V . — Развитие ремесел и торговли — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

V . — Развитие ремесел и торговли

2021-06-30 37
V . — Развитие ремесел и торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тот момент, когда во всех царствах усилива­ется центральная власть и организуется адми­нистрация, совпадает с тем, когда вследствие роста богатства в китайском мире появляются новые социальные группы, деятельность кото­рых не связана непосредственно ни с земледе­лием, ни с войной. Это явление, сопровождав­шее укрепление государства, было настолько сильным, что напугало правителей и теорети­ков тирании. Именно в это время у некоторых авторов появляется различие, из которого ис­ходили и государственные деятели времен им­перии: различие между основными и неоснов­ными занятиями. Основные занятия (бэнъ) служат производству предметов, необходимых для жизни — зерна и тканей; неосновные или избыточные (мо) — это ремесла, свободная торговля, а также вообще все художественные и умственные занятия.

Существует много доказательств тому, что появились новые группы населения, но са­мым убедительным из них является косвен­ное свидетельство, а именно быстрое разви­тие городских агломераций в V—III вв. до н. э. Город-дворец архаической эпохи и эпохи го­сударств-гегемонов был военным, политичес­ким и религиозным центром, где жили лишь благородное сословие со слугами и ремеслен­ники, работавшие для дворца. Укрепления, как правило, не превосходили 400—600 м в ок­ружности. Города IV—III вв. до н. э., на местах которых в последнее время проводятся рас­копки, были окружены стенами, доходившими до 3 км длины, а тексты, также сообщаю­щие о таких размерах китайских городов, поз­воляют оценить число жителей крупнейших из них в несколько десятков тысяч. Нередко города защищались и вторым кольцом укреп­лений, где в случае войны укрывалось сель­ское население. Самым крупным городом IV— III вв. до н. э. была, вероятно, столица царства Ци в Шаньдуне, разбогатевшая благодаря торговле бронзой, тканями, солью и рыбой. По некоторым источникам, в ней жило 70000 семей, то есть более 300 тысяч жителей. Воз­можно, впрочем, что эта цифра преувеличена. Во всяком случае, именно этот город является ярким свидетельством существования чисто городских классов: свободных ремесленни­ков, мелких торговцев и художников всякого рода. В каждом квартале жили люди одной профессии. Большое место в жизни горожан занимали игры и развлечения; город просла­вился академией, в которой вели дискуссии моралисты и теоретики политики.

Таким образом, благодаря эксплуатации бывших лесов и болот, а также крупным госу­дарственным предприятиям (рудники, желе­зоплавильные заводы, гончарные мастерские, солеварни и т.д.) можно наблюдать развитие частного ремесла и торговли, имевших целью удовлетворять стремление к роскоши расту- щего городского населения, параллельно с обогащением государств. В большинстве реме­сел эпохи Борющихся царств отмечается тех­нический прогресс: в металлургии (появление бронзовых сплавов, пайки, инкрустаций), тка­честве, деревообработке, лаковом производст­ве, керамике и др. Фискальная деятельность государств и развитие свободной торговли в эпоху Борющихся царств объясняют распро­странение монеты.

По данным китайских археологов, первые металлические монеты из бронзы появляются около 500 г. до н. э. Это были довольно тяже­лые слитки в форме мотыжных лезвий или но­жей. Возможно, эти металлические предметы первоначально служили для обмена в дерев­нях. В конце IV в. до н. э. Мэнцзы свидетельст­вует о практике обмена железных вещей на зерно, причем следует отметить, что по китай­ским понятиям металлическая монета тесно связана с зерном и тканями. Уже при империи в течение долгого времени основной пробле­мой денежного обращения было равновесие между производством зерна и денежной мас­сой. Хотя монета появилась в V в. до н. э.» во всеобщее употребление она вошла лишь начи­ная с IV в. до н. э.: монеты стали легче и удоб­нее, получили определенное денежное досто­инство. На них стали обозначать место чеканки (столица царства или иной крупный город) и номинальную стоимость. Благодаря послед­ним открытиям смогли составить список 96 различных мест, где производилась чеканка. Четыре типа монет имели хождение в Китае в IV—III вв. до н. э. Ареалы их распространения обозначены довольно четко и совпадают с зо­нами, весьма различными и в других отноше­ниях — своего рода культурными областями. Это «территории трех Цзинь» — Хань, Вэй и Чжао (область Шаньси и граничащих с ней районов Хэнани и Хэбэя), где ходили мотыго-образные монеты; северо-восточные царства (Янь в Хэбэе и Ци в Шаньдуне), где монеты были ножевидными; царство Цинь (долина Вэйхэ в Шаньси), где имели хождение круг­лые монеты с квадратным отверстием посере­дине; наконец, царство Чу (область среднего течения Янцзы и долины Ханьшуй), где в упо­треблении были золотые деньги в форме пря­моугольников, разделенных на шестнадцать квадратиков, а также бронзовые деньги, вос­производившие форму каури — ракушек, ко­торые высоко ценились в архаическую эпоху. Наделенные магической силой, они являлись символом плодородия и служили предметами украшения.

Наряду с монетой оживлению коммерческой деятельности способствовало и другое нововведение: письменные торговые контракты, скорее всего вошедшие в употребление именно в эту эпоху. Подобные документы, носившие разные названия, оформлялись так же, как и распоря­жения государственной администрации: у каж­дой из сторон сделки хранилась половина раз­ломанной деревянной или бамбуковой таблич­ки; возможность сложить две таблички была достаточным основанием для установления подлинности документа.

Таким образом, в IV и III вв. сложились благо­приятные условия для возникновения купечес­кой психологии, основанной на расчете, прозор­ливости и хитрости. Глав государств нередко свя­зывали тесные отношения с крупными купцами, за которыми закреплялось руководство больши­ми государственными предприятиями (рудника­ми, солеварнями, плавильнями и т.п.), вследст­вие чего правители стали прислушиваться к их советам и воспринимать их точку зрения. И дей­ствительно в политических теориях, направлен­ных на укрепление центральной власти, заметно влияние социальной группы богатых купцов. Ес­ли при господстве знатных фамилий властвова­ли обычай и ритуал, создававшие бесчисленные препоны для деятельности этой группы общест­ва, то политическая централизация, единообра­зие законов и социальное нивелирование чрез­вычайно благоприятствовали ее развитию.

VI. — Исторические события

Военная история периода Борющихся царств была прямым продолжением истории VI в. до н. э.: все та же череда битв, союзов и не­прочных коалиций. Традиция насчитывает в это время семь сильнейших царств, конфлик­товавших между собой: «три Цзинь» (Хань, Вэй и Чжао) в Шаньси, Ци в Шандуне, Цинь в Шэньси, Чу в Хубэе и Янь в Хэбэе. Но два са­мых северных царства — Янь со столицей близ нынешнего Пекина и Чжао — играли довольно скромную роль и уж во всяком случае не более важную, чем Юэ, которое традиция не включа­ет в список великих царств, вероятно, потому, что оно было полуварварским. Захватив в 473 г. до н. э. царство У, Юэ заняло всю область низо­вьев Янцзы, но в 306 г. до н. э. оно было унич­тожено царством Чу.

На протяжении V—III вв. до н. э. мы наблю­даем, как исчезали древние княжества Хэнани и районов, прилегавших к этой провинции. Не­которое время они играли роль в политике рав­новесия великих держав, пытаясь столкнуть их друг с другом или склонить к перемирию, но постепенно были поглощены окружавшими их царствами: Хань, Вэй, Чжао, Ци и Чу. Из этих пяти соперников, которых превратности войн иногда заставляли ради выгоды или из-за об­щей опасности вступать между собой в союзы, в V в. до н. э. самым сильным и активным было Вэй. Его временное превосходство объясняет­ся благоприятным расположением царства в долине Фэньхэ и политическими реформами, к которым оно приступило одним из первых. Но в середине IV в. до н. э. все более и более опас­ными для других китайских государств стано­вятся замыслы небольшого, изолированного и дотоле отсталого царства Цинь. Оно было за­щищено горами между долиной Вэйхэ и равни­нами Хэнани и казалось неприступной крепос­тью, а великие реформы середины IV в. вдруг придали ему нежданную мощь. В 328 г. до н. э. Цинь завладело севером нынешней провинции Шэньси, отогнав степных кочевников далеко от своего жизненного центра — долины Вэйхэ. В 316 г. до н. э. войска царства вошли в долину Чэнду, а в 312 г. до н. э. заняли весь юг Шэньси, выйдя, таким образом, к верховьям реки Хань-шуй и угрожая древнему царству Чу. Но реша­ющим моментом, несомненно, был 308 г. до н. э., когда Цинь открыло себе дорогу в Хэнань, за­воевав западную часть этой провинции. С это­го времени Цинь, продолжая сражаться с Вэй и Хань, направило свой натиск также на юг и на восток. Чтобы противостоять этому натиску, северные и южные царства, к которым иногда присоединялось и Ци, заключали между собой то более, то менее продолжительные союзы. Но к концу III в. до н. э. угроза со стороны Цинь для независимости других китайских госу­дарств стала неотвратимой. В 230—221 гг. до н. э. серией молниеносных походов, напоминаю­щих блестящие наполеоновские кампании, Цинь овладело всем Китаем от монгольских степей и равнин Маньчжурии до горных райо­нов к югу от Янцзы.

Глава VI

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЭПОХУ ОБРАЗОВАНИЯ ВОИНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Перемены в китайском обществе с начала V в. до н. э. стали причиной чрезвычайного умствен­ного брожения. Философские и политические школы важны для понимания истории, посколь­ку на свой лад выражают конфликты эпохи и, в свою очередь, своей рефлексией и глубиной, сво­ими формулировками влияют на ход историчес­кого развития. Не будет преувеличением видеть в империи Цинь сознательную и систематичес­кую реализацию одной из теорий государства, сложившихся в эпоху Борющихся царств, а мо­ральный конформизм, установившийся при Хань, в новых условиях имперского этатизма воспроизводил традиции, оставленные главами некоторых школ последних веков перед объеди­нением империи.

Развитие философских идей подтверждает представление об историческом развитии: у каждой эпохи свои, только ей свойственные проблемы. С другой стороны, суждения ученых бы­ли бы весьма однобокими, если бы не были под­креплены историческими фактами. Пытаясь представить образ трех столетий, в течение кото­рых завершилось крушение архаических струк­тур, возникали аристократические клиентелы, рождалось и укреплялось государство, появи­лись воины-крестьяне, купцы-предприниматели и чиновники на жалованье — значит неизбежно путаться и в направлениях мысли, имеющих смысл лишь в историческом контексте.

Первые китайские философские школы по­явились во время господства в обществе клиентел, которые зародились в VI в. до н. э. во время упадка архаического общества. С V в. до н. э. и до основания империи развитию клиентел во всех китайских царствах благоприятст­вовало обогащение населения. Могуществен­ные аристократы, министры и правители царств содержали дворы: не только вооружен­ную стражу, шутов, музыкантов, фехтовальщи­ков, но и умельцев во всякого рода искусствах и ремеслах, а среди них — мастеров диспута, дипломатов и мудрецов. Эти люди подчас слу­жили им советниками, делали замечания на их указы. Если эти учителя нравственности и по­литики становились прославленными, при них, в свою очередь, возникала группа клиен­тов обычно из десятков учеников, повсюду следовавших за ними. Иногда число учеников до­стигало нескольких сотен, и тогда относитель­но организованная школа приобретала черты секты. Главы школ и сект ходили из царства в царство, предлагали свои услуги при дворах царей и вельмож, жили на содержании тех, кто искал для себя особой мудрости. Из этого обы­чая родилось даже некое учреждение: в Линьцзы, столице царства Ци, во второй поло­вине IV в. до н. э. была основана академия, где на государственный счет жили учителя раз­личных направлений. Возможно, некоторые черты, заимствованные учениями одних школ у других, их влияние друг на друга идут от дис­куссий в академии Линьцзы.

I. — Учителя V века до н. э.: Конфуций и Моцзы [36]

Первым главой философской школы был Конфуций (Кунцзы). Он был благородного происхождения, хотя и не из высшей знати, и весь проникнут моральными принципами, не­когда свойственными его сословию: умеренно­стью, почитанием ритуалов, верностью древ­ним традициям, которые ревниво хранили ста­рые княжества Великой Китайской равнины.

Вероятно, Конфуций принадлежал к слою, стоявшему чуть ниже высшего общества, а судьба его связана с небольшой, очень древней и, конечно, очень консервативной социальной группой помощников знатных правителей: писцов и гадателей. На это указывает многое. Авторитетные тексты, передававшиеся в этом кругу (высказывания древних царей, религи­озные гимны, придворные поэмы, пособия по гаданию, летописи царств) занимают в конфу­цианском воспитании гораздо больше места, чем военное дело. Стрельба из лука для Кон­фуция — всего лишь ритуальная церемония, и только тем для него интересна. До управления колесницами ему и вовсе нет дела. Зато, не участвуя в борьбе за почести и в войнах за власть, которыми только и занимались знат­ные семьи того времени, он может судить их, поскольку стоит на страже традиции. Прене­брежение вельмож ритуалами, их любовь к роскоши, рождение новой ментальности, несо­вместимой с древним чувством меры, застав­ляют Конфуция заново обозначить идеал по­рядочного человека — по воспитанию не столько воина, сколько книжника, почти «ин­теллигента», но на деле преимущественно оза­боченного правильностью поведения, риту­альных жестов и поз. Конфуцианская мораль не признает компромиссов (прежде всего в деликатном вопросе отношений между Мудре­цом и власть имущими) и вместе с тем чрезвы­чайно гибка, начисто лишена ригоризма. Дело в том, что она не знает никакого а р riori, ника­кого абстрактного принципа, а вытекает из размышлений о человеческом поведении, из тончайшего анализа его самых малых нюан­сов. Такт, психологическое проникновение, точная оценка обстоятельств — вот чего требу­ет мораль, порожденная ритуалом и основан­ная на ритуале. Вот что дает учению Конфу­ция обаяние и теплоту гуманности. И этот идеал постоянного самонаблюдения и неус­танного самосовершенствования навеян зре­лищем упадка древних нравов: ведь оставаться верным традиции неизбежно значит видоиз­менять ее.

Возможно, школа Конфуция зародилась в училищах, где некогда осуществлялось образо­вание молодых людей благородного сословия. Конфуций задался целью возродить общество своего времени с помощью ритуала и морали потому, что административная организация в этом обществе была в зачаточном состоянии и еще казалось, что порядок в обществе можно обеспечить соблюдением традиционной иерар­хии и уставов.

Однако позже Моцзы, глава другой школы — вероятно, представитель простых дворян, в военных походах составлявших основную массу воинов (ши) — обличил коренные пороки этого общества. Для Моцзы (конец V — первые годы IV вв. до н. э.) клановый дух, борьба за почести — корень всех бед его времени: войн между госу­дарствами, борьбы между знатными фамилия­ми, непомерного расточительства, нужды про­стонародья. Он тоже моралист, но его вдохнов­ляет идеал равенства. Семейственный эгоизм, нравы, неотделимые от клиентского устройства общества, он желает заменить всеобщим альт­руизмом; пышности и расточительству, захвату богатств и женщин знатными фамилиями он считает нужным противопоставить единооб­разную регламентацию расходов и образа жиз­ни (а не иерархизированную регламентацию, остававшуюся идеалом конфуцианской шко­лы); его осуждение всякого человекоубийства, конечно, подразумевает учреждение публично­го правосудия и запрет на частную месть. Моц­зы — сторонник самодержавной власти, опира­ющейся на тот бедный, близкий к крестьянству класс, к которому он сам принадлежал. Понят­но, почему от конца V в. до н. э. да образования империи идеи Моцзы имели в Китае гораздо более широкий отзвук, нежели аристократичес­кий идеал порядочного человека, защищавший­ся Конфуцием. Кроме того, школа Моцзы го­раздо больше походила на секту, чем на школу.

Она была организованна, имела устав и офици­альных глав, действовала на общество личным примером. Ее члены одевались как крестьяне или ремесленники, активно выступали против грядущих войн или защищали государства, подвергшиеся несправедливому нападению. В этой школе учили технике обороны городов: о ней подробно говорится в нескольких главах сочинения, приписываемого Моцзы.

Но в его школе учили и правилам убежде­ния, ибо в число главных видов деятельности ее приверженцев входило обращение неофитов и убеждение власть имущих в их неправеднос­ти и нечестии. Ученики и наследники Моцзы первыми изложили правила ораторского ис­кусства, и именно в их среде появились первые диалектики.

Но и другие явления истории IV—III вв. до н. э. неизбежно благоприятствовали появлению китайской софистики. Этому способствовали, с одной стороны, старая практика дипломатичес­ких переговоров, с другой — придворные игры. В среде шутов и скоморохов были в ходу игры на сообразительность: загадки, парадоксы, рас­суждения с абсурдными выводами; иногда предполагают, что на эти игры повлиял фольк­лор других народов. Из соединения этих тради­ций родилось течение мысли, имеющее некото­рое сходство с основным направлением греческой философии: китайских софистов занимали проблемы логики и физики. К сожалению, тек­сты, дающие нам представление о зарождении философии, сильно пострадали и позволяют лишь догадываться о том, какого рода вопросы ставили софисты и наследники Моцзы[37]. Во всяком случае, современники очень мало инте­ресовались этими изысканиями. В то время, когда глубоко ощущался нравственный кризис, когда все внимание привлекали практические проблемы администрации и военного дела, в этих изысканиях видели только пустую игру, вредную для ритуалов, правильности языка и укрепления государства.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.