Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию

2017-05-22 497
Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(ДЦП – атонически-статическая / мозжечковая форма)

Мозжечковая форма. Форма детского церебрального паралича, которая характеризуется отсутствием с момента рождения рефлекса опоры, ползания, автоматической походки, слабо выражены или отсутствует защитный и хватательный рефлексы, снижен тонус мышц (К.А. Семенова, 1968).

Мозжечковую форму зачастую называют атонически-астатической, так как, по свидетельству В.М. Бехтерева (1923), очень сложно на основании только клинического обследования достаточно обосновано разграничить поражения мозжечка или же любых долей мозга. Такие больные дети начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить к 6 годам. Характерными симптомами являются атаксия, гипертермия, интенционный тремор. При поражении лобных долей наблюдается эйфория, суетливость, расторможенность, олигофрения (Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999).

Кроме позотонических рефлексов, двигательные нарушения у детей с церебральным параличом сопровождаются ограниченностью подвижности движений, отсутствием или слабой реакцией равновесия, координации движений, координации движений и дыхания, ослаблением ощущений движений. Например, искажено восприятие движения пальцев по прямой, которое ощущается ими как движение по окружности или в сторону (Е.М. Мастюкова, 1991). Встречается также, отставание умственного и психического развития, комплекс различных поражений и заболеваний (Д.Ф. Мосунов, 1998).

При данной форме заболевания может происходить нарушение реципрокной иннервации, которая выполняет функцию ограничителя движения, делает его более экономным и управляемым, а не диффузным (Е.М. Мастюкова, 1991). В осуществлении этой регуляции большую роль играет мышечно-суставной контроль. Специалисты отмечают, что постоянная спастичность мышц антагонистов вызывает сильное расслабление мышц агонистов, слабость которых, в свою очередь, делает невозможным выполнение движений. Е.М. Мастюкова (1991) отмечает, что при устранении этой патологии необходимо использовать приемы расслабления мышц-антагонистов. Поскольку слабость мышц агонистов является мнимой и упражнения для их укрепления к положительному эффекту не приводят.

Вполне вероятно, что разработка и использование упражнений на расслабление в теплой водной среде будет способствовать выработке у ребенка необходимого мышечно-суставного контроля и на этой основе снижения спастического состояния напряженных мышц и расширения возможности укрепления силы мышц агонистов. Стабилизация и управление мышечным напряжением в свою очередь приведет к успешному усвоению умения ребенка с церебральным параличом не только плавать, но и управлять бытовыми двигательными действиями – за обеденным столом, в общественных местах, туалете, и т.п.

Ограничение произвольных движений сопровождается снижением мышечной силы. О мышечной силе судят по сопротивлению, которое оказывает ребенок в суставах и по общему объему активных движений. Е.М. Мастюкова (1991) оценивает силу по пяти бальной системе:

Модель двигательных действий ребенка с диагнозом мозжечковая форма ДЦП и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию построена на результатах обобщения нашего 10-ти летнего практического опыта работы.

Модель двигательных действий в условиях водной среды ребенка с «гемипаретической формой ДЦП и взаимоотношений с тренером включает в качестве исходной - модели для «двойной гемиплегии», «спастической диплегии», «гемипаретической формы ДЦП», «гиперкинетической формы ДЦП».

Дополнительно включает:

разработку нового ряда упражнений с использованием активной помощи тренера, путем создания большого гидродинамического сопротивления на поверхности кисть и стопы, с целью пассивного само разведения пальцев рук и ног за счет гидродинамического сопротивления движению.

Качественное построение частных моделей двигательных действий ребенка и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию, с учетом основных форм развития детского церебрального паралича позволяет наглядно представить исходную обобщенную модель начального обучения плаванию (рис. 1).

Обобщенная модель начального обучения плаванию включает модели для разных форм церебрального паралича и тем самым характеризует комплекс возможностей ребенка и трудности методики начального обучения плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича.

К.А. Семенова (1976), Е.М. Мастюкова (1991), отмечают, различные отклонения и задержки в развитии статических и двигательных функций детей с церебральным параличом определяют структуру аномального моторного развития. Это естественное развитие нарушено, проявляется на определенном возрастном этапе развития и закрепляется или прогрессирует, если не предпринимается необходимых мероприятий. Учет онтогенетических особенностей при последовательной стимуляции моторного развития на основе преодоления качественных специфических нарушений и

двойная гемиплегия
гемипаретическая форма
атонически – астатическая форма
исходная обобщенная модель начального обучения плаванию ребенка с церебральным параличом
мозжечковая форма
гиперкинетическая форма
спастическая диплегия

 


Рисунок 1 - Обобщенная модель двигательных действий ребенка

и взаимоотношений с тренеромв процессе гидрореабилитации иобучения плаванию детей с различными формами церебрального паралича

 

степени их сформированности позволяет провести подбор упражнений для поэтапного преодоления патологических и формирования нормальных двигательных действий или создания необходимых для этого базовых условий.

Данное убеждение ученых позволяет полагать, что организация и проведение занятий по начальному обучению плаванию детей с тяжелой формой церебрального паралича в принципе возможно. При этом тяжелобольной ребенок сможет усвоить жизненно необходимое двигательное действие – плавание, что существенно расширит его функциональные возможности и сможет привести к качественно новому более высокому жизненному само обеспечению.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.