Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию (ДЦП – спастическая диплегия) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию (ДЦП – спастическая диплегия)

2017-05-22 480
Модель двигательных действий ребенка и взаимоотношение с тренером в начальном обучении плаванию (ДЦП – спастическая диплегия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спастическая диплегия – тетрапарез. Форма детского церебрального паралича, при котором парез (паралич) ног более глубок, чем парез рук. Парез верхних конечностей или одной из них может быть настолько легок, что выявляется лишь при тщательном обследовании. Часто наблюдаются различные формы дизартрии, задержка психического развития или же олигофрения (К.А. Семенова, 1968).

У детей с подобной формой заболевания порой отсутствуют или слабо проявляются такие врожденные рефлексы как защитный, ползания, опоры, шаговые движения и другие, так называемые основы, на базе которых развиваются необходимые рефлексы. При этом усилены хватательные и тонические, шейные и лабиринтные рефлексы. Возможно развитие патологических рефлексов.

Нарушается жестко запрограммированная схема развития нормальных двигательных возможностей ребенка, к 2-3 годам формируются порочные позы и установки становятся стойкими. В зависимости от степени выраженности двигательных нарушений различают тяжелую, среднюю и легкую степень спастической диплегии (Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999)

Так повышение тонических рефлексов одних мышечных групп вызывает повышение тонуса других, которые в свою очередь тормозят нормальное развитие следующих и в конечном итоге охватывают все большее количество мышечных групп ребенка.

Ребенок с церебральным параличом, положенный на живот, в силу активности лабиринтного тонического рефлекса с трудом удерживается в этом положении – голова его пригибается к груди, туловище сгибается, руки приводятся к груди, предплечья и кости фиксируются в максимальном сгибании, плечи во внутренней ротации, пальцы оказываются сжатыми в кулак, ноги согнуты в тазобедренных суставах, в коленных, стопы в подошвенном сгибании, ротированы внутрь. В результате ребенок не может лежать на животе с выпрямленным туловищем и конечностями. Создается «рефлекс запрещающая позиция» для формирования разгибательного тонуса мышц (K.Bobath, 1967).

Существование «рефлекс запрещающей позиции» в период формирования установочных реакций - момент огромной важности, так как он препятствует появлению установочного рефлекса с шеи на голову – начального звена цепного шейного симметричного рефлекса, с развитием которого появляется возможность для ребенка принять вертикальное положение тела и удерживать его.

В тот момент, когда впервые производится активное движение, схема которого не осваивалась ребенком пассивно, паратомия будет выражена в достаточно большей степени.

Паратомия (Tardieu, 1960) – такое повышение тонуса, распространяющееся на многие группы мышц туловища и конечностей не участвующих в данном движении, которое обычно возникает при попытке выполнить какое либо не знакомое движение.

У детей с церебральными параличами явления паратомии с возрастом не исчезают, а нарастают тем сильнее, чем тяжелее форма заболевания, т. е. чем выше патологическая активность стволовых структур.

Дети с тяжелой степенью спастической диплегии не могут самостоятельно ходить или передвигаются с помощью костылей. Зачастую не могут себя обслужить или обслуживают частично.

Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова (1999) показали, что при вертикальном удержании тела голова ребенка с тяжелой формой заболевания, зачастую, свисает на грудь, плечи приведены, ротированы внутрь, предплечья пронированы и согнуты в локтевых суставах, кисть пронирована, пальцы сжаты в кулак, большой палец приведен и находится под остальными. Кисть может быть согнутой в лучезапястном суставе, пальцы полусогнуты. Туловище наклонено вперед, бедра ротированы внутрь, ноги согнуты, или разогнуты, в коленных суставах, опора на пальцы стоп или на носки.

Е.М. Мастюкова (1991) отмечает неблагоприятное влияние асимметричного шейного тонического рефлекса на развитие зрительно-моторной координации движений. Так, при повороте головы и глаз в сторону наблюдаемого объекта рука на стороне поворота головы и глаз непроизвольно разгибается, и ребенок не может ее согнуть для захвата предмета. Напротив, если он все же согнул руку, то голова немедленно непроизвольно отворачивается в противоположную сторону, и ребенок не видит захваченный предмет.

Приведенная выше патологическая особенность двигательных действий позволяет предположить возникновение трудностей у ребенка при разучивании в воде захвата какой-либо подвижной опоры – доски или надувного круга. При этом возможна потеря места удержания доски или полная утрата опоры. Возможны трудности и захвата неподвижной опоры – бортика бассейна или перекладины закрепленной у борта. В этом случае будут необходимы дополнительные упражнения для выработки умения удержания подвижной опоры ребенком, либо принудительного крепления опоры к руке.

Вместе с тем выраженная асимметрия поворота головы может быть, вероятно, через некоторое время, снята путем изменения места расположения тренера в воде в противоположной стороне относительно повернутой головы ребенка. Представляется, что желание ребенка (с сохранным интеллектом) видеть лицо тренера и соответствующие привлекающие действия и слова педагога будут эффективно способствовать ликвидации данного патологического тонического рефлекса. Однако занятая тренером подобная позиция значительно повышает возможность развития критической ситуации «захлеб» и требует от педагога страховки головы ребенка от возможного неожиданного более сильного поворота с последующим погружением под воду.

Изучение специальной медицинской литературы, прежде всего по лечебной физической культуре, позволило, дополнительно к специальным упражнениям из спортивного плавания, выбрать в качестве прототипа ряд упражнений, модифицировать их для формирования гидродинамической модели движений.

Модель двигательных действий ребенка с диагнозом спастическая диплегия и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию построена на результатах обобщения нашего 10-ти летнего практического опыта работы.

В условиях водной среды развитие двигательных действий у детей с тяжелой формой спастической диплегии, учитывая индивидуальные причины нарушения запрограммированной схемы развития нормальных двигательных возможностей ребенка, в том числе, формирование порочных поз и стойких установок, должно быть направлено, с одной стороны, на предупреждение сгибательно-разгибательной контрактуры и деформации в суставах конечностей, с другой, на формирование тонических рефлексов и установочных выпрямительных рефлексов.

Модель предполагаемых двигательных действий в условиях водной среды ребенка со спастической диплегией и взаимоотношений с тренером включает в качестве исходной – предложенную выше модель для «двойной гемиплегии».

Дополнительно включает:

необходимость поддержания тренером головы ребенка в соответствующем положении (из-за слабости мышц шеи и свисания головы на грудь);

активное разгибание тренером спастически зажатых пальцев рук ребенка погруженных под воду и перемещение с ним, удерживая подобное положение кисти;

удержание тренером ребенка на руках, передвигаясь с ним по дну, фиксируя тело в толще воды в разных положениях по отношению к тренеру и направлению перемещения: лицом, спиной, боком;

разработку нового ряда упражнений с использованием положение тела ребенка на спине, голова в воде, при его перемещении в воде с помощью тренера;

разработку нового ряда упражнений для самостоятельного захвата руками ребенка лестничного поручня, доски для плавания; тренера – как подвижной опоры;

разработку нового ряда упражнений на пассивное сгибание-разгибание конечностей ребенка с помощью тренера и гидродинамического сопротивления движению.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.