Обряды, связанные с рождением ребёнка — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Обряды, связанные с рождением ребёнка

2022-10-03 29
Обряды, связанные с рождением ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обряды, связанные с рождением ребёнка

Выполнили: Ангарова М.Р.

Шобогорова В.В.                                                                                     

ученицы 10 класса

Руководитель: Ангарова Р.Р.

учитель русского языка и

литературы

Гаханы 2012

     Слава земле, подарившей сказителей.

                                                                                            Слава народу, что смог сохранить,

                                                                                            В памяти думы своих выразителей,

                                                                                            Что помогло старину нам постичь.                    

                                                                                                                              Лариса Босхолова.

Во все времена для общества была насущной проблема сохранения традиционной народной культуры, быстро исчезающей под влиянием новых социальных явлений, модернизации и развития этносов. Особенно остро она обозначена в современных условиях, когда многие ценные элементы культуры безвозвратно потеряны.

Поскольку все этносы стремятся сохранить свои особенные черты, которые отличают один этнос, от другого, то интерес к историческому прошлому, к народному творчеству, по сути, означает интерес к истории своей нации, уважение её духовных ценностей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека. Чтобы вырастить и воспитать молодого человека до 18-19 лет, семья тратит как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство.

Дети в традиционной системе ценностей бурят занимали особое место и считались главным богатством человека, и чем многодетнее была семья, тем счастливее были родители.

Поскольку многодетность всегда почиталась за счастье, родителям, имеющим много детей, оказывалось больше почтения и уважения. Остаться без потомства – значило не продолжить рода, не сохранить домашнего (родового) очага, а этого больше всего страшился любой член общества. Урэтэйхун – зула, урэгуй хун ула («человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве») – гласит народная мудрость. Отсутствие детей было самым большим несчастьем для бурят и рассматривалось как наказание свыше.

Если бурят умирал бездетным, говорили: Гал гуламтань унтараа! («Очаг его потух»). Именно поэтому самая страшная клятва бурята заключалась в словах «Пусть потухнет мой очаг!»

Бездетность рассматривалась не только как беда супругов, но как и беда всей семьи, всего рода.

Большая любовь к детям, стремление сохранить им жизнь, порождали у бурят веру вразного рода обереги, магические действия. Период с момента рождения ребенка вплоть до его совершеннолетия был связан с целым комплексом различных церемоний, обрядов, искупительных жертвоприношений, основанных на религиозных верованиях.

И мы хотим рассмотреть обряды,связанные с рождением ребенка, которые проводились и проводятся в улусе Гахан Баяндаевского района Иркутской области.

Целью данной работы является изучение и систематизация обрядов,связанных с рождением детей.Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

- систематизировать обряды по последовательности их проведения;

- сопоставляя и сравнивая их с описанием родинных обрядов в научной литературе найти различия, характерные для нашего улуса;

- рассмотреть обряды как этническую память народа.

Обряды, связанные с рождением ребенка

Улгыдэ оруулха.

Когда у ребенка отпадала пуповина, справляли обряд укладывания ребенка в колыбель – улгыдэ оруулха. Это семейное торжество по случаю рождения ребенка.

Главным атрибутом была колыбель. С момента пеленания младенец спит, бодрствует в колыбели до тех пор, пока не начинает самостоятельно передвигаться. При рождении первенца брали колыбель у близких родственников по мужской линии, использовали старую колыбель от родителей мужа или заказывали новую. Она служила местом обитания для других младенцев семьи. Колыбель «очищалась» окуриванием священных растений – можжевельником или богородской травой якобы от нечистой силы и всякого зла и обеспечивая в будущем ребенку спокойствие, сон и безопасность. Обносили жертвенник трижды вокруг колыбели. Затем ее устилали шкурками, уже послужившими в качестве пеленок благополучно выросшему ребенку.

Для праздника колют барана или годовалого - двухгодовалого бычка, варят саламат, мясо и высиживают тарасун. Приносят жертвоприношение кусочками мяса, саламата, тарасуна домашнему очагу. Для обряда приготавливали обязательный атрибут – шаатасэмгэ – сваренную бедренную кость бычка или барана. Для ритуала готовили нож, стрелу, На празднике присутствуют близкие родственники с детьми, повитуха – «посаженная мать» - тоодэй.

Около колыбели собирались дети. При укладывании новорожденного мальчика у колыбели стоит мальчик, при укладывании девочки – девочка.

Когда для обряда все готово, повитуха – тоодэй брала на руки новорожденного, другая женщина бедренную кость – шаатасэмгэ. У собравшихся на обряд детей спрашивали «Кого укладывать в люльку: ребенка или кость? - Буубээгээулгыдэоруулхамнайгу али энэсэмгэулгысоотабихамнайгу?» Вопрос повторяли трижды. На вопрос дети отвечают: «ребенка!» Далее задают вопрос и повторяют трижды: «Как укладывать ребенка вниз головой или вверх? – Толгойгороньдоошоньгу али оодэнь?» На что раздается дружный хор: «Вверх – Оодэнь.»

Кроме традиционных вопросов и ответов мать ребенка давала как бы клятву. Затем бабка задавала вопросы матери новорожденного:

Алагмориеунуулхынугэхэгуш? – Угэхэб! – Дашь мне пегого коня для езды? – Дам!

Алтандэгэлээумдуулхэгуш? – Умдуулхэб! – Наденешь ли на меня золотую шубу? – Надену.

Хаяабуландабайлгахагуш? – Угы, байлгахагуйб! – Будешь ставить к стенке?- Нет!

Харганабургааhаарарыеньсохихогуш? – Угы. – Будешь бить прутиком по спине? – Нет, не буду.

Айлсоогуурзайхагуш? – Угы. Будешь гулять по улусу? – Нет. Так далее.

Это своего рода клятва родителей, которую давали они младенцу, от имени его тоодэй задавала вопросы. Эти традиционные вопросы- ответы составляли основную часть обряда. Ребенка, завернутого в шкурки, укладывали в приготовленную колыбель. Сэмгэ отдавали детям, дети, очистив ее от мяса, возвращали повивальной бабке. Затем эта кость привязывалась с правой стороны люльки. Нож прятали под матрасик или клали в изголовье. В некоторых местах к люльке подвешивали стрелы или ветки шиповника. Эти предметы служили оберегами, ограждая пространство колыбели от негативных сил. Главная идея шаатасэмгэ и оружия заключалась в том, что они являлись вместилищами жизненной силы – сулдэ.

По записям М.Н.Хангалова говорится о том, что кость, нож и стрела использовались в родильной обрядности еще в мифические времена Буха-нойона и шаманок Асуйхан и Хусыхан.

Далее к ремню колыбели привязывают мешочек, куда ложили отпавшую пуповину ребенка. По количеству на ремне этих мешочков с пуповиной велся счет выросшим в этой колыбели детям одной семьи.

Следующий обряд – наречение (нэрэугэлгэ). Этот обряд совмещался с обрядом «улгээдэоруулха». Имя давал кто–либо из старших гостей или сами родители. С именем ребёнка связывалась его дальнейшая судьба. Имя влияет на будущее качество и благополучие, поэтому старались давать детям имена с положительным значением: Зоригто – отважный, Жаргал- счастье, Булита – добродетельный, счастливый и т.д.

Широко бытовала традиция в первое время называть ребенка словами хоохэй, буубэй – дитятко, малютка. Из-за суеверного страха запрещалось произносить имя ребёнка, поэтому придумывалось второе имя, прозвище негативного характера: Шарнуухай – рыжий, Тураахай-худой, ХааБуруу-пестрый бык, ХараБааhан и т.д.

Семья, у которой родился ребенок, особенно после обряда захоронения последа ставили сээр – «запрет». Постоянная боязнь потерять ребенка, чрезвычайная забота, которой его окружали, выражались в соблюдении всевозможных предохранительных мер, оберегов.

В юрте или в доме, где был новорожденный в течение года или полугода не допускались посторонние, кроме ближайших родственников, чтобы уберечь ребенка от нечистой силы и дурного сглаза. В знак запрета  перед входом в жилище протягивали волосяную веревку, увешанную ленточками, кубышками, колокольчиками. Случалось, вешали и сторожевые знаки как изображение лука, стрелы, змеи и так далее. Они предназначались для отпугивания злых духов и назывались «зэг».

Оберегами служили шкурки и крылья филина или его голова. По воззрениям бурят, злой дух боялся филина. Боялся якобы он и волка. Поэтому новорожденного заворачивали в волчью шкуру. Оберегами считались ветки шиповника, которые привешивали над дверью или на колыбель.

Шаманы считались покровителями, оберегающими детей, и исполняли различные необходимые обряды. Покровителями детей считались и заяны – покровители семьи и семейного очага, которым совершали специальные обряды жертвоприношения.

Обряды, связанные с рождением ребёнка

Выполнили: Ангарова М.Р.

Шобогорова В.В.                                                                                     

ученицы 10 класса

Руководитель: Ангарова Р.Р.

учитель русского языка и

литературы

Гаханы 2012

     Слава земле, подарившей сказителей.

                                                                                            Слава народу, что смог сохранить,

                                                                                            В памяти думы своих выразителей,

                                                                                            Что помогло старину нам постичь.                    

                                                                                                                              Лариса Босхолова.

Во все времена для общества была насущной проблема сохранения традиционной народной культуры, быстро исчезающей под влиянием новых социальных явлений, модернизации и развития этносов. Особенно остро она обозначена в современных условиях, когда многие ценные элементы культуры безвозвратно потеряны.

Поскольку все этносы стремятся сохранить свои особенные черты, которые отличают один этнос, от другого, то интерес к историческому прошлому, к народному творчеству, по сути, означает интерес к истории своей нации, уважение её духовных ценностей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека. Чтобы вырастить и воспитать молодого человека до 18-19 лет, семья тратит как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство.

Дети в традиционной системе ценностей бурят занимали особое место и считались главным богатством человека, и чем многодетнее была семья, тем счастливее были родители.

Поскольку многодетность всегда почиталась за счастье, родителям, имеющим много детей, оказывалось больше почтения и уважения. Остаться без потомства – значило не продолжить рода, не сохранить домашнего (родового) очага, а этого больше всего страшился любой член общества. Урэтэйхун – зула, урэгуй хун ула («человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве») – гласит народная мудрость. Отсутствие детей было самым большим несчастьем для бурят и рассматривалось как наказание свыше.

Если бурят умирал бездетным, говорили: Гал гуламтань унтараа! («Очаг его потух»). Именно поэтому самая страшная клятва бурята заключалась в словах «Пусть потухнет мой очаг!»

Бездетность рассматривалась не только как беда супругов, но как и беда всей семьи, всего рода.

Большая любовь к детям, стремление сохранить им жизнь, порождали у бурят веру вразного рода обереги, магические действия. Период с момента рождения ребенка вплоть до его совершеннолетия был связан с целым комплексом различных церемоний, обрядов, искупительных жертвоприношений, основанных на религиозных верованиях.

И мы хотим рассмотреть обряды,связанные с рождением ребенка, которые проводились и проводятся в улусе Гахан Баяндаевского района Иркутской области.

Целью данной работы является изучение и систематизация обрядов,связанных с рождением детей.Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

- систематизировать обряды по последовательности их проведения;

- сопоставляя и сравнивая их с описанием родинных обрядов в научной литературе найти различия, характерные для нашего улуса;

- рассмотреть обряды как этническую память народа.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.