Характеристика оборонной промышленности Восточной Сибири и перевод экономики на военный лад с июня 1941 г — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Характеристика оборонной промышленности Восточной Сибири и перевод экономики на военный лад с июня 1941 г

2021-06-30 28
Характеристика оборонной промышленности Восточной Сибири и перевод экономики на военный лад с июня 1941 г 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В предвоенные годы советское правительство уделяло особое внимание Восточной Сибири, так как без комплексного развития этого крупнейшего экономического региона невозможно было в полной мере обеспечивать реализацию важнейших военных государственных интересов на Дальнем Востоке. В рамках оборонной доктрины Восточная Сибирь рассматривалась как одна из материально‑технических баз обеспечения безопасности страны, своего рода надежный форпост, необходимый для успешного решения стратегических внешнеполитических проблем в условиях резкого обострения военно‑политической обстановки в мире. Поэтому в соответствии с третьим пятилетним планом удельный вес капиталовложений в восточные районы СССР, в том числе и Восточную Сибирь, увеличивался с 12 % во втором пятилетии до 18 % – в третьем[37]. Здесь планировалось создать предприятия‑дублеры в машиностроительной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

В плане по Красноярскому краю отчетливо прослеживается тенденция к преимущественному развитию тяжелой промышленности. Ей уделялось первостепенное внимание. Намечалось завершение строительства Норильского горно‑металлургического и Красноярского целлюлозно‑бумажного комбинатов, возведение 156 новых промышленных предприятий, в том числе заводов тяжелого машиностроения, сельскохозяйственных машин, синтетического каучука, цементного, кабельного и др.[38] Иркутская область в третьем пятилетии должна была стать основной базой по производству машин для золотодобывающей промышленности страны. Планировалось строительство двух заводов жидкого топлива мощностью 30 тыс. т в год. Проектировалось возведение предприятий по производству синтетического каучука, кальцинированной соды, автосборочного на 10 тыс. машин и авторемонтного заводов[39].

Таким образом, народно‑хозяйственный план на 1938–1942 гг. открывал для Восточной Сибири огромные возможности в экономическом развитии, строительстве новых промышленных предприятий на базе местного сырья. И в будущем его реализация могла бы послужить базой для развития оборонной промышленности, укрепления военно‑экономического могущества страны. Но на начало 1941 г. в общем объеме выработки валовой продукции в Красноярском крае преобладала пищевая (30,1 %), лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность (25,5 %). На долю металлообрабатывающей промышленности приходилось 19,2 %, топливодобывающей – 3,2 % и электроэнергетики – 1,2 %[40]. В Иркутской области основными отраслями промышленности являлись: горнодобывающая, лесная, пищевая и легкая промышленность. Начавшееся в 1939 г. в связи со Второй мировой войной коренное обновление боевой авиации заставило перестроить программы всей электро‑ и радиотехнической промышленности, десятков и сотен предприятий различных отраслей, которые в той или иной степени находились в кооперации с оборонным производством. В этот период резко возрос спрос на слюду – наилучший природный изолятор. Ведущее место по запасам слюды в стране занимала Восточная Сибирь, в частности Иркутская область. На ее территории имелись огромные залежи как темной слюды, так и светлой, высококачественной. Кроме слюды Восточная Сибирь являлась главным поставщиком молотого графита для предприятий металлургической промышленности, работающих на оборону. Важнейшее место в этом процессе принадлежало Красноярской графитовой фабрике. В предвоенный период она представляла собой сравнительно небольшое предприятие, однако роль ее в работе оборонной отрасли была значительной. Основная продукция предприятия – молотый литейный графит, широкое использование которого в тяжелой промышленности, особенно в черной металлургии, трудно переоценить. Например, только к июню 1941 г. фабрика имела более 150 потребителей ее продукции, большинство из которых были оборонными[41].

Однако в целом в предвоенные годы народное хозяйство Сибири не имело специального военно‑экономического характера. Удельный вес Восточной Сибири в производстве продукции черной металлургии к общему производству составил: по стали – 0,3 % (0,6 млн т в год); по прокату – 0,2 % (0,2 млн т). Практически не выплавляли чугун, не добывали железную руду и коксующиеся угли. На территории Восточной Сибири располагался единственный и маломощный Петровско‑Забайкальский металлургический завод. Энергосистема Восточной Сибири вырабатывала всего 684 млн кВт/ч электроэнергии[42]. Машиностроительная промышленность находилась в зачаточном состоянии, станкостроение фактически отсутствовало.

С началом Второй мировой войны советское правительство ввиду близости Дальневосточного театра военных действий большое значение придавало наращиванию в Восточной Сибири мощностей авиационной промышленности, которая была представлена тремя предприятиями – Иркутским авиационным заводом № 125 им. Сталина, Улан‑Удэнским авиаремонтным заводом № 99 и Красноярским авиаремонтным заводом им. Побежимова. Значительное место в формировании оборонной промышленности Восточной Сибири принадлежало Иркутскому авиазаводу, который вступил в строй действующих под № 125 в 1934 г. Первым самолетом, который начали осваивать иркутские авиастроители, стал истребитель‑моноплан И‑14 (АНТ‑31), а в мае 1936 г. ими было организовано серийное производство первоклассного для того времени скоростного бомбардировщика (СБ) конструкции А.Н. Туполева[43]. Всего с мая 1936 г. по январь 1941 г. завод выпустил для Военно‑воздушных Сил СССР 837 скоростных бомбардировщиков[44] (в 1940 г. – 383, что составило 10,7 % от общесоюзного производства бомбардировщиков, или 3,6 % от производства всех боевых самолетов за этот год)[45]. В начале января 1941 г. руководство завода получило задание по производству нового фронтового пикирующего бомбардировщика Пе‑2. Вначале предполагалось, что к 6 апреля 1941 г. будет полностью закончена подготовка производственных мощностей и уже в мае завод выпустит первые два бомбардировщика. В дальнейшем число боевых машин должно было из месяца в месяц увеличиваться. Так, в июне необходимо было сдать восемь самолетов, а в июле 1941 г. – уже 20 боевых машин[46]. Однако в связи с трудностями технологического и производственного характера запустить производство этой машины удалось только после начала войны.

В 1936 г. началось строительство Улан‑Удэнского авиаремонтного завода, который с июля 1939 г. уже приступил ремонту самолетов И‑16, СБ, авиационных моторов М‑25 и М‑100. А в первые месяцы 1941 г. наряду с ремонтом завод приступил к освоению производства фюзеляжа и оперения бомбардировщика Пе‑2. 21 июня 1941 г. был издан приказ наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина, в соответствии с которым заводу №99 устанавливалось задание по выпуску новейших истребителей Як‑3. Во втором квартале 1941 г. предстояло произвести уже пять боевых машин[47]. Однако война выдвинула на первый план другие задачи.

С нарастанием угрозы военного нападения на СССР советское правительство провело дополнительные мероприятия по наращиванию производственных мощностей авиационной отрасли Восточной Сибири за счет передачи ей предприятий из других отраслей и ведомств. Из ведения Главного управления Северного морского пути был выведен Красноярский авиаремонтный завод им. Побежимова (бывшие авиаремонтные мастерские, созданные в 1934 г.) и передан наркомату авиационной промышленности СССР. Несмотря на то, что в это же время был определен новый производственный профиль предприятия – самолетостроение, вплоть до июня 1941 г., мало что изменилось. Завод по‑прежнему занимался ремонтом 10 типов самолетов: Г‑1, ДВ, МП‑1 бис, Р‑6, Сикорский, У‑2 и др.[48]

В Восточной Сибири имелись и другие предприятия, входившие в состав оборонной промышленности СССР. В Иркутской области кроме авиационного завода № 125 действовали еще четыре оборонных предприятия: авторемонтный (впоследствии танкоремонтный завод № 104), аккумуляторные заводы № 389 и № 394, выпускавшие аккумуляторные батареи для Военно‑воздушных сил и Военно‑морского флота, и завод № 97 Наркомата химической промышленности[49]. В Красноярском крае военная продукция в небольших объемах производилась только на одном предприятии – Красноярском машиностроительном заводе (№586). Кроме выпуска горнорудного оборудования с 1936 г. он начал изготовление фугасно‑авиационных бомб (ФАБ‑100, 250 и 500 кг), а с 1940 г. освоил заказ Наркомата Военно‑морского флота СССР (мины «КБ‑3», «ПЛТ»)[50].

В целом оборонная промышленность Восточной Сибири до войны не получила специального развития. Предвоенные планы расширения производства оборонной продукции на востоке страны за счет строительства заводов‑дублеров, специальных цехов, частичной передислокации важнейших оборонных производств к началу боевых действий оставались нереализованными. Промышленные предприятия Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока производили всего 18,5 % военной продукции от намеченного[51]. И даже самая развитая по сравнению с другими отраслями оборонной промышленности Восточной Сибири, авиационная, давала всего 3,6 % боевых самолетов в общесоюзном производстве.

22 июня 1941 г. Советский Союз принял на себя главный удар всей военной мощи нацистской Германии и ее союзников. Развернувшееся с первых дней Великой Отечественной войны наступление немецких войск нанесло огромный ущерб экономике страны. Большие потери были в производстве военной продукции. С лета 1941 г. свыше 80 % общего количества предприятий оборонной промышленности, в том числе 94 % авиационных заводов и более 80 % заводов Наркомата вооружения оказались в зоне боевых действий и прифронтовых районах[52]. К концу 1941 г. выбыло из строя более 303 предприятий, изготавливающих боеприпасы[53]. Именно в таких исключительно сложных условиях советскому правительству предстояло решить беспрецедентную в истории страны задачу − в крайне сжатые сроки перевести народное хозяйство на военные рельсы, организовать слаженную военную экономику, превратить в реальную экономическую и военную мощь потенциальные возможности, появившиеся в СССР за предвоенные годы, и создать военное хозяйство, значительно превосходящее военно‑экономический потенциал Германии. При этом Советский Союз мог рассчитывать в основном только на собственные ресурсы.

Общая программа военной перестройки народного хозяйства СССР и мобилизации сил страны на отпор врагу была изложена в директиве Совнаркома СCCP и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. и в выступлении И.В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. В них содержался призыв к народу покончить с благодушием и беспечностью, отрешиться от настроений мирного времени, перестроить работу предприятий и учреждений на военный лад, мобилизовать все силы страны для разгрома врага. Особое внимание воинов и тружеников тыла обращалось на необходимость успешного проведения мобилизации, выполнения заданий по воинским и народнохозяйственным перевозкам, на организацию массового выпуска военной продукции, на обеспечение надежной охраны заводов, электростанций, телефонной и телеграфной сети. Требовалось превратить страну в единый военный лагерь[54].

Перевод народного хозяйства СССР на военные рельсы предусматривал коренное изменение структуры материального производства, полное подчинение всей экономики – промышленности, транспорта, сельского хозяйства – задачам борьбы с врагом. Вводились в действие мобилизационные планы, строгая централизация в деле распределения и нормирования материальных ресурсов. Государственный бюджет должен был обеспечивать в первую очередь нужды оборонной промышленности, строительство новых военных объектов и предприятий тяжелой индустрии.

Война потребовала серьезной реорганизации системы управления народным хозяйством, прежде всего, усиления централизации руководства, существенного изменения форм и методов экономического планирования и управления промышленностью. Важнейшей функцией учрежденного 30 июня 1941 г. высшего чрезвычайного органа государственной власти – Государственного комитета обороны (ГКО) – являлась координация усилий фронта и тыла. Во всей своей деятельности ГКО опирался на действовавший до конца войны аппарат управления хозяйством, приспособленный к условиям военного времени. Особое внимание ГКО уделял вопросам максимальной централизации системы материально‑технического снабжения промышленности и хозяйственного планирования в масштабе всей страны.

Изменения произошли и в системе управления военным производством. Кроме имевшихся перед войной наркоматов оборонной промышленности (авиационной, военного судостроения, вооружения и боеприпасов), на базе заводов транспортного машиностроения в сентябре 1941 г. был образован Наркомат танковой промышленности (НКТП), на основе предприятий Наркомата общего машиностроения в ноябре 1941 г. организовали Наркомат минометного вооружения (НКМВ), в подчинение которому переходили заводы сельскохозяйственного машиностроения, предприятия полиграфической, обувной промышленности. На наркоматы возлагались задачи непосредственной организации производства, наращивания мощностей предприятий, внедрения передовых технологий, создания и запуска в серийное и массовое производство новых образцов вооружения и техники.

Контроль за производством вооружения и боеприпасов, деятельностью наркоматов оборонной промышленности, других наркоматов, отвечающих за выполнение военных заказов, осуществляло оперативное бюро при ГКО. Его возглавил заместитель председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский, которого в феврале 1942 г. сменил Генеральный комиссар госбезопасности, руководитель НКВД СССР Л.П. Берия. Для оперативной связи с производством в 25 экономических районах страны был введен институт представителей Госплана СССР. Уполномоченным Госплана СССР по Красноярскому краю и Иркутской области был назначен Г.И. Медников, в обязанность которого входила проверка выполнения планов предприятиями и информирование Госплана СССР о результатах проведенных проверок[55].

В связи с увеличением объемов выпуска военной продукции и ростом численности работников, занятых на его производстве, на местах создавались отделы по оборонной промышленности во главе с секретарями. Так, секретарем Красноярского крайкома ВКП(б) по оборонной промышленности был назначен Н.П. Краснобаев, а секретарем Иркутского обкома ВКП(б) – К.И. Качалин[56]. На крупнейших предприятиях устанавливались должности парторгов ЦК ВКП(б), а на заводах и фабриках гражданского профиля, где выпускалась военная продукция, – должности заместителей директоров по оборонной продукции. Для контроля за качеством выпускаемых изделий на промышленных предприятиях вводили институт военных представителей, которые тщательнейшим образом следили за соблюдением государственных стандартов на вооружение, боеприпасы, боевую технику. Они были полностью независимы от руководителей предприятий, хозяйственных и партийных органов на местах и подчинялись непосредственно своим оборонным наркоматам.

Производство некоторых видов вооружения и боеприпасов снизилось до минимума или вообще было прекращено. Так, Красноярский завод № 4 НКВ к концу 1941 г. оставался единственным в стране предприятием, способным производить крайне необходимые для фронта морские мины «ПЛТ». Однако в связи с перепрофилированием завода выпуск мин «ПЛТ» был временно приостановлен и возобновлен лишь после вмешательства морского командования ГКО. Необходимость ускоренного развития предприятий оборонной промышленности определялась и огромными потерями на фронте. Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года было утрачено 20,5 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов потери составили 17,9 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов – более 100 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов – 5,5 млн. Общие потери боеприпасов равнялись примерно 30 % от общего количества на 22 июня 1941 г.[57] Без восполнения их в кратчайшие сроки вооруженная борьба с агрессором становилась невозможной.

В этих условиях с учетом довоенного состояния экономики Восточной Сибири ее перевод на военные рельсы по существу означал необходимость заново формировать военно‑экономическую базу, которая должна была создаваться исходя не столько из экономической целесообразности развития региона, сколько из военной необходимости.

Все отрасли промышленности, тысячи заводов и фабрик, не имевшие прежде ничего общего с военным производством, теперь должны были прекратить или резко сократить выпуск товаров народного потребления и перейти на изготовление снарядов, патронов, авиабомб, элементов вооружения и боевой техники. Но гражданские предприятия не всегда могли самостоятельно справляться с производством сложного и многодетального вооружения и боевой техники, поэтому им поручалось производить отдельные узлы и детали. В этих условиях единственным выходом для быстрого и эффективного налаживания выпуска военной продукции стала специализация и кооперация предприятий.

Переход гражданских предприятий на выпуск военной продукции сопровождался большими трудностями, связанными, прежде всего, с необходимостью изменения технологии производства, приспособления к ней имевшегося оборудования, подготовки необходимой оснастки, обучения новому производству рабочих и инженерно‑технического персонала. При этом огромное значение имел фактор времени.

К выпуску военной продукции подключались не только крупные машиностроительные заводы союзного и республиканского подчинения гражданского профиля, но и местная промышленность, предприятия промкооперации. Предприятия леса и сплава, деревообработки получили задания по производству лыж, деревянных частей стрелкового оружия, тары для упаковки боеприпасов и т.д. Обувные, швейные, трикотажные, хлопчатобумажные и другие предприятия легкой промышленности привлекались к изготовлению обуви, обмундирования, ремней для армии.

Перевод промышленности на военные рельсы означал радикальное изменение всего процесса общественного производства и направленности его работы, перераспределение оборудования, материалов, трудовых ресурсов, финансов в пользу военного производства, переключение на выпуск военной продукции основных мощностей гражданских отраслей, особенно машиностроения и металлообработки.

Однако даже с привлечением гражданских предприятий к производству военной продукции оборонная промышленность Восточной Сибири в начале июня 1941 г. была не в состоянии удовлетворить все возрастающие потребности действующей армии. Без сколько‑нибудь развитого машиностроения, станкостроения, металлургии и топливно‑энергетической базы – основы военного производства – создание оборонной промышленности Восточной Сибири в годы войны шло в основном за счет эвакуированных предприятий, часть из которых еще с довоенного времени была связана с выпуском военной продукции.

Таким образом, довоенное развитие Восточной Сибири не способствовало созданию в регионе оборонной промышленности, заводы соответствующего профиля практически отсутствовали. Внимание уделяли лишь предприятиям авиационной промышленности, поставляющим в 1940 г. 3,6 % общесоюзной продукции. С началом войны несмотря на проведенные организационные изменения в системе управления экономикой и привлечение гражданских предприятий к выпуску военной продукции оборонная промышленность региона не смогла бы удовлетворить все возрастающие потребности государства в боеприпасах, вооружении и боевой технике за счет внутренних ресурсов. Необходимы были внешние вливания, которыми стала эвакуация оборонных заводов с запада.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.