Обряд зазывания души – h унэ h э хурылха. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Обряд зазывания души – h унэ h э хурылха.

2022-10-03 89
Обряд зазывания души – h унэ h э хурылха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Древние буряты присваивали душе физическую материальную форму. Душа якобы имеет свое определение местопребывания, чаще всего в груди, они отождествляется с дыханием. Ее легко спугнуть, она может выскочить из тела, убежать, бродить по двору, лесам и горам. Ее можно вернуть обратно хозяину, если совершить обряд зазывания души.

Если ребенок сильно испугается, то бабушка или пожилая женщина - знаток произносит заговор, сопровождаемый особым ритуалом.Бабушка или пожилая женщина варит саламат, готовит молочное блюдо тарак, пенки - урмэ, от дверей дома до ворот стелила траву ковыль и сверху сыпала пшеничную муку. После этого она в сопровождении маленьких детей – сверстников испугавшего по устланной траве, ведя за руку заболевшего ребенка, произносит призыв:

ЭсэгэМалаанбаабайЭсэгэМалаан отец

ЭхэЮрэнтоодэйЭхэЮрэн матушка

Заяаhан заябариинСоздавший, тебя сотворивший

ЗаянсагаанТэнгри,                               ЗаянсагаанТэнгрий,

ХухэрдэйМунгэнТэнгри,               ХухэрдэйМунгэнТэнгрий,

ХултээХатанибии,                             ХултэйХатан матушка,

Баабайнмунгэнсэргэ Отцовская серебряная коновязь.

Басилгаараататастай,                    Своей крепостью притягивает

Эхээналтантоомто Материнское золотое томто

Эршэруугаататастай,                        Родственными чувствами

Баханайнсаанабайлгааугы,            притягивает. Зачем тебе                                      

Хобооесаанахоролгооугы,              Зачем тебе прятаться за кольями?

Хана хаяадахабшуулганугы,     Зачем прижалась ты к стене?

 

Харанохойдохусууланугы,               Не давай собакам лаять на себя,                                                                                                                                                                

Хараhунибайгааугы,                Не стой ночью на дворе,

Маамаабаабайдааерэ,                          Иди сюда к отцу и матери,

Ахадуутэеэнаадахаш, Братьями ты будешь играть,

Урмэтарагааэдихэш.                  Урмэтарак ты будешь есть.

Уйхуры, уйхуры, уйхурыУйхуры, уйхуры, уйхуры.

Ерэнаашаа, ерэнаашаа.                        Иди сюда, иди сюда.

Призывая, бабушка машет головным убором ребенка – шапкой, как бы надевая шапку ему на голову, как бы ловя душу ребенка, тем самым она якобы вводит душу ребенка в его тело через голову.

Вернувшись, домой угощает испугавшего ребенка и его сверстников приготовленной пищей, сладостями. Обряд повторяют до трех раз в три дня. Проводят обряд рано утром при первых лучах солнца, когда замолкают звуки, стоит тишина или в то время, когда испугался ребенок. Бабушка ведет туда, где предположительно испугался ребенок.

При возвращении души в тело ребенок реагирует смехом или плачем.

Если ребенок испугался, то мать ребенка сразу может зазывать душу испугавшего ребенка более упрощенной форме:

УйгхурыУйгхуры!

баабайалтансэрэгhээн,От золотого тонто отца,

Эхээнмунгэнсэрэгhээн, От нежноготонто матери

Баханайсаанабарбайжабу бай,За столбом, сгорбившись не стой,

Хобооесаанахорхоожобу бай, За стойкой скрючившись, не стой

Ерэнаашаа ахай.Ахай, иди сюда

Тойроод байhан убгэшын,

Тодоодабаhан тоодээншиинхарагты!

Айхадань амин бологты,

Эшэхэдэньнюурбологты!

Амтатайурмээдижэ,Вкусные пенки свои будешь есть,

Ухибуудээрээнаадахаш.С ребятишками будешь играть,

Уйгхуры!Уйгхуры!                                                             

Баханайнсаанабарбайжабу бай,За столбом, сгорбившись не стой,

Хобооесаанахорхойжобу бай.За стойкой скрючившись, не стой

Баабайнбаянда, На богатство отца,

ЭхээнэльгэндэНа нежность матери

Уйгхуры!Уйгхуры!

Оройдоhоньайгаагуй,Будет поздно не бойся,

hунидэhэн унтаагуй, Настанет ночь, не засыпая,

Ахай ерэнаашаа!Ахай, иди сюда

Урмэ, тарагааэдихэш,Пенки, йогурт будешь есть,

Амтаконфетээдихэш, Сладости будешь есть.

Ухибуудээрээнаадахаш.С ребятишками будешь играть.

Уйгхуры!Уйгхуры!

Обряд бургаада h ан. Обряд справлялся шаманом. Если ребёнку исполнялось три месяца, а он беспокоен и криклив, совершали этот обряд. Для этого заготавливали девять веток шиповника, для мальчиков – мужские ветки, для девочек – женские. Из овечьей шерсти пряли нить диаметром, чтобы через него мог пройти ребёнок. Шерстяной обруч – дэрбэлгэ. К этому обручу привязывали цветные лоскутки, заготавливали семь нитей из сухожилия (шурмэhэн), стакан молока и зерно.

Обряд справлялся на восходе солнца. Раздевали ребёнка, трижды протаскивали его через кольцо, шаман читал молитвы и легонько стегал ветками шиповника, затем ребёнка пеленали и укладывали в постель, а две веточки привязывали с двух сторон колыбели, а семь других подвешивали над дверью. Семь нитей из сухожилия вручали шаману. Обряд заканчивался угощением и одариванием шамана. Спиртное при этом не полагалось.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.