Тифлографика и компенсация зрения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тифлографика и компенсация зрения

2021-06-02 84
Тифлографика и компенсация зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Графика* преимущественно понимается как вид изобразительного искусства. Однако во многих случаях она рассматривается более широко. Графика может иметь, например, полезную направленность и использоваться в качестве обычного средства информации.

Основным средством графического изображения является однотонный рисунок, т. е. линия и тушевка. С технической стороны графика представляет собой рисунок в истинном смысле этого слова. Как таковая она может достигать с помощью относительно очень простых изобразительных, типографических, репрографических и других технических средств весьма высокого эффекта.

Простота основного графического средства — линии — вызывает кажущуюся абсурдной попытку сделать графику доступной для слепых. Кажущаяся абсурдность связана с общераспространенным мнением, что графика — это средство выражения, предназначенное

Графика (франц — линейный; греч — пишу, рисую)

13

исключительно дли зрительного восприятия, и как таковое недоступно для слепых. Доступны лишь скульптура и трехразмерное изображение, но и здесь нет единого мнения. Некоторые авторы отрицают доступность скульптурного произведения для слепых, другие не разделяют это мнение однозначно. Однако большинство авторов такую точку зрения отклоняют.

Бесспорно, что различные скульптурное и живописное выражении 1 предоставляют довольно много стимулов гаптического типа. Кроме того, опыты слепых с графикой приобрели довольно большое значение, равно как и приспособления, графические технические средства для нужд слепых. Поэтому оказалось целесообразным ввести специальный термин для обозначения графики такого рода. В соответствии с Семевским мы будем использовать термин “тифлографика”.

Тифлографика представляет собой графическое изображение, сланное слепыми или для нужд слепых с помощью техники рельефных линий или очень низких рельефных поверхностей.

Благодаря рельефной форме рисунка тифлографика становится средством выражения и носителем информации, которое находится на стыке технических средств графических (но также и живописных) и скульптурных и приближается к рельефу — одному из самых давних художественных и информационных технических средств, используемых человечеством.

Пока мы говорили о рельефе, графике и тифлографике скорее как о художественном выражении. Тифлографика (и не только она) переносит принципы рельефного изображения и в прикладную область. Таким образом, понятие графики приобретает широкое практическое значение. В тифлографике речь идет о художественном произведении и творчестве, но преимущественно о совокупном обозначении какого-либо рисунка или изображении трехразмерных, пространственных объектов на поверхности с помощью линий и плоскостей, воспринимаемых осязанием. Тифлографика в том виде, в каком она развивалась до сих пор, скорее является аналогией более широкого понимания графики, чем только узкого художественного понимания. В этом смысле важное значение имеет характеристика тифлографики с точки зрения психологии и теории информации.

С психологической точки зрения тифлографика представляет собой трансформацию пространственных впечатлений и представлений во впечатления и представления плоскостные. С точки зрения теории информации тифлографика представляет собой код, выражающий информацию о пространственных объектах в рельефно-линейной и рельефно-плоскостной форме.

14

Значение тифлографики как специфического информационного кода не может быть оставлено без внимания по тем соображениям что информационная ценность ее зачастую является более высокой, чем ценность словесных описаний, так как при достаточной информации имеет относительно низкую избыточность и шум. Однако путем исследовании нужно установить, в какой мере условные обозначения, созданные тифлографикой, являются “носителями” значении и до какой степени та или иная техническая форма тифлографического выражения может сделать это выражение гаптически непонятным и с информационной точки зрения менее ценном. Этот аспект является также важным для типологии различных видов тифлографических изображений действительности

Типология тифлографики - важная часть теории тифлографики. Однако ее разработка находится в зачаточном состоянии. Несмотря на некоторые сведения различных авторов типология не была разработана комплексно.

Немало предпосылок было создано для разработки типологии тифлографических изображений, необходимых для нужд массовой коммуникации со слепыми. Учитывая это, следует отметить, что тифлографика, как и графика, может быть весьма разнородной с токи зрения технических средств, жанров и изобразительных способов.

Уже в начале XX столетия Кунц (1900) различал 6 видов рельефных рисунков, Коваленко (1936) приводил 10, а Есенский (1970) зарегистрировал около 16 видов. Мирберг (1978) делит их на три группы изображения. Однако более подробный анализ показывает, что такая типологизация в значительной мере отмечена эмпиризмом и в ней имеет место нарушение правил последовательно логического преодоления. Недостатками подобного рода страдают и более ранние опыты в области типологизации. Это объясняется отчасти тем, что, как и графическое изображение, тифлографика в XX столетии достигла значительного развития, что в оценочные и классификационные критерии было включено много новых сведений из различных научных областей, но в основном тем, что тифлографика как явление представляется весьма разнородной, поэтому к ее классификации необходимо подходить с учетом многих аспектов. Привести все эти аспекты к одному общему знаменателю не только невозможно, но и неправильно, так как тифлографика призвана служить лицам с нарушениями зрения в разных специализированных областях и, следовательно, имеет различные модификации (Я. Есенский).

15

Все предыдущие опыты по классификации и типологизации характеризовались двумя основными недостатками: они начинались

прямо с технических средств и форм рельефного изображения; во внимание не принимались взаимосвязи тифлографического изображения, и в этих взаимосвязях не отыскивались существенные и несущественные стороны.

Я. Есенский прежде всего устанавливает следующую иерархию аспектов:

аспект характера изображаемого предмета;

аспект психологической обработки изобразительной информации;

аспект гаптизационных и визуализационных элементов изображения;

аспект информационный;

аспект формы изобразительного выражения действительности;

аспект семантический;

аспект специфических свойств специальной направленности тифлографики;

аспект технологии создания рельефного изображения;

аспект использованных материалов;

аспекты тифлопедагогические и тифлодидактические;

аспекты социологические;

аспекты оптимизации тифлографического изображения.

Обработка изобразительной информации осуществляется па основе познавательного процесса. Особого внимания заслуживает взаимосвязь восприятия и представления при экспонировании изображения, учет интеллектуальных качеств отдельного лица и использование остатков зрения.

Понимание изображения — сложный психический процесс, проблема которого заключается в том, составим мы себе правильное представление об изображенном предмете или нет. Это зависит не только от психических способностей предыдущего опыта, но и от характера и способа изображения. С такой точки зрения мы в целом решаем пять типов задач:

1. Глобальное восприятие изображения и возможность прямого перевода восприятия (изображения) в представление о предмете. Это может иметь место, например, при изображении ножниц, где восприятие изображения и представление о ножницах благодаря пренебрежимости третьего размера почти сливаются.

2. Парциальное восприятие изображения, где перевод предполагает сложение общего представления из частичных восприятий и преобразование двухразмерных восприятий одинаковых эталонов в трехразмерное представление. Например, восприятие изображения определенной группировки шести квадратов, создающих представление о кубе.

16

Восприятие изображения более сложной конфигурации (например, собаки). Прежде всего производится анализ на уровне восприятия изображения. Затем осуществляются анализ и синтез на уровне представлений и преобразование двухразмерных представлений в представления трехразмерные. Одновременно происходит сравнение представлений об изображении с хранящимися представлениями о ранее познанных животных (кошка, овца, кролик). Таким образом в процесс познания вступило несколько эталонов.

3. Восприятие изображения более сложной композиции (например, пейзажа: холм, лес, дорога, луг). Анализ с вычленением отдельных объектов — компонентов — более детальный анализ с синтезом восприятий изображений отдельных объектов — представление об отдельных объектах — анализ и синтез воспринимаемых взаимосвязей (замок над пейзажем, дорога ведет к замку и т. д.) — представление о взаимосвязях объектов — общее восприятие изображения — общее представление с пониманием смысла изображения. В процессе понимания изображения свою роль играют несколько действительных воспринимаемых эталонов и дальнейшие эталоны, хранящиеся в представлениях, связь этих эталонов с реальными, ранее познанными предметами, неоднократно повторяемые переводы между двухразмерным восприятием и трехразмерным представлением и дальнейшие составные части процесса с включением мышления и предыдущего познавательного опыта.

4. Восприятие изображения, выраженного в визуальных формах (например перспективное искажение размеров и форм). Процесс понимания этого изображения основывается на следующей схеме: структуры познавательных процессов: анализ и синтез на уровне восприятия — абстрагирование от деформаций форм (перспектива) — создание представлений о восприятии гаптизированного изображения того же предмета — перевод в гаптическое трехразмерное представление. В процесс преобразования визуальных форм в формы гаптические неизбежно вступает и мышление, опирающееся на усвоенное знание о том, каким образом перспективное изображение (искажение) отвечает зрительному восприятию и какими правилами регулируется перспективное изображение и гаптическое изображение.

Важным моментом является учет интеллектуальных способностей лиц с нарушениями зрения — степень их таланта и способности к гаптическо-изобразительному познаванию, к углублению этих способностей с помощью обучения. Обсуждение группового, индивидуального и возрастного опыта лиц с нарушениями зрения также имеет значение,

17

Немаловажными считаются и возможности использования частичного видения, а также восприятия и представления с помощью остальных компенсационных анализаторов.

Любой рисунок можно рассматривать как выражение информации. С точки зрения теории информации нас интересует как избыточность, так и информационные шумы, которые могут создавать препятствия для понятности информации. Избыточность представляет собой излишнюю информацию, которая к сущности информации ничего нового уже не добавляет. В большом объеме информации трудно отыскать ее суть. Однако значительная степень избыточности необходима везде, где речь идет о большем объеме информации, обрабатываемой человеком. Этого требуют специфические условия человеческого восприятия, сохранение внимания и другие особенности человеческой психики. В то время как машина способна из системы ритмически расположенных линий (низкая степень избыточности) выбрать необходимые данные для включения предмета и затем установить его цену, человеку для этого необходимо напечатанное словесное описание и выраженная цифрами цена (высокая степень избыточности).

Важно, что человеку необходима определенная степень избыточности информации. При зрительном восприятии эта степень должна быть выше, чем при восприятии осязательном. Поэтому и гаптическо-изобразительная информация должна быть проще, чем визуально-изобразительная.

Шум представляет собой внешнее препятствие информации. Мы различаем семантический шум и технический. Семантический шум касается смысла информации. Его может вызвать неправильно выбранный способ тифлографического изображения, например изображения человеческого лица с помощью только одного эталона.

Технический шум касается передачи информации — некачественное исполнение рельефа, неправильно выбранный характер изображения. Например в силуэтном изображении здания невозможно распознать, идет речь о ренессансе или барокко. На контурном рисунке это уже заметно.

Если цель информации будет заключаться в том, чтобы сказать, что речь идет о здании, то с точки зрения избыточности мы используем силуэтный рисунок, так как он проще. Если же информация должна сказать, о каком строительном стиле данного здания идет речь, то мы должны использовать хотя бы контурный рисунок.

Обычно различают три группы форм изобразительного выражения информации: иконическую, аналоговую и символическую. Я. Есенский считает, что к этому перечню следует добавить и сигнализационную форму.

18

Иконические изображения — это подлинные изображения предмета. К ним относятся реалистические рисунки предметов, композиции, ситуационные рисунки и некоторые другие способы изображения.

Аналоговые изображения показывают размеры и некоторые другие пространственные аспекты явления. К ним относятся, например, диаграммы, карты, планы, технические чертежи и т. д.

Символические изображения выражают связи между рисунками и явлениями. К ним относятся, например, схемы, графики оперограммы и т. д.

Сигнализационные изображения представляют собой простые коды — условные обозначения, которые своей выразительностью должны обратить внимание на определенное явление, предмет или ситуацию. К ним, главным образом, относятся пиктограммы различной направленности и назначения.

Формы изобразительного выражения представляют собой важные показатели и исходные положения типологизации и классификации тифлографики.

При поисках оптимального тифлографического кода мы исходим из функции тифлографики в жизни слепого, но главным образом из того, что код является условным обозначением какой-то действительности, с помощью которого кто-то кому-то что-то сообщает об этой действительности. В случае тифлографики речь идет о двойной возможности связи: в одном случае — о взаимной связи между слепыми, в другом — о связи между слепыми и зрячими людьми.

Этот код имеет характер резкого условного обозначения. С некоторыми оговорками он может быть оптимальным для слепых. Последние, как правило, владеют рельефно-точечным письмом со школьных лет или изучили его на специальных курсах. Так как только очень узкий круг нормально видящих специалистов знают этот код, он служит обычно лишь средством общения слепых со слепыми.

При поисках оптимального тифлографического кода речь также может идти об оптимальности с точки зрения коммуникации слепых со зрячими людьми. Ввиду того, что графика располагает гораздо большим количеством выразительных средств чем письмо, можно утверждать, что тифлографика в равной мере доступна для людей зрячих (для зрительного восприятия и понимания) и слепых (для осязательного восприятия и понимания). Тифлографический код может быть подобен графическому коду нормально видящих людей, и поиски такого кода отвечают современным теориям интеграции слепых и зрячих людей.

19

С учетом этого обстоятельства и в соответствии с гаптизацией мы определяем критерии оптимальности нерезкого тифлографического кода. Первый критерий учитывает главным образом социологические и социально-психологические взаимосвязи тифлографики. Оптимальный тифлографический код может приблизить слепого к окружающей среде и быть попятным не только слепым, но и зрячим людям и как средство коммуникации со слепыми может использоваться не только слепыми, но и зрячими людьми, не являющимися специалистами.

Второй критерий учитывает главным образом специфику познавательных возможностей слепых и может быть сформулирован следующим образом: оптимальный тифлографический код должен обеспечивать наилучшие условия для слепого, когда последний без посторонней помощи мог бы понимать предложенное тифлографическое изображение неизвестного до сего времени предмета и без посторонней помощи графически выражать свои представления так, чтобы они были понятны слепым и зрячим людям. Это означает, что незрячий на основе рисунка должен составлять правильные представления об изображаемой действительности или, наоборот, понятно выражать свои представления. Считаем, что принятие во внимание этих критериев является также предпосылкой активности слепого человека при соприкосновении с тифлографикой.

Следующие критерии связаны с иными функциями тифлографики. Здесь, прежде всего, следует отметить функцию эстетичности. Оптимальный тифлографический код должен отвечать требованиям эстетики.

Широкие опыты со спонтанными рисунками слепых детей и наши исследования выявили выразительные возможности и контурного рисования. Кроме того, установлено, что техника перспективного изображения не свойственна спонтанным рисункам слепых, что использование элементов перспективы для наглядного изображения пространственное™, как это уже утверждалось рядом других авторов, является для слепых неадекватным или по меньшей мере проблематичным.

Перспективное изображение для слепых тесно связано с тифлографическим выражением положения предмета. Относительно легко доступным является рисование предмета в профиль или спереди. Полупрофили вызывают затруднения при идентификации рисунков. Без перспективы трудно изобразить, например, положение лежащего предмета, удлиненного в направлении от наблюдателя. Понятный набросок с помощью неперспективных средств требует вычерчивания двух проекций.

20

В противном случае направление от нижнего края рисунка к верхнему может быть воспринято слепыми как стоящий или лежащий объект. Разумеется, многое будет зависеть от тифлографического образования и опыта слепых.

Несмотря на значительный прогресс последних лет, выясняется, что современные технические средства и технологии ручного рисования рельефного рисунка ограничивают выразительные возможности по сравнению с техническими средствами и технологиями рисования зрячих людей. Ограничения мы видим, как в потребности несколько упрощать тифлографическое изображение, так и в меньшей понятности элементов перспективы в рисунках слепых или в рисунках, предназначенных для слепых. Более благоприятная ситуация отмечается в области печатной тифлографики, что неизбежно проявится в определении оптимальности тифлографического кода.

На основе вышесказанного можно сделать вывод об ограниченных возможностях перспективного наглядного изображения в тифлографике. Это означает, что элементы оптимального тифлографического кода следует искать в иных способах графического наглядного изображения, которые наряду с перспективой известны графике нормально видящих людей. С точки зрения лиц с нормальным зрением, за исключением так называемого реалистического рисунка, речь уже пойдет о резких кодах графического изображения, которые, как мы уже показали, выполняют свою функцию при целевом рисовании, оптимально используемом в специфической ситуации в относительно ограниченных видах деятельности или области познания.

Несмотря на то, что в данной работе речь идет о нахождении нерезкого кода, мы вынуждены вести поиски среди резких кодов, поскольку некоторые элементы резких кодов аналогичны или близки элементам нерезкого кода, и то, что является конкретным для видящих людей, не является в одинаковой мере конкретным для слепых. Ниже мы попытаемся показать, какие возможности и препятствия для оптимальной наглядности создают для слепых так называемый реалистический рисунок лиц с нормальным зрением, схематический рисунок, геометрический рисунок, начертательная геометрия, чертеж и технический чертеж.

Для зрячих людей наиболее наглядный рисунок — реалистический, представляющий собой нерезкий графический код, оптимально удовлетворяющий лиц с нормальным зрением, так как показывает предмет таким, каким его видит глаз, т. е. в перспективном искажении, без значительных требований к абстрактному мышлению видящего наблюдателя.

21

В наглядности реалистического рисунка мало что меняет то обстоятельство, что этот рисунок содержит элементы субъективного характера, которые вносит в него его создатель.

Тот же реалистический рисунок в рельефном исполнении будет для слепых очень сложным, но доступным только при значительных мыслительных усилиях и более высоком уровне тифлографического образования. В противном случае имеется опасность, отмеченная в тифлографических исследованиях Земцовой (1956), что слепые, например, будут идентифицировать рельефную перезапись реалистического рисунка кубиками и цилиндрами как рисунок шестиугольника и яйца. Таким образом элементы субъективного характера могут стать при идентификации рисунка слепыми серьезным препятствием.

В тифлопедической практике в связи с графическими возможностями слепых очень часто говорят о схематическом рисовании (Семевский, Земцова, 1962, 1956). Отдельно будет рассмотрен случай, когда под схематическим рисунком понимается простой профильный рисунок. Иллюстраторы же специальной или научно-популярной и учебной литературы используют схематическое изображение в такой форме, которая относит его к категории резких графических кодов.

Этот вид изображения может широко использоваться при изображении различных связей между предметами или их составными частями, может лишь частично служить созданию правильных пространственных представлений, например о формах предмета. Это не означает абсолютного отказа от схематического рисунка в тифлографике. Однако его использование предполагает отчасти надлежащее представление о предметах, явлениях и связях, отчасти определенное словесное пояснение к изображаемому. Исключение этих условий при чтении схематических изображений слепыми учащимися может привести к нежелательному формализму. Таким образом, схематический рисунок может быть использован в работе со слепыми, однако не при всех обстоятельствах он является целесообразным. С точки зрения оптимального нерезкого тифлографического кода мы допускаем использование средств схематизации рисунка, которые в определенном смысле совпадают с гаптизацией.

На практике все более широкое применение находит возможность тифлографического изображения в области геометрии. Наряду с данными литературы об этом свидетельствуют основы преподавания математики в школах для слепых, а также наши и зарубежные учебники геометрии для слепых. Такая практика имеет свое теоретическое обоснование в характеристике самой геометрии.

22

Геометрия как наука вскрывает закономерности существования объективной действительности, причем, абстрагируясь от конкретных предметов, она понимает предметы как тела, избавленные от конкретности, и определяет связи между ними как связи общие, лишенные конкретности.

Геометрия и геометрическое черчение и рисунки будут доступны как для зрячих, так и для слепых только после приобретения способности к высокой абстракции, что, как правило, возможно начиная со среднего школьного возраста.

Требовательность геометрических рисунков к абстрактному логическому мышлению, характер геометрии как специальной науки и некоторые другие особенности характеризуют геометрические рисунки как резкий графический код. Элементы геометрии являются доступными уже в младшем школьном возрасте и полностью используются при обучении слепых.

Однако мы не можем с помощью одних лишь геометрических рисунков в совершенстве постигнуть действительность. Степень постижения действительности определяется степенью широкого и общего использования геометрических изображений. Степень широкого использования относительно общих целей обучения невысокая, степень общего использования низкая. Исходя из этого подтверждается вывод о том, что в области геометрических рисунков нам еще предстоит проделать работу с резкими графическими кодами. Их элементы могут быть применены в нерезком тифлографическом коде только частично.

Освоение различных видов черчения предполагает специализацию представлений о пространстве. Основой различных видов чертежей является прямоугольная проекция, поэтому ей уделяется такое внимание при обучении черчению. Этой проблеме посвящены работы тифлопедагогов Семевского, Коваленко, Роганова, Зеха и др. (1952, 1936, 1940, 1900).

Чертеж абстрагируется от различных свойств предмета и изображает главным образом его форму и пропорции. В отличие от других способов графического изображения, например, реалистического рисунка, в ортогональной проекции форма дается без какого-либо искажения, т. е. такой, какова она в действительности, конечно, с определенным уменьшением или увеличением, в соответствии с параметрами изображаемого предмета и параметрами изображающей поверхности. Чертеж изображает предмет в соответствии с определенными согласованными правилами одновременно с разных сторон (чаще всего спереди, сбоку и сверху) и соответствует трем проекциям, по все они вместе изображают предмет точнее и полнее, чем какой-либо иной способ графического изображения.

23

Изображение способом черчения в ортогональной проекции является в известной мере аналогичным познаванию предметов с помощью осязательного восприятия. Слепые часто (главным образом при более сложных или крупных предметах) познают предмет по частям и с различных “точек зрения”, подобно тому, как при чтении чертежа из познаваемых частей составляют синтетическое представление о целом. Это в определенной мере означает, что чтение и изготовление чертежа является для слепых более легким делом, чем изготовление реалистического рисунка.

Постижение формы как “основного признака, по которому дети познают приметы” (Рубинштейн, 1964), и размеров как основных свойств предметов является полностью доступным осязательному восприятию. Их точная подача в чертеже свидетельствует, что чертеж весьма подходящий способ графического изображения для слепых. Чертеж для слепых более нагляден, чем реалистический рисунок. Земцова после проведения опыта, во время которого слепые идентифицировали одни и те же предметы сначала по реалистическому рисунку а затем по чертежу, пришла к аналогичному выводу: “Рельефные рисунки слепые распознавали с более значительными трудностями, чем чертежи” (1956).

Сопоставление чертежа, особенно ортогональной проекции, с особенностями восприятия слепых указывает на то, что чертеж, в котором, с точки зрения видящих людей, значительно преобладают признаки резкого графического кода, имеет с учетом возможностей и потребностей слепых скорее характер нерезкого, чем резкого тифлографического кода.

Техническое черчение, опираясь на сведения из начертательной геометрии и на элементы черчения, содержит некоторые изобразительные элементы (например сечение), согласованные условные обозначения для использованных материалов и т. п., которые конкретизируют представление об изображаемом предмете и могут войти в качестве частичных элементов в нерезкий тифлографический код.

Психологической сущностью графического изображения является акт преобразования пространственного восприятия и представления в восприятие и представление плоскостное и наоборот. При этом речь идет о сложном процессе, состоящем как из самых элементарных ориентировочных актов, например, различение объекта, пространства, фона или подкладки, так и из абстрактного постижения существенных признаков объекта, их взаимных связей, связей со средой и представлениями о плоскостном изображении этих предметов и связей.

 24

Сюда можно отнести и представления о различных возможностях технического исполнения и создания рисунка. Эти акты, естественно, дополняются волевым усилием, соответствующей мотивацией, эмоциями. Они также модифицируются возрастными особенностями и некоторыми особенностями личности.

Отыскивать оптимальные психические условия для наглядного графического изображения — это значит прежде всего изучать специфику актов ориентации у слепых. С точки зрения тифлографики пас интересует ориентация на основе условных обозначений, которые также можно выразить графически. При этом не учитывается ориентация с помощью слуха, обоняния и т. д. Ввиду того, что у слепых зрительное восприятие исключено, мы будем исходить главным образом из компенсации возможностей кожно-двигательного анализатора.

Компенсация характеризуется охватом не только сенсорно-моторных актов настоящего, но и прошлого опыта индивида, хранящегося в представлениях, понятиях, мыслительных системах и вообще в памяти. В этом смысле ориентация слепых в среде проявляется как сложный акт. Его эффективность предполагает в более значительной мере, чем у людей с нормальным зрением, взаимодействие высших познавательных функций человека с сенсорно-моторной деятельностью. Успешно эти процессы протекают при крайне развитых волевых качествах и сильной, чаще всего социально обусловленной мотивации. Наличие всех этих предпосылок обеспечивает успех в развитии ориентировочных способностей слепых (Я. Есенский, 1963).

Специфика ориентации лиц с нарушениями зрения в среде проявляется также в повышенной степени парциальности восприятия и целостности представления. Парциальность восприятия и целостность представления у слепых отмечаются в большей или меньшей степени почти всеми ведущими представителями тифлопсихологии. Некоторые авторы это явление терминологически ясно не определяют, другие говорят об аналитическом и синтетическом восприятии.

Парциальность восприятия и целостность представления проявляются именно в тех ситуациях, когда объект восприятия превышает границы поля восприятия. В этом случае происходит частичное восприятие части объекта. Для идентификации тех частей объекта, которые выпали из поля восприятия, необходимо изменить угол наблюдения. Поэтому мы или меняем месторасположение для наблюдения, или перемещаем объект таким образом, чтобы все его части постепенно попали в поле восприятия.

В зависимости от размеров объекта или сложности конфигурации происходит многократное изменение угла наблюдения.

25

Соразмерно этому возникает возможность частичных (парциальных) восприятий объекта. Вместе с возрастанием количества парциальных восприятий возрастает также временной интервал между ними. Если этот интервал длится более одной секунды, происходит преобразование акта непосредственного восприятия в акт запоминания, преобразование парциального восприятия в парциальное представление. Общее восприятие и общее представление объекта не возникают. Однако на основе синтезирующих манипуляций с частичными представлениями о наблюдаемом объекте может возникнуть очень точное общее представление о воспринимаемом объекте

Кожно-двигательный орган чувств как контактный по сравнению со зрением чаще и в более значительной мере сталкивается с ограниченным полем восприятия. Поэтому также парциальность восприятия и целостность представления являются гораздо более типичными для кожно-двигательного восприятия, чем для зрительного. Преимущественное большинство предметов, с которыми сталкивается слепой, превышает поле осязательного восприятия. Парциальность восприятия создает также препятствия для контактности восприятия.

Парциальность восприятия ставит слепых, по сравнению с нормально видящими людьми, в невыгодное положение. Поле восприятия зрения, которое в отличие от осязания является дистанционным органом чувств, имеет, как правило, гораздо больший объем, чем поле осязательного восприятия. Способы расширения этого поля — более быстрые. Невыгодное положение слепых проявляется главным образом в более длительных реакционных часах, иногда даже в снижении точности познания, в большей лабильности познания, возможно также в некоторых других признаках.

Какие условия создают указанные обстоятельства, особенно явление парциальности восприятия и целостности представления для создания оптимального тифлографического нерезкого кода?

Если мы будем исходить из психологически и педагогически достаточно обоснованного и проверенного принципа доступности и последовательности, то ясно, что оптимальный тифлографический код должен отвечать прежде всего способам восприятия и представления слепых. Если их восприятие осуществляется по частям таким образом, что объект при основательном познавании постепенно ощупывается со всех сторон и частичные представления и восприятия затем дополнительно соединяются в общее представление, то и тифлографическое изображение должно представлять собой постепенное изображение отдельных сторон-частей изображаемого объекта.

26

Однако остается вопрос композиции подобного изображения. В целях облегчения ориентации и синтезирующей манипуляции с частичными элементами будущего общего представления об изображаемом целесообразно установить правила, согласно которым тифлографические изображения отдельных сторон предмета будут располагаться на поверхности чертежа. Например, достаточно договориться, что в левой верхней части чертежа предмет вычерчивают так, как он выглядит при ощупывании сверху, справа наверху расположится рисунок левой стороны предмета, справа внизу — рисунок правой стороны предмета и т. д.

Такой способ изображения известен в графике лиц с нормальным зрением. Для вычерчивания частичных представлений об изображаемом предмете имеются также соответствующие названия: фронтальная проекция, горизонтальная проекция, боковая проекция и т. д. В целом о черчении такого типа мы говорим как о чертеже. Напоминаем, что основой чертежа является проекция. Прием проекции во многом подобен парциальному восприятию.

Перевод пространственного объекта в плоскостной и наоборот — очень сложный процесс для слепых, который предполагает предварительное обучение. То есть техника тифлографического изображения располагает худшими изобразительными средствами, и поэтому рельефно-плоскостное изображение для слепых в целом более абстрактно, чем для зрячих. Однако проекции и чертежи при всей абстрактности понятнее для слепых, чем перспективный рисунок.

Слепые способны справляться с абстракцией проекций и чертежей, потому что уже в младшем школьном возрасте, когда учебный материал широко развивает представления слепых детей, они вынуждены работать на основе аналогии в большей мере, чем их зрячие сверстники. Слова понятия, используемые учителем, не могут быть во всех случаях объяснены с помощью прямого взгляда. Представления о многих вещах вырабатываются на основе аналогий, которые предполагают более значительное число сравнений и манипуляций с представлениями. Это стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, так что у способных лиц с нарушениями зрения может отмечаться ускорение стадий развития мышления по сравнению с индивидуумами того же возраста с нормальным зрением. Потребность мыслить у слепых детей развивается уже с ранних школьных лет и может стать, наряду с другими указанными обстоятельствами, основой для быстрого понимания принципов проекции и чертежа.

27


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.