Саид Кутб и шестая несущая опра ислама — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Саид Кутб и шестая несущая опра ислама

2022-10-03 38
Саид Кутб и шестая несущая опра ислама 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собственно Саид Кутб(1906-1966) начал свою карьеру как литературный критик. Благодаря ему литературный мир узнал имя Нагиба Махфуца, ставшего впоследствии Нобелевским лауреатом. Кутб был первым, кто уже в 40-х годах прошлого века привлёк своё внимание к этому молодому таланту своими статьями. Но сегодня Кутба вспоминают совсем за другое. И вот почему. В конце 40-х, во время прибывания в США, этот молодой египетский прозападный интеллектуал пережил тяжёлый идентификационный кризис. Он был послан в Америку по поручению министерства образования, чтобы изучать американскую образовательную систему. Кутб пришёл в ужас, увидев что важные для него ценности в Америке были растоптаны: расизм, секс вне брака, преувеличенное значение денег были там повседневностью. Осознание всего этого привело его к радикальному разрыву с прошлой жизнью. После некого религиозного прозрения Кутб начал изучать работы Абула Ала Маудуди.

Маудуди, потрясённый крушением исламского Халифата в 1924 году, призвал мусульман всего мира отвергнуть современные пути, и вернуться к корням ислама. Он рассматривал джихад не только как оборону, но и как инструмент борьбы со всем, что противоречит исламскому общественному строю и законодательству. Ислам был для него больше чем религия - целая система, пронизывающая все области жизни. Ислам для Маудуди был политикой, экономикой, законодательством, наукой, гуманизмом, здравоохранением, психологией и социологией. Он был уверен в неизбежности мировой исламской революции, которая изменит курс истории, и призывал всех мусульман принять в ней участие вне зависимости от того в исламской, или не-исламской стране они живут. Он считал, что исламские мыслители и литераторы должны создать теоритическую базу будущей революции. "Немецкий национал-социализм никогда не был бы столь успешным, если бы Фитхе, Гёте и Ницше не установили бы ему теоритические рамки, и конечно же, если бы не гениальное руководство Гитлера и его товарищей." - писал Маудуди. Так же как и фашисты он высоко ценил самопожертвование. Кутб вторил ему: "Если вы верите в истинность ислама, не остаётся ничего другого как приложить все силы к тому, чтобы ислам воцарился на всей Земле. Победа, или смерть в борьбе!"

Этот призыв делал джихад черезвычайно привлекательным для юнных мусульман. Идея выполнения такой важной миссии помогает юношеству преодолеть возрастной кризис - чуства бессилия и беспомощности. Борясь с врагами ислама, юноша либо победит и исполнит божью волю на Земле, либо падёт и будет награждён вечным наслаждением в раю. Беспроигрышная ситуация.

И убийство других людей Маудуди считал необходимым следствием: "Величайшая жертва божьего промысла будет принесена в священной войне, потому что человек жертвует на ней не только свою жизнь и имущество, но и уничтожает жизнь и имущество других. Как я уже говорил, один из главных принципов ислама состоит в том, что мы должны пожертвовать меньшим, с целью избежать бОльших потерь. Что значит потеря одной человеческой жизни, или даже тысячи жизней по сравнению с теми несчастиями, которые обрушатся на человечество, если зло победит добро, если агрессивный атеизм победит божью религию?"

Вдохновлённый лекциями Маудуди, Саид Кутбначал создавать ещё в Америке свои тексты. В своём эссе: "Америка, какой я её знаю" он жаловался на декаданс и потребительство на Западе, указывая на преимущество в этом смысле исламских обществ. Во время своего пребывания в США он пережил образование еврейского государства, поражение арабов в войне с ним, и убийство Хассана Аль-Банны. Он вернулся в Каир в 1951-м, примкнул к МБ, и стал их важнейшим мыслителем. Его книги "Знаки на пути" и "Будущее этой религии" служат и сегодня определяющими работами исламизма. Как левый исламист, он сначала поддерживал социалистическую политику президента Нассера. Но после неудавшегося покушения и как следствие - запрета МБ, Кутб отвернулся от Нассера, и объявил его правление не-исламским. Он завил, что те, кто верен учению Таймии, не должны повмноваться Нассеру и признавать гео законным правителем, потому что Нассер не ввёл законы шариата.

Кутб рассматривал Египет не просто как исламскую страну, которой нужны исламские реформы, но как страну неверных, которая должна быть завоёвана мусульманами. Важную роль в рассуждениях Кутба играло понятие "джахилийя", означающее состояние мира до появления ислама. Это слово переводится как "невежество". Таймия несколько обновил значение этого слова, обозначая им любое отклонение общества от истинного ислама. Кутб призвал всех мусульман сначала очиститься от всего ен-исламского. И когда каждый будет твёрдо убеждён и погружён в истинную веру, то можно будет построить сильное, независимое общество. Кутб возлагал надежду на некий толчок, который вызовет эффект домино, пройдёт через все исламские страны, разбудит их, и катапультирует назад славный Золотой Век ислама.

От Маудуди Кутб перенял так же понятие "хакимийяти-аллах", обозначающее абсолютную власть бога на Земле. Такое владычество яко бы противоречит любой форме национального государства, демократии или суверенитета любого народа. Согласно Кутбу правительство может получить суверенитет только от бога, и править от его имени.Законы и решения, не согласованные со священными текстами, не являются легитимными. Общества же, принявшие суверенитет от народа, находятся в состоянии "джахилийи" - кощунственного невежества.

Принцип постоянного джихада, провозглащённый ибн-Таймиёй, имел для Саида Кутба центральное значение. Если следовать этому принципу, то владычество божие на Земле может быть не только осуществлено, но и закреплено надолго. Поэтому джихад должно возвысить до уровня жизненной философии каждого мусульманина, сделать шестой несущей опорой религии и священным долгом.

Несмотря на своё консервативно-фундаментолистское мышление Саид Кутб был в известном смысле революционером. Исламские богословы тех лет смирились с произволом и упадничеством правителей, чтобы избежать избежать гражданских войн. Слово "джихад", по отношению к государственнным делам, означало некую, ограниченную по времени акцию, к которой призывал правитель, когда на мусульманскую страну нападали неверные. или нужно было покорить какую-нибудь не-исламскую землю. Но Кутб приватизировал это слово. По его мнению в случае, если правитель не возглавляет теократическое государство, то власть его не лигитимна, и народ имеет право собраться, и объявить джихад от своего имени.

Не в последнюю очередь по причине таких высказываний, но так же из-за участия в заговоре против Нассера, Кутб был казнён в 1966 году. Но его тексты распостранялись со скоростью лесного пожара, и послужили прямыми указаниями для исламистских террористических движений "аль-Джихад аль-ислами", "Джамаа исламия" и "Аль-Каида".

Мохамед Мурси за несколько месяцев до израния на пост президента Египта, сказал о Кутбе: " Я прочитал его книги, и вновь открыл для себя ислам." Последователи Кутб-Джихад-Школы называют себя кутбистами, и образуют ведущее большинство, влиятельнейшее крыло МБ. Так же есть крыло салафистов, ацхаристов(выпускников Аль-Ацхар), и так называемое крыло реформаторов. Но когда МБ пришли к власти, подписи ставили только кутбисты./

Глава 4


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.