Элементы визуализации в тифлографике — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Элементы визуализации в тифлографике

2021-06-02 70
Элементы визуализации в тифлографике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статистические данные и практический опыт экономически развитых стран показывают, что среди лиц с тяжелыми нарушениями зрения преобладают не слепые, а практически слепые с остатками зрения, которые сохраняют часть функций видения, но не обеспечивают этим людям нормальные жизнь и труд. Ввиду того, что зрительная способность таких лиц очень низкая, социальное обеспечение обычно присваивает им статус слепых. Образование позволяет в ряде учебных областей использовать не только зрение, но и другие заменяющие анализаторы, прежде всего осязание и слух.

Поэтому для лиц с частично сохранившейся функцией видения тифлографика — средство компенсации зрения. Сегодня уже повсеместно признается, что функцию видения у лиц с остатками зрения можно развивать или, по крайней мере, бороться с ее регрессией на основе реэдукации зрения.

Основное внимание сосредотачивается на способности чтения черной печати. С учетом роли графического изображения в решении проблемы информационного дефицита лиц с нарушениями зрения необходимо добиваться, чтобы тифлографика имела и рельефногаптическую, и визуально-цветовую формы. В таком случае она может стать средством не только компенсации, но и реэдукации зрения.

 39

Именно поэтому мы вели поиски и предлагали технические средства цветного рельефа (1960, 1964, 1970), или, иными словами, визуализацию рельефа.

Восприятие лиц с остатками зрения, как правило, осуществляется при весьма существенном ограничении зрительного поля в результате его прямого повреждения. Очень низкая острота зрения часто компенсируется непосредственным приближением объекта к глазам, вследствие чего происходит вторичное сужение зрительного поля. Зрение с тяжелыми нарушениями, таким образом, утрачивает характер дистанционного анализатора и становится скорее анализатором контактным. Хотя некоторые пособия по реэдукации зрения и помогают повысить степень его остроты, однако одновременно они сужают поле зрения.

Сужение поля зрения приводит к тому, что все объекты, превышающие поле зрения, воспринимаются человеком с тяжелыми нарушениями зрения лишь по частям. Его зрительное восприятие становится парциальным, как и при осязательном восприятии. Путем обработки этих частичных впечатлений происходит создание общего представления о предмете Процесс познавания у лиц с остатками зрения аналогичен процессу познавания у слепых. Аналогия касается структуры и времени прохождения процесса. Однако, в отличие от тотальной потери зрения, этот процесс обогащен возможностью различения цвета предметов, дополняется осязанием, слухом и другими анализаторами. При таких условиях лица с остатками зрения находятся в более выгодном положении, чем слепые, и могут выполнять некоторые действия, слепым почти не доступные. Тифлографика в комбинации с гаптическо-визуальным оформлением является трудно заменимым средством компенсации и реэдукации зрения у лиц с частичным зрением. При решении информационного дефицита частично видящие часто используют средства слепых и близоруких.

Использование цвета и цветового подчеркивания точек и линий рисунка существенно влияет на контраст и позволяет отделять фигуры или важную деталь от фона.

Цветное видение частично видящих лиц достаточно не изучено. Опыт показывает, что со снижением остроты зрения возникает и неясное видение цветов. В таких условиях усиливается значение выбора подходящего цветового контраста фигуры и фона или деталей и целого. В эргономике для нужд безопасности труда разработана подходящая цветовая окраска фигуры и фона

40

Важную роль в усилении выразительности конфигурации изображаемого объекта играет линия (возможно и точка). В отличие от рельефной линии, где оптимизация акцентирует главным образом

ее высоту, для достижения контрастности в рисунке для частично видящих лиц важное значение имеет как выбор контрастного цвета, так и ширина линии. Эмпирически доказана потребность утолщения контурной линии до 1 — 1: 5 мм и более.

При создании и издании картографических произведений важен принцип: продукция должна охватить все картографические произведения, которые имеют непосредственное отношение к общему образованию. К изданию других тифлокартографических произведений следует, очевидно, прибегать лишь в виде исключения. Самостоятельную проблему образуют планы — небольшие карты для использования при пространственной ориентации и самостоятельном передвижении (Есенский, Якабщиц; 1978, 1983, 1985). Для нужд лиц с нарушениями зрения необходимо издавать отдельные карты, атласы, глобусы, пластические модели. При их классификации должны использоваться те же принципы, что и в учебниках картографии.

В зависимости от содержания среди карт для лиц с нарушениями зрения будут преобладать карты общего географического характера, главным образом обзорные, и, в гораздо меньшей степени, топографические. В обзорных картах иногда необходимо разделять территории, которые на картах для зрячих помещаются на одной карте, на серии карт, или следует издавать серию более подробных топографических карт монографического характера (например видоописательные, местоописательные и т. п.).

Среди специальных (тематических) карт следует отдать предпочтение физическим, географическим и общественно-экономическим картам. Издание технических карт возможно лишь в порядке исключения.

По способу изготовления карты для лиц с нарушениями зрения можно считать производными, только некоторые планы представляют собой карты оригинальные. По своему назначению — это карты для учебных заведений, общественного просвещения и культуры, частично для туризма. Важную область составляют карты-планы для пространственной ориентации и самостоятельного передвижения.

Специальным аспектом при классификации тифлокартографических произведений является проблема зрительного постижения. Здесь следует различать:

1. Карты для слепых, разработанные с точки зрения возможности осязательного восприятия. В их детальной классификации
найдут отражение аспекты классификации тифлографики.

2. Карты для лиц со слабым зрением, оформленные для восприятия поврежденным зрением.

41

3. Карты для частично видящих, позволяющие читать с по
мощью осязания и зрения. Такие карты могут служить и слепым, а в переходный период — лицам со слабым зрением.

4. Карты для лиц с бинокулярными нарушениями (главным образом при косоглазии и притупленном зрении). Оправданы только
в том случае, если они выполняют лечебно-воспитательные и реэдукционные функции.

Основное внимание в тифлокартографии необходимо уделять изобразительному методу.

Выше было отмечено, что оптимальный способ изображения для лиц с нарушениями зрения — тотогональная проекция или проекция, которая к ней в существенной степени приближается. Картографическое творчество основывается на проекции.

Специфической проблемой является изображение различных превышений местности. Карту нельзя перегружать значительным количеством слоистой бумаги. Пластическая гипсометрия (силуэтно-аппликационный рельефный рисунок) может ограничивать возможности размещения на карте условных обозначений и т. д. Разные способы рельефной штриховки и графления вызывают, например, трудности при описании. Слепых более всего удовлетворяет пластическое моделирование поверхности с увеличением высоты модели по сравнению с масштабом карты. Подходящее абстрактное выражение различных высот изображаемой местности, особенно с помощью технологий, обеспечивающих рельефную печать только в двух плоскостях, должно стать предметом специального исследования (включая дидактическое исследование), которое должно было бы определить, что слепые могут, хотя и с определенными трудностями, научиться понимать.

Эта генерализация вызывает в тифлокартографическом творчестве несколько меньше проблем, чем физические данные. По существу принципы и приемы здесь аналогичны действующим в области создания карт для зрячих людей. Генерализация исключит из карты для лиц с нарушениями зрения гораздо больше предметов и явлений, чем это имеет место на картах для зрячих. В большей степени будут использоваться абстрактные и рисуночно упрощенные символы — условные обозначения. Необходимо исследовать сколько и каких деталей (крупных и сложных) при определенных параметрах рельефных изобразительных элементов можно разместить на поверхности карты заданной величины. Здесь можно опереться на некоторые результаты тифлографических исследований. Однако ряд новых элементов, главным образом тифлокартографического характера, необходимо рассмотреть самостоятельно.

42

Из литературы о тифлографии известно, что описание тифлокартографического произведения является более сложным, чем описание карт для зрячих людей. Сложность заключается в следующем: у слепых нет возможности выбора из нескольких видов (сечений) письма; рельефно-точечное письмо невозможно довести до формы курсива; оно должно печататься по всем правилам кода Брайля (сохранение стандартного соотношения расстояний пробелов в знаке и между знаками и словами, что требует большего пространства); точечное письмо нельзя уменьшать ниже оптимальной границы без ограничения его читабельности. Его можно лишь увеличивать сверх этой границы, причем не только увеличивая знаки, но увеличивая точки.

Аналогичные проблемы встречаются и при печати для лиц со слабым зрением, поэтому на картах для лиц с нарушениями зрения применяется меньше описаний, чаще используются сокращения или читабельные сигнатуры. Описание облегчает применение рельефного фолиографа и сокращенного письма. Нередко выбирается способ описания помимо карты.

Из-за проблем с ориентацией на картах для слепых применяется только описание в горизонтальном положении в направлении слева направо, вертикальные и диагональные описания в виде исключения. Словесные обозначения по кривой (вдоль профиля реки, вершины горной цепи и т. д.) не употребляются вообще, равно как и перекрещивание описаний. На картах для слепых чаще используются лишь описания государств и более крупных административных единиц, а также описания местные. Названия подместные (обозначения природных элементов и предметов) обычно не используются, однако имеют принципиальное значение на рельефном плане.

Издательская и проектная подготовка тифлокартографической продукции осуществляется таким же образом, что и подготовка остальных картографических произведений. Это касается также редакционной и составительской работы. Ввиду недостаточной теоретической проработки и исследовательской проверки, отсутствия практического опыта, целесообразно консультироваться со специалистом в области гаптизации, тифлографики, а также с преподавателем географии учебных заведений для лиц с нарушениями зрения, чтобы избежать претензии тифлопедагогов к готовым тифлокартографическим произведениям.

43

Понятие “чтение рисунка” можно определить как процесс, в ходе которого происходит понимание тифлографически изображенной информации. Ряд авторов (Фромм, Роганов, Семевский, Шуманова, Земцова и др.) в принципе сходятся во мнении, что чтение рельефного рисунка менее трудоемко, чем рисование. Аналогичный факт признается и в методике художественного воспитания, и в теории детского рисунка детей с нормальным зрением (Рид, Уждил, Павлович). При чтении рисунка речь, строго говоря, идет о восприятии, представлении и сравнении изображенного с образами, хранящимися в памяти. При рисовании эти процессы осложняются аналитическо-синтетическим манипулированием с представлениями, со значениями способа изображения и с манипуляционными способностями рук.

Чтение рельефных рисунков более сложный процесс, чем чтение рельефного письма, несмотря на то, что в принципе это аналогичные процессы, основанные на осязательном восприятии.

Важное отличие связано с тем, что в рисунке меньше стандартно повторяющихся элементов, регулярность их размещений на поверхности также менее значительна. Микроориентация в рисунках является более сложной, чем микроориентация в печатном тексте, где стандартное размещение знаков и их расположение в строках упрощают композицию страницы и облегчают микроориентацию на поверхности.

Однако основное отличие заключается в неизбежности перевода двухразмерно воспринимаемого рисунка в представление о трехразмерности изображаемых предметов. Важное различие состоит также в том, что из упрощенных форм рисунка должны выводиться действительные размеры и впечатления от поверхностной структуры изображаемых предметов.

Процесс чтения тифлографического изображения состоит из четырех основных фаз. Первые две создают предпосылки для чтения изображения, следующие две представляют собой собственно чтение изображенного.

Первая фаза процесса чтения рельефного рисунка характеризуется стимулирующим воздействием рельефных линий рисунков на кожу, основной ориентацией на поверхности и различением зарисованной поверхности от не зарисованной. Это фаза элементарного осознания информации, когда рельефная структура понимается как рисунок. Предпосылками успешного прохождения этой фазы являются физиологически-психическое депонирование и внимательность лица с нарушениями зрения.

Вторая фаза процесса чтения рельефного рисунка характеризуется как ориентировочный анализ стимулов с пояснением и осознанием контура и более важных целых единиц (деталей) фигуры. Это фаза более полного осознания информации, когда фигура явственно отделяется от фона рисунка.

 44

Осуществляется путем сравнения осязаемых конфигураций с представлениями, хранящимися в памяти. Эффективность прохождения этой фазы обуславливается диспонированием и внимательностью. К ним, однако, добавляется мотивация и воля к продолжению процесса чтения рисунков.

Третья фаза процесса чтения рельефного рисунка представляет собой постепенное понимание существенного и несущественного и частичный перевод двухразмерных (плоскостных) представлений о конфигурациях в представления о конфигурациях и структурах трехразмерных (пространственных). Это фаза, на которой изображенная информация приобретает осмысленное выражение. Осуществляется путем сравнения впечатлений с представлениями и присоединения нового (воспринимаемого) к уже существующим и в памяти хранящимся представлениям и ассоциациям этих представлений. Все еще важной предпосылкой успешного прохождения этой фазы являются мотивация и воля.

Четвертая фаза процесса чтения рельефного рисунка характеризуется объединением частичных впечатлений в целостное представление и пониманием того, что рисунок изображает, включая понимание деталей конфигурации. На этой фазе человек с нарушениями зрения способен представлять себе, на основе воспринимаемого изображения, реальный предмет, отвечающий рисунку. Это осуществляется путем сравнения, ассоциации представлений и их перевода из представлений плоскостных в пространственные, и наоборот. В аналитическо-синтетическом характере прохождения этих представлений преобладают процессы синтеза.

Весь процесс чтения рисунка носит алгоритмический характер. Это является предпосылкой чтения рисуночных композиций (ситуационных рисунков), когда после понимания одной фигуры следует чтение дальнейшей фигуры и т. д., вплоть до понимания смысла всех фигур и их взаимных связей, определяющих общий смысл рисуночной композиции.

Для ускорения процесса чтения тифлографических изображений решающее значение имеют:

применение оптимального тифлографического кода;

оптимизация технического исполнения изображения;

использование ранее приобретенного опыта, тифлографическое обучение и уровень достигнутого тифлографического образования;

помощь тифлографически квалифицированного учителя-инструктора.

Препятствиями для успешного прохождения процесса чтения рельефных изображений могут быть:

недостаточная акцептация зрительного нарушения;

отклонения и нарушения осязательного восприятия и низкий уровень его развития;

45

отклонения, нарушения и низкий уровень интеллекта;

неблагоприятные физические условия.

Эти препятствия аналогичны препятствиям эффективности чтения рельефно-точечного письма. Неблагоприятное воздействие может оказывать и недостаточное использование уже описанных ускоряющих факторов и других указанных условий прохождения процесса чтения (диспонирование, сосредоточение, мотивация, воля).

Рисование представляет собой специфический акт коммуникации. С его помощью возникает рисунок, который является носителем информации. Эта форма информации не должна быть чрезмерно избыточной, она не только по содержанию, но формально и технически должна выполняться, чтобы не тормозить процесс понимания рисунка. Дополнительное словесное пояснение смысла изображения свидетельствует не только о несовершенстве содержания, но и о формальном и техническом несовершенстве. Наши исследования показали, что рисование без зрительного контроля вполне возможно, что созданный таким образом рельефный рисунок коммуникабелен и несет в себе достаточную информацию. Однако процесс создания рельефного изображения имеет свою специфику.

С точки зрения психологии речь идет о переводе представлений о трехразмерном предмете в представления о возможностях рельефно-графического выражения этих представлений на плоскости. На этот сложный процесс влияет ряд внутренних и внешних факторов (условий), на которых мы остановимся более подробно.

Абсолютно специфическим и для рисования характерным является сам процесс создания рисунка не только в представлениях, но и на поверхности чертежа. Специфика заключается в сложности гаптическо-микроориентировочных актов, обуславливающих рельефное рисование, и в сложности двигательных актов, создающих рельефную линию, а также контрольных гаптическо-моторных актов, проверяющих, отвечает ли создаваемый рисунок замыслам и представлениям рисующего.

Анализ процессов чтения и рисования рельефного изображения показал, что их успешное прохождение и эффективность обусловлены рядом факторов, которые будут составлять существенную часть условий тифлографического обучения. К ним следует отнести и целый ряд условий, связанных с институциональным характером тифлографического обучения. Все условия можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние связаны с личностью человека с нарушениями зрения, внешние — с факторами, находящимися за пределами личности слепого человека.

46

К внутренним факторам, влияющим на эффективность обучения тифлографике, относятся:

акцептация дефекта зрения, выливающаяся в соответственно направленную мотивацию и волевое усилие;

компенсационные способности микроориентации в пространстве, проявляющиеся в осязательной и двигательной обеспеченности;

более широкие интеллектуальные способности — главным образом в области воображения, абстрагирования, сопоставления и логического мышления;

отклонения и нарушения во всех указанных составных частях личности и в органической и функциональной обеспеченности слепого.

Развитие всех указанных областей является предметом не только воспитания, образования и реабилитации слепых людей вообще, но и тифлографического упражнения в особенности. С другой стороны, это и преодоление отклонений.

К внешним факторам, влияющим на эффективность упражнения в тифлографике, относятся:

условия и материалы для рельефного рисования;

оптимизация методов, приемов, технологий и технических средств тифлографического изображения;

институциализация обучения;

инструктор (учитель) и его квалифицированность.

Под методическим приемом следует понимать такое группирование дидактических и реабилитационных средств, которое отвечает подбору заданий, решаемых в определенный период времени. На характер методического приема влияют:

тифлодидактические и социально-реабилитационные принципы;

цели и содержание;

дидактическо-процессуальные аспекты; социологическо-кульутрные аспекты.

На характер методического приема влияет и включение этих заданий в определенные фазы обучения. Различают четыре фазы обучения: подготовительную; обучения новому; упражнения (укрепление и углубление полученных знаний и навыков); практического применения.

С точки зрения этих фаз и факторов выделяют восемь видов методических приемов:

1. Методические приемы освязательно-двигательного упражнения руки для нужд чтения и рисования рельефного изображения.

2. Методические приемы перевода представлений о трехразмерных предметах в двухразмерные представления об их изображении на поверхности — и наоборот.

47

3. Методические приемы при чтении тифлографических изображений.

4. Методические приемы при рисовании рельефных рисунков.

5. Методические приемы согласно типу избранного вспомогательного приспособления.

6. Методические приемы согласно градации сложности рисунка.

7. Методические приемы согласно учебному плану.

8. Методические приемы при развитии потребностей в области тифлографической культуры.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.