Работа оборонных предприятий в 1941–1942 гг — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Работа оборонных предприятий в 1941–1942 гг

2021-06-30 32
Работа оборонных предприятий в 1941–1942 гг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С началом войны коренным образом перестроилась работа промышленности Восточной Сибири. Материальные и трудовые ресурсы сосредоточились на развитии военного производства и обслуживающих его отраслей тяжелой индустрии. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 августа 1941 г. предусматривался выпуск основной военной продукции, включая артиллерийское и стрелковое вооружение, боеприпасы, самолеты, авиамоторы, автобронетанковое вооружение, военное судостроение, а также производство таких видов промышленной продукции, как уголь, нефть, цветные металлы, машиностроение[106].

Ключевым направлением в работе оборонных предприятий Красноярского края и Иркутской области стало производство боеприпасов. Этим занимались практически все заводы и мастерские, кроме специализированных предприятий. Распоряжением СНК СССР от 6 сентября 1941 г. Наркомат речного флота организовал на своих заводах, в том числе в городах Красноярске и Иркутске, производство 50‑миллиметровых противопехотных мин[107]. 29 сентября 1941 г. правительство СССР распорядилось начать производство корпусов 45‑миллиметровых осколочных снарядов на предприятиях Наркомата земледелия, в частности на Канском МТМ с использованием оборудования эвакуированного Евпаторийского мотороремонтного завода; на Березовском МТМ производство корпусов авиационных бомб АО‑2,5 с использованием оборудования эвакуированного Джанкойского моторостроительного завода[108]. На Канском молочно‑консервном заводе распоряжением СНК СССР от 10 декабря 1941 г. было организовано производство ручных гранат РГ‑41[109].

В середине октября 1941 г. по распоряжению СНК началось производство мин для Красной Армии на следующих предприятиях г. Иркутска: на заводе №125 им. Сталина НКАП (82‑миллиметровых мин с ежемесячным выпуском 50 тыс. штук по плану), на заводе им. Куйбышева (50‑миллиметровых мин с ежемесячным планируемым выпуском 50 тыс. штук и 107‑миллиметровых мин (10 тыс. штук)) и в ремесленном училище № 1 (50‑миллиметровых мин 25 тыс. штук в месяц). Директору завода им. Куйбышева А.Н. Жарикову было предписано разработать процесс изготовления мин и специнструмента до 30 октября 1941 г., а к 7 ноября, т.е. всего через 7 дней, уже выдать опытную партию заказа в количестве 100 штук каждого вида[110].

Производство противотанковых мин было начато на Усольском фанерном заводе. На предприятиях Восточно‑Сибирской ЖД изготовляли часть деталей упрощенных взрывателей, а на заводе № 394 НКЭП − стаканы гильз к ним и осуществляли сборку; на заводах № 540 НКБ, им. Куйбышева НКТМ и в промысловой артели «Ирметаллист» производили гранаты РГД[111]. Кроме того, на предприятиях Иркутской области в конце 1941 г. были размещены такие заказы оборонного значения Главного военного хозяйственного управления Красной Армии (ГВХУКА), как производство ранцев к огнеметам РОКС‑2 (предприятия ВСЖД, мастерские Востсибстройпути, ремесленное училище №1) и фугасные огнеметы ФОГ‑1 (Качугская судоверфь)[112].

В ноябре 1941 г. первую опытную партию ручных гранат Ф‑1 выпустил строящийся завод тяжелого машиностроения «Красный Профинтерн». В январе 1942 г. планировалось выпустить опытные образцы 50‑миллиметрового ротного миномета, а в феврале запустить его в массовое производство в количестве 500 штук в месяц. В конце 1942 г. завод получил задание организовать производство корпусов снарядов М‑30 и деталей для автомата ППШ.

Как и все строящиеся предприятия, «Красный Профинтерн» в 1942 г. испытывал определенные сложности. Усиленное внимание обращали, прежде всего, на строительство и ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей. Не хватало рабочих рук, сырья и материалов, электроэнергии. Все это сказывалось на организации военного производства и выполнении оборонных заказов. Кроме того, одновременно с освоением военной продукции завод обязывался выполнять заказы Наркомата тяжелой промышленности. 19 июня 1942 г. бюро краевого комитета партии приняло постановление «О восстановлении производства паровозов на заводе «Красный Профинтерн»[113]. В связи с этим строительные организации, Главлесосбыт, некоторые промышленные предприятия (ПВРЗ и другие) получили задания по оказанию помощи заводу в этом деле. Уже к 15 июля 1942 г. на строительстве были непосредственно заняты 4500 человек. Кроме того, исполком Крайсовета мобилизовал две тысячи человек трудоспособного населения для вспомогательных работ. Но к концу года выполнить эту задачу не удалось.

Большой размах капитального строительства в восточных районах страны потребовал значительного развития краностроения. Поэтому в 1942 г. «Красный Профинтерн» получил заказ на производство мостовых кранов. Цех краностроения на тот момент еще отсутствовал, и работы велись в одном из пролетов котельного цеха. Мастер цеха И.А. Пилютин вспоминает: «Что и говорить, трудно было переживать все тяготы и невзгоды военных лет… Сделав над станками дощатые навесы, рабочие несли трудовую вахту, едва отогревая горячей водой стынувшие на морозе руки. «Все для фронта, все для победы!» – эти слова были нашим девизом». Но несмотря на все трудности к концу года завод выпустил первые 7 разливочных кранов для предприятий черной металлургии[114].

План 1942 г. по валовому выпуску продукции ««Красный Профинтерн»» выполнил на 117,3 %, по товарной – на 115 %. За 1942 г. завод выпустил 1840 шт. 50‑миллиметровых ротных минометов, 22050 шт. головок корпусов снарядов М‑30, 396340 гранат Ф‑1[115]. Однако качество военной продукции оставалось низким. В целом, в 1942 г. завод работал с перебоями, что было связано, в первую очередь, с неравномерным получением топлива, уменьшением фондовых поставок материалов (по сравнению со сделанными заявками).

22 октября 1941 г. может по праву считаться вторым днем рождения Красноярского завода №703 НКМВ (будущего комбайнового). Из Наркомата в адрес завода шли телеграммы: «Ждать, пока будут построены новые цеха и организованы производственные потоки, нельзя. Необходимо дать Красной Армии боеприпасы и вооружение в тех условиях, в которые поставила война»[116]. Было решено организовать временный механический участок по обработке боеприпасов прямо на улице под брезентовым навесом. Установили первые 13 станков, но завод еще не имел возможности делать отливки, так как не было литейного производства. Тогда Красноярский ПВРЗ оказал помощь и дал 1300 отливок для мин. Рабочие буквально расхватали их и, несмотря на сорокаградусный мороз, немедленно приступили к обточке болванок. Уже к концу 1941 г. первые партии корпусов 76‑миллиметровых снарядов ушли на полевые испытания. А 29 марта 1942 г. первые снаряды были отправлены на фронт[117].

В апреле‑мае 1942 г. завод получил задание освоить производство корпусов 82‑миллиметровых мин и 45‑миллиметровых снарядов. А с июля 1942 г. по решению ГКО завод был освобожден от производства снарядов 76 мм в связи с освоением производства мин 82 мм. Возникшие организационные и технические затруднения при освоении нового вида боеприпасов отрицательно отразились на общем выполнении плановых заданий по оборонной продукции завода № 703 в 1942 г. Так, по производству мин 82 мм план был выполнен на 61,3 %, снарядов 45 мм – на 58,6 %, снарядов 76 мм – на 39,3 %[118].

Как и многие другие предприятия Восточной Сибири, завод № 703 вынужден был заниматься не только вооружением и боеприпасами. Уже в марте 1942 г. руководство завода получило указание о необходимости подготовки производства к выпуску комбайнов. Однако к запланированному в 1942 г. производству комбайнов завод ни в коей мере подготовлен не был, отсутствовали производственные площади, оборудование и оснастка, без которых немыслимо серийное изготовление комбайнов. А построить цеха хозяйственным способом, при полном отсутствии транспорта, какой‑либо механизации, рабочих строителей, подъездных путей и фондов на строительные материалы завод не мог. По мнению некоторых инженеров завода, проблема также заключалась в том, что директор А.Н. Сосин сосредоточил все свое внимание на готовности цехов, связанных со спецпродукцией, отодвигая комбайны на второе место. Все это ставило под угрозу выпуск комбайнов в сроки, установленные СНК СССР (на 1942 г. по плану – 1500 комбайнов, причем 500 за первое полугодие)[119].

Таким образом, можно сказать, что красноярские комбайны рождались в нелегких условиях. Не было закончено сооружение сборочного цеха. Механический цех, изготовлявший запчасти к сельхозмашинам, находился в непригодном для этого бараке. Не хватало инструмента и приспособлений для производства сборочных работ. Не было подготовленных кадров – а это первоочередная задача. По предварительным расчетам для обеспечения программы 1942 г. требовалось 6938 рабочих и инженерно‑технических кадров, в том числе 3344 человека для комбайностроения. На январь 1942 г. в наличии было только 745 человек, из которых с Люберецкого завода прибыли 175 человек, с «Коммунара» – 162, остальные 408 приняты на месте, часть из которых (228 человек) переквалифицировались для комбайностроения[120].

Одним из крупнейших оборонных предприятий не только Красноярского края, но и страны, являлся завод № 4 НКВ. В сложнейших условиях, вызванных перебоями в снабжении металлом, недостатком энергоресурсов, коллектив завода проявлял массовый героизм, работал по 12 и более часов в сутки, люди по нескольку дней не отходили от рабочих мест. Здесь же принимали пищу, отдыхали в красных уголках и бытовках, а то и прямо в цехах, на оборудованных нарах. Некоторые цеха (особенно на окончательной сборке) переводились на казарменное положение. Рост объемов военной продукции за 1942 г. составил более 150 %, в том числе по валовой – 160 %, по товарной – 148 %. Особенно значительно вырос объем производства по основным военным изделиям: по зенитным пушкам 61‑К – в 1,6 раза; по морским зенитным пушкам 70‑К – в 3,1 раза; по 120‑ миллиметровым полковым минометам – в 1,7 раза. Завод отправил на фронт 3536 зенитных пушек 61‑К; 362 морских артиллерийских систем 70‑К; 4638 полковых 120‑миллиметровых минометов, 55 тыс. фугасных авиабомб разных калибров, мин ПЛТ и т.д.[121] Причем увеличение объемов производства было достигнуто при резком сокращении кооперативных поставок комплектующих изделий.

Однако несмотря на значительные успехи в целом в 1942 г. не удалось выполнить поставленные задачи и достигнуть, в частности, проектной мощности по основному изделию – 30 зенитных пушек 61‑К в сутки. Отставание в развитии металлургической и энергетической базы, неритмичное и не в полном объеме выделение недостающих материалов заводами‑поставщиками привели к тому, что на протяжении всего 1942 г. завод № 4 НКВ работал в сложной обстановке, был вынужден из месяца в месяц заниматься штурмовщиной. И месячную программу, как правило, заканчивал в первой декаде следующего месяца (табл. 1).

 

Таблица 1

Ритмичность работы завода № 4 НКВ в отдельные месяцы 1942 г. [122]

 

Практически весь год основные поставщики металла подвозили, во‑первых, менее половины заказанного материала, а во‑вторых, делали это в основном во второй половине месяца. Если добавить еще нехватку и перебои с электроэнергией, то оказывалось, что в некоторых цехах значительная часть оборудования иногда простаивала по полмесяца. В целом, в 1942 г. выполнение плана составило: по валовой продукции – 89,6 %, по товарной – 79,8 %. По указанным выше причинам завод не додал фронту 694 зенитных автоматических пушек, 269 полковых минометов, 260 морских мин, 6125 фугасных и 18240 осколочных авиабомб разного калибра[123].

Производством корпусов 122‑миллиметровых снарядов занимался завод №863 НКЛеса. Хотя имелось много препятствий, мешавших нормальной работе, коллективу завода удавалось устранять их относительно безболезненно. Объем валовой продукции вырос с 1941 по 1942 гг. увеличился на 423,4 %, товарной – на 411,6 %. В целом план 1942 г. по выпуску валовой продукции завод выполнил на 140,1 %, по товарной – 135,1 %. К концу 1942 г. объем всей продукции завода почти в шесть раз превышал количество продукции довоенного времени[124]. При плане выпуска 240 тыс. корпусов 122‑миллиметровых снарядов завод выполнил его на 133,4 %.[125] Значительно была снижена себестоимость военной продукции. Систематического перевыполнения плановых заданий завод добился за счет совершенствования технологического процесса, жесткой экономии металла и топлива.

По решению СНК СССР от 5 сентября 1942 г. начиналась организация производства противотанковых мин ЯМ‑5М на Лисихинском кирпичном заводе №3 Иркутской области. План производства на сентябрь 1942 г. предполагал выпуск 5 тыс. мин, но он был сорван, поскольку завод столкнулся с вполне объективными трудностями по переустройству производства. Долгое время не могли подобрать место для расположения спецпроизводства, отсутствовали необходимые инструменты, к тому же территория завода не удовлетворяла правилам складирования детонаторов, капсулей и готовой продукции, особенно в период скопления ее на заводе из‑за транспортных затруднений. Поэтому при плане на 4‑й квартал 1942 г. в 15 тыс. мин в порядке освоения производства на 1 января 1943 г. завод выпустил только 10957 мин, что составляло 72,6 % к квартальному плану[126].

Красноярский пороховой завод №580 НКБ начал работать с августа 1942 г. Из валового выпуска продукции в целом по заводу 96,4 % занимал выпуск военной продукции − заряды 82‑миллиметровых мин БМ. Как и большинство вновь создаваемых предприятий, завод испытывал большие трудности в квалифицированной рабочей силе, специалистах, знающих специфику производства, а также остро ощущал недостаток сырья и материалов из‑за несвоевременных поставок заводов‑смежников. Плановые задания, не учитывавшие объективное положение на заводе, не были выполнены. Выпуск валовой продукции составил 92,1 %, товарной продукции − 86,2 %[127].

Положение патронного завода №540 НКБ Иркутской области было в 1942 г. еще более сложным. Несмотря на то, что с 7 декабря 1941 г. он был внесен в списки как действующий, приступить к выпуску плановой продукции для Красной Армии завод так и не смог. Получение некомплектного оборудования, низкая квалификация нанятых рабочих и отсутствие необходимого сырья затрудняли выполнение плана и отрицательно сказывались на качестве продукции. Так, например, в сентябре 1942 г. военпредом были забракованы три партии винтовочных патронов общим количеством около 1 млн штук, и таким образом выполнение плана составило всего 20 %[128]. Трудности приходилось преодолевать на ходу, однако в течение 1942 г. добиться выполнения плановых показателей так и не удалось, хотя рост производства наблюдался. За год завод произвел 10,5 млн патронов, что составило 70 % от плана[129].

К числу предприятий оборонной промышленности Красноярского края относились механические мастерские спецторга НКВД. С получением задания по организации выпуска военной продукции коллектив рабочих‑заключенных вырос с 26 в 1941 г. до 118 человек в 1942 г. Механические мастерские довольно быстро освоили производство корпусов 50‑милли‑метровых противопехотных мин, литье для которых поставлял ЕнисейЛАГ. Объемы выпуска военной продукции неуклонно росли. Если в первом квартале 1942 г. при плановом задании 12 тыс. корпусов 50‑миллиметровых мин сделали на 11,7 % больше, то во втором квартале на завод было отправлено 26,6 тыс. корпусов (148 % к плану). Всего с 1941 по 1943 гг. механические мастерские спецторга НКВД выпустили свыше 130 тыс. корпусов 50‑миллиметровых мин. При этом себестоимость единицы оборонной продукции составляла 85,7 % от плановой[130].

С конца 1942 г. из‑за отсутствия электроэнергии промколония ЕнисейЛАГа перестала поставлять отливки корпусов 50‑миллиметровых мин для механических мастерских спецторга НКВД. В докладных записках в ГКО от 3 февраля и 15 марта 1943 г. говорилось, что внутренние резервы ЕнисейЛАГа по металлу и топливу исчерпаны и в дальнейшем производство корпусов мин придется прекратить. В них содержалась просьба о включении в план мастерской спецторга и ЕнисейЛАГа производство мин и гранат Ф‑1[131]. Однако решить эту проблему даже на уровне ГКО не удалось. Спецмастерские НКВД, исчерпав все возможности получить материалы, вынуждены были приостановить изготовление корпусов 50‑миллиметровых мин. Решением крайкома ВКП(б) с апреля 1943 г. в кооперации с заводом №703 НКМВ спецмастерские начали делать стабилизаторы корпусов 82‑ миллиметровых мин[132].

К выполнению оборонной продукции был привлечен Усольский фанерно‑спичечный комбинат «Байкал» Иркутской области, который помимо своей основной продукции, а именно спичек и фанеры, выпускал аккумуляторный шпон двух видов и морские мины ТМД‑40. Хотя, следует отметить, процент выполнения программы по этой продукции был очень низок: за 1941 г. план по шпону выполнили на 85 и 75,8 %, по ТМД‑40 – на 14,8 %; а за январь 1942 г. план по шпону – на 100 %, а по ТМД‑40 – всего на 5 %[133].

Важное место в оборонной промышленности Восточной Сибири занимали паровозоремонтные заводы – Красноярский, Улан‑Удэнский и Читинский. В предвоенный период Красноярский ПВРЗ занимался капитальным и средним ремонтом паровозов и вагонов для Красноярской, Томской и Восточно‑Сибирской железных дорог. С июля 1941 г. он начал выполнять военные заказы по выпуску поездов спецназначения: дорожно‑и танкоремонтных, санитарных, банно‑прачечных. Это потребовало коренной реконструкции имевшихся цехов, изменения технологии производства, всей организации труда. Так, например, когда в 1941 г. завод приступил к сборке санитарных поездов, оборудование для них должно было поступать с других предприятий страны, но оно задерживалось, а нужды фронта требовали скорейшего выпуска таких поездов. Тогда группа конструкторов сделала все необходимые чертежи на оборудование, и завод приступил к его производству из собственных материалов. И работа, которая в мирное время потребовала бы несколько недель и даже месяцев, теперь была выполнена в течение нескольких суток. Вскоре санитарные поезда из г. Красноярска один за другим пошли на фронт.

Отсутствие многих видов оборудования, материалов, недостаток квалифицированной рабочей силы, дефицит электроэнергии во многом компенсировались инициативой, творческой смекалкой, самоотверженной работой ИТР, техников, рабочих. На заводе не было технической документации на выпуск спецпоездов, отсутствовало оборудование и материалы для их оснащения. В считанные дни заводские конструкторы выполнили необходимые чертежи, а рабочие изготовили оборудование, используя внутренние резервы. Восполняя острый дефицит металла, труженики завода после 10–12‑часового рабочего дня выходили на субботники и воскресники по сбору лома черных и цветных металлов. К концу 1941 г. 20 спецпоездов Красноярского ПВРЗ были отправлены на фронт. Кроме санитарных вагонов на заводе начали делать операционные столы, трехъярусные койки, плиты и др.

Наряду с выпуском поездов согласно Постановлению СНК СССР и приказу наркома путей сообщения от 27 сентября 1941 г. Красноярский ПВРЗ переходил на производство батальонных 82‑миллиметровых минометов (БМ‑82), корпусов 122‑миллиметровых осколочных снарядов. Сроки выполнения военных заказов были напряженными. В октябре 1941 г. предстояло изготовить первые 50 минометов и 5 тыс. снарядов[134]. Для этого на заводе была проведена частичная реконструкция, созданы три специализированных цеха: снарядный, минометный и цех покрытия готовых изделий. Трубы поставлял Первоуральский новотрубный завод, Канская шорная фабрика изготавливала вьючные приспособления к минометам, Красноярская обувная фабрика «Спартак» выделяла необходимые материалы. Завод «Лакокраска» обеспечивал ПВРЗ лаком № 67, а механический завод изготавливал наборы резьбонарезного и измерительного инструмента[135]. Все это позволило красноярским паровозовагоноремонтникам успешно решить поставленные задачи по выпуску минометов и снарядов.

Большие и сложные задачи были поставлены перед Красноярским ПВРЗ в 1942 г. Ему предстояло освоить производство бронепоездов, достичь запланированного выпуска батальонных минометов ВМ‑82 в 300 штук в месяц, резко увеличить объемы выпуска боеприпасов. В целом доля оборонных заказов в общем объеме производства увеличилась с 57 до 71 %. На выпуске военной продукции было занято свыше 40 % списочного состава рабочих[136].

Особые трудности завод испытывал при изготовлении бронепоездов. Заводчанам пришлось осваивать новые виды производства, так как комплектующие изделия и оборудование не поступали с других заводов. Отсутствие броневых плит заставило строить калильную печь, не предусмотренную планом и фондами. Требовался огнеупорный кирпич, графит, угловое железо и многое другое. Материал для огнеупорного кирпича с помощью рабочих нашли возле г. Красноярска, угловое железо − на одной из железнодорожных станций, многое необходимое оборудование делали или на самом заводе, или на других предприятиях. Рабочие проявили при этом смекалку и изобретательность. Так, при изготовлении броневых плит требовалось их охлаждение в нефти в специальных ваннах, которые отсутствовали на заводе. Тогда было предложено использовать вместо ванн обыкновенные бочки из‑под горючего. В результате производство плит увеличилось в 8 раз, и ежесуточно завод стал давать 116 броневых плит[137]. Завод не располагал прессами для штамповки минометных плит, и под штамповку приспособили паровые молоты. Серьезные трудности были из‑за отсутствия расточных и полировочных станков для обработки стволов минометов, и рабочие начали использовать для этой операции обычные токарно‑винторезные станки. Нередки были случаи, когда коллектив паровозоремонтников ценой невероятных усилий решал сложнейшие задачи. Так, в конце 1942 г. с уральских заводов прибыла бракованная партия труб для стволов минометов. Появилась серьезная угроза срыва месячного плана выпуска минометов. В течение трех дней за счет мобилизации всех ресурсов (материальных, людских) сделали недостающее количество труб.

Упорная работа коллектива обеспечила успешное выполнение поставленных задач. К концу 1942 г. военная реконструкция Красноярского ПВРЗ была полностью завершена. Кроме 6 спецпоездов дополнительно на фронт отправили два бронепоезда. Производственный план 1942 г. выполнили по валовому выпуску продукции на 112 %, по выпуску товарной продукции − на 111,2 %, по вооружению (минометам) − на 110 %, боеприпасам − на 100,7 %. Объем производства в 1942 г. по сравнению с 1941 г. вырос в 2,2 раза, в том числе выпуск боеприпасов увеличился в 4 раза[138]. За трудовое отличие коллектив завода получил благодарность Государственного комитета обороны.

Подобная перестройка проходила и на машиностроительных предприятиях Бурятии, в частности на Улан‑Удэнском ПВРЗ. В соответствии с решением Государственного комитета обороны здесь организовали производство трех видов оборонной продукции (минометов, мин и снарядов). В связи с переходом на выпуск заказов для действующей армии провели реконструкцию некоторых цехов завода, которая потребовала перемещения большого количества станков на новые площадки, монтажа специального оборудования, изготовления моделей, приспособлений, различных инструментов, оснастки. Всю эту чрезмерно сложную работу завершили в минимальные сроки. Особенно важное место занимал цех № 3, созданный под руководством инженеров Е.П. Усова, П.Е. Ножкина, А.Н. Маслова. Его продукция выпускалась в законченном виде и непосредственно отправлялась на передовые позиции. За первые месяцы войны выпуск оборонной продукции увеличился в два с половиной раза. Несмотря на то, что в сентябре 1941 г. задание Улан‑Удэнскому ПВРЗ было увеличено, коллектив с ним успешно справился. В ноябре 1941 г. выполнение военного заказа составило 114 %, в декабре − 109 %. Вагонопассажирский цех годовую производственную программу по выпуску санитарных поездов закончил 15 декабря 1941 г.[139] На изготовление военной продукции перешли и забайкальские машиностроительные предприятия, в том числе Читинский ПВРЗ. В апреле 1942 г. военной приемке был сдан бронепоезд «Забайкалец», существенно усиливший боевой потенциал войск Дальневосточного фронта. Кроме выпуска поездов оборонного назначения завод производил минометы, снаряды, мины, стрелковое оружие[140].

Один из крупных заводов Иркутской области − машиностроительный завод им. Карла Маркса − быстро освоил выпуск шахтного оборудования и спецпродукции. Нужно сказать, что до эвакуации завод в основном изготовлял горно‑металлургическое оборудование, запчасти к конвейерным приводам и электроприводам и только непосредственно перед эвакуацией начал осваивать выпуск некоторых видов оборонной продукции: 2,5‑ килограммовые зажигательные авиабомбы (ЗАБ‑2,5) и 37‑миллиметровые мины (М‑37). Сразу после эвакуации завод получил задание обеспечить выпуск такой спецпродукции, как зажигательные и фугасные авиабомбы (ЗАБ‑2,5 и ФАБ‑100), 37‑ и 120‑миллиметровые мины (М‑37 и М‑120) и ручные гранаты образца Ф‑1, но начал это делать лишь в декабре 1941 г.[141]

Это определялось рядом факторов. Во‑первых, весь декабрь 1941 – январь 1942 г. происходила эвакуация завода (последняя партия оборудования прибыла 23 января). Во‑вторых, не полностью был освоен технологический процесс, испытывалась острая потребность в квалифицированных кадрах. К тому же параллельно шел процесс освоения нового производства, и к выполнению производственной программы в полном объеме завод им. Карла Маркса приступил только в марте 1942 г.[142] Выпуск оборонной продукции на Черемховском машиностроительном заводе в первом квартале 1942 г. характеризовался исключительной напряженностью. Всего же за этот период завод им. К. Маркса выпустил лишь 45,8 % оборонной продукции, хотя фронт требовал больше и авиационных бомб, и мин, и гранат. Очень высоким оставался процент брака, он достигал 62,8 % в первом квартале 1942 г.[143]

Для выполнения задания по выпуску оборонной продукции и ликвидации брака на заводе уже во втором квартале 1942 г. руководство завода осуществило целый комплекс мероприятий: была упорядочена техническая документация, решен вопрос о технических допусках на каждый вид изделия через Главное артиллерийское управление РККА, создан более равномерный грузопоток, обеспечивающий ликвидацию потерь времени на простои в отдельных цехах. Однако даже при выполнении этих мер плановых показателей по оборонной продукции удалось достичь только к концу 1942 г.

Переключение машиностроения и других отраслей промышленности на выполнение фронтовых заказов, естественно, повлекло за собой резкое сокращение гражданского производства, в том числе предметов широкого потребления. Но это была вынужденная и необходимая мера, позволявшая сосредоточить все силы и средства на увеличение производства военной техники, боеприпасов, вооружения, обмундирования и снаряжения. В целом, к выпуску оборонной продукции только в Красноярском крае в начале 1942 г. было привлечено 41 гражданское предприятие, а объем военной продукции гражданских предприятий составлял от 50 до 80 % их валового выпуска[144].

Таким образом, оборонные предприятия Восточной Сибири в 1942 г. произвели свыше 10 млн патронов, около 4 млн мин, гранат и снарядов, и почти четверть миллиона бомб различного калибра (табл.2). И хотя в общесоюзном производстве процент продукции нашего региона (табл.3) оказался очень маленьким (от 0,3 до 4,1 %), это был хороший показатель. Особенно если вспомнить что две трети указанных заводов ранее не имели никакого отношения к выпуску военной продукции.

 

Таблица 2

Вклад оборонных предприятий Восточной Сибири в производство боеприпасов в 1942 г. (в шт.) [145]

*Не входили в перечень оборонных предприятий Восточной Сибири, но имели задания по выпуску военной продукции.

**Не вошли предприятия Бурятии и Читинской области.

 

 

Таблица 3

Доля оборонных предприятий Восточной Сибири в общесоюзном производстве боеприпасов в 1942 г. [146]

 

Другим не менее важным направлением в развитии оборонной промышленности Восточной Сибири стало самолетостроение. Одному из крупнейших предприятий оборонного значения г. Иркутска авиазаводу № 125 им. Сталина НКАП согласно решению СНК СССР от 8 января 1941 г. за год предстояло освоить, изготовить и сдать 250 самолетов Пе‑2. К 5 июля 1941 г. была произведена полная сборка всего лишь двух машин. По мнению директора завода И.Б. Иосифловича, состояние завода на тот момент было крайне неудовлетворительным по причине нехватки мощностей, и реально завод мог предоставить: в июле месяце – 2 машины, в августе – 8, в сентябре – 20, таким образом, всего за третий квартал – 30 машин и за четвертый – 60. При самой благоприятной для завода обстановке можно было довести программу выпуска до 100 машин, но это все равно бы составило только 40 % от годовой программы 1941 г.[147]

Поэтому секретарем Иркутского обкома ВКП(б) К.И. Качалиным было предложено объединить находящиеся рядом завод № 125 НКАП, занимающийся выпуском самолетов и имеющий свои узкие места в плане расширения производства на нужды фронта, и завод № 104 Наркомсредмаша, монтирующий грузовые автомашины и танки. Это позволило бы обеспечить выпуск уже в первом квартале 1942 г. самолетов в количестве 4 штук ежедневно, а это, соответственно, могло резко изменить удельный вес завода № 125 в системе обеспечения ВВС Дальнего Востока новыми боевыми машинами[148]. А с 19 декабря 1941 г. в результате перебазирования Московского авиазавода №39 объединенное предприятие стало обозначаться как завод № 39 НКАП.

Все эти меры повлекли за собой серьезную реконструкцию Иркутского авиационного предприятия, которую произвели в исключительно сжатые сроки. Было установлено и переставлено около 1 тыс. единиц металлорежущего, кузнечно‑прессового и заготовительно‑штамповочного оборудования, около ста стапелей и стендов, изготовлено большое количество нестандартного оборудования: печей, ванн, шкафов. Вся реконструкция производилась без какой‑либо корректировки задания по выпуску самолетов, которое с каждым кварталом увеличивалось. Иркутский авиационный завод № 39 в течение 1942 г. продолжал выпускать фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе‑2, машину, внесшую значительный вклад в победу над фашистской Германией.

В 1941 г. Иркутский авиационный завод выпустил 144 самолета Пе‑2. 592 машины этого типа построили в 1942−1943 гг.[149] С апреля 1942 г. начался серийный выпуск истребителя Пе‑3 бис. Первые 11 машин собрали из деталей, привезенных из г. Москвы. В отличие от опытного Пе‑3 бис, на серийном истребителе пулеметы УБ (12,7 мм) перенесли из носовой части фюзеляжа в грузовой отсек. Было усилено бронирование кабины экипажа, масса брони составила 148 кг. Серийные испытания первого Пе‑3 бис начались в конце мая 1942 г., а к концу 1942 г. Иркутский завод выпустил уже 121 истребитель, еще 13 самолетов поставил в 1943 г.[150]

В августе 1942 г. завод №39 получил новое задание − пустить в серийное производство двухмоторный дальний бомбардировщик Ил‑4[151]. Освоению этой машины были подчинены все заводские ритмы и трудовые усилия, самолет пошел в производство в рекордные сроки − менее чем за шесть месяцев. За период освоения Ил‑4 его конструктор С.В. Ильюшин дважды на продолжительное время приезжал к иркутским авиастроителям. Работе завода придавали огромное значение. При всей своей занятости Председатель ГКО И.В. Сталин несколько раз говорил по телефону с руководителями предприятия, давал указания, прислал несколько телеграмм с требованием увеличить выпуск самолетов[152]. И выпуск увеличивали. Этому способствовали многие новые технологические решения и перестройка организации производства: были значительно наращены производственные мощности, внедрен жесткий график работ, пересмотрена организация рабочих мест, на некоторых участках сборка перешла на поток, выделился цех предварительной сборки.

26 декабря 1942 г. Иркутский авиационный завод № 39 был награжден переходящим Красным Знаменем Государственного комитета обороны. Для этого на завод приехала специальная делегация с фронта: майор С.А. Степченко, капитаны В.И. Патрикеев и М.А. Лобачев. Фронтовики рассказали заводчанам о жестоких боях с вражескими истребителями, искренне благодарили за надежные самолеты[153]. Однако переходящим Красным Знаменем ГКО отметили коллектив завода не только за выпуск самолетов Ил‑4, но и за весь комплекс оборонного производства, а он был немалым.

Например, в цехах завода собирали подвижные ремонтные базы, предназначенные для восстановления танков в боевых условиях. В кузовах автомашин ЗИС‑5 устанавливали генераторы на 50 киловатт, от которых могли работать здесь же поставленные фрезерные, токарные, сверлильные, шлифовальные станки. Нужно было затратить лишь несколько минут для того, чтобы сделанные руками авиаторов передвижные ремонтные базы (ПРБ) превратились в маленькие заводы на колесах, способные восстанавливать боевую технику.

В сжатые сроки на заводе было освоено производство 82‑миллиметровых осколочных мин. Трудности начались с литья корпусов мин − многие отливки уходили в брак. Вновь назначенному начальнику литейного цеха А.А. Остроумову удалось добиться повышения качества литья, но проблемы возникли в механических цехах. Поскольку обработка корпусов мин велась на разных участках четырех цехов, где имелись тяжелые станки, то такая разбросанность затрудняла производство. Дело наладилось с созданием специального цеха. Имелись и другие, новые проблемы − на тяжелых станках работали в основном женщины и подростки, им было трудно справиться с полным объемом обработки корпусов. Тогда молодой инженер А.Г. Еремин предложил поставить станки в строгую линию и работать на них пооперационно[154]. Это, по сути, был поток, который позволил заводу решить сложную задачу по выпуску мин. Выполнение плана в последние месяцы 1942 г. составило по сборке и сдаче готовых к бою самолетов Ил‑4 – 180–190 %, по сборке 82‑миллиметровых мин – 102 %[155]. В помощь Центральному фронту в 1942 г. завод построил танковую колонну из 12 машин (10 танков БТ‑5 и 2 – Т‑26)[156].

Красноярский авиазавод № 477 НКАП начал работу с 10 декабря 1941 г. На следующий год ему утвердили программу по выпуску запчастей к самолету «СБ», ремонту самолетов и моторов для полярной и боевой авиации, а также по изготовлению детали №7 8‑миллиметровой мины (М‑8). Помимо этого он освоил производство бомболюков, шпангаутов, заливных и расширительных бачков маслобаков и бензобаков, рулей глубины и поворота и др.[157]

Самым сложным периодом в работе Красноярского авиационного завода № 477 стали два первых месяца 1942 г. Именно в январе − феврале происходило становление предприятия, разворачивались производственные мощности, организовывался технологический процесс, решались вопросы с финансированием и снабжением необходимыми материалами, проводилась работа по обеспечению рабочими кадрами и инженерно‑техническими специалистами. Поэтому выполнение оборонного задания в январе 1942 г. составило 84,2 %, в феврале – 88 %. Начиная с марта 1942 г. увеличился выпуск товарной продукции. Однако наивысших результатов завод достиг в четвертом квартале 1942 г. − 118,1 %. В целом завод № 477 НКАП добился в 1942 г. значительного роста объемов производства по сравнению с 1941г., в том числе по выпуску валовой продукции на 256 %, по товарной продукции − на 228 %. Несмотря на трудности задание по выпуску всех оборонных изделий было выполнено в 1942 г. на 110,4 % (в сравнении с 1941 г. производство увеличилось на 768,9 %), по боеприпасам – на 127 %[158].

Но при внешнем общем благополучии завод работал крайне неритмично, что являлось результатом сложного положения со снабжением материалами и, как следствие, недозагрузкой заготовительных цехов в первой половине месяца. Серьезной проблемой на заводе № 477 НКАП оставались потери рабочего времени, которые объяснялись болезнями работников, простоями оборудования, несвоевременной поставкой материалов заводами‑смежниками и перебоями в снабжении электроэнергией. Только за декаб


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.