Управление затратами на предприятии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Управление затратами на предприятии

2021-06-23 43
Управление затратами на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Рассмотрим более подробно методику распределения затрат на предприятии (таблица 24).

 

 

Таблица 24 - Методика распределения затрат ОАО «Жировой комбинат»[24]

Статья затрат Методика База распределения Вид продукции
Переменные производства Фактическая себестоимость отгружаемой продукции. В рамках месяца себестоимость реализации одного продукта усредняется. В статье переменные производства отражаются только расходы на сырье, материалы, упаковку, ЗП и ТЭР по изготовлению продукции. Общепроизводственные расходы и услуги Прямой способ Вся продукция
  вспомогательных цехов включаются в постоянные расходы производства.    
Переменные логистики Затраты формируются с учетом плановой стоимости рейса. Объем продаж, тн Вся продукция
Прямые затраты на маркетинг Детализация затрат по брендам, на их проработку, рекламу, пиар. Объем продаж, тн Вся продукция
Косвенные затраты на маркетинг Затраты, которые напрямую невозможно отнести к какому-либо бренду: ЗП, прочие расходы и т.д. Объем продаж, тн Вся продукция кроме хореки
Затраты на трейд-маркетинг Включают затраты на продвижение, вознаграждения торговых сетей, мерчендайзинг, маркетинговые мероприятия, листинг. Формируются условные начисления. Выручка, руб. Вся продукция
Косвенные коммерческие расходы Затраты, которые не привязаны к региону или категории, включают затраты на оплату труда, расходы на персонал, командировочные, расходы на коммуникации, транспорт и т.д. Объем продаж, тн Вся продукция кроме хореки
Содержание основного подразделения Затраты подразделений, занимающихся продажей продукции в регионах. Объем продаж, тн Вся продукция кроме хореки
Общие и административные расходы Затраты по ФОТ, прочие расходы на персонал, информационно-консультационные расходы и прочее. Объем продаж, тн Вся продукция кроме хореки
Постоянные производства Общепроизводственные затраты, которые непосредственно не связаны с производством готовой продукции. Объем продаж, тн Вся продукция кроме хореки
Постоянные расходы логистики Условно-постоянные расходы, которые непосредственно не связаны с доставкой готовой продукции: аренда складов, аутсорсинг, прочие расходы. Объем продаж, тн Вся продукция кроме хореки
Амортизация Затраты на амортизацию оборудования, здания и помещений Объем продаж, тн Вся продукция кроме хореки

 

Согласно методике, представленной в таблице 24, распределение затрат происходит в основном пропорционально объемам категории; маркетинговые затраты, а также вознаграждения разносятся по брендам. В условиях наличия большого ассортиментного ряда такой подход является экономически целесообразным.

Проанализировав управленческую отчетность, а также методику распределения затрат, следует отметить, что управление затратами осуществляется посредством использования метода директ-костинг.

Согласно данному методу, в составе себестоимости продукции необходимо учитывать только прямые расходы.

В качестве плюсов можно выделить удобство в ее использовании при принятии управленческих решений на комбинате, так как в основе расчет ключевых показателей деятельности: переменные, постоянные затраты, маржинальная прибыль, выручка, порог рентабельности, доход. 

Минусы, которые вызваны в результате ее использования: деление затрат на постоянные и переменные происходит достаточно условно; и те, и другие виды затрат учувствуют в формировании стоимости продукта, то есть система директ-костинга не дает ответ: какова реальная стоимость продукта, а его себестоимость является заниженной.

Важным в рассмотрении процесса управления является определение подразделений, влияющих на формирование затрат предприятия, в таблице 25 представлены департаменты и службы, деятельность которых наиболее сильно влияет на итоговый финансовый результат.

Таблица 25 – Подразделения компании, участвующие в формировании затрат[25]

Статья затрат Подразделение
Переменные расходы производства Финансовый департамент, отдел прогнозирования производства и управления запасами, отдел закупок, главный технолог, главный энергетик, группа компенсаций и льгот
Переменные расходы логистики Финансовый департамент, служба логистики, департамент продаж
Ретро-бонус Финансовый департамент, департамент продаж
Маркетинговые расходы Департамент маркетинга, группа компенсаций и льгот
Трейд-маркетинг и коммерция Департамент продаж, группа компенсаций и льгот
Постоянные расходы производства Подразделения операционного департамента, группа компенсаций и льгот
Постоянные расходы логистики Служба логистики, группа компенсаций и льгот
Постоянные расходы администрации Расходы административных подразделений, ИТ, юридический департамент, департамент управления персоналом, служба безопасности

 

Для итоговой оценки соотношения затрат предприятия с его объемом производства и прибылью проведем CVP-анализ.

Произведем расчет безубыточного объема производства (таблица 26).

Таблица 26 – Определение точки безубыточности ОАО «Жировой комбинат» за 2015 – 2017 гг.

Наименование показателя

2015

2016

2017

Темп роста/ снижения, %

2016/ 2015 2017/ 2016  
Выручка, тыс. руб. 9 232 315 10 491 362 8 332 881 114% 79%  
Объем производства, тн. 131 890 139 718 119 672 106% 86%  
Постоянные затраты, тыс. руб. 1 354 498 1 706 386 1 419 582 126% 83%  
Переменные затраты, тыс. руб. 7 675 490 9 369 593 6 531 128 122% 70%  
Прибыль/ убыток, тыс. руб. 202 327 - 584 617 382 171 -289% 165%  
Точка безубыточности, тыс. руб. 8 032 471 15 959 002 6 565 388 199% 41%  
Точка безубыточности, тн. 114 749 212 533 94 288 185% 44%  
Запас финансовой прочности, тыс. руб. 1 199 844 - 5 467 636 1 767 493 -456% 132%  

 

Данные таблицы 26 показывают, что по причине сокращения объемов реализации продукции произошло к 2017 г. произошло уменьшение точки безубыточности до 6 565 388 тыс. руб., при этом следует отметить увеличение запаса финансовой прочности предприятия, что говорит о повышении финансовой устойчивости компании.

В целом, точка безубыточности является крайне важным показателем при планировании объемов производства и продаж. Этот показатель также позволяет понять соотношение затрат и доходов и принять решения по поводу изменения цен на товары (работы, услуги).

Для наглядности и для того, чтобы визуально определить наличие или отсутствие запаса финансовой прочности, изобразим точку безубыточности за 2015 – 2017 гг., рассчитанную в таблице 26, графически (рисунки 3, 4, 5).

 

Рисунок 3 – Графическое определение точки безубыточности ОАО «Жировой комбинат», 2015 г.

 

Точка безубыточности в 2015 г. в денежном выражении составляла 8 032 471 тыс. руб., в натуральном – 114 749 тн.

Рисунок 4 – Графическое определение точки безубыточности ОАО «Жировой комбинат», 2016 г.

Точка безубыточности в 2016 г. в денежном выражении составляла 15 959 002 тыс. руб., в натуральном – 212 533 тн.

 

 

Рисунок 5 – Графическое определение точки безубыточности ОАО «Жировой комбинат», 2017 г.

Точка безубыточности в 2017 г. в денежном выражении составляла 6 656 388 тыс. руб., в натуральном – 94 288 тн.

Таким образом, в 2016 г. компания работала в убыток, соответственно не была финансово стабильной. В отчетном году ЕЖК выполнил объем реализации продукции, позволивший обеспечить полное покрытие затрат. Запас прочности при этом составил 1,8 млрд. руб., что является достаточным для обеспечения эффективной работы предприятия. Маржа безопасности, полученная делением запаса прочности на фактическую выручку, равняется 21,2%, данное значение далеко от рекомендуемого (30%), что говорит об удовлетворительной финансовой стабильности предприятия в отчетный период.

Следующим этапом осуществим анализ ассортимента продукции при помощи метода покрытия затрат (таблицы 27 – 29), показывающим маржинальный доход по основным группам продукции предприятия от каждой из категории в отдельности.

Таблица 27 – Анализ покрытия затрат по видам деятельности ОАО «Жировой комбинат», 2015 г.

 

Наименова­ние показа­теля

Гор­чица

Гото­вый соус

Кетчуп

Майонез

Твердые жиры

Масло под­сол­нечное

Мыло

Прочее

 

Выручка, тыс. руб.

92 241

47 362

206 746

4 847 408

3 124 348

492 848

418 439

2 923

 

Переменные затраты, тыс. руб.

66 442

27 785

172 602

4 026 996

2 443 791

543 648

388 543

5 684

 

Постоянные затраты, тыс. руб.

9 060

5 791

31 613

965 061

286 913

10 378

37 063

8 618

 

Сумма покрытия, тыс. руб.

25 799

19 578

34 144

820 413

680 557

-50 800

29 896

-2 762

 

Процент покрытия затрат, %

28%

41%

17%

17%

22%

-10%

7%

-94%

 

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

16 739

13 787

2 531

- 144 648

393 644

- 61 178

- 7 167

-11 380

 

Точка безубы­точности, тыс. руб.

32 394

14 010

191 420

5 702 062

1 317 180

554 026

518 753

14 302

 

Запас фи­нансовой прочности, тыс. руб.

59 847

33 352

15 325

- 854 654

1 807 168

- 61 178

- 100 314

-11 380

 

Ранг

2

1

4

5

3

7

6

8

 

 

Исходя из представленных в таблице 27 данных, мы видим, что в 2015 г. наибольшим процентом покрытия затрат обладали следующие категории: готовые соусы, горчица и твердые жиры. Однако в части доходности можно наблюдать большой уровень убытка в категории майонезов, которая является одной из локомотивных для ОАО «Жировой комбинат», связано это с запуском нового бренда «Мечта хозяйки», который являлся федеральным, что потребовало больших затрат на дистрибуцию, при этом данное мероприятие не повлекло за себя большого роста продаж. Убыток в категории мыла повлекло за собой отсутствие полноценного контроля за данной категорией. Также к убыточным – относится категория масла подсолнечного; связано это с тем, что производство не имеет возможности обеспечить необходимые объемы продаж. Соответственно, за текущий период понесенные затраты превышали полученную с категории выручку.

Таблица 28 – Анализ покрытия затрат по видам деятельности ОАО «Жировой комбинат», 2016 г.

Наименова­ние показа­теля

Гор­чица

Гото­вый соус

Кетчуп

Майонез

Твердые жиры

Масло под­сол­нечное

Мыло

Прочее

 

Выручка, тыс. руб.

96 599

57 391

249 255

5 842 756

2 788 674

546 593

395 504

514 590

 

Переменные затраты, тыс. руб.

75 992

42 417

191 741

5 255 376

2 285 599

570 158

376 018

572 292

 

Постоянные затраты, тыс. руб.

 

12 742

9 842

47 475

1 316 489

339 121

31 850

37 148

1 719

 

Сумма покрытия, тыс. руб.

20 607

14 975

57 513

587 380

503 074

- 23 565

19 486

- 57 702

 

Процент покрытия затрат, %

21%

26%

23%

10%

18%

-4%

5%

-11%

 

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

7 864

5 133

10 038

- 729 109

163 954

- 55 415

- 17 662

- 59 421

 

Точка безубы­точности, тыс. руб.

59 733

37 720

205 750

13 095 310

1 879 835

602 008

753 972

574 011

 

Запас фи­нансовой прочности, тыс. руб.

36 866

19 672

43 504

- 7 252 554

908 838

- 55 415

- 358 467

- 59 421

 

Ранг

3

1

2

5

4

8

6

7

 

Представленные в таблице 28 данные показывают, что в 2016 г. наибольшим процентом покрытия затрат обладали категория соусов и категория кетчупов. Как и в 2015 г. наблюдался убыток в категории майонезов, масло подсолнечное и мыла.

Таблица 29 – Анализ покрытия затрат по видам деятельности ОАО «Жировой комбинат», 2017 г.

Наимено­ва­ние по­каза­теля

Гор­чица

Гото­вый соус

Джем

Кетчуп

Майонез

Твердые жиры

Масло под­сол­нечное

Мыло

Прочее

Выруч­ка, тыс. руб.

81 196

44 993

4 128

170 896

4 273 671

2 575 296

389 190

356 893

436 617

Пере­мен­ные затра­ты, тыс. руб.

56 383

33 497

3 986

105 405

3 069 630

1 698 093

448 544

311 521

804 068

Посто­ян­ные затра­ты, тыс. руб.

 

10 983

11 262

335

31 990

925 859

376 075

5 945

40 984

16 150

Окончание таблицы 29

 

Наимено­ва­ние по­каза­теля

Гор­чица

Гото­вый соус

Джем

Кетчуп

Майонез

Твердые жиры

Масло под­сол­нечное

Мыло

Прочее

Сумма покры­тия, тыс. руб.

24 812

11 496

142

65 491

1 204 041

877 203

- 59 355

45 372

- 367 451

Процент покры­тия за­трат, %

31%

26%

3%

38%

28%

34%

-15%

13%

-84%

При­быль (убыток) от про­даж, тыс. руб.

13 829

235

- 193

33 501

278 182

501 128

- 65 299

4 388

- 383 601

Точка безубы­точно­сти, тыс. руб.

35 941

44 075

9 712

83 476

3 286 280

1 104 083

454 489

322 375

820 218

Запас фи­нансо­вой прочно­сти, тыс. руб.

45 255

918

- 5 584

87 421

987 392

1 471 213

- 65 299

34 518

- 383 601

Ранг

3

5

7

1

4

2

8

6

9

 

Согласно данным таблицы 29 по ассортименту продукции предприятия за 2017 г., наибольшим процентом покрытия затрат обладают следующие категории: кетчуп, горчица, твердые жиры и соусы. Прибыльными и имеющими значительный запас финансовой прочности являются: твердые жиры и майонез. Категории с низким процентом покрытия затрат: масло подсолнечное и прочее, так как обладают высокими переменными затратами на производство и реализацию продукции.

Также следует отметить, что наблюдается снижение выручки по каждой из категорий.

Согласно проведенному анализу, можно заключить, что наиболее убыточными категориями являются: джем, масло подсолнечное, мыло и прочее, которое в основном представлено B2B-сегментом. Однако следует отметить, что данные категории получили свое основное развитие в течение последних двух лет, что обосновывает отрицательный результат. Высокодоходными категориями являются твердые жиры: маргарин и спред, а также майонез.

Таким образом, осуществив оценку управления затратами на предприятии, можно сделать вывод о том, что она обеспечивает удовлетворительное финансовое состояние: существует возможность для улучшения текущего метода управления затратами; оптимизации затрат. Так по итогам осуществления деятельности предприятия за 2017 г., с одной стороны, наблюдается снижение переменных затрат, связанных с производственной себестоимостью; с другой – виден рост переменных затрат на логистику, что требует управленческих решений, направленных на их сокращение.

По итогам проведенного анализа можно заключить, что затраты предприятия значительным образом влияют на финансовый результат компании, их сокращение в отчетном году позволило добиться получения прибыли; следовательно, необходимо продолжить курс на их оптимизацию, добиться более значимых результатов в части управления затратами.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.