Глава 6. Культово-ритуальный аспект — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 6. Культово-ритуальный аспект

2022-10-03 48
Глава 6. Культово-ритуальный аспект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

6.1. Проблема петрогромской культуры…………………………………….……..……….237

6.2. Шнуровые культуры Зауралья…………………………………………………...…….237

6.3. Образ коня в Западной Сибири..…………………………………………………….243

ВОСТОЧНАЯ (ПРИУРАЛЬСКАЯ) ЧАСТЬ ШНУРОВОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТИ:

ГЛАВА 6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ УРАЛА:

7.1.Средневековые шнуровые культуры Среднего Урала: ломоватовская и родановская, неволинская и чепецкая, поломская, поспетрогромская………………………………….............273

7.2.Средневековые шнуровые культуры Северного Урала: ванвиздинская, вымская, бичевницкая………………………………………………………………………………………….298

7.3.Средневековая шнуровая кераамика Южного Урала……………………….................307

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………310

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………..…………………….……..311

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………........................................................312


ВВЕДЕНИЕ

 

Шнуровая керамика – явление человеческой культуры, которое заключается в отпечатывании на глиняном сосуде оттисков витой верёвки, шнура. Керамический сосуд является источником питания, жизненных сил, поэтому к нему существовало исключительное отношение, которое отражалось в его декоре. Первые сосуды яйцевидной формы (рис. 1), и при этом нужно помнить, что яйцо в природе – то, из чего начинается жизнь. 

Естественный природно-географический барьер – Уральские горы, который выделяет в Шнуровой историко-культурной области две части целого –Зауралье (западная часть) и Приуралье (восточная часть). При этом, он никогда не являлся препятствием для культурных связей, которые включали все виды взаимодействия. Все возвышенности – горы, холмы, заброшенные городища и др. являлись местами совершения культово-ритуальных действий.Для человеческой культуры характерно особое отношение к необычным местам – так, на молчановском городище VI-IXвв. с мощной системой обороны возникает в XII в. юдинское святилище Пламя Сибири; на городище Боровиково в конце IXв. возникает капище – жертвоприношение 3-х коров и костер рядом; на городище Красный яр также в конце IXв. зафиксированы 3 культово-ритуальных погребения.

В древности, археологическое время, культурные связи осуществлялись по рекам. Существовали две основные речные дороги – «северный путь» и «южный путь». «Северная» дорога: с Вычегды на Печору, далее на ее приток Усу, откуда через Уральский хребет на р. Собь и далее на р. Обь. Таким образом осуществлялось сообщение русских людей и коми-зырян в XVI-XVII вв. с Нижнем Приобьем [Бахрушин, 1927, с. 66-73]. Другой вариант «северного» пути – с р. Печоры на Северную Сосьву и далее в нижнеобской бассейн [Могильников, 1991, с. 73]. «Южный» водный путь взаимодействия с Приуральем мог проходить по pp. Чусовой и Вишере, откуда выходил на верховья Исети и Туры, спускаясь по которым достигал Тобола, Иртыша и Оби [Могильников, 1991, с. 72-73]. По мнению исследователя, свидетельством существования этого пути в XI в. является Вашкурское погребение на р. Чусовой [Прокошев, 1937], в XV-XVI вв. этим путем шло освоение Сибири русскими [Могильников, 1991, с. 72-73]. Они дополнялись взаимодействием по другим рекам и морю.

Именно на «южном» пути существовали средневековые шнуровые культуры Зауралья. Также подтверждением его функционирования являются: 1. Мощные и сложные по фортификации городища, которые в эпоху раннего средневековья (VI-IX вв.) являлись единственным местом проживания. 2. Наличие приуральского импорта – украшений из бронзы и камня (алевролит, агриллит).

Орнамент на керамической посуде содержит жизнеобеспечивающую, смысловую, этническую и нагрузку. Шнуровая орнаментация отражает одно из направлений производящего хозяйства, животноводство, в коневодческом аспекте. Шнур, верёвка – это средство контроля, управления над лошадью. Гребёнка – это символ воды, ряби реки, слитные горизонтальные ее оттиски и вплотную нанесённые отпечатки – русло реки. Также возможно, она обозначала лес. Фигурные штампы отражают охотничье направление хозяйства, уголок – это символ отпечатка лапы утки, так же, как и ромб, другие фигурные штампы – это условное обозначение зверей, например, штамп «уточка», «медвежья лапа» и др. В то же время шнуровая орнаментация свидетельствует о родственности археологических культур, которые её использовали. В этническом плане батырская культура – предки башкир, молчановская и юдинская культуры – предки угро-самодийцев (ханты и манси).

Появление оттисков шнура на керамической посуде является отражением хозяйства, жизнеобеспечения человека, и возникает в IV тыс. до н.э., в эпоху неолита, с момента возникновения керамики (рис. 1, рис. 2) [Дубовцева, 2011]. В идейно-мифологическом плане шнур на керамике в это время, скорее всего, символизировал рыболовную сеть. Далее происходит становление производящего хозяйства, в эпоху энеолита (III тыс. до н.э.)и бронзы (II-I тыс. до н.э.), где шнуровой орнамент на керамических сосудах начинает символизировать коневодство. Шнуровая керамика получает распространение в Европе и Прибалтике, на Русской равнине и на Урале. Эти регионы объединяются в историко-культурные общности, на основе орнаментации керамики оттисками шнура. Первая историко-культурная общность существовала в Европе и на Русской равнине, охватывала территорию от Волги на востоке до берегов Рейна на западе и от Южной Скандинавии на севере до Швейцарии, Чехословакии, Поднестровья и Среднего Поднепровья на юге. В России это следующие археологические культуры: среднеднепровская, подкарпатская, городокско-здолбицкая, стжижовская и др.(рис. 3). В Европе: саксо-тюрингская, ладьевидных топоров, одиночных погребений, боевых топоров и др. (рис. 4)[Эпоха бронзы…, 1987].

Шнуровая культурно-историческая общность Урала включает археологические культуры Приуралья (восточная часть) и Зауралья (западная часть). Первые изучены хорошо, зауральская часть не исследована, представление о ней отсутствует.

На восточном склоне Уральских гор развиваются приуральские культуры, большая часть которых являются культурно-историческим продолжением шнуровой общности Зауралья. В среднем Приуралье раннесредневековые шнуровые культуры (V-IX вв.) – ломоватовская, неволинская, поломская; шнуровые культуры развитого и позднего средневековья (X-XV вв.) – родановская, чепецкая, постпетрогромская. Шнуровая культура раннего средневековья северного Урала – ванвиздинская (VI-IX вв.); развитого и позднего средневековья – вымская (X-XV вв.). На Южном Урале развивались не шнуровые культуры в раннем средневековье (VI-IX вв.): кушнаренковская, бахмутинская, турбаслинская, караякуповская, именьковская (VI—VII вв.); памятники башкир (протобашкир)IX-X и XII -XIV вв.

На основании анализа археологических материалов, зафиксировано, что средневековая традиция шнуровой орнаментации керамики в Зауралье прошла в своем развитии два периода – раннесредневековый (VI–IX вв.) и развитого средневековья (X–XIII вв.). Шнуровые культуры Зауралья эпохи раннего средневековья, представленные молчановской и батырской, не выступали предметом научного исследования. Юдинская археологическая культура X–XIII вв. изучена достаточно хорошо, шнуровая керамика которой называется петрогромской.

Впервые систематизация и периодизация археологических памятников рек Туры и Тавды осуществлены В.Д. Викторовой в 1960-х гг. в диссертационном исследовании, которая выделила «памятники молчановского типа», существовавшие в VI–IX вв. Через несколько десятилетий В.А. Могильников в одном из томов «Археологии СССР» дал подробную характеристику «памятников молчановского типа», датировав их VII–IX вв., а затем рассмотрел их как «молчановскую культуру VII–IX вв.» также в диссертационном исследовании. Через несколько лет В.Д. Викторова и В.М. Морозов в обобщающей статье по среднему Зауралью в эпоху железа дают этнокультурную характеристику «молчановского типа» второй половины I тыс. н.э. В то же время М.Ф. Косарев, анализируя археологические культуры Западно–Сибирской равнины, отметил, что наименование «молчановский тип памятников» вносит терминологическую путаницу в связи с ранее выделенной им же молчановской культурой рубежа бронзового и железного веков в Среднем (Томско–Нарымском) Приобье. В связи с этим М.Ф. Косарев предложил называть «молчановские памятники» р. Туры и нижнего течения р. Тавды «андрюшинской группой памятников», относя их к «культурным цельностям», сложившимся в Западной Сибири к VI в. Поэтому в первой своей работе я обозначил ее «молчановско–андрюшинской культурой» VI–IX вв. [Гордиенко, 2013б], но дефиниция «молчановская культура» закрепилась в литературе, поэтому я также использую этот термин для характеристики историко–культурного развития среднего Зауралья в VI–IX вв. Таким образом, эти материалы обозначались и «типом памятников» и «культурой», что связано со слабой разработанностью данной проблемы. В результате раскопок городищ Пламя Сибири–6 и 7, Антоново 1 установлена их культурно–хронологическая принадлежность как памятников молчановской культуры VI–IX вв. Исходя из этого, осуществлен анализ имеющегося корпуса памятников археологии, в результате которого выделены материалы молчановской культуры. Установлен ареал молчановской культуры, который охватывает нижнее Притоболье в его левобережной части. Памятники расположены по нижнему течению рек Тавды, Иски, Туры, на оз. Андреевское и вытекающей из него р. Дуван, впадающей в р. Пышма.

В итоге раскопок городищ Красный яр и Боровиково исследована батырская культура VI–IX вв., обозначенная В.Д. Викторовой. На этом основании к ней отнесен ряд памятников археологии. Определена территория распространения батырской культуры, которая занимает среднее и верхнее течение р. Туры, на западе ограничена Уральскими горами, на севере доходит до р. Тавды, на востоке граничит с молчановской культурой по среднему течению р. Туры, на юге распространена до р. Исеть.

В эпоху развитого средневековья шнуровая культура Зауралья представлена юдинской (X–XIII вв.), она выделенная В.Д. Викторовой по материалам раскопок Юдинского городища и Ликинского могильника. Она занимает среднюю часть лесного Зауралья в бассейнах рек Туры и Тавды. Является наиболее изученной из средневековых культур Зауралья, памятники городищами, поселениями, могильниками, культово–ритуальными памятниками, местонахождениями. С XIII в. юдинская культура тюркизируется, на ее территории распространяются памятники позднего средневековья со шнуровой керамикой (макушинского и туралинского типа, XIII–XVI вв.), которые не обнаружены в результате полевых археологических работ автора и не рассматриваются в данной работе. 

Существует гипотеза«объединить памятники молчановского типа и
юдинской культуры в одну, юдинскую археологическую культуру VII (возможно, конца VI) – XIII вв. н.э.». [Матвеева, Орлова, Рафикова, 2009, с. 151]. Попытки «упаковать все в одну культуру» постоянно встречаются в археологии, что представляется не совсем верным. Главная цель археологии – обозначить характерные точки культурного развития, которые существуют в виде археологических культур. Молчановская, батырская, юдинская и другие культуры – это пики исторического развития, которые археологи обязаны фиксировать.

В Зауралье и Приуралье в эпоху средневековья существовали родственные археологические культуры, по верному замечанию основоположника западносибирской археологии, В.Н. Чернецова, их «сходство наблюдается в предметах материальной культуры, в последовательности развития керамики и изобразительного искусства». Отражением этого явления является шнуровая культурно–историческая общность Урала. Орнаментация керамики, а также формы сосудов, по мнению В.Н. Чернецова, «на протяжении всего I тыс. н.э. не только почти не меняется, но и сохраняют очень архаический облик»и «только тщательный анализ позволяет обнаружить последовательные изменения узора» [Чернецов, 1957, с. 263]. О керамике со шнуровым орнаментом Валерий Николаевич Чернецов писал, что «изучение керамики этого типа – неотложная задача ближайшего будущего»с тех пор прошло более 50 лет…

На обложке – фото шнуровой керамики из раскопок городища Боровиково.

 

Рис. 1. Шнуровая керамика эпохи неолита [по: Дубовцева, 2011, с. 18].

Рис. 2. Шнуровая керамика эпохи неолита [по: Дубовцева, 2011, с. 18-20].

 

 

Рис. 3. Шнуровая керамика эпохи бронзы: 1-8 – среднеднепровская культура [по: Эпоха бронзы…, 1987, с. 167-168, рис. 11, рис. 12]; 9-13 – подкарпатская культура [по: Эпоха бронзы…, 1987, с. 169, рис. 14]; 14-17 – керамика почапского типа [по: Эпоха бронзы…, 1987, с. 173, рис. 17].

 

 

Рис. 4. Европейская шнуровая керамика: 1-2 – саксо-тюринская культура (Германия); 3-5 – культура ладьевидных топоров (Скандинавия).


ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ:

Историография

 

Археологическое изучение древностей Зауралья начинается именно с открытия средневековых городищ со шнуровой керамикой, так как они обладают ярко выраженными рельефными археологизированными признаками (мощные вал и ров). В конце XIX в. тюменский краевед и директор реального училища И.Я. Словцов открыл эпонимное Молчановское городище близ г. Тюмени. По результатам осмотра он пишет: «проехав две версты от дер. Молчановой, на левом берегу р. Туры находится городище, наполовину разрушенное обвалами берега. Оно имеет вид круглого холма в 20 саж. в диаметре; обнесено глубоким рвом и валом» [Словцов, 1890, №91; Безбородова, Пархимович, 1995, с. 14-17]. В результате осмотра памятника автором (2016 г.), установлено, что в настоящее время площадка городища полностью разрушена обвалами берега. Сохранился участок оборонительной системы длиной 37м, в виде вала (ширина 4 м, высота 1 м) и валообразной пристройки (высота 1,3 м, ширина 2 м) (рис. 3). Собранный автором подъемный материал содержит средневековую керамику со шнуровым орнаментом (молчановская культура, VI-IX вв.).

Также И.Я. Словцовым открыто и исследовано раскопками второе средневековое городище со шнуровой керамикой Андрюшин городок на оз. Андреевском близ г. Тюмени (рис. 4) [Словцов, 1887, с. 9-10, табл. 3А]. В результате осмотра памятника автором (2016 г.) собрана керамика со шнуровым орнаментом (молчановская культура, VI-IX вв.; юдинская культура, X-XIII вв.).

Недалеко от Андрюшиного городка И.Я. Словцовым зафиксировано юдинское городище со шнуровой керамикой Жильё. На памятнике автором собрана керамика.

В 20-е годы XX в. директор Тюменского краеведческого музея П.А. Россомахин, здесь же, на Андреевском озере, открыл городища юдинской культуры – Андреевское III и Андреевское IV.

Возникновение научного интереса к истории местного края происходит в 1920-е гг. ХХ в. и связано с деятельностью Тюменского краеведческого общества [Муратова, Шакирова, 2013, с.152-155]. Археологическими изысканиями в нем занимался П.А. Дмитриев, научные интересы которого были направлены на изучение эпохи камня и раннего металла Среднего Зауралья, где им выделена шигирская культура [Дмитриев, 1951]. Вклад П.А. Дмитриева в изучение средневековой археологии Урала небольшой, так, например, им исследовано многослойная Андреевская 2 стоянка (неолит-средневековье) [Дмитриев, 1938]. Однако его работа послужила одним из стимулов организации в послевоенное время Западно-Сибирской археологической экспедиции (г. Москва) во главе с В.Н. Чернецовым. Именно В.Н. Чернецов стал создателем первой концепции историко-культурного развития Западной Сибири, которая подробно будет охарактеризована далее. Она основывалась на масштабных полевых работах исследователя и не утратила своего значения до настоящего времени. Целый ряд исследованных им средневековых памятников приводятся в его труде «Нижнее Приобье в I тыс. н.э. Обзор и классификация материала» [Чернецов, 1957, с. 136-245].

В 1951-1952 гг. В.Н. Чернецов и В.И. Мошинская осуществили раскопки на уже упоминавшихся городищах Андрюшин городок [Мошинская, Чернецов, 1951], провел сборы на Молчановском городище [Чернецов, 1957, с. 136-245] и городище «Жилье» (юдинская культура, X-XIII вв.) [Там же]. Там же, на оз. Андреевском в 1950-х гг. В.Н. Чернецов произвел раскопки единственного Перейминского могильника молчановской культурыVI-IX вв. (рис. 6). В «Загородном саду» г. Тюмени им обнаружены несколько юдинских медных блях, некоторые из них с процарапанными ножом антропоморфными изображениями.

Эти памятники В.Н. Чернецов включил в свою периодизацию древней истории Западной Сибири, отметив своеобразие памятников лесного Зауралья, заключающееся в шнуровой орнаментации керамики [Чернецов, 1941, с. 18-27].

В 1950-х гг. обнаружена юдинская керамика в Лаксейсой пещере, Шайтанской пещере, Потчевашском городище [Могильников, 1987, с.168-176].

В 1962 г. встречена юдинская керамика в материалах потчевашского городища Голая Сопка, материалах городищ Большого Бакальского и Ипкуль XIII [Могильников, 1964, с. 242-247].

В 1963 г. зафиксирована юдинская керамика в материалах потчевашского Новоникольского IV городища [Могильников, 1964, с. 242-247].

В 1960-1970-х гг. археологические исследования, в том числе средневековых памятников со шнуровой керамикой, начинает экспедиция Уральского госуниверситета (г. Екатеринбург) [Викторова, 1967А, 1969А, 1970А, 1971А]. Туринским отрядом под руководством В.Д. Викторовой проведено сплошное обследование таежной части р. Туры, р. Тавды и р. Ницы. В результате здесь были выделены «памятники молчановского типа» VI-IX вв. и «юдинский тип материальной культуры» X-XIII вв. [Викторова, 1969, с. 5-6, с. 14-18]. Также были выделены и другие «типы памятников», но именно дифференциация «молчановских» и «юдинских» древностей стала затруднительной для дальнейших исследований средневековых памятников со шнуровой керамикой. Также в результате этих работ открыты городища со шнуровой керамикой. Это городища: Батырь, Городищенское, Андроновское, Красный яр, Останец Старичный, Петровское, Мишинское, Санкино, Куртумово, Галкина, Городокское I, Городокское II, Боровиково.

В 1960-1970-е гг. Уральской археологической экспедицией открыты городища юдинской культуры – Богандинское [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Дёмино [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Дуванское I [Морозов, 1982, с. 125-141], Заозерное I [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Заозерное II [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Задуванское 6 [Тен, 1977], Золотая Горка [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Красногорское (Лизуново) [Матвеев и др., 1995, с. 28-29, №92], Куликовское [Енютина, 1964А], Ключи [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Красногорское [Матвеева, Орлова, Рафикова, 2009, с. 141], Ликино [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Малахово [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Мохирево [Викторова, 2008, с. 128, рис. 125], Мурзинское [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Оськино [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Памятное-10 [Волков, 2007, с. 161, рис. 15], Придуванское 1 [Морозов, 1982, с. 125-141], Пылево [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Святой Бор V [Матвеева, 2004а, с. 174-184], Скородумское [Гашева, 1963А], Синдейское II [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Решетниково [Данилевич, 1963А], Русское [Любич, 2007], Уки I [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Уки II [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31], Урачкино [Могильников, 1987, с.168-176, карта 31],Чернореченское I [Матвеев и др., 1995, с. 84, №568], Чернореченское II [Матвеев и др., 1995, с. 84, №569], Чернореченское III [Матвеев и др., 1995, с. 84, №570], Юдино [Викторова, 1988, с. 129-141], Черемухово [Викторова, 2008, с. 128, рис. 125], Янычково[Морозов В.М., Панина, 1997, с. 76].

В 1960-1970-е гг. Уральской археологической экспедицией открыты поселения юдинской культуры – Грязное XI [Каноркин, 1988А], Двухозерное-Iа [Волков, 2007, с. 161, рис. 15], Дуванское Iб [Морозов, 1982, с. 125-141], Дуванское IIа [Ашихмина, 1973А], Дуванское IIб [Морозов, 1982, с. 125-141], Дуванское IV [Ашихмина, 1973А, Стефанов, 1975А], Дуванское XXII [Абрамова, 1976А], Коняшино I [Данилевич, 1963А], Кокуй VI [Зданович, Зданович, 1964А], Кокуй VII [Зданович, Зданович, 1964А], Кокуй XVII [Зданович, Зданович, 1964А], Малышево I [Волкова, 1964А], Криволукское VI [Сергеев, 1985А], Муллаши I [Корякова, 1979А], Памятное I [Кожин, 1959А], Перейминское II [Казимирова, 1972А], Перейминское IIА [Казимирова, 1972А], Придуванское I [Морозов, 1982, с. 125-141], СБАО I [Викторова, 1976а, с. 63-88], ЮАО I [Казимирова, 1972А], ЮАО V [Казимирова, 1972А], ЮАО VI [Корякова, 1977А], ЮАО XV [Казимирова, 1972А], ЮАО IX [Матвеев и др., 1995, с. 71-72].

Из них произведены раскопки средневекового комплекса на р. Дуван (Тюмен­ский район Тюменской области). Здесь на трех поселениях (городище Дуванское I, поселение Дуванское IIа, поселение Придуванское) вскрыты остатки древних жилых сооружений, получены коллекции предметов с шнуро-гребенчатой керамикой [Морозов, 1982, с. 25-41].В.Д. Викторовой изучено городище Ирбитское, Юдинское с селищем, где зафиксировано костище [Викторова, Кернер, 1988, с. 121]. В 1977 г. В.Ф. Кернер исследовала городище Андреевское IV. В 1980-х гг. В.И. Семеновой раскопано городище Андреевское III. Осуществлены раскопки городища Янычково.

В 1960-1970-е гг. Уральской археологической экспедицией открыты могильники юдинской культуры – Демино, Ирбитское озеро, Карьер 1а, Ликино, Пылаево Мохирево, Тарманский, Урачкино. Из них в 1963 г. изучен могильник Пылаево [Кутаков, Старков, 1997, С. 137–138] и в 1969 г. исследован могильник Ликино (рис. 7) [Викторова, 2008, 208 с.].

В 1971 г. М.Ф. Косаревым и В.Ф. Старковым на р. Иске обнаружено городище Ключи, на разрушенной части собрана керамика, относящаяся к молчановской культуре [Отчет о НИР: исследования по подготовке свода археологических памятников…, 1987, с. 8].

В 1982 г. на Андреевском озере создается археологический музей-заповедник, где сконцентрировано более памятников археологии. В их числе около десятка, почти половина, памятников молчановской культуры (городище Андрюшин городок, могильник Перейминский, костище Песьянка 1, местонахождения Дуванское, на пос. Малое Андреевское 1, на пос. Песьянка 6, на пос. Песьянка 7, на пос. Подверчино 4) и более двадцати объектов археологического наследия юдинской культуры (городища, поселения, могильники, костище, местонахождения).

В 1984 г. А. С. Сергеевым открыто городище Святой Бор III. Собрана керамика, относящаяся к молчановской культуре [Отчет о НИР: исследования по подготовке свода археологических памятников…, 1987, с. 9].

В 1984 г. также А. С. Сергеевым открыто поселение Ипкуль XV. Расположено на северном берегу озера Ипкуль, в 1 км к юго-востоку от дер. Ключи, на высоком берегу старицы р. Иски. На поверхности прослежено 18 жилищных западин округлой формы, размерами 6х8 м, 12х10 м, глубиной 0,3-0,5 м. Собрана керамика средневековья (юдинской культуры). В 1985-1986 гг. В.М. Морозовым здесь произведены раскопки 3-х сооружений, полученный материал датируется второй четвертью - серединой I тыс. н.э. [Отчет о НИР: исследования по подготовке свода археологических памятников…, 1987, с. 21].

В 1984 г. В.А. Захом открыто городище Чечкино-I. Оно находится на западной окраине дер. Малое Чечкино, на террасе 70 м, от левого берега р. Тобол. Окружено рвом и валом. Зафиксировано 6 жилищных западин. В.А. Захом заложен раскоп 88 кв. м, вскрыто одно жилище полностью и два частично. Получен материал эпохи бронзы, раннего железного века и юдинской культуры [Отчет о НИР: исследования по подготовке свода археологических памятников…, 1987, с. 22].

В 1984 г. также В.А. Захом открыто городище Юртобор IV. Оно находится на юго-западной окраине дер. Юртобор, на террасе р. Тобол. Полуовальной формы, 45х50 м. С напоольной стороны - ров и вал. Зафиксирована 21 жилищная западина подчетырехугольной формы, размерами от 5х3 м, до 6х5 м, глубиной 0,3 м. Собрана керамика юдинской культуры [Отчет о НИР: исследования по подготовке свода археологических памятников…, 1987, с. 23].

В 1984 г. также В.А. Захом открыто городище Юртобор V. Оно находится в 30 м на юго-запад от городища Юртобор IV, на террасе р. Тобол. Подчетырехугольной формы, фиксируются ров и вал, 10 жилищных западин, размерами от 4х3,5 м и глубиной 0,3 м, 5х4 м глубиной 0,4 м. Собрана керамика юдинской культуры [Отчет о НИР: исследования по подготовке свода археологических памятников…, 1987, с. 23].

В 1984 г. также В.А. Захом открыто поселение Юртобор III. Оно находится на мысу коренной террасы при впадении р. Тап в р. Тобол, в 150-200 м от дер. Юртобор. Зафиксирована одна жилищная западина округлой формы, около 11 м в диаметре. Раскоп площадью 40 кв. м. заложен на жилищной западине. Прослежено три жилища: первое – полностью, второе и третье – частично, несколько десятков хозяйственных ям. Обнаружена керамика, бронзовые и железные орудия, глиняные обломки литейных форм и рыболовных грузил. Выделяются слои: средневековья (юдинской культуры), раннего железного века, эпохи бронзы и неолита [Отчет о НИР: исследования по подготовке свода археологических памятников…, 1987, с. 23].

В 1985 г. А.С. Сергеевым открыт юдинский могильник Заводоуковский 3.

В результате в 1987 г. появляется первая и единственная обобщающая работа в одном из томов «Археологии СССР» «Финно-угры и балты в эпоху средневековья», где В.А. Могильников приводит сведения о 17 «памятниках молчановского типа» [Могильников, 1987, с. 165], большинство из которых фактически относятся к юдинской культуре X – начала XIII в.

Изучение опубликованных материалов по городищу Дуванское I, поселению Придуванскому и селищу Дуванскому IIа [Морозов, 1982, с. 125-141], Юдинскому городищу, селищу и костищу, Ирбитскому городищу [Викторова, 1962, с. 42-48], городищу Жильё [Чернецов, 1957, с. 176-179, табл. XVI, XVII, рис. 11], говорит о том, что они относятся к более позднему времени, к юдинской культуре X – начала XIII в. К этому же времени относятся приводимые в работе материалы городища Андрюшин городок из раскопок В.Н. Чернецова, так как жилищная площадка повторно была заселена юдинским населением. К молчановской культуре относится мощная и сложная фортификация городища, не характерная для юдинской культуры.

Публикации материалов упоминаемых городищ, относимых к молчановским, Санкино, Куртумово, Петрово, Боровиково, отсутствуют и они упоминаются в перечне юдинских памятников [Могильников, 1987, с. 168, карта 31].

В результате осмотра территорий, на которых располагались упоминаемые В.А. Могильниковым городища Антипино и Мулаши, они не обнаружены и, скорее всего, являются разрушенными. Так, о городище Антипино еще И.Я. Словцов (в XIX в.) писал, что за деревней Антипино два городища «запаханы под пашни и почти совершенно уничтожены» [Словцов, 1890]. Сейчас это интенсивно развивающийся пригородный район г. Тюмени и памятники полностью разрушены. Муллашинское городище, скорее всего, уничтожено продолжающимися по настоящее время масштабными выработками песка, песчаными карьерами. Упоминаемое городище Липчинка (Липчинское I), в результате осмотра и сбора подъемного материала, отнесено к молчановской культуре (VI-IX вв.) Такую же культурно-хронологическую имеет селище Липчинское III, которое находится в 150 м к западу от городища Липчинское I.

Таким образом, из 17 «памятников молчановского типа», упоминаемых В.А. Могильниковым, к молчановской культуре принадлежит только четыре памятника – городище Андрюшин городок, городище Молчановское, городище Липчинка (Липчинское I), и Перейминский могильник.

В 1987 г. Г.Г. Русаковым обнаружено городище со шнуровой керамикой Антоново 1 (рис. 8), исследованное автором раскопками, подробно рассматриваемое далее.

В 1989 г. С.Г. Пархимович открыто поселение Малое Андреевское 1 на озере Андреевском (22 км от г. Тюмени). Археологических раскопок на территории памятника также не производилось, материалы из шурфов датированы переходным временем от эпохи бронзы к раннему железному веку и средневековьем [Усачева, 2007А]. В 1989 г. С.Г. Пархимович здесь же открыл костище Песьянка-1, исследованное им 1989-1990 гг. и датированное IX – XIV вв., в керамическом комплексе которого присутствует молчановская керамика [Рафикова, 2015, рис. 1, рис. 2], а также, возможно, две круглые серебряные накладки с гравировками [Пархимович, 1997, с. 118-120, рис. 1 – 8-9]. Подобная прямоугольная накладка с «граффити» обнаружена в нескольких километрах от данной находки на р. Дуван. В 1991 г. и в 1992 г. С.Ю. Пархимович исследовала поселения Песьянка 6 и Песьянка 7, установлен его многослойный характер. Памятник датирован эпохами неолита-энеолита, в слое имеются материалы эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья [Пархимович, 1994, с. 139, рис. 4].

В 1990 г. экспедицией ИПОС СО РАН под руководством В.А. Заха открыты поселения юдинской культуры – Мергень VI [Зах, 1990А], Мергень IV [Матвеева, 1988А], Сенькин Мыс-II [Зах, 1984А], Слободо-Бешкильское-I [Матвеев и др., 1995, с. 23, №53].

В 1994 г. В.М. Морозовым опубликованы данные исследованного в 1977 г. В.Т. Петриным могильника Исетское XIIIА [Морозов, 1994], которыми не определена его культурно-хронологическая принадлежность. Исследователями (А.Ф. Шорин, А.П. Зыков, Е.П. Вилисов) памятник отнесен к батырской культуре, с чем я полностью согласен.

В 1999 г. раскопано культовое место Останец Старичный, отнесенное к петрогромской культуре [Викторова, Чаиркин, 1999, с. 173], но по анализу опубликованных материалов оно рассматривается мною в числе памятников батырской и молчановской культуры.

В 2001-2002 гг. раскопано городище Святой Бор V (р. Иска, Нижнетавдинский район Тюменской области), датированное по радиоуглеродному анализу XIIXIII вв. и определенное как «позднее юдинское» [Матвеева, Рафикова, 2004а, с. 175], но по предметному и керамическому комплексам памятник отнесен мною к молчановской культуре, существовал в VIII-IX вв., и является «поздним молчановским».

В 2004 г. юдинская керамика выделена в материалах Прыговского городища [Морозов, Ковригин, 2004, с. 65-70].

В 2004 г. открыто городище Коняшино 2, которое отнесено первооткрывателем к юдинской культуре [Бахарева, 2005А]. Материалы раскопок [Матвеева, Пластеева, Чикунова, 2013, с. 34-64] говорят о принадлежности памятника к молчановской культуре.

В 2004 г. раскопками исследовано открытое в 1971 г. М.Ф. Косаревым и В.Ф. Старковым городище и селище Барсучье (р. Иска, Нижнетавдинский район Тюменской области). Массовые находки представлены фрагментами керамики, костями и шлаками, в числе индивидуальных – железные ножи, глиняное пряслице, точильный камень, костяные изделия, бусина, бронзовый идол и др. … Селище Барсучье. Представляет собой четыре округлых возвышения, окруженных ямами, оставшихся от наземных жилищ. Расположено в 300 м от городища ниже по реке, на ее берегу. Предлагаемая исследователями датировка – X-XI и XIII вв. [Матвеева, Зайцева, 2005, с. 51-63]. Однако, исходя из особенностей керамического комплекса и датирующих находок (в частности, антропоморфный «бронзовый идол»), по моему мнению, данные памятники относится к молчановской культуре, и могут быть датирован VIII-IX вв.

В 2004 г. открыто городище Черепаниха 2, расположенное в Нижнетавдинском районе Тюменской области, на высоком прямоугольном мысу р. Тавды. Время функционирования городища…IX–XI вв. в рамках существования юдинской культуры [Чикунова, Якимов, 2012, с. 32, с. 38]. Однако, на мой взгляд, городище относится к молчановской культуре VI-IX вв. На это указывает мощная фортификационная система, характерная для молчановской культуры, а не для юдинской. Во-вторых, И.Ю. Чикунова отмечает, что «В комплексе городища Черепаниха 2, кроме юдинской, по орнаменту визуально и статистически выделяются еще две группы посуды. Первая группа включает 230 фрагментов венчиков от 100 сосудов, верхняя часть которых украшена оттисками ромбического и уголкового штампов, галочками, скобками… на большей части сосудов присутствуют также и горизонтальные оттиски шнура»…«Другая группа (73 фрагмента венчиков от 36 сосудов) украшена по шейке лентами наклонных полос, ромбов, взаимопроникающих треугольников, заштрихованных в разных направлениях» [там же, с. 32, с. 36]. На мой взгляд, городища Черепаниха 2 является многослойным, и на молчановском городище, после завершения его функционирования, возникает юдинское поселение (как и на городище Андрюшин городок).

Местонахождение на поселение Подверчино 4расположено в 8,8 км к северо-западу от д. Муллаши, в глубине террасы левого берега р. Средний Дуван, в 1,0 км к северу от его русла, в урочище Подверчено, в 150 м к западу от трассы нефтепровода и 90 м от поселения Подверчено 3. Располагается в сосновом, частично сгоревшем лесу. На момент открытия насчитывалось 14 западин. Южная часть селища, скорее всего, уничтожена песчаным карьером глубиной до 2 метров. Предположительно памятник занимал площадь 20000 кв. м. Из карьера, на огибающей его грунтовой дороге, из пропашки, ограничивающей поселение с востока, собрано более 100 фрагментов керамики бронзового века, раннего железного века (саргатская и гороховская культуры и средневековья (молчановская и бакальская культуры). Также с поверхности разрушений собраны керамические лощила, пряслице, фрагменты костей [Чикунова, 2006].

В 2004 г. И.Ю. Чикуновой на Андреевском озере открыты городища юдинской культуры – Дуванское 29, Дуванское 30, Задуванское 8, Задуванское 9, Задуванское 10, Шарьянка-I, Шарьянка-III. Поселения юдинской культуры – Подверчино III, Подверчино IV, Задуванское VII. Местонахождение молчановской керамики на пос. Подверчино 4 [Чикунова, 2004, с. 182-183].

В 2005 г. Гордиенко А.В. открыты поселения юдинской культуры – Ембаево I и Ембаево II, Матуши III [Гордиенко, 2006А; Гордиенко, Гаврищук, Приходько, 2017, рис. 1].

В 2005 году открыто поселение Айгинское VIII, материалы которого относятся ко II-III вв. н.э. [Гордиенко, 2013а], но содержат несколько фрагментов керамической посуды молчановской культуры.

В 2005 г. открыты городища Пламя Сибири 6 (рис. 9) и Пламя Сибири 7 (рис. 10), селище Пламя Сибири на оз. Антоново (Тюменский район Тюменской области) [Корниец, 2006]. В 2009-2011 гг. они исследованы автором раскопками и подробно рассматриваются далее.

В 2006 г. В.М. Морозовым опубликованы материалы изученного в 1956-1959 гг. Е.М. Берс могильника Аятский XIIIА [Морозов, 2006]. Исследователями (А.Ф. Шорин, А.П. Зыков, Е.П. Вилисов) памятник рассматривается как батырский, с чем я полностью согласен.

В 2007 г. экспедицией ИПОС СО РАН под руководством И.В. Усачевой открыты поселения юдинской культуры на Андреевком озере – Искра II, Место, Песьянка 6А, Перейминское X, Солнечное I [Усачева, 2007А].

В 2008 г. исследован, но не опубликован юдинский могильник Арантур 27 [Степанова, 2008].

В 2008 г. юдинская керамика обнаружена при раскопках Усть-Терсюкского городища [Рафикова, Матвеева, Берлина, 2008, с. 85-113].

В 2009 г. раскопаны, но не опубликованы, несколько погребений юдинского могильника Хрипуновский [Матвеева, Орлова, Рафикова, 2009, с. 141].

В 2009 г. юдинская керамика обнаружена при раскопках Чимги-Туры (совр. г. Тюмень), Коловского городища [Матвеева, Орлова, Рафикова, 2009, с. 141].

В 2009 г. опубликованы результаты раскопок могильника Калмацкий брод, отнесенный к петрогромской культуре [Викторова, Кернер, 2009, с. 95-107], но по анализу опубликованных материалов он рассматривается мной в числе памятников батырской культуры.

В 2009 г. при раскопках поселения Чечкино 4 обнаружена керамика молчановской культуры [Цембалюк, 2009А].

В 2010 опубликованы материалы юдинского могильника Вак-кур[Зах, Чикунова, 2010, с. 107-118].

В 2013 г. в основном энеолитическом комплексе Кокшаровского холма выделены материалы батырской культуры [Шорин, Зыков, Вилисов, 2013, c. 119-129]. В его керамическом комплексе выделена керамика молчановской культуры (50%), поэтому памятник обозначен как местонахождение молчановской культуры.

В 2014 г. автором на юдинском могильнике Туринская Слобода в грабительских выкидах собраны предметы и керамика [Гордиенко, 2015А].

В 2015 г. Гордиенко А.В. раскопано городище саргатской культуры, на котором возникло поселение юдинской культуры – Дуванское 28 [Гордиенко, Иванова, 2016, с. 96-107].

В 2015 г. автором на р. Дуван (рис., вытекающей из оз. Андреевского, и впадающей в р. Пышма, обнаружены несколько фрагментов керамики, прямоугольная плоская серебряная пластинка и две серебряных серьги.

В 2016 г. автором раскопано городище батырской культуры Красный яр [Гордиенко, Приходько, 2017, с. 130-135; Гордиенко, Гаврищук, Костин, 2017, с. 99-110], в центре жилищной площадки которого обнаружены три батырских погребения [Гордиенко, Приходько, 2017а, с. 119-128]. В керамическом комплексе выделена керамика батырской культуры (70%) ке


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.