Урок 4: суждение и иджтихад. Часть 1 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Урок 4: суждение и иджтихад. Часть 1

2022-10-03 19
Урок 4: суждение и иджтихад. Часть 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УРОК 1: ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

С позволения Всевышнего Аллаха, мы начинаем перевод для Azan.kz книги Шейха аль-Ислам Мухаммада Захида аль-Кавсари, куддиса сирруху, «Фикх и Хадис людей Куфы», написанной как предисловие к изданию книги «Насб ар-Рая» имама аз-Зайла`и, рахимахуллах, которая в свою очередь представляет собой тахридж [1] хадисов аль-Хидая, одной из ключевых книг в ханафитском мазхабе.

Впоследствии это предисловие было издано в виде отдельной книги учеником Шейха аль-Ислам, шейхом Абдуль Фаттахом Абу Гуддой, рахимахуллах, с примечаниями и пояснениями.

Эта книга опровергает определенные мифы, которые окружают ханафитский мазхаб на протяжении его истории, как то, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, предпочитал свое мнение хадису или то, что до ханафитов не дошли хадисы, и поэтому они высказывали те или иные суждения в фикхе.

Наш учитель, муфтий Билял, преподавая нам эту книгу, повторял много раз: «Эта книга не просто защита ханафитского мазхаба, это защита идеи мазхаба как такого, ибо те, кто в наше время критикуют ханафитский мазхаб, критикуют тем самым идею следования мазхабам вообще и желают посеять в умах мусульман сомнения о компетентности имамов мазхабов».

Также эта книга имеет особое значение для ханафитов, будучи точкой единения основных школ ханафитского мазхаба: османской, арабской и школы индийского субконтинента.

Сам автор книги - яркий представитель османской школы, относился к элите ученых государства Османов, ибо занимал должность заместителя Шейха аль-Ислама Османского халифата, и в его задачу входило преподавание от имени Шейха аль-Ислама в основном учебном заведении халифата и исполнение различных государственных обязанностей.

Также эта книга была принята представителями арабской школы ханафитского мазхаба, как шейхом Абдуль Фаттахом Абу Гуддой, рахимахуллах, который снабдил ее комментариями и издал ее впоследствии как отдельную книгу, и который, в целом, сыграл большую роль в популяризации наследия Шейха аль-Ислама. Также эта книга была издана его учеником шейхом Мухаммадом Аввамой, хафизахуллах, в его издании книги «Насбу Рая», в виде предисловия.

Также эта книга была принята ханафитскими шейхами индийского субконтинента, которых принято называть учеными Деобанд. Шейх аль-Бинори, рахимахуллах, снабдил ее своими комментариями и пояснениями, которые шейх Абдуль Фаттах включил в свое издание, и которые мы, иншАллах, также переведем.

Наши учителя, муфтий Мухаммад Исхак Бана и муфтий Билял, да хранит их Аллах, представляют деобандийскую школу, а также являются близкими учениками шейха Мухаммада Аввамы, представителя арабской ханафитской школы.

И нет сомнений в том, что Шейх аль-Ислам и его работы – не только точка единения всех школ ханафитского мазхаба как арабских стран, так и индийского субконтинента, но и точка единения всех ашааритов и матуридитов, для которых он без исключения является имамом, сыгравшим величайшую роль в защите убеждений Ахлю-Сунна. После разрушения османского халифата, когда университетом аль-Азхар руководили люди, разрушавшие Ислам, он был одним из немногих его защитников, охраняя его принципы от модернистов и других сектантов, таких как муджасима.


Эта книга, иншаллах, станет началом перевода наследия Шейха аль-Ислама, рахимахуллах, на русский язык.

 

[1] То есть имам аз-Зайла`и находил первоисточники всех хадисов, которые приводит в своей книге имам аль-Маргинани.

 

УРОК 2: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА, ЧАСТЬ 1

بسم الله الرحمن الرحيم

 

Хвала Аллаху, возвысившему положение факихов до высот, соответствующих их невероятной устремлённости к светлому и чистому служению. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, последнему из пророков, опоре богобоязненных, ведущему свою общину из тьмы к свету и сиянию, его роду и его благородным сподвижникам, величайшим предводителям, светилам истинного пути, чьи лица сияют из-за доведения до людей доводов чистого шариата.

"Это предисловие к «Насб Рая» содержит несколько слов о понимании кыяса, истихсана, понимания иджтихада у саляфов, также указание на высокое положение Куфы в ряду других мусульманских земель, как в эпоху сподвижников, так и после них, как в области Корана и Сунны, так и в фикхе и арабском языке. Также автор упомянет ханафитских хафизов-мухадисов из разных веков, также скажет несколько слов в области джарх ва та`диль.

Это жемчужина знаний из истории, о которой нет необходимости говорить для знающего человека, а также источник ценнейших цитат и текстов, которые могут прийти только от наших акабир. Аль-Банури"

И затем. Поистине «Насбу Рая тахридж ахадис аль-Хидая» имама-хафиза Абдуллаха ибн Юсуфа аз-Зейла`и, пусть Аллах возвысит его положение в Раю, это книга, которой нет подобной в охвате хадисов, касающихся постановлений шариата, ибо автор не ослабил своего рвения в их исследовании и не преградили ему путь для их изучения ни опора на других, ни лень, ни высокомерное пренебрежение знанием современников и тех, кто ниже его по уровню знаний, и его путь - это усердие в поиске знаний и пользы, где бы она ни находилась.

"Некоторые ученые могли пренебрегать цитированием своих современников, из-за возможного высокомерия, но автор «Насбу Рая» цитировал своих современников, что указывает на его искренность и скрупулезность как ученого. Абу Али аль-Ашари"

Предельная искренность и научная глубина дали этой книге высочайшее положение в сердцах хафизов, и с ее положением не сравнится другая книга по тахриджу.

И истина в том, что автор не оставил места другим ученым после своего исчерпывающего исследования, в котором он охватил все главы фикха и упомянул все, что могли упомянуть из хадисов разные группы факихов в поддержку своих мазхабов. И мало кто из мухаддисов, как современников шейха, так и его последователей, смог охватить столько источников, кроме проявивших подобное стремление и усердие, потому что многие хадисы находятся в неожиданных местах.

"То есть если человек не нашел какого-то хадиса в вопросах омовения, то этот хадис может быть упомянут в другой главе, поэтому для того, чтобы говорить, что какого-то хадиса нет в этой книге, необходимо ее изучить полностью. Абу Али аль-Ашари"

И мало кто проявил такую объективность, детально приводя доводы оппонентов, не ограничиваясь доводами только одного мазхаба в ущерб другому, разъясняя, что идет в пользу какого-то мазхаба, а что идет против него. В этом автор проявил высший предел объективности, в отличии других авторов, писавших в области хадисов, связанных с ахкамами, в книгах которых можно увидеть небрежность исследования и склонение к своему мазхабу. И под небрежностью исследования имеется в виду, что вопрос, имеющий сильный довод, мог быть представлен так, что на него нет никакого довода, а под склонением к своему мазхабу имеется в виду фанатизм, порицаемый религией.

"Если человек следует своему мазхабу в каждом вопросе, считая, что у его имама имеется довод, то это не будет фанатизмом, но когда человек начинает принижать другие мазхабы, говоря, что у них нет довода, либо их доводы слабы и не выдерживают критики, то это уже будет порицаемым фанатизмом.Абу Али аль-Ашари".

 

УРОК 3: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА, ЧАСТЬ 2

Предвзятость затмевает взор ученого при рассмотрении доказательств и слабый довод ему представляется сильным, если этот довод говорит в пользу его мазхаба, а сильный слабым, если это довод оппонента.


И это не путь тех, кто имеет страх в вопросах религии Аллаха, и боится того дня, когда каждый будет отвечать за свои деяния.


И если желающий стать факихом нашел из знатоков хадиса обладателя глубоких знаний, не подверженного страстям, то пусть он вцепится в него зубами, ибо такие ученые на вес золота.


Все эти качества были у хафиза аз-Зайла`и, и поэтому все, кто делал тахридж хадисов после него, не могут обойтись без его знаний. И если ты посмотришь на книги аль-Бадра аз-Заркаши, ибн аль-Мулаккина, ибн Хаджара и других ученых, окруженных восхищением и вознесенных до небес, и сравнишь эти книги с книгами аз-Зейла`и, то ты поймешь, о чем мы говорим. А если ты изучишь эти книги подробно, то даже, наверное, скажешь: все эти книги и их содержание - все это из книг аз-Зайла`и, кроме предвзятости.

И в этой книге аз-Зайла`и ханафит найдет хадисы, на которые опираются ученые-ханафиты, а маликит найдет избранные цитаты из тех, что приводит ибн Абдульбарр в своих книгах «Ат-Тамхид» и «Аль-Истизкар» а также суть того, что излагает Абдульхакк[1] в своих книгах по ахкамам. Шафиит в свою очередь найдет в этой книге тщательно проверенные доводы из книг аль-Байхаки, таких как «Ас-Сунан» и «Аль-Ма`рифа» и других, а также выводы ан-Навави из его «Аль-Хуласа», «Аль-Маджму» и «Шарх Муслим» и возражения ибн Дакика аль-Ида из книг «аль-Ильмам», «аль-Имам» и «Шарх аль-Умда». Ханбалит же встретит доводы, приводимые ибн аль-Джавзи в книге «ат-Тахкик» и ибн Абдульхади в «Танких ат-Тахкик», и других книгах, написанных в области хадисов ахкамов.

Более того, читатель сможет ознакомиться с хадисами и из других книг, таких как сборники сахихов[2], «Сунан», «Масанид», «Асар» и «Ма`джим», также сможет ознакомиться с хадисами ахкамов из «Мусаннафа» ибн Аби Шейба, одной из важнейших книг для факиха, также «Мусаннафа» Абдураззака и других, не распространенных в наши дни книг, с полным анализом каждого хадиса и словами имамов науки джарх ва тадиль из известных книг, касающихся изъянов в хадисах. И это причина, которая так выделяет эту книгу среди других книг по тахриджу.

И своей похвалой этой книги я не хотел подавить стремление других к труду в этой области и не хотел ограничить безграничные блага, которые Аллах дает из тайников науки обладателям возвышенной устремленности. И под этой похвалой я не подразумеваю отсутствие пользы в книгах последующих ученых, и необходимо проявлять благодарность за них и увеличивать усердие в желании выпить из этого чистого источника. Но я сказал то, что сказал, отдавая каждому по его праву, возвеличивая знание и призывая к усердию в желании дополнить этого великого алима.

И автор книги, будучи одним из ученых хафизов-ханафитов, выполнил невероятную работу, восхитив факихов всех мазхабов, как современников, так и ученых следующих поколений. И кто полистает эту книгу и изучит хадисы в различных главах, поймет, что ханафиты строго следуют хадисам во всех главах фикха без исключений.


Но не перевелись на земле упрямцы, наговаривающие на ханафитов, либо из-за невежества, либо из-за невежества и фанатизма. Они заявляют, что ханафиты следуют за мнением при отсутствии текстов, хотя не может быть фикха без суждения, или же говорят, что у ханафитов нет хадисов, хотя земля заполнена их хадисами. Другие говорят, что ханафиты используют в качестве шариатского довода истихсан, а кто так делает, то устанавливает шариат от себя.


Но как же далеки эти слова от истины! Как может человек, принимающий законность кыяса, изучив доводы ханафитов в истихсане, отвергнуть истихсан?!


Шариат может быть только от Аллаха, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, доводит до людей установления Аллаха. И предел возможностей факиха - это лишь понимание текстов, но тот, кто считает, что факих имеет право устанавливать что-то в шариате, не понимает ни фикха, ни шариата. И он заблудший, так как представил шариат Аллаха как установление людей, но Аллах чист от того, чтобы человек вмешивался в Его шариат и откровение.


И я решил опровергнуть эти наговоры на ханафитов в предисловии о суждении и иджтихаде, а также в главе об истихсане в понимании ханафитов, главе об условиях принятия хадисов, главе о положении Куфы в науках, связанных с Кораном, Сунной, арабским языком, фикхе и усуле. А также рассказав об отличии мазхаба Ирака от других мазхабов и обширности знаний в области хадиса у его ученых, многие из которых были хафизами, с самого начала Ислама и до нашего времени, прибавляя к этому их глубокое понимание религии. И это засвидетельствовали все их оппоненты, что видно из быстрого взгляда на книги в области науки джарх ва тадиль. И лишь Аллаха мне достаточно, и Он лучший из покровителей.

 

[1] Абдульхакк аль-Ишбили автор книг «аль-Ахкам».

 

[2] Книги, в которых авторы поставили условием приводить только достоверные хадисы, таких авторов как «Сахих» Бухари, «Сахих» Муслима, «Сахих» ибн Хузейма, «Сахих» ибн Хиббан, аль-Мухтара аль-Макдиси и другие книги.

 

Первый вид.


Какой-то вопрос находится между двумя основами, которые одновременно подходят для него, но необходимо выбрать одну из этих основ на основе довода, указывающего на это. И ученые назвали это истихсаном.


Потому что если бы у этого вопроса не было бы сходства со второй основой, то его следовал бы сразу отнести к первой.


И самые глубокие и сложные вопросы фикха - это вопросы, относящиеся к этому виду истихсана, потому что необходимо установить одну основу, оставив другую через суждение, размышление и обдумывание.


Пример вопроса, который находится между двумя основами, и которой, в итоге, относят к одной из них, это то, что наши ученые говорят в отношении мужчины, который сказал своей жене:

«Когда у тебя у тебя начнется хайд, ты разведена», а затем она говорит: «мой хайд начался». Кыяс указывает на то, что на ее слова о начале хайда не опираются, кроме как при наличии довода или с подтверждением мужа. Но наши ученые совершили истихсан и развод будет иметь место.

Сказал Мухаммад: «Мы вводим в этот истихсан часть кыяса».

Сказал Абу Бакр: Что касается слов о том, что кыяс указывает на то, что на ее слова не опираются, то это восходит к общепризнанной основе: не опираются на слова женщины для установления факта развода. Например, муж говорит жене: «Если ты войдешь в этот дом, то ты разведена или если ты заговоришь с Зейдом, то ты разведена». И если она скажет после этой клятвы мужа: «Я зашла в этот дом», либо «я заговорила с Зейдом», и муж ей не поверил, то на ее слова не опираются, и развод не происходит, пока не будет доказательств с ее стороны, либо подтверждения мужа.

Кыяс этой основы в том, что на слова женщины о начале ее хайда, который ее муж сделал условием развода, не опираются.

Также если он скажет ей: Когда начнется твой хайд, то мой раб свободен, либо он сказал, что его другая жена будет разведена, и эта жена сказала: «мой хайд начался», и ее муж не поверил ей, то раб не освобождается и другая женщина не становится разведенной.

И упомянутый нами вопрос связан с этой основой, и если бы не было какой-то другой основы, к которой можно было бы отнести этот вопрос, то он бы сразу бы был отнесен к ней, и было бы вынесено соответствующее решение, но есть вторая основы, которая помешала отнести этот вопрос к первой основе, упомянутой нами, и стало необходимым отнести этот вопрос ко второй основе.


И это слова Всевышнего Аллаха:

وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللَّـهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ


Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах [1]

И от саляфов передается, что речь идет о хайде и беременности. Передается от Убай ибн Кааба: «Доверие жене предполагает верить ее словам о состоянии ее полового органа», и увещевание от сокрытия и запрет сокрытия указывают на то, что ее слова о беременности и хайде, как и об их отсутствии, принимаются.

Также как сказал Всевышний Аллах в отношении должника:

وَلْيَتَّقِ اللَّـهَ رَبَّهُ وَلَا يَبْخَسْ مِنْهُ شَيْئًا


и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него [2]

То есть после запрета убавления долга и его уменьшения, становится ясно, что в вопросе суммы долга возвращаются к должнику.

И предшествующий аят становится основой в принятии слов женщины, которая скажет: у меня начался хайд, также запрете вступать с ней в половую близость в этом состоянии.

А когда она скажет, что очистилась, то ее мужу станет дозволенным вступать с ней в половую близость. Тоже самое, если она будет в период идды, и скажет, что идда закончилась, то ее слова в этом вопросе будут приняты, и у мужа исчезнет возможность ее вернуть из-за окончания супружеской связи между ними.

Это из-за того, что окончание идды через окончание хайда относится исключительно к ней, и об этом нельзя узнать, кроме как от нее. И на основе этого, если муж скажет: «Когда начнется у тебя хайд, то ты разведена», а она затем скажет: «мой хайд начался», то на ее слова о факте развода будут опираться, так же и на ее слова об окончании идды, даже при отрицании мужа, потому что это то, что относится только к ней, то есть о начале хайда можно узнать только от нее, и никто другой не может знать об этом.

Но ее слова о начале хайда не будут приниматься, если с этим будет связан развод другой жены, либо освобождение раба, потому что ее слова сделаны доказательством только в вещах, касающихся ее, и никого другого. Разве ты не знаешь, что если муж скажет: «Она сообщила мне об окончании своей идды, и я хочу женится на ее сестре», то он имеет на это право, и ее слова о том, что у нее все еще продолжается идда, не будут приниматься, если это будет касаться другого человека, а если это касается ее, то идда будет считаться незаконченной, и обязанность ее обеспечивать не спадет.

И поэтому ее слова: «мой хайд начался» имеют два хукма.

Первый хукм: то, что относится только к ней и связано только с ней, а это ее развод, окончание ее идды и все, что с этим связано. И ее слова будут доводом в этих вопросах.

Второй хукм: Развод другой женщины, либо освобождение раба. То в этом вопросе ее слова подобны свидетельству, как ее сообщение о вхождении в дом, либо разговоре с Зейдом, если с этим будет связано освобождение раба, либо развод».

Затем Абу Бакр ар-Рази привел еще множество примеров, когда один вопрос связан с двумя основами. Он привел различные примеры, которые так или иначе связаны со вторым видом истихсана, а именно ограничением хукма при наличии причины для этого. Он также дал такое разъяснение этому, что сердце остается довольным, и не остается в нем никакого места для сомнения в том, что этот вид истихсана сопровождается во всех решениях ясными доводами из текстов [Корана и Сунны], иджмы или другого кыяса, который меняет решение в этом вопросе.

И этого будет достаточно в разъяснении этого понятия и того, что суждения оппонентов об истихсане лишены смысла.

 

[1] Коран 2:228

 

[2] Коран 2:282

 

УРОК 57: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КНИГАХ ПО ДЖАРХ ВАТ-ТА’ДИЛЬ, ЧАСТЬ 5 (ОКОНЧАНИЕ ЦИКЛА)

А что касается критики человека из-за того, что он не из страны критикующего, или не из его народа, или не из его мазхаба, то это крайний фанатизм.

 

Имам аш-Шафии пишет в «Аль-Умм»:

 

«Если кто-то ненавидит человека из-за того, что тот не из такого-то племени, то он фанатичен и его свидетельство отвергается».

 

Абу Талиб сказал в «Кут аль-кулюб»:

 

«Некоторые хафизы говорят с такой смелостью и дерзостью, что переходят все границы в критике и в выборе слов, хотя тот, о ком они говорят, может быть лучше их, и у познавших Аллаха он выше уровнем, и тогда эта критика возвращается к самому критикующему».

 

В «Аль-Ихтиляф филь-ляфз» (с. 62) Ибн Кутейба срывает покров с безрассудства, которое было названо джархом и та’дилем после испытаний имама Ахмада[1].

 

Ибн аль-Джаузи пишет в «Ат-Тальбис»:

 

«Иблис обманул знатоков хадиса, так что они стали критиковать друг друга, сводя таким образом друг с другом счеты и выставляя это в виде науки джарх ва ат-та’диль, которую имамы прошлого использовали для защиты Шариата. Аллах знает лучше про их цели, но то, что они не говорят, от кого все это взяли, доказывает порочность их намерений».

 

Итог всего сказанного: книги по джарху, которые мы перечисляли, и подобные им, такие как «Тарих» Ибн Абу Хайсама, «Аль-Мудаллисин» аль-Карабиси и другие, не оставили никого без упрека, даже хафизов и имамов в области фикха. И там можно найти людей, подобных Исмаилю ибн Аббаду, критикующих крупных хафизов и знатоков хадиса и составляющих для этого отдельные книги. Так поступали и некоторые из тех, кто целился в имамов нашей религии. И я не хотел бы писать на эту тему больше того, что уже написал.

 

На этом мы заканчиваем наш рассказ.

 

Мир и благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам.

 

Это было написано рабом, нуждающимся в своем Господе, Мухаммадом ибн аль-Хасаном ибн Али аль-Кавсари, да помилует Аллах его, его учителей и родных, а также остальных мусульман.

 

3-е Джумада аль-ахыра, 1357-й год[2] [3].

 

[1] Ибн Кутейба пишет в «Аль-Ихтиляф» (с. 50-52, 62):

 

«И поэтому стало необходимо составить эту книгу и объяснить, в чем заключаются расхождения насчет «чтения Корана» и как это привело к взаимному обвинению в неверии, хотя то, насчет чего они разошлись, не разрушает связи и не приводит к отчуждению, потому что все они едины в основе, что Коран – это Речь Аллаха и что она не сотворена.

 

Они разошлись в одной частности из-за трудности и неясности темы, и каждая группа вцепилась в свой подход к этому вопросу, хотя у них не было возможности понять и глубоко проанализировать тему и понимания языка.

 

И каждый сказал, что его вывод – это истина. Тот, кто остановился в решении насчет этого и засомневался, остался в одиночестве, потому что признал, что можно ошибиться, потому что он знает, что истина – с одной из сторон, перед которыми он застыл, но при этом он ни с кем из них.

 

Обе стороны испытали ищущего и размышляющего человека, будучи грубы и черствы ко всем, кто расходится с ними, обвиняя их в неверии и обвиняя в неверии каждого, кто усомнится в их неверии. И бывало, что приходил шейх преклонного возраста, который знал немного, но слышал хадисы от Ибн Уейны, Абу Муавии, Язида ибн Харуна и других представителей этого поколения, но они перед слушанием хадисов начинали с проверки.

 

И горе ему, если он замялся, набрал воздух или покашлял, перед тем как ответить им так, как они хотят. Страх перед ними заставлял его дать им то, что они хотят, и высказываться по этому предмету без знаний и понимания, и через это собрание он отдалялся от Аллаха, хотя должен был приближаться.

 

А если они видели юношу или уже взрослого мужчину, который искал знаний, то начинали расспрашивать его, а если он отвечал им: «Я лишь ищу истину в этом вопросе, спрашиваю про это и пока ничего не понял до конца», – и приводил им свое оправдание перед Аллахом (и они знают, что в том, что человек не понимает, Аллах обязал его лишь задавать вопросы и искать истину, чтобы узнать ее), то все равно они называли его лжецом и вредили ему, говоря: «Мерзавец! Оставьте его и не садитесь рядом с ним!»

 

Разве ты не понимаешь, что если бы то, что они спрашивают, было основой Единобожия, которую людям нельзя не знать, то они услышали бы это от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) напрямую! И неужели нужно было доходить до этого?!» [Конец слов Ибн Кутейбы]

 

Шейх аль-Кавсари написал следующий комментарий к этим словам: «Это самое важное, что есть в этой книге. И это ведет к анализу содержания книг по джарх ва та’диль, потому что все это передается людьми той эпохи, на которую указал автор». Прим. Абу Гудды.

 

[2] Нуждающийся Абдуль-Фаттах ибн Мухаммад Абу Гудда пишет: «Я закончил составлять примечания к этой книге в городе Бейрут 11-го Джумадаль-Уля 1390-го года. И я надеюсь, что Аллах примет эту работу и через нее мусульмане получат пользу, как принесла пользу сама книга нашего шейха аль-Кавсари. Я прошу у Аллаха простить грехи нам, нашим родителям, мусульманам и мусульманкам, и Он слышит мольбы и отвечает на них, и вся хвала – лишь Аллаху, Господу миров». Прим. Абу Гудды.

 

[3] Нуждающийся в своем Творце Абдур-Рашид пишет: «Перевод этой книги и составление примечаний было закончено 16-го Зуль-Хиджжа 1438-го года. И я прошу Аллаха принять этот труд, чтобы мусульмане получили через него пользу, и помиловать нас и не лишать нас благодати всех великих имамов и ученых, упомянутых в этой книге, а также воздать благом всем, кто участвовал в редактировании перевода и его публикации. Амин». Прим. Абу Али.

 

УРОК 1: ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

С позволения Всевышнего Аллаха, мы начинаем перевод для Azan.kz книги Шейха аль-Ислам Мухаммада Захида аль-Кавсари, куддиса сирруху, «Фикх и Хадис людей Куфы», написанной как предисловие к изданию книги «Насб ар-Рая» имама аз-Зайла`и, рахимахуллах, которая в свою очередь представляет собой тахридж [1] хадисов аль-Хидая, одной из ключевых книг в ханафитском мазхабе.

Впоследствии это предисловие было издано в виде отдельной книги учеником Шейха аль-Ислам, шейхом Абдуль Фаттахом Абу Гуддой, рахимахуллах, с примечаниями и пояснениями.

Эта книга опровергает определенные мифы, которые окружают ханафитский мазхаб на протяжении его истории, как то, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, предпочитал свое мнение хадису или то, что до ханафитов не дошли хадисы, и поэтому они высказывали те или иные суждения в фикхе.

Наш учитель, муфтий Билял, преподавая нам эту книгу, повторял много раз: «Эта книга не просто защита ханафитского мазхаба, это защита идеи мазхаба как такого, ибо те, кто в наше время критикуют ханафитский мазхаб, критикуют тем самым идею следования мазхабам вообще и желают посеять в умах мусульман сомнения о компетентности имамов мазхабов».

Также эта книга имеет особое значение для ханафитов, будучи точкой единения основных школ ханафитского мазхаба: османской, арабской и школы индийского субконтинента.

Сам автор книги - яркий представитель османской школы, относился к элите ученых государства Османов, ибо занимал должность заместителя Шейха аль-Ислама Османского халифата, и в его задачу входило преподавание от имени Шейха аль-Ислама в основном учебном заведении халифата и исполнение различных государственных обязанностей.

Также эта книга была принята представителями арабской школы ханафитского мазхаба, как шейхом Абдуль Фаттахом Абу Гуддой, рахимахуллах, который снабдил ее комментариями и издал ее впоследствии как отдельную книгу, и который, в целом, сыграл большую роль в популяризации наследия Шейха аль-Ислама. Также эта книга была издана его учеником шейхом Мухаммадом Аввамой, хафизахуллах, в его издании книги «Насбу Рая», в виде предисловия.

Также эта книга была принята ханафитскими шейхами индийского субконтинента, которых принято называть учеными Деобанд. Шейх аль-Бинори, рахимахуллах, снабдил ее своими комментариями и пояснениями, которые шейх Абдуль Фаттах включил в свое издание, и которые мы, иншАллах, также переведем.

Наши учителя, муфтий Мухаммад Исхак Бана и муфтий Билял, да хранит их Аллах, представляют деобандийскую школу, а также являются близкими учениками шейха Мухаммада Аввамы, представителя арабской ханафитской школы.

И нет сомнений в том, что Шейх аль-Ислам и его работы – не только точка единения всех школ ханафитского мазхаба как арабских стран, так и индийского субконтинента, но и точка единения всех ашааритов и матуридитов, для которых он без исключения является имамом, сыгравшим величайшую роль в защите убеждений Ахлю-Сунна. После разрушения османского халифата, когда университетом аль-Азхар руководили люди, разрушавшие Ислам, он был одним из немногих его защитников, охраняя его принципы от модернистов и других сектантов, таких как муджасима.


Эта книга, иншаллах, станет началом перевода наследия Шейха аль-Ислама, рахимахуллах, на русский язык.

 

[1] То есть имам аз-Зайла`и находил первоисточники всех хадисов, которые приводит в своей книге имам аль-Маргинани.

 

УРОК 2: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА, ЧАСТЬ 1

بسم الله الرحمن الرحيم

 

Хвала Аллаху, возвысившему положение факихов до высот, соответствующих их невероятной устремлённости к светлому и чистому служению. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, последнему из пророков, опоре богобоязненных, ведущему свою общину из тьмы к свету и сиянию, его роду и его благородным сподвижникам, величайшим предводителям, светилам истинного пути, чьи лица сияют из-за доведения до людей доводов чистого шариата.

"Это предисловие к «Насб Рая» содержит несколько слов о понимании кыяса, истихсана, понимания иджтихада у саляфов, также указание на высокое положение Куфы в ряду других мусульманских земель, как в эпоху сподвижников, так и после них, как в области Корана и Сунны, так и в фикхе и арабском языке. Также автор упомянет ханафитских хафизов-мухадисов из разных веков, также скажет несколько слов в области джарх ва та`диль.

Это жемчужина знаний из истории, о которой нет необходимости говорить для знающего человека, а также источник ценнейших цитат и текстов, которые могут прийти только от наших акабир. Аль-Банури"

И затем. Поистине «Насбу Рая тахридж ахадис аль-Хидая» имама-хафиза Абдуллаха ибн Юсуфа аз-Зейла`и, пусть Аллах возвысит его положение в Раю, это книга, которой нет подобной в охвате хадисов, касающихся постановлений шариата, ибо автор не ослабил своего рвения в их исследовании и не преградили ему путь для их изучения ни опора на других, ни лень, ни высокомерное пренебрежение знанием современников и тех, кто ниже его по уровню знаний, и его путь - это усердие в поиске знаний и пользы, где бы она ни находилась.

"Некоторые ученые могли пренебрегать цитированием своих современников, из-за возможного высокомерия, но автор «Насбу Рая» цитировал своих современников, что указывает на его искренность и скрупулезность как ученого. Абу Али аль-Ашари"

Предельная искренность и научная глубина дали этой книге высочайшее положение в сердцах хафизов, и с ее положением не сравнится другая книга по тахриджу.

И истина в том, что автор не оставил места другим ученым после своего исчерпывающего исследования, в котором он охватил все главы фикха и упомянул все, что могли упомянуть из хадисов разные группы факихов в поддержку своих мазхабов. И мало кто из мухаддисов, как современников шейха, так и его последователей, смог охватить столько источников, кроме проявивших подобное стремление и усердие, потому что многие хадисы находятся в неожиданных местах.

"То есть если человек не нашел какого-то хадиса в вопросах омовения, то этот хадис может быть упомянут в другой главе, поэтому для того, чтобы говорить, что какого-то хадиса нет в этой книге, необходимо ее изучить полностью. Абу Али аль-Ашари"

И мало кто проявил такую объективность, детально приводя доводы оппонентов, не ограничиваясь доводами только одного мазхаба в ущерб другому, разъясняя, что идет в пользу какого-то мазхаба, а что идет против него. В этом автор проявил высший предел объективности, в отличии других авторов, писавших в области хадисов, связанных с ахкамами, в книгах которых можно увидеть небрежность исследования и склонение к своему мазхабу. И под небрежностью исследования имеется в виду, что вопрос, имеющий сильный довод, мог быть представлен так, что на него нет никакого довода, а под склонением к своему мазхабу имеется в виду фанатизм, порицаемый религией.

"Если человек следует своему мазхабу в каждом вопросе, считая, что у его имама имеется довод, то это не будет фанатизмом, но когда человек начинает принижать другие мазхабы, говоря, что у них нет довода, либо их доводы слабы и не выдерживают критики, то это уже будет порицаемым фанатизмом.Абу Али аль-Ашари".

 

УРОК 3: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА, ЧАСТЬ 2

Предвзятость затмевает взор ученого при рассмотрении доказательств и слабый довод ему представляется сильным, если этот довод говорит в пользу его мазхаба, а сильный слабым, если это довод оппонента.


И это не путь тех, кто имеет страх в вопросах религии Аллаха, и боится того дня, когда каждый будет отвечать за свои деяния.


И если желающий стать факихом нашел из знатоков хадиса обладателя глубоких знаний, не подверженного страстям, то пусть он вцепится в него зубами, ибо такие ученые на вес золота.


Все эти качества были у хафиза аз-Зайла`и, и поэтому все, кто делал тахридж хадисов после него, не могут обойтись без его знаний. И если ты посмотришь на книги аль-Бадра аз-Заркаши, ибн аль-Мулаккина, ибн Хаджара и других ученых, окруженных восхищением и вознесенных до небес, и сравнишь эти книги с книгами аз-Зейла`и, то ты поймешь, о чем мы говорим. А если ты изучишь эти книги подробно, то даже, наверное, скажешь: все эти книги и их содержание - все это из книг аз-Зайла`и, кроме предвзятости.

И в этой книге аз-Зайла`и ханафит найдет хадисы, на которые опираются ученые-ханафиты, а маликит найдет избранные цитаты из тех, что приводит ибн Абдульбарр в своих книгах «Ат-Тамхид» и «Аль-Истизкар» а также суть того, что излагает Абдульхакк[1] в своих книгах по ахкамам. Шафиит в свою очередь найдет в этой книге тщательно проверенные доводы из книг аль-Байхаки, таких как «Ас-Сунан» и «Аль-Ма`рифа» и других, а также выводы ан-Навави из его «Аль-Хуласа», «Аль-Маджму» и «Шарх Муслим» и возражения ибн Дакика аль-Ида из книг «аль-Ильмам», «аль-Имам» и «Шарх аль-Умда». Ханбалит же встретит доводы, приводимые ибн аль-Джавзи в книге «ат-Тахкик» и ибн Абдульхади в «Танких ат-Тахкик», и других книгах, написанных в области хадисов ахкамов.

Более того, читатель сможет ознакомиться с хадисами и из других книг, таких как сборники сахихов[2], «Сунан», «Масанид», «Асар» и «Ма`джим», также сможет ознакомиться с хадисами ахкамов из «Мусаннафа» ибн Аби Шейба, одной из важнейших книг для факиха, также «Мусаннафа» Абдураззака и других, не распространенных в наши дни книг, с полным анализом каждого хадиса и словами имамов науки джарх ва тадиль из известных книг, касающихся изъянов в хадисах. И это причина, которая так выделяет эту книгу среди других книг по тахриджу.

И своей похвалой этой книги я не хотел подавить стремление других к труду в этой области и не хотел ограничить безграничные блага, которые Аллах дает из тайников науки обладателям возвышенной устремленности. И под этой похвалой я не подразумеваю отсутствие пользы в книгах последующих ученых, и необходимо проявлять благодарность за них и увеличивать усердие в желании выпить из этого чистого источника. Но я сказал то, что сказал, отдавая каждому по его праву, возвеличивая знание и призывая к усердию в желании дополнить этого великого алима.

И автор книги, будучи одним из ученых хафизов-ханафитов, выполнил невероятную работу, восхитив факихов всех мазхабов, как современников, так и ученых следующих поколений. И кто полистает эту книгу и изучит хадисы в различных главах, поймет, что ханафиты строго следуют хадисам во всех главах фикха без исключений.


Но не перевелись на земле упрямцы, наговаривающие на ханафитов, либо из-за невежества, либо из-за невежества и фанатизма. Они заявляют, что ханафиты следуют за мнением при отсутствии текстов, хотя не может быть фикха без суждения, или же говорят, что у ханафитов нет хадисов, хотя земля заполнена их хадисами. Другие говорят, что ханафиты используют в качестве шариатского довода истихсан, а кто так делает, то устанавливает шариат от себя.


Но как же далеки эти слова от истины! Как может человек, принимающий законность кыяса, изучив доводы ханафитов в истихс


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.