Оперантный подход, АВА терапия — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Оперантный подход, АВА терапия

2017-05-22 600
Оперантный подход, АВА терапия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Родоночальником данного направления принято считать американского педагога и психолога О. И. Ловааса. В шестидесятых годах двадцатого столетия он с коллегами разработал программу обучения для нескольких детей, страдающих аутизмом. Целью этой программы было помочь детям сформировать социально-бытовые навыки, навыки социального взаимодействия, игровые навыки, а также преодолеть вспышки агрессии и атавистические формы деятельности (Lovaas O.I. Teaching Developmentally Disabled Children. The ME Book. -Baltimore:University Park Press, 1981. - 250 p.).

Результатом работы было ослабление стереотипного и деструктивного поведения, агрессии и самоагрессии.

Кроме того, были выявлены недостатки метода. Изначально работа проводилась в условиях психиатрической клиники и к дети не смогли перенести навыки в естественную социальную среду. Также было выявлено, что родители, не вовлеченные в процесс и не знакомые с целями задачами и методами обучения не способны помочь сохранить ребенку приобретенные знания, умения и навыки во внеучебном пространстве. Поэтому в дальнейшем стратегия обучения строилась на вовлечение родителей в процесс и тесное сотрудничество с ними (McClannahan L.E., Krantz P.J., McGee G.G. Parents as Therapists for Autistic Children: A Model for Effective Parent Training // Analysis and intervention in Developmental Disabilities. - 1982. - v.2. - p. 223).

Специалисты, использующие оперантный подход обращаются прежде всего к конкретным поведенческим проблемам и пытаются научить ребенка действовать в конкретных ситуациях, а не излечить его от конкретной патологии.

Педагоги рекомендуют, в процессе работы, настроится на длительный, постепенный и тщательный процесс обучения и предостерегает, что ожидание стремительных изменений, «чуда», нередко оказывается губительным для психического состояния педагога и родителей.

На сегодняшний день методы и приемы обучения пытаются максимально приблизить к повседневной жизни. Занятия проводят в реальных общественных местах в магазине, транспорте, в местах общественного питания.

Наиболее эффективным оперантный подход показал себя в таких аспектах, как обучение социально-бытовым навыкам, снижению агрессивного поведения, уменьшению гиперактивности и до определенной степени обучению профессиональным и учебным навыкам.

И оказался явно слабым в тех областях, где невозможно выделить конкретный фактор, который возможно усилить или же ослабить, где требуется пластичность поведения, то есть для решения социальных проблем, навыков коммуникации, развития творческого начала, воображения.

Сегодня метод И. Лавааса больше известен под аббревиатурой ABA(Applied Behavioral Analysis - ABA) Прикладной анализ поведения.

В попытках преодолеть слабые стороны оперантного подхода развиваются и другие направления бихевиористской школы.

 

ТЕАССН-программа

 

ТЕАССН – это аббревиатура от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children (Лечение и обучение детей с аутистическими и другими нарушениями общения) http://www.teacch.com. Данная программа была создана в семидесятых годах двадцатого столетия американскими психиаторами Эриком Шоплером (Eric Schopler) и Гарри Мезибовым (Gary G. Mesibov).

ТЕАССН (www.teacch.com) является не столько методом или терапией, а в большей степени обширной комплексной, имеющей учебно-теоретическую основу программой содействия и помощи людям, страдающим расстройствами аутистического спектра.

Основной целью программы является создание для людей с аутизмом условия для достижения максимального уровня самостоятельности и высокого уровня жизни. Это возможно при сочетании двух аспектов:

1. максимально возможная интеграция в общество;

2. наличие специального окружения и среды, в которой может быть достигнута максимальная степень самостоятельности. Интеграция должна приводить не к сужению свободы действий и возможностей развития, а расширению возможностей человека.

Концепция заключается в акценте внимания на личности ребенка и в разработке программы в основу, которой положены его потребности, интересы и навыки, то есть за счет сильных сторон личности попытаться компенсировать его слабые стороны. Педагогические стратегии реализуются в строго организованных условиях с применением индивидуальных учебных программ.

Цели и стратегии эволюционируют в течение всей жизни человека исходя из оценки исходных позиций и измеряемых результатов.

Выражаясь образно, аутистов можно рассматривать как людей иной аутистической культуры. Они воспринимают мир по-другому, обучаются по-другому, у них другая система ценностей и интересов.

Однако им приходится существовать в мире, который предъявляет требования соответствующие иной природе.

По мнению авторов программы (Schopler E., Mesibov G., Hearsey K. Structured teaching in the TEACCH system // Learning and cognition in autism / Schopler E., Mesibov G. (Eds.). - NY.: Plenum Press, 1995. - pp. 243-268) в основе поведенческих трудностей лежит неспособность связать отдельные элементы в единую картину мира, результатом чего является непредсказуемость происходящих с ребенком событий, вследствие чего появляется постоянный страх и тревога. Чтобы научиться существовать в этом мире им необходима поддержка для развития знаний, умений и навыков, которые помогают преодолевать требования предъявляемыми нашим миром. Наша задача создать такое окружение, где компенсируются трудности, вызванные данной патологией. Задача педагога занять позицию межкультурного посредника. Педагогические стратегии организуются так, чтобы ребенку были понятны все необходимые действия и их последовательность. Чаще всего для этих целей используются наглядные средства в виде расписания, в которых ребенок может зрительно воспринять, что за чем следует и примерно, когда произойдет, то или иное событие.

Хотя первоочередной задачей является формирование функциональных навыков, тем не менее, специалисты высказывают мысль, что важнее сделать социальное взаимодействия более значимым для ребенка, чем обогатить жизнь функциональными навыками. Упор на нормализацию поведения у людей, не осознающих социальных аспектов и правил приведет к тревожным и механистическим поведенческим формам. Поэтому, по мнению Г. Мезибова подобная стратегия возможна лишь в отношении жизненно необходимых социальных навыков, таких как сообщение личной информации, следование инструкциям, особенно предупреждающим об опасности, просьба о помощи, самостоятельное выражение состояний усталости, голода, жажды, болезни, потребности сходить в туалет т.д. (Mesibov G., Social skills training with verbal autistic adolescents and adults: A program model // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 1984. - V.14. - рр. 395-404).

 

Daily-Life-Therapy

 

Еще одним из направлений в обучении, воспитании и социализации ребенка является подход названный Daily-Life-Therapy. Терапия, направленная на приспособление к повседневной жизни. Методика была разработана в 1964 году в Японии доктором Кийо Катахара. В дальнейшем получила признание в США, где в 1987 году была открыта школа Higashi (www.bostonhigashi.org). В рамках данного подхода преимущественно используется групповая форма организации занятий.

Основной девиз метода: «самое ценное зерно в тебе - личность», которая должна достойно реализовать свой потенциал. Это достигается путем полноценного образования, с помощью трех «столпов»:

1. энергичные физические упражнения;

2. нормализация интеллектуального развития;

3. стабилизация детской эмоциональной сферы.

Улучшения происходят за счет подражания группе и отработки различного рода шаблонов. Дети погружаются в различные виды деятельности, которые сменяют друг друга в соответствии с высокоорганизованным расписанием. Интенсивная деятельность и ритм жизни не позволяет ребенку замкнуться на собственных переживаниях. Любые дезадаптивные формы поведения строго присекаются и контролируются.

Этот метод также подвергался критике за излишнюю строгость, негибкость и игнорирование особенностей индивидуального развития. К противопоказаниям относится склонность некоторых детей к эпилептическим приступам (Baron-Cohen S., Bolton P. Autism. The facts. - NY.: Oxford University Press, 1997. - 108 p.).

Сан-Райз метод

 

Сан- Райз (Son-Rise) метод (http://www.autismtreatmentcenter.org) был создан в семидесятых годах прошлого века супругами Барри и Самарией Кауфман. У супругов третий ребенок Рон страдал аутистическим расстройством. Сан Райз метод является домашним подходом, который основан на идее, что лучший способ помочь ребенку с аутизмом состоит в следовании за ребенком, присоединению к его стереотипным действиям и на основании этих действий строить отношения и формировать новые навыки. Основными принципами работы являются следующие постулаты (цитировано из книги: «Победить аутизм. Метод семьи Кауфман» / Сост. Н.Л. Холмогорова. –– М.: Центр лечебной педагогики, 2005. – 96 с.):

· Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление глазного контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка.

· В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка.

· Обучение через игру приводит к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации. Энтузиазм и заинтересованность взрослого вовлекают ребенка в общение и пробуждают у него устойчивый интерес к взаимодействию и обучению.

· Безоценочное и оптимистическое отношение взрослого дают ребенку ощущение радости, усиливают его внимание и мотивацию в течение всей программы.

· Умение родителей посмотреть на ситуацию глазами ребенка-наиболее важное и безотказное средство, способное поддерживать обучение и вдохновлять ребенка.

· Создание безопасного пространства для работы и игры, в котором ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, наиболее благоприятную для обучения и развития.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.