Урок 10: аль-истихсан, часть 2 — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Урок 10: аль-истихсан, часть 2

2022-10-03 20
Урок 10: аль-истихсан, часть 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Те, кто спорят с нами о законности истихасана, спорят либо о самом слове, либо о его смысле.

 

Если они спорят о самом слове, то это приемлемо, пусть называют это понятие как хотят, потому что нет никакого смысла спорить о самих словах, когда каждый человек имеет право выражать определенный смысл теми словами, которые он посчитает нужными, особенно когда в этом слове совпадает шариатское и языковое значение.

Человек может в одном случае выражать какой-то один смысл на арабском, а затем на фарси, и мы не будем порицать его за это.

Факихи употребляли слово истихсан в отношении многих явлений. Передается, что сказал Ияс ибн Муавия: «Совершайте судейство так, чтобы это приносило пользу людям, а если же они испортятся, то совершайте истихсан».

Также слово истихсан можно найти в книгах Малика ибн Анаса. Также имам аш-Шафии сказал: «Мой истихсан, чтобы подарок разведенной женщине (мут`а) был тридцать дирхамов».

И также, как мы уже сказали, нет какого спора о дозволенности или запретности употребления самого этого слова.

Если же мы спорим о смысле, то наш оппонент не примет у нас этого смысла, кроме как на основе довода. И смыслы, описанные словом истихсан, которые мы упомянем, будут сопровождаться доводами на его достоверность и законность.

Слово истихсан включает в себя два основных смысла:

Первый смысл - это совершение иджтихада и суждение в определении некоторых мер исчисления, которые оставлены на личное суждение и мнение.

Например, размер подарка разведенной женщине.

Сказал Всевышний Аллах:

وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدَرُهُ مَتَاعًا بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُحْسِنِينَ


Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный - по мере своих. Такова обязанность творящих добро. [1]

И размер подарка связан с бедностью или богатством мужчины, но размер для каждого не установлен, кроме как через размышление и суждение.

К этому же виду относится обеспечение жен.

Сказал Всевышний Аллах:

عَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ


А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях [2]

И нет никакого другого способа для определения этого, кроме как через иджтихад.

Также сказал Всевышний Аллах:

وَمَن قَتَلَهُ مِنكُم مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاءٌ مِّثْلُ مَا قَتَلَ مِنَ النَّعَمِ يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِّنكُمْ هَدْيًا بَالِغَ الْكَعْبَةِ أَوْ كَفَّارَةٌ طَعَامُ مَسَاكِينَ أَوْ عَدْلُ ذَٰلِكَ صِيَامًا


Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост [3]

И подобие, упомянутое в этом аяте, может означать либо стоимость, либо похожее по размеру животное – есть разногласие факихов в этом вопросе, и в обоих случаях, решение принимается на основе суждения двух справедливых людей.

Также выплаты за телесные увечья, о размере суммы которых нет текстов (Корана и Сунны), и нет единогласного мнения ученых. И это нельзя установить иным способом, кроме иджтихада.

И подобных вещей так много, что невозможно перечислить. И мы привели лишь часть, чтобы на основе них можно было узнать об остальных подобных вопросах.

И наши ученые этот вид иджтихада назвали истихсаном. И нет в дозволенности этого значения разногласия между факихами, и никто из них не может высказать какое-то иное мнение в этом вопросе.

 

[1] Коран 2:236

 

[2] Коран 2:233

 

[3] Коран 5:95

 

УРОК 11: АЛЬ-ИСТИХСАН, ЧАСТЬ 3

А что касается второго смысла слова истихсан, то это оставление кыяса в пользу того, что более предпочтительно, и это бывает двух видов.

 

Первый вид.


Какой-то вопрос находится между двумя основами, которые одновременно подходят для него, но необходимо выбрать одну из этих основ на основе довода, указывающего на это. И ученые назвали это истихсаном.


Потому что если бы у этого вопроса не было бы сходства со второй основой, то его следовал бы сразу отнести к первой.


И самые глубокие и сложные вопросы фикха - это вопросы, относящиеся к этому виду истихсана, потому что необходимо установить одну основу, оставив другую через суждение, размышление и обдумывание.


Пример вопроса, который находится между двумя основами, и которой, в итоге, относят к одной из них, это то, что наши ученые говорят в отношении мужчины, который сказал своей жене:

«Когда у тебя у тебя начнется хайд, ты разведена», а затем она говорит: «мой хайд начался». Кыяс указывает на то, что на ее слова о начале хайда не опираются, кроме как при наличии довода или с подтверждением мужа. Но наши ученые совершили истихсан и развод будет иметь место.

Сказал Мухаммад: «Мы вводим в этот истихсан часть кыяса».

Сказал Абу Бакр: Что касается слов о том, что кыяс указывает на то, что на ее слова не опираются, то это восходит к общепризнанной основе: не опираются на слова женщины для установления факта развода. Например, муж говорит жене: «Если ты войдешь в этот дом, то ты разведена или если ты заговоришь с Зейдом, то ты разведена». И если она скажет после этой клятвы мужа: «Я зашла в этот дом», либо «я заговорила с Зейдом», и муж ей не поверил, то на ее слова не опираются, и развод не происходит, пока не будет доказательств с ее стороны, либо подтверждения мужа.

Кыяс этой основы в том, что на слова женщины о начале ее хайда, который ее муж сделал условием развода, не опираются.

Также если он скажет ей: Когда начнется твой хайд, то мой раб свободен, либо он сказал, что его другая жена будет разведена, и эта жена сказала: «мой хайд начался», и ее муж не поверил ей, то раб не освобождается и другая женщина не становится разведенной.

И упомянутый нами вопрос связан с этой основой, и если бы не было какой-то другой основы, к которой можно было бы отнести этот вопрос, то он бы сразу бы был отнесен к ней, и было бы вынесено соответствующее решение, но есть вторая основы, которая помешала отнести этот вопрос к первой основе, упомянутой нами, и стало необходимым отнести этот вопрос ко второй основе.


И это слова Всевышнего Аллаха:

وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللَّـهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ


Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах [1]

И от саляфов передается, что речь идет о хайде и беременности. Передается от Убай ибн Кааба: «Доверие жене предполагает верить ее словам о состоянии ее полового органа», и увещевание от сокрытия и запрет сокрытия указывают на то, что ее слова о беременности и хайде, как и об их отсутствии, принимаются.

Также как сказал Всевышний Аллах в отношении должника:

وَلْيَتَّقِ اللَّـهَ رَبَّهُ وَلَا يَبْخَسْ مِنْهُ شَيْئًا


и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него [2]

То есть после запрета убавления долга и его уменьшения, становится ясно, что в вопросе суммы долга возвращаются к должнику.

И предшествующий аят становится основой в принятии слов женщины, которая скажет: у меня начался хайд, также запрете вступать с ней в половую близость в этом состоянии.

А когда она скажет, что очистилась, то ее мужу станет дозволенным вступать с ней в половую близость. Тоже самое, если она будет в период идды, и скажет, что идда закончилась, то ее слова в этом вопросе будут приняты, и у мужа исчезнет возможность ее вернуть из-за окончания супружеской связи между ними.

Это из-за того, что окончание идды через окончание хайда относится исключительно к ней, и об этом нельзя узнать, кроме как от нее. И на основе этого, если муж скажет: «Когда начнется у тебя хайд, то ты разведена», а она затем скажет: «мой хайд начался», то на ее слова о факте развода будут опираться, так же и на ее слова об окончании идды, даже при отрицании мужа, потому что это то, что относится только к ней, то есть о начале хайда можно узнать только от нее, и никто другой не может знать об этом.

Но ее слова о начале хайда не будут приниматься, если с этим будет связан развод другой жены, либо освобождение раба, потому что ее слова сделаны доказательством только в вещах, касающихся ее, и никого другого. Разве ты не знаешь, что если муж скажет: «Она сообщила мне об окончании своей идды, и я хочу женится на ее сестре», то он имеет на это право, и ее слова о том, что у нее все еще продолжается идда, не будут приниматься, если это будет касаться другого человека, а если это касается ее, то идда будет считаться незаконченной, и обязанность ее обеспечивать не спадет.

И поэтому ее слова: «мой хайд начался» имеют два хукма.

Первый хукм: то, что относится только к ней и связано только с ней, а это ее развод, окончание ее идды и все, что с этим связано. И ее слова будут доводом в этих вопросах.

Второй хукм: Развод другой женщины, либо освобождение раба. То в этом вопросе ее слова подобны свидетельству, как ее сообщение о вхождении в дом, либо разговоре с Зейдом, если с этим будет связано освобождение раба, либо развод».

Затем Абу Бакр ар-Рази привел еще множество примеров, когда один вопрос связан с двумя основами. Он привел различные примеры, которые так или иначе связаны со вторым видом истихсана, а именно ограничением хукма при наличии причины для этого. Он также дал такое разъяснение этому, что сердце остается довольным, и не остается в нем никакого места для сомнения в том, что этот вид истихсана сопровождается во всех решениях ясными доводами из текстов [Корана и Сунны], иджмы или другого кыяса, который меняет решение в этом вопросе.

И этого будет достаточно в разъяснении этого понятия и того, что суждения оппонентов об истихсане лишены смысла.

 

[1] Коран 2:228

 

[2] Коран 2:282

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.