III . — Начало цивилизации бронзового века — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

III . — Начало цивилизации бронзового века

2021-06-30 39
III . — Начало цивилизации бронзового века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новейшие открытия свидетельствуют, что переход от шлифованного камня к бронзе со­вершался постепенно и между двумя эпохами не было резкого разрыва. Перед Второй миро­вой войной о такой преемственности и не дума­ли. Китайский неолит был тогда изучен значи­тельно хуже, чем сейчас, а открытие поселения Аньян доказало существование цивилизации бронзового века, о предшественниках которой ничего не знали. Техника бронзовых изделий в Аньяне (Х1У-Х1 вв. до н. э.) была настолько совершенна, что родилось предположение, буд­то это высочайшее искусство было импортиро­вано в Северный Китай в течение II тысячеле­тия до н. э. Но начиная с 1952 г. благодаря рас­копкам были обнаружены более ранние, чем Аньян, шанские поселения. Обнаруженные там бронзовые предметы немногочисленны и орнаментированы весьма примитивно. Большая их часть — инструменты и оружие (преимущественно ножи и наконечники стрел). Но эти поселения обнаружили и другие архаические черты. Строения в них полуземляночные, как и в эпоху неолита — четырехугольные углубления, иногда укрепленные глинобитными стенами. Плоские кости для гадания на огне изготовлены еще грубо.

Таким образом представляется, что техника бронзы и других ремесел, архитектура, гончарное производство, резьба по дереву, астрономические знания, гадания и религиозные обряды в начале бронзового века и в последние века II тысячелетия до н. э. совершенствовались медленно. Теперь не осталось сомнений, что искусство выплавки бронзы родилось в самом Китае. Просто понадобилось несколько веков, чтобы древние китай­цы достигли того уровня мастерства, о кото­ром говорят предметы, найденные в Аньяне, так что начало бронзового века, вероятно, со­ответствует началу династии Шан или же лишь ненамного ранее. Можно предполо­жить, что начало выплавки бронзы в Китае относится ко времени около 1700 г. плюс-ми­нус столетие. Но напомним, что традиция относит воцарение династии Шан именно к XVIII в. до н. э.[4]

Но хотя ныне следует отказаться от гипоте­зы об иноземном завоевании или заимствова­нии и признать, что техника бронзы родилась в самом Китае, из этого не следует, что она воз­никла сама по себе: в появлении этой техники на берегах Хуанхэ должны были сыграть роль и дальние влияния. Уже в неолите расписная керамика Яншао дает доказательство сущест­вования связей между этим регионом и стра­нами вокруг Каспийского моря. Район средне­го течения Хуанхэ, расположенный на пере­крестке торговых путей, всегда был открыт влияниям, идущим из Сибири и оазисов Сред­ней Азии. Что касается бронзы, на мысль есте­ственно приходят те регионы, в которых ис­кусство сплавов появилось раньше всего: Ме­сопотамия или, еще скорее, южнорусские об­ласти, куда искусство бронзы распространи­лось из первоначального своего очага; затем посредниками могли послужить степные пле­мена, через которых плодотворная идея производства металлических сплавов достигла Се­рного Китая.

Уже в эпоху Шан есть признаки долговременных иностранных влияний и связей с зарубежными странами. Так называемая карасукская культура в Южной Сибири (собственно, «а занимала пространство к северу от Алтая и в районе озера Байкал до бассейна Селенги и Монголии) некоторыми чертами явно напоминает цивилизацию Шан и раннего Чжоу (формы и стиль бронзового оружия и бытовых предметов, употребление боевых колесниц). Неко­торые формы гончарных изделий Шан встре­чаются в Джемдет-Насре и Мохенджо-Даро в Северо-Западной Индии. Нефритовые изде­лия, найденные в Аньяне, как и более поздние, несомненно, импортированы из Центральной Азии. Некоторые животные мотивы любопытным образом напоминают месопотамские: змеи, сцепившиеся хвостами, тигры и другие животные, повернутые друг к другу, как на во­ротах древних Микен, с человеческой фигурой между ними. Позднее, в самые блестящие эпо­хи китайской истории, именно из этих стран (Китайский Туркестан, Трансоксиана, Иран и Северо-Западная Индия) придут новые интел­лектуальные и художественные влияния. В эпохи Хань и Тан китайская музыка, скульпту­ра, игры, фольклор и религия будут многим обязаны заимствованиям, пришедшим из этих регионов. Вплоть до XII в. китайские столицы — города с разноплеменным населением — бу­дут располагаться в плодороднейших областях средней Хуанхэ, где на перекрестке дорог, веду­щих на север и северо-запад в монгольские сте­пи и среднеазиатские оазисы, а на юг к долине Янцзы, и родилась первоначально цивилиза­ция бронзового века.

Область средней Хуанхэ, начиная с шанской эпохи, была связана также с Южным Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Гигантские че­репахи, брюхо панциря которых в конце II тыся­челетия служило для гаданий, давались в дань населением долины Янцзы, куда их привозили, возможно, из Малайзии. Каури - ценные рако­вины, служившие деньгами при Шан и Запад­ной Чжоу, — доставлялись, видимо, из Бирмы или с Мальдивских островов. С юга привозилось также в виде слитков олово, необходимое для производства бронзы. Некоторые шанские изде­лия из бронзы, на которых изображены лица ме­ланезийского или негроидного типа (широкое круглое лицо с плоским носом), также под­тверждают существование связей между щан-ским Китаем и странами Юго-Восточной Азии[5].

В заключение укажем, что можно провести параллели между резными изображениями живот­ных эпохи Шан и Чжоу и изображениями на столбах-тотемах северо-запада Северной Амери­ки. Поразительная аналогия мотивов и их распо­ложения указывает на существование сношений между архаическим Китаем и Северной Америкой через Берингов пролив[6].

Таким образом, все подводит к заключению, полностью сохраняющему богатство извест­ных фактов и примиряющему внешне противо­речивые данные: с самого начала оригиналь­ность китайской цивилизации нисколько не исключает разнообразных внешних влияний. Это заключение сохраняет силу и для всей ки­тайской истории.

 

Глава III

АРХАИЧЕСКАЯ ЭПОХА:

ШАН И ЗАПАДНАЯ ЧЖОУ

(ОКОЛО XVIII - VIII вв. до н. э.)

I. — Экономика и общество

1. Основные следствия появления бронзы. — ткрытие выплавки бронзы оказало определяю­щее влияние на формирование китайской циви­лизации. Несомненно, между концом неолита и бронзовым веком существует преемственность. Но китайская цивилизация, обладающая харак­терными чертами, начинается с эпохой бронзы. Ведь именно тогда появляются, с одной сторо­ны, главные технические достижения китайцев (повозка, запряженная лошадьми, письмен­ность, календарь, новые архитектурные формы и т. д.), а с другой стороны, основополагающая ис­торическая дихотомия горожан (знатных вои­нов и охотников) и крестьянства. Новейшие ар­хеологические открытия подтверждают то, что в 1925 г. Марсель Гране чисто интуитивно вывел из тонкого анализа фрагментов преданий и ми­фов. «Если наша индукция правильна, — писал он[7], — то появление военных округов и городов, установление военно-феодального строя, распа­дение сельских общин на группы крестьян и го­рожан можно датировать на основании истории техники. Можно полагать, что кристаллизую­ щим фактором было появление в Китае обра­ботки бронзы и торговли ею».

Сосуществование и взаимодополнитель­ность сельского и городского населения дейст­вительно были одной из древнейших системообразующих черт китайской цивилизации. Пер­вые города бронзового века были основаны в зо­не древних неолитических распашек. С самого начала открытие металлических сплавов приве­ло к разделению труда: сельское население, прежде занимавшееся как охотой, так и растени­еводством (возможно, эти занятия распределя­лись между двумя полами), ныне, оказавшись под опекой знатных горожан, обратилось почти исключительно к земледельческому труду, а го­родские жители стали преимущественно воина­ми и охотниками (впрочем, в архаическом Ки­тае между охотой и войной было много общего).

2. Место земледелия в экономике архаиче­ ского Китая. — Вопрос, какое место занимало земледелие в Китае эпохи Шан, был предметом олгих споров. Долгое время было принято считать, что китайская цивилизация с самого начала приняла законченный вид и уже в древ­нейшую эпоху была почти исключительно зем­ледельческой. На самом деле лишь относитель­но поздно, в течение последних пяти веков до нашей эры, обширные территории Северного Китая и долины Янцзы стали густонаселенны­ми и полностью обработанными. Чтобы до­стичь такого уровня развития, требовалась раз­витая государственная структура, которой еще не было в архаическую эпоху, и широкое рас­пространение новой техники — в частности, выплавки железа. В конце же II тысячелетия до н. э. бассейн Хуанхэ был совсем не таким, как при возникновении империи: по всем име­ющимся свидетельствам, он был занят кустар­никами и обширными болотами с необычайно богатой фауной. Эти места изобиловали пти­цей, рыбой, крупной и мелкой дичью (оленями разных видов, тиграми, дикими быками, медве­дями, кабанами, дикими котами, а также волка­ми, лисами, обезьянами и другими мелкими животными). Самой крупной добычей во вре­мя царской охоты были вепри и олени, они ис­числялись десятками. Сохранилась надпись, говорящая о 348 оленях, убитых на одной охо­те. Но в эпоху Шан в бассейне Хуанхэ водились и такие животные, которых мы не ожидали бы встретить в столь высоких широтах: слоны, но­сороги, буйволы, пантеры, антилопы, леопарды, тапиры. Существование тропической или субтропической фауны в Китае тех времен подтверждается как надписями, обнаруженными при раскопках Аньяна, так и находками скелетов животных.

Равнины Северного Китая IX—VIII в. до н. э., представление о которых можно было соста­вить, читая древние стихотворения «Шицзин», не слишком отличались от равнин эпохи Шан. Большую их часть занимали болота и леса из невысоких деревьев (вяза, дикой сливы и гру­ши, каштана, кипариса); обильны были расте­ния, служившие для собирательства. Природа по-прежнему была чрезвычайно богата дичью, и влияние человека на нее почти не замечалось. Благодаря богатству фауны и флоры можно с уверенностью сказать, что население архаического Китая было редким. Распространение видов животных, характерных для жарких стран, позволяет также с большой увереннос­тью утверждать, что климат Северного Китая конца II — начала I тысячелетия до н. э. был бо­лее теплым и влажным, чем сейчас. Больше зе­мель стали распахивать тогда, когда климат из­менился: стало холоднее и суше. Начиная с V— III вв. до н. э. в Северном Китае растительный и животный мир стал другим.

Шанцы, как и люди конца неолита, широко использовали дерево для построек и изготовле­ния посуды. Множество дошедших до нас брон­зовых ваз — сосудов с угловатыми формами — скопированы с деревянных. С другой стороны, в искусстве Шан были сильны анималистические мотивы не только в орнаменте, но и в формах. Шанцы продемонстрировали поразительную выдумку и изобретательность при изготовлении сосудов в форме баранов, сов, носорогов, слонов и т.п. Таким образом, и в искусстве эпоха Шан проявляет себя как цивилизация охотников и скотоводов, а не земледельцев.

Наконец, несомненно, важным родом дея­тельности населения Шан было разведение крупного и мелкого рогатого скота, а также уп­ряжных лошадей. Сохранились следы архаиче­ских танцев, первоначально, видимо, бывших плясками скотоводческих объединений[8]; в надписях часто упоминаются жертвоприноше­ния десятков баранов и быков.

Все эти соображения заставляют считать роль растениеводства в экономике архаическо­го Китая ограниченной. Изначальное своеоб­разие китайской цивилизации состояло не в земледелии, которое на плодородных землях нижней Хуанхэ было известно и распространено уже с неолита, а в тех нововведениях, кото­рые в жизнь шанцев внесло благородное сосло­вие, жившее в окруженных стенами городах. Эту точку зрения подтверждает достаточно примитивный характер сельскохозяйственно­го инвентаря. Орудия крестьянского труда эпохи Шан примерно такие же, как орудия протокитайцев неолитических культур: камен­ная мотыга, двухлемешная деревянная соха, овальный или серпообразный нож — обычно сланцевый, иногда сделанный из створок рако­вин. Выращивались такие злаки, как сорго, яч­мень, два сорта проса (желтое и черное) и раз­новидность конопли со съедобными семенами. Домашние животные также были те же, кото­рых разводило население поздненеолитических культур: свиньи, собаки, куры. Наконец ес­ли верить литературным свидетельствам вре­мен Западной Чжоу, огромный вклад в питание сельского населения вносили ловля пресно­водной рыбы, охота на мелкую дичь, собирание трав и диких плодов.

Итак, ясно, что культура зерновых в Китае конца II — начала I тысячелетия до н. э. далеко не занимала того господствующего положения, как это было в IV—III вв. до н. э. и позднее. На­оборот, в архаической эпохе поражает огром­ное разнообразие ресурсов и диверсифициро­ванный характер экономики.

3. Разнородность архаического общества. — Из факта, что экономика была столь разнооб­разна, можно было бы а р riori сделать вывод об относительной социальной разнородности ар­хаического населения, и история это под­тверждает. Как благородное городское населе­ние, так и сельские жители, по-видимому, не представляли собой однородных единств.

Китайцы жили в окружении варваров[9]. Но эти племена поддерживали с китайцами столь тесные отношения, что те и другие дополняли друг друга и во всяком случае не могут изу­чаться в отрыве друг от друга. Частые набеги и карательные экспедиции, обмен имуществом и женами постепенно интегрировали варваров в китайский мир. Влияние городов-дворцов па­дало по мере удаления от них, и в представле­ния древних китайцев о мире эта зависимость от расстояния нашла отражение: ближняя к го­роду зона является частью этого мира, далее живут союзные и покоренные варвары, еще дальше — те, с которыми китайцы поддерживали эпизодические контакты, наконец, еще дальше — совсем неизвестные существа, которых древние китайцы представляли себе чудовищами и не отличали от диких зверей.

В этот непрерывный процесс слияния с окружающими племенами постоянно вносили вклад брачные связи, обновлявшие и укреплявшие городскую знать. Военные же экспедиции, безусловно, позволяли увеличивать число подданных. Вероятно, военнопленные составляли в Древнем Китае довольно значительную долю низших классов; таким образом варвары постепенно превращались в китайцев уже на территории самих городов.

Говоря еще более обобщенно, разнообразие  занятий, вероятно, предопределяло и разнооб­разие социальных ролей, отразившееся в языке: пастухи и оседлые животноводы, приставленные к лошадям рабы, городские ремеслен­ники (гончары, тележники, литейщики и др.) составляли особые группы населения, имев­шие разную степень личной свободы. Но и зем­ледельцы, очевидно, не представляли собой од­нородной массы.

4. Крестьянство. Земледельцы были только частью низших классов, но, вероятно, самой важной и впоследствии наиболее раз­вившейся. Хотя техника земледелия эпохи Шан почти не отличалась от техники их неолитических предков, соседство с городами-дворцами пол­ностью изменило их образ жизни: теперь они находились под культовым и военным покро­вительством защищенного города, а социаль­ное положение крестьян приводило их к узкой специализации на растениеводстве и домаш­нем животноводстве. Продукты деятельности крестьян: злаки, спиртные напитки, свиньи и съедобные собаки — приносились в жертву и городским населением; в частности, жертво­приношения свиней, упоминаемые в храмовых надписях из Аньяна, были весьма обильными. Царская власть обеспечивала будущий урожай и состояние погоды (всегда ненадежное), пре­вратности которой могли иметь серьезные по­следствия для посевов: ведь власть была прямо связана с Небом. Другое же объяснение цар­скому попечению о земледелии — наверное, не то, что благородное сословие потребляло мно­го зерна (оно ело преимущественно мясо), а то, что для религиозных обрядов требовалось много спиртного. Кроме того, уже по крайней мере в эпоху Чжоу деревенские надзиратели подробно регламентировали ход сельских ра­бот. Их главная роль состояла в межевании; бо­лее поздние авторы, может быть, и ошибались, видя в этих должностных лицах настоящих агрономов. Вероятно, в те времена, когда плодородные земли Северного Китая были еще мало населены, распределение земель между посевами разных культур, пастбищами и охотничьими угодьями имело больше значения, чем повышение урожайности.

Впрочем, в архаическую эпоху проблема; собственности на землю практически не стояла. Единственной известной формой землевла­дения был удел, то есть, в первую очередь, сво­его рода военно-религиозное главенство над строго определенной территорией, ограничен­ной земляными насыпями (фэн)[10]. В таком слу­чае передача удельному князю зерна, спиртно­го и домашнего скота была повинностью рели­гиозного характера: продукты, определяющие ценность данной местности, предназначены для жертвоприношений, их потребление тре­бует предварительного освящения. Экономики как таковой существовать еще не могло, а отно­шения между людьми далеко еще не получили ого абстрактного характера, который приоб­ретут с введением в обиход денег и договорных отношений.

В крестьянском мире эпохи Чжоу и, очевид­но, уже во время Шан существовало строжай­шее разделение труда между мужчинами и женщинами, насколько возможно представить это себе по относительно поздним источникам. Ткачество, шелководство, винокурение были уделом женщин. Полевые же работы, собира­тельство, охота на мелкую дичь, рыболовство были мужскими занятиями. Кажется правдо­подобным, что это распределение функций и характер сотрудничества между полами легли в основу некоторых чрезвычайно живучих в китайской мысли представлений. Оппозиция женского и мужского существует в разных вре­менных и пространственных планах: как внут­реннее и внешнее относительно крестьянского жилища, как время полевых работ и время до­машних зимних работ, как солнечное и укры­тое от солнца место и т.д. Все эти противопо­ложные, взаимодополняющие реалии состав­ляют два основных начала: «инь» (женская си­ла и образ жизни) и «ян» (мужская сила и об­раз жизни), — которые впоследствии играли основополагающую роль в китайской мысли.

Крестьяне жили большими семьями с клас­сификационным счетом родства (отец не отличался от дядей по отцу, составляя с ними одну группу, а мать от теток по матери). Самым обыкновенным типом брака был перекрестно-кузенный (женитьба на дочери дяди по матери — иначе говоря, жена выбиралась среди родичей матери). Во времена «Шицзин» (IX—VIII вв. до н. э.) девушки переходи­ли жить в деревню к мужу, но по некоторым признакам можно предположить, что в ран­нюю эпоху значительно более распространен был авункулат — обычай, по которому буду­щий зять воспитывался у дядей по матери.

Вся жизнь крестьян строилась вокруг одной временной границы, отделявшей период зим­них домашних работ от времени полевых ра­бот, начало и конец которой отмечались празд­никами. Весенние праздники, вероятно, были поводом для состязаний (плясок и песенных перебранок) между группами юношей и деву­шек из соседних деревень. Эти празднества происходили в священных местах — как прави­ло, в устьях рек, где скитались души предков перед новым воплощением[11].

5. Благородное сословие. — Вполне воз­можно, что основателями первых городов бронзового века были главы корпораций литейщиков, хотя сословие благородных горожан формировалось и за счет других групп населе­ния, в частности, охотников и скотоводов.

Каков же был город архаической эпохи? В центре города находился дворец, который был обнесен глинобитной стеной, защищавшей го­род как от нападений, так и от наводнений. Де­ло в том, что города архаической эпохи, как правило, строились в непосредственной близо­сти от рек. Укрепления высотой около 8 м и шириной от 10 до 15 м имели форму квадрата или прямоугольника, ориентированного по сторонам света, с воротами в каждой из стен. Эта планировка стала в Китае традиционной и сохранилась вплоть до наших дней, она связа­на с обрядами, целью которых было обеспечить своевременную смену времен года и солнцево­рот. Ворота сами по себе были священным ме­стом: ведь через них входит все доброе и злое, через них же изгоняются из города смуты.

Города эпохи Шан и Чжоу были невелики по размерам. В результате раскопок выясни­лось, что последняя столица Шан (самый боль­шой город того времени) имела в окружности не более 800 м. Согласно ритуальным книгам конца эпохи Чжоу, правила которых, очевидно, действовали и в эпоху Шан, резиденция царя (а также вельмож, поскольку их дворцы повто­ряли план царского) располагалась по оси север — юг и состояла из трех соединенных друг с другом дворов. Тронный зал, открытый с юж­ной стороны и поднятый на три ступени, где во время ритуальных церемоний находился госу­дарь, располагался на севере центрального дво­ра. Все строения были прямоугольными, бре­венчатыми, под двускатной крышей. Построй­ка стояла на цоколе — характерная черта всех китайских общественных зданий. В восточной части центрального двора находился храм предков, а в западной — алтарь Земли, а при Чжоу - подземного божества. Предки и под­земные боги, располагавшиеся напротив друг друга, имели и противоположные функции: первые обычно несли людям благо, вторые бы­ли божествами карающими, мрачными. На 'этом алтаре приносили в жертву пленников, перед ним войска, уходящие в поход, приноси­ли присягу сражаться насмерть.

Центральный двор был священным мес­том, он символизировал центр мироздания. В этом дворе в присутствии предков и подзем­ных богов совершались все церемонии, па­мять о которых сохранили для нас надписи на бронзовых сосудах эпохи Чжоу (возведение в должности, царские распоряжения, принесе­ние дани, суд и т.п.). Все их участники зара­нее занимали строго определенное место по одной из сторон двора.

К северу от царской резиденции располагал­ся рынок. К югу жили ремесленники: тележни­ки, мастера, изготовлявшие колесницы, стрелы и доспехи, литейщики, гончары и др. Без их труда не существовало бы воинских и охотни­чьих занятий благородного сословия. Южную часть города занимали также разнообразные служащие при власти: надсмотрщики, писцы, гадатели, жрецы и проч.

Таким образом, центром жизни архаического города являлся дворец, в частности, им опреде­лялась деятельность торговцев и ремесленни­ков. Поэтому для обозначения этого типа горо­да подходит термин «город-дворец».

Китайский мир архаической эпохи являлся системой укрепленных городов — военно-ре­лигиозных центров, в которых проживало бла­городное сословие. Царская столица и города вассалов (кровных родственников и свойст­венников царей), были рассеяны по всему бас­сейну Хуанхэ; вокруг них жило варварское на­селение, которое ассимилировали или не асси­милировали древние китайцы. Каждый город-дворец воспроизводил столицу и был во всем ей подобен: то же общее расположение зданий, то же административное устройство, тот же тип отношений с деревенскими земледельцами и районами, населенными варварами. Центр владений Шан находился на востоке и северо- востоке современной Хэнани, а территория, по-видимому, с особенно многочисленными го­родами-дворцами совпадает с современной провинцией Хэнань и югом Хэбэя. На юго-вос­токе она доходит до долины Хуайхэ, а на восто­ке до Шаньдуна. Но в конце II тысячелетия до н. э. китайское влияние распространялось, ве­роятно, и еще далее: на западе оно достигало долины Вэйхэ в Шэньси, а оттуда проникло на юг Ганьсу и в долину Чэнду в Сычуани; к югу, оно уже дошло до долины реки Ханынуй в рай­оне средней Янцзы[12].

В эпоху Чжоу благородное сословие стало сильно иерархизированным и представляло собой пирамиду, вершину которой занимал царь, — главное религиозное лицо, а основа­нием являлись семьи простых дворян, из ко­торых набиралась основная масса воинов. Князья-градоначальники назначались на должности царем. Некоторые сравнительно поздние тексты говорят об обряде, напоми­навшем европейскую investiture per glebam [13], во время которого вассалу передавался прямо­угольный кусок земли (его клали на алтарь подземного бога) определенного цвета в зависимости от направления, где находился жалу­емый удел[14]. Ниже царя и князей стояли главы знатнейших семейств, занимавших придвор­ные должности и составлявшие своего рода генералитет. Далее шли семьи средней знати, жившие на доходы с доверенных им помес­тий, а за ними, наконец, простые воины.

В случае надобности вассальные князья уча­ствовали в войнах и больших царских охотах, поставляя на них колесницы и воинов, прини­мали у себя царя при его разъездах, давали ра­бочую силу для царского дворца и дань (жерт­венных животных, черепаховые панцири, медь, олово, каури и др.). Царь, со своей стороны, то­же помогал вассалам своими войсками. Анало­гичный обмен услугами связывал князей со средней знатью.

Образ жизни благородного сословия предо­пределял состав администрации городов эпох Шан и Чжоу: она включала преимущественно придворные, религиозные и военные должнос­ти. В эпоху Шан были «чиновники», отвечав­шие за лошадей и за колесницы, за луки и за трелы, копья, щиты, собак, начальники стра­жи, гадатели, заклинатели, писцы и т. д. В эпо­ху Чжоу число этих чиновников постоянно росло, а с ростом распашки, несомненно, боль­шое значение стали приобретать сельские уп­равляющие[15].

6. Жизнь благородного сословия. — Поми­мо участия в религиозных церемониях, благо­родное сословие посвящало свое время войне и охоте. В древнюю эпоху охота почти не отли­чалась от войны: вооружение было одним и тем же, а большие охоты служили для упраж­нения войск. С пленными и с охотничьей до­бычей поступали одинаково: приносили в жертву предкам и богам. Некоторых пленных приносили в жертву при праздновании триум­фа, некоторых оставляли, чтобы принести в жертву позже. Так, согласно одной надписи из Аньяна, однажды при гадании в жертву покой­ной царице было принесено три барана, 30 бы­ков и два пленника. Войны, которые велись против мятежных городов или варваров, напо­минали набеги и имели целью не аннексию новых территорий, а захват драгоценностей, зем­ледельцев, рабов, ремесленников, домашних животных и урожая.

Вооружение включало различные типы лука (стрелявшие пулями и стрелами), в том числе очень мощный лук с обратным изгибом, характерный для восточной и северной Азии, топор-кинжал с рукоятью, встречающийся только в архаическом Китае и служивший, чтобы зацепить врага и нанести ему первый удар. Кроме того, в вооружение входили копья, шле­мы, щиты и панцири[16].

Колесница, представлявшая собой легкую двухколесную повозку с длинными дышлами, применялась в военных действиях до III в. до н. э., но с появлением регулярной пехоты в кон­це IV в. до н. э. потеряла прежнее значение. Над коляской для седока квадратной или пря­моугольной формы с перильцами при церемо­ниях и путешествиях ставился круглый балда­хин (квадрат под кругом символизировал зем­лю, накрытую небом). Колесница запрягалась парой лошадей, а иногда еще двумя пристяж­ными без хомута. В коляске находилось три че­ловека: посредине возничий, слева лучник, справа копейщик[17].

Ядро войск составляли благородные вои­ны: только у них были колесницы и кони, лишь они имели настоящее вооружение. Кро­ме них в войске были слуги, носильщики, ору­женосцы. Эти пешие воины (ту), вероятно, ча­стично рекрутировались из крестьянства. В эпоху Шан колесницы соединяли в звенья по пять и в дивизионы по 25. В поход обычно вы­ходило несколько тысяч человек и более сот­ни колесниц.

Марш войск своим строгим порядком под звон колоколов и бой барабанов напоминал ба­летное представление, цвета и украшения вои­нов говорят о значении психологической сто­роны войны: военный поход был проявлением не только физической силы, но и религиозно-магического могущества.

7. Исторические события. — О политичес­кой истории эпохи Шан и Западной Чжоу со­хранилось мало достоверных сведений. По преданию, в течение столетий, предшествовавших перенесению столицы в Аньян, шанские гсудари семь раз меняли место столицы на севере и северо-востоке Хэнани, к югу и к северу от современного течения Хуанхэ. Недавние раскопки отчасти подтвердили эти предания: поселения Чжэнчжоу и Яныпи к востоку от Лояна тождественны двум столицам доаньянского периода (XIV—XI вв. до н. э.). Кроме того, изучение гадательных надписей на кос­тях и черепаховых панцирях позволило соста­вить перечень тридцати царей династии Шан.  Между прочим, этот список почти совпадает с тем, который древнекитайский историк, автор первой сводной истории Китая «Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цянь (145 или 135—86 гг. до н. э.) приводит на основании уже почти тысячелетнего предания: обнару­жилось только три случая, в которых перепу­тан порядок следования двух царей, и две ге­неалогические ошибки. При тринадцати пер­вых государях нормой был переход власти от старшего брата к младшему, сын наследовал отцу лишь в исключительных случаях. Но при четырех последних царях наследование от от­ца к сыну становится правилом, и это правило соблюдалось в течение всех последующих эпох.

В ходе последнего периода Шан, когда сто­лица находилась в Аньяне, шанские государи, вероятно, часто вели войны с некитаизирован­ным населением долины Хуайхэ. Возможно, эти войны объясняют, почему китайское кня­жество Чжоу, находившееся к северу от доли­ны Вэйхэ в Шэньси и испытавшее сильное влияние соседних племен, с такой легкостью в конце XII в. или, что вероятнее, в начале XI в. до н. э. овладело столицей и сместило динас­тию Шан. С этого времени столица китайского мира находилась на месте нынешнего Сианя в центре бассейна Вэйхэ, а вторая столица была построена около нынешнего Лояна в Хэнани. Примечательно, что в этих же местах находились и столицы династий Хань (206 — 220 гг. н. э.) и Тан (618-907 гг. н.э.).

Основной источник наших сведений об эпо­хе Западной Чжоу — надписи на бронзе, но эти тексты говорят не столько о политической ис­тории, сколько о государственном строе. В ос­новном от этого времени до нас дошел список царей, с именами которых связаны легенды. Единственный важный и достоверный истори­ческий факт — натиск варваров на Шэньси в VIII в. до н. э., принудивший Чжоу отойти в Хэнань под защиту княжества Чжэн и оконча­тельно перенести столицу в Лоян. С той поры могущество и престиж дома Чжоу сильно упа­ли, и вскоре история пошла по совершенно но­вому пути.

II. Духовный мир

1. Религиозные ритуалы и представления. — орошо известно, что в Китае важную роль крал ритуал. Под ним следует понимать рег­ламентацию человеческих действий и видов Деятельности, тесно связанную с космологическими концепциями. Отсюда следует, что эта регламентация мыслится не случайной и условной, а находящейся в согласии с циклом времен года, движением небесных тел и осо­быми свойствами разных частей света. Отсюда, несомненно, и ее убедительность. Но вполне вероятно, что эта система ограничений фор­мировалась лишь постепенно. Насколько мы можем понять поведение людей эпохи Шан, ритуал установился лишь к концу II тысячеле­тия до н. э. Традиционное мнение, которое при­писывает последнему шанскому государю необыкновенную порочность, несомненно, соответствует исторической реальности: раскопки в Аньяне показали, до какой степени послед­ним царям этой династии была чужда добродетель умеренности. Мир той эпохи был полон роскоши и жестокости. Огромные богатства (домашние животные, металлы, сельскохозяй­ственные продукты, охотничья добыча, воен­нопленные) отдавались храмам, и почти все, чем располагало это общество, с особой пыш­ностью расточалось при обыденных или экстраординарных жертвоприношениях, при по­хоронах царей и высшей знати. Бараны, быки, свиньи, собаки и олени приносились в жертву десятками. Принесение в жертву одному толь­ко предку 30—40 быков не было исключитель­ным; существовали специальные иероглифы, означавшие жертвоприношение 100 быков, 100 свиней, 10 белых свиней, 10 быков, 10 баранов. Жертвенным животным отрубали головы или перерезали горло и сразу же клали на алтарь, иногда они были вареными, копчеными, жаре­ными, порой на алтарь возлагалась не вся жертва, а только ее часть. Иногда жертвенных
животных зарывали в землю, топили или сжи­гали. Иногда принесенных в жертву животных
употребляли в пищу или раздавали, иногда просто уничтожали. В первом случае боги и смертные, мертвые и живые вместе справляли пиры, явно напоминавшие оргии: на них по­треблялось множество еды и спиртного. У чжоусцев шанцы имели репутацию пьяниц. Кажется, она была заслуженной, ибо среди их бронзовых и гончарных изделий преобладают сосуды, служившие специально для спиртных напитков.       

Хотя в том мире, где охота и скотоводство, как казалось, в изобилии удовлетворяли все по­требности, а регламентация расходов еще не была необходимостью, некоторые очень древние источники, относящиеся к эпохе Шан, сви­детельствуют о начале формирования ритуала. Расположение звезд и ориентирование по сто­ронам света у китайцев начиная с древности считались особо важными при строительстве городов-дворцов и устройстве прилегающих территорий, при церемониях и священных пля­сках при царском дворе. В этом уже угадыва­ются элементы космологической системы, а богослужения не просто служат выражением космического порядка, а являются непосредст­венной его основой. Мимические драмы, пляс­ки в масках и шкурах животных, следы которых пытался реконструировать Марсель Гране, представляют собой рассказы об устройстве мира. Их сила в том, что по ним можно заново воссоздать принципы управления страной, от­крыть временной цикл, распределить простран­ство по четырем сторонам света. Несомненно, что символика царской власти складывалась в результате наблюдения за небом. Устройство земного мира повторяет устройство небесного. Уже в эпоху Шан царь считался сыном (или, может быть, «удельным князем») Неба. У бога неба, «небесного царя» (Шаньди), как и у зем­ного царя, есть вассалы: некоторые предки цар­ской фамилии, боги ветра, туч, солнца, луны и звезд, в частности, одного южного созвездия, позже названного Фениксом. Небесные боги не принимают жертв и с ними общаются при по­средничестве царских предков[18].

Небесный царь покровительствует основа­нию городов, хранит их, обеспечивает победу на войне, насылает дождь, ветер и засуху, напу­скает с небес смуты. Однако, по-видимому, это божество, вмешивающееся в жизнь людей, те­ряло часть своих индивидуальных черт по мере того, как начинали доминировать земледельче­ские занятия.

Опираясь на религиозные представления, можно примерно представить строение мира эпохи Шан: богам верхнего мира — предкам и небесным богам — противопоставлены подзем­ные боги, несомненно, уже имевшие свою ие­рархию, боги четырех сторон света, наконец некоторых рек (важнейший из них бог Хуанхэ; уже тогда возник обычай, сохранившийся при Чжоу, отдавать ему девушек в замужество) и гор. Подземные, речные и горные боги стали объектами культа, важного и для последующих времен. Не следует ли видеть в двух столь раз­личных группах божественных сил отражение асоциальной дихотомии? Возможно, земные боги крестьян и покоренных варваров были про­дето добавлены к богам — основателям городов знатных китайцев.

2. Культ предков. — В религии эпох Шан и Чжоу центральное место занимает культ царских предков. Все ритуальные действа совер­шались перед храмом предков, где в каменных урнах хранились поминальные таблички (ма­териальная основа их душ), то есть в их непо­средственном присутствии. Обо всех важнейших событиях в жизни царского дома и обо всех придворных торжествах объявлялось во всеуслышание. Ведь предки служили посредниками в общении с другими божественными силами, они вмешивались в частную жизнь царской фамилии, являлись в сновидениях, на­сылали болезни, влияли на урожай; к ним регу­лярно обращались при гаданиях. При гадании на бараньих и бычьих лопатках или на <


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.