими значительный запас финансовой прочности являются: твердые жиры и майонез. Категории с низким процентом покрытия затрат: масло подсолнечное и прочее, так как обладают высокими переменными затратами на производство и реализацию продукции.
Также следует отметить, что наблюдается снижение выручки по каждой из категорий.
Согласно проведенному анализу, можно заключить, что наиболее убыточными категориями являются: джем, масло подсолнечное, мыло и прочее, которое в основном представлено B2B-сегментом. Однако следует отметить, что данные категории получили свое основное развитие в течение последних двух лет, что обосновывает отрицательный результат. Высокодоходными категориями являются твердые жиры: маргарин и спред, а также майонез.
Таким образом, осуществив оценку управления затратами на предприятии, можно сделать вывод о том, что она обеспечивает удовлетворительное финансовое состояние: существует возможность для улучшения текущего метода управления затратами; оптимизации затрат. Так по итогам осуществления деятельности предприятия за 2017 г., с одной стороны, наблюдается снижение переменных затрат, связанных с производственной себестоимостью; с другой – виден рост переменных затрат на логистику, что требует управленческих решений, направленных на их сокращение.
По итогам проведенного анализа можно заключить, что затраты предприятия значительным образом влияют на финансовый результат компании, их сокращение в отчетном году позволило добиться получения прибыли; следовательно, необходимо продолжить курс на их оптимизацию, добиться более значимых результатов в части управления затратами.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!