Урок 29: великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 3 — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Урок 29: великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 3

2022-10-03 24
Урок 29: великие хафизы и муххадисы из числа учеников Абу Ханифы и последователей его мазхаба, часть 3 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5. Абдуллах ибн аль-Мубарак (ум. в 181-м году). В его книгах содержалось порядка двадцати тысяч хадисов. И Ибн Махди ставил его выше ас-Саури.

 

Яхья ибн Адам сказал:

 

«Если я искал [разбор] нюанса какой-то темы и не находил его в книгах Ибн аль-Мубарака, то вообще отчаивался найти его где-либо».

 

Он из числа особых учеников Абу Ханифы, но некоторые люди оговорили его и приписали ему то, что он не говорил про Абу Ханифу, как они сделали и со многими другими учеными[1].

 

6. Имам Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Кади[2]. Аз-Захаби упомянул его в «Тазкира аль-хуффаз»[3]и написал о нем отдельную работу[4].

 

Ибн Джарир сказал:

 

«Был факихом, ученым, хафизом. Был известен способностями к заучиванию хадисов. Он мог посетить мухаддиса, выучить у него пятьдесят-шестьдесят хадисов, а затем встать и передать их людям. И хадисов у него было очень много».

 

Ибн аль-Джавзи в «Ахбар аль-хуффаз»[5], а до него Ибн Хиббан в «Ас-Сикат»[6] тоже сказали, что у него поразительная память.

 

Умер он в 182-м году. И лишь про одну его книгу «Аль-Амали» говорят, что в ней триста частей. И этого достаточно»[7].

 

[1] Как подробно расписано в «Таъниб аль-хатыб». И, как сказал наш шейх аль-Кавсари, рахимахуллах, «ложь обычно сопровождается тем, что указывает на ее выдуманность».

 

[2] В этом месте наш устаз указал в примечании, что лучше в списке поставить Ибн аль-Мубарака перед Абу Юсуфом, и мы в нашем издании так и сделали.

 

[3] Имам аз-Захаби пишет в «Тазкира аль-хуффаз» [1/292-294]:

 

«Факих Ирака, Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфи, ученик Абу Ханифы, да будет Аллах доволен ими обоими. Он прослушал хадисы от Хишама ибн Урва, Абу Исхака аш-Шайбани, Ата ибн ас-Саиба и их поколения. Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Факих, Ахмад ибн Ханбаль, Бишр ибн аль-Валид, Яхья ибн Маин, Али ибн аль-Джа’д, Али ибн Муслим ат-Туси, Амр ибн Абу Амр и многие другие передают от него.

 

Когда он начал получать знания, а его отец был бедным, Абу Ханифа давал ему сто за сто [дирхамов].

 

Аль-Музани сказал: «Абу Юсуф выслеживал людей, чтобы слушать от них хадисы».

 

Яхья ибн Яхья ат-Тамими сказал: «Я слышал, как Абу Юсуф говорил перед смертью: «Я отказываюсь от всех своих фетв, кроме тех, что соответствуют Корану и Сунне», – а в другой версии: «Кроме того, что в Коране и чего придерживаются все мусульмане».

 

Абу Исхак Ибрахим ибн Абу Дауд аль-Барласи [передает] от Яхьи ибн Маина: «Люди не знают никого, у кого было бы больше хадисов, чем у Абу Юсуфа, и никого основательнее его».

 

Али ибн аль-Джа’д сказал: «Я слышал, как Абу Юсуф говорил: «Если кто-то скажет: «Мой иман такой же, как иман Джибриля», – тот сторонник новшеств»».

 

Бишр ибн аль-Валид сказал: «Я слышал, как Абу Юсуф говорил: «Тот, кто ищет единичные хадисы (гараиб), в итоге будет передавать ложь, а кто будет искать деньги через алхимию, тот разорится, а кто ищет религию через калям, тот впадет в безбожие»».

 

Ахмад сказал: «Абу Юсуф был объективным в хадисе».

 

Аббас передает от Ибн Маина: «Абу Юсуф был знатоком хадиса и придерживался Сунны».

 

Ибн Сама’а сказал: «После того как Абу Юсуф стал кадием, он каждый день совершал двести ракаатов [желательного намаза]».

 

Аль-Фаллас сказал: «Правдивый (садук), совершал много ошибок [в передачах хадисов]».

 

Он умер в 182-м году.

 

У него есть разные сообщения по теме [шариатского] знания, которое я отдельно собрал и которые также отдельно собрал Мухаммад ибн аль-Хасан, рахимахуллах.

 

Самый старший из его шейхов – Хусейн ибн Абдур-Рахман, и он не встречал Абдуллаха ибн Динара, и между ними – один человек».

 

К похвале имама Ахмада можно добавить тот факт, что имам Абу Юсуф был первым шейхом, от которого имам Ахмад услышал хадисы, на что указывает Ибн аль-Джаузи в «Манакиб имам Ахмад» [с. 26]. А имам ас-Суюты упоминает его в «Табакат аль-хуффаз» [с. 127-128], но там просто кратко пересказаны слова имама аз-Захаби, поэтому нет смысла приводить оттуда цитату. Прим. Абу Али.

 

[4] Эта работа была издана вместе с двумя другими с одной книге «Достоинства имама Абу Ханифы и двух его учеников: имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада».

 

[5] Ибн аль-Джавзи говорит в «Аль-Хасс аля хифз аль-ильм» [с. 105]:

 

«Якуб ибн Ибрахим (кади Абу Юсуф) был известен своей способностью заучивать хадисы. Он мог прийти на собрание мухаддисов, выучить пятьдесят-шестьдесят хадисов, а затем диктовать их [по памяти]». Прим. Абу Али.

 

[6] Ибн Хиббан (ум. в 354-м году) говорит в «Ас-Сикат» [7/645-647]:

 

«Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ибн Са’д аль-Куфи. Он передает хадисы от Яхьи ибн Саида аль-Ансари. Бишр ибн аль-Валид передает от него. Он следовал пути двух своих товарищей только в фикхе и расходился с ними в теме имана и Корана. Аль-Хасан ибн Мухаммад передал мне от Исхака ибн Ибрахима от Кутейба ибн Саида: «Я слышал, как Абу Юсуф говорил: «Иман – это слово и дело, увеличивается и уменьшается». Мухаммад ибн Исхак ас-Сакафи передал мне от Абдуллаха ибн Ахмада ибн Ханбаля от Махмуда ибн Гаяляна от Мухаммада ибн Саида ибн Муслима аль-Бахили от его отца: «Я спросил у Абу Юсуфа, когда он был в Джурджане, об Абу Ханифе, и он сказал: «Что я могу поделать, если он умер джахимитом?» Абу Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы не похожи на чернь в совершении недозволенного и в похвале, даже если человек имеет отличное от нашего мнение: мы отдаем должное каждому шейху и каждого человека хвалим и критикуем так, как он того заслуживает. И мы включили Зуфара и Абу Юсуфа в число достойных доверия (сикат), поскольку нам стало ясно, что они достойны доверия в своих сообщениях. И мы сочли слабыми передатчиками тех, кто на них не похож, потому что, по нашему мнению, достоверным, что хадисам от них нельзя доверять.

 

Умер Абу Юсуф в 182-м году. И у Абу Юсуфа был сын, которого звали Юсуф ибн Якуб аль-Кади, который умер в 192-м году.

 

Я слышал, как Ибн Кахтаба сказал, что Мухаммад ибн ас-Саббах, когда его спросили: «Почему ты не записываешь хадисы от Хушейма?» – ответил: «Потому что я ушел с его собрания, когда однажды ему задали вопрос и он не смог на него правильно ответить, и я стал посещать уроки Абу Юсуфа. Абу Юсуф был праведным человеком, который постоянно постился».

 

Что касается риваята, что имам Абу Юсуф сказал, что имам Абу Ханифа умер джахимитом, то он не может быть достоверным, ведь имам Абу Юсуф всю жизнь высоко оценивал своего учителя. Вдобавок такой риваят не может быть принят от Ибн Хиббана, который отличался ненавистью к Абу Ханифе и к ханафитам в целом и даже составил три отдельные книги, чтобы опорочить имама Абу Ханифу.

 

В своей книге «Ад-Ду’афа ва аль-матрукин», где собраны биографии заблудших, безбожников, людей, выдумывающих хадисы, и слабых передатчиков, он привел биографию Абу Ханифы, и это самая длинная биография в этой книге! И в ней рассказываются безумные вещи вроде того, что имам Абу Ханифа дозволял поклоняться сандалиям!

 

Ибн Хиббан был учеником Ибн Хузеймы и, скорее всего, от него и перенял эту ненависть к ханафитам, которую испытывали некоторые ученики имама аш-Шафии, такие как аль-Хумейди, от которого имам аль-Бухари тоже перенял определенную неприязнь к ханафитам. Но, безусловно, сам имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, не имел к этому никакого отношения.

 

Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гуда в одном из примечаний к «Аль-Интика» [с. 231-254] подробно разбирает, как фанатично Ибн Хиббан ненавидел имама Абу Ханифу. Если бы не большой объем этого примечания, мы бы процитировали его тут целиком. Прим. Абу Али.

 

[7] А еще обратись для изучения биографии Абу Юсуфа к книге нашего шейха аль-Кавсари, рахимахуллах, «Хусн ат-такади».

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.