Глава 6. Брак по принуждению и брак по расчету: 19 хадис — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 6. Брак по принуждению и брак по расчету: 19 хадис

2022-10-03 26
Глава 6. Брак по принуждению и брак по расчету: 19 хадис 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хадис девятнадцатый

 

عن ابن عبَّاس (رَضِ أللَّهُ عَنْهُما) أنَّ جاريةً بكرًا أتَتِ انَّبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) فذكرت أنَّ ابَاها زوَّجها وهي كارِهة فخيَّرها النبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم). رواه أبو داود وابن ماجة.

 

Абдуллах ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришла девушка и пожаловалась ему на своего отца, который выдал ее замуж против воли. И Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) дал ей право выбора в этой ситуации (Абу Дауд, 2089, Ибн Маджа, 1875, оценивается как сахих).

 

Комментарий:

 

Этот хадис категорически отрицает мнение, что в Исламе допускаются (или, во всяком случае, не порицаются) браки по принуждению. Вначале важно понять, что брак по принуждению – это не одно и то же, что и брак по расчету, хотя, надо отметить, что принуждение может скрываться под прикрытием устроенного (родителями) брака. В случае устроенного брака родители и другие члены семьи выступают только посредниками, устраивая брак своих детей, но он не совершается без согласия девушки и юноши.

 

Устроенный брак не считается обязательным в Исламе, но и не порицается, однако с учетом сложной природы современного общества, было бы очень неплохо прибегнуть к помощи родственников и друзей в таком серьезном шаге как брак. Что же касается брака по принуждению, то здесь один или оба партнера принуждаются ко вступлению в брак против их воли.

 

В хадисе говорится, что, когда девушка (не бывшая замужем) пожаловалась, что ее отец принудил ее выйти замуж, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) позволил ей сделать выбор – либо остаться в браке, либо разойтись с мужем. В другом хадисе, переданном у Тирмизи, Абу Дауда и других по надежной (хасан) цепочке, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 

«Девушку - сироту (совершеннолетнюю) следует спросить о ее желании: ее молчание будет ее согласием, однако, если она откажется, ее опекун не может ее принудить».

 

Кроме того, имам Бухари передает хадис от Хансы бинт Хизамы аль-Ансарийя, которая была до этого замужем, в главе о том, что у человека нет прав выдавать свою дочь замуж без ее согласия: она передает, что ее отец выдал ее замуж без ее воли, так что она пришла к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и он расторг этот брак. Подобным образом, передается, что молодая девушка пришла к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и пожаловалась, что ее отец выдал ее замуж за ее кузена силой, против воли. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) послал за ее отцом и в его присутствии предоставил девушке выбор – остаться в браке или расторгнуть брак. Она ответила: «О, Посланник Аллаха, я согласна с желанием моего отца, но я хотела, чтобы других женщин не выдавали замуж против их воли» (Насаи, Ибн Маджа).

 

Все эти хадисы ясно утверждают, что ни отец, ни какой другой законный опекун не могут принудить совершеннолетнюю женщину к браку, независимо от того, была она уже замужем или нет. Она имеет полное право выбора брачного партнера, поскольку с этим человеком ей нужно будет жить до конца жизни. Она имеет право отвергнуть жениха, которого ей предлагают родители, вследствие недостаточной религиозности, неприятного характера или внешности, или по иным причинам. Если же родители заключат брак против ее воли, такой брак не будет действительным. Если же она даст согласие (из страха или под принуждением), брак состоится, но на ее родителях будет грех за то, что они совершили насилие. В таком случае (чтобы не обидеть родителей) следует прислушаться к их советам (в деле выбора брачного партнера), но, если молодые люди считают, что не подходят друг другу, отказываться следует в уважительной и мягкой форме.

 

Очень жаль, что браки по принуждению до сих пор весьма распространены во многих исламских обществах, и их даже оправдывают именем Ислама, что позволяет средствам массовой информации очернять чистое учение Ислама. Физическое насилие, эмоциональное давление, угрозы и шантаж – все средства пускаются в ход родителями, чтобы принудить детей к браку, даже если брачный партнер совершенно им не подходит. Все, кто прибегает к подобным средствам, должны осознавать, что они следуют каким-то местным народным традициям, а не Исламу, и будут отвечать за свои действия в будущей жизни.

 

ГЛАВА 6. БРАК ПО ПРИНУЖДЕНИЮ И БРАК ПО РАСЧЕТУ: 20 ХАДИС

Хадис двадцатый

 

عن أبي هريرة (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) أنَّ النبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) قال: لا تُنْكَحُ الأيَّم حتَّ تُسْتَأْمَر و لا تنكح البِكْرُ حتَّ تستأْذنَ فَالوُا: يا رسول الله وكيف إذْنُها؟ قال: أنْ تَسكُتَ.رواه البخاري ومسلم

 

Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Женщину, бывшую замужем, нельзя выдать замуж без ее согласия; и девственницу нельзя выдать замуж, пока не будет получено ее согласие». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, как она (девственница) может дать согласие?» Он ответил: «Она может промолчать (в знак согласия)» (Бухари, 4843, Муслим, 1419).

 

Комментарий:

 

Этот хадис, который передается у имама Бухари в главе под названием «Отец или иной законный опекун не могут выдать замуж женщину (бывшую и не бывшую замужем) без ее согласия», подтверждает запретность брака по принуждению.

 

Несмотря на то, что термин «аййим», обозначает в языке любую незамужнюю женщину, обычно он относится к женщине, уже бывшей замужем, которая противопоставляется девственнице. Однако, хадис подтверждает, что и девственницу, и женщину, уже бывшую замужем, следует спросить об их согласии на брак, хотя есть разница в форме, в которой они могут дать согласие.

 

Что касается бывшей замужем женщины, ее согласие должно быть выражено в ясной словесной форме. Для девственницы же достаточно ее молчания и отсутствия прямого отказа. Эта разница проистекает из того факта, что девушки обычно стыдливы, и им неловко прямо высказать свои чувства, особенно в присутствии родителей. Женщина, бывшая замужем, обычно старше, и у нее уже есть опыт брачной жизни. Однако в наше время будет лучшим получить ясное словесное согласие и от девственницы – чтобы избежать возможного недопонимания – будет лучше, если она выразит его письменно, а Аллах знает лучше.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.