Технические параметры и стандарты в тифлографике — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Технические параметры и стандарты в тифлографике

2021-06-02 99
Технические параметры и стандарты в тифлографике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К основным элементам тифлографического изображения относится рельефная точка. Она определяет конкретное место, имеет важное значение для микроориентации как исходная точка касания или точка пересечения линий, направлений и углов.

30

В черчении точка выступает самостоятельно. Однако она интересует нас потому, что группирование рельефных точек создает рельефную линию или рельефный рисунок. Оптимизация параметров рельефной точки и группирования рельефных точек изучалась в связи с рельефным письмом для слепых.

Параметры рельефной точки включают следующие показатели:

1. Форма, высота и диаметр точки.

2. Интервалы между точками.

3. Размеры поверхности группирования точек (размеры изображения) и количество точек в группировании.

Большинство этих параметров следует рассматривать в тесной взаимной связи. Оптимальные параметры рельефных точек должны отвечать возможностям, условиям и потребностям быстрого и безошибочного различения точек путем осязания.

Чаще всего используется рельефная точка в форме параболоида (вертикальный разрез — парабола, горизонтальный разрез —• окружность), диаметр в основании 1,2 мм, высота 0,75 мм; интервал между точками в основании 1,2 мм, между точками в вершине 2,4 мм.

При исследовании параметров рельефной линии было установлено, что для пороговой чувствительности и восприятия рельефной линии существенной является не ее ширина, а высота. Поэтому предполагают, что в рисовании могут быть использованы и точки шириной в основании менее 1 мм в диаметре. Более сложную проблему представляет выбор наилучшего варианта группирования большего количества точек в рельефные рисунки, условные обозначения и тифлопиктограммы. В этой области не накоплен достаточный опыт. Частично проблема будет решена в связи с вопросом сложности и трудоемкости рельефного рисунка и его параметров. При группировании рельефных точек в линию у взрослого человека с нарушением зрения эта линия не должна превышать по горизонтали 105 см, по вертикали 55 см при бимануальном восприятии. Это вытекает из определения (по Земцовой) осязательного поля у взрослого слепого человека.

Ряд авторов — Рубинштейн (1974), Есенский, Янкова (1975), Сверлов (1959) и другие утверждают, что наряду с указанными стандартами можно использовать и точки меньших размеров. Это связано с изменениями антропометрических параметров в течение роста человека. Здесь могут действовать и типологические условия, отмеченные патологией пальцев, профессиональными деформациями и т. д. Имеет значение и степень обученное™. Как показали исследования некоторых авторов, а также практика работы с читающим приспособлением “Оптакон”, при использовании рельефных линий могут быть применены и точки с параметрами, более низкими, чем указанные стандарты.

31

Существенное значение при использовании точек в рельефном рисовании имеет сохранение соотношения высоты и ширины точки (в основании соотношение 3:2). Для группирования точек важно, чтобы интервал между ними не снижался ниже оптимального размера высоты рельефной точки.

В рельефном рисунке можно использовать и точку иного профиля, кроме круглого и параболического. Точка может иметь, например, многогранную конфигурацию и размеры, которые видоизменяют ее в пиктограмму или специальное условное обозначение.

К основным элементам тифлографического изображения, наряду с рельефной точкой, относится рельефная линия. С ее помощью определяются поверхности, создается конфигурация и детали изображаемого объекта. Линия имеет для рисунка большее значение, чем точка, поэтому мы уделяем ей значительное внимание.

Рельефную линию можно описать благодаря следующим данным: длине, ширине, высоте рельефа, форме рельефа (т. е. составным рельефа), виду (структуре) линии.

Длина линии. Для слепых исходят из размеров осязательного поля.

Ширина линии. В настоящее время в учебниках используются линии с наименьшей шириной около 1 мм, однако эта ширина не всегда является оптимальной.

Высота рельефа. У линий приблизительно та, что и в точечном письме Брайля. Исследование и опыт тифлографической практики показали, что высота рельефа играет для осязательной дифференциации одну из решающих ролей.

Форма рельефа. Рельеф линии должен иметь в поперечном разрезе форму параболы. Техника печати рельефных линий пока не позволяет произвольно менять форму рельефа.

Вид (структура) рельефа. Линии печатаются на слоистом пластике с бумажным наполнителем, на пластмассе или используется так называемый химический рельеф.

Вид линии. В тифлографике чаще всего используются сплошные линии различной толщины, частично также — пунктирные линии (штрих пунктирные). С точки зрения гаптизации небезразлична и поверхностная структура линии. Мелкозубчатая, “шероховатая” поверхность линии, например, на гладкой поверхности различима, хотя в некоторых случаях и слабо.

Параметры линий до недавнего времени определялись на основе размеров точечного письма Брайля. Это в определенной степени ограничивало возможности рисования. Исследования показали, что параметры линий могут быть и другими.

32

На определение размера рельефного рисунка будут влиять факторы психические и физиологические, технические и технологические. К психическим относятся парциальность восприятия с помощью осязания и целостность представлений; к техническим — возможность создания рельефного изображения определенного вида, линии различных параметров. Техника печати тесно связана и с технологией производства. Возможность чтения тифлографических рисунков в значительной мере зависит от возможности и умения читать (различать) рельефные линии. Таким образом, существует весьма тесная связь между линией и рисунком.

Из приведенных физиологических закономерностей осязательного восприятия вытекает, что используемые параметры рельефной линии являются для слепых наилучшими. Однако иногда возникают сложности, особенно в тех случаях, когда рисунок уменьшают, чтобы до наименьшей степени снизить парциальность восприятия с помощью осязания. На отдельных картинках рисунок можно уменьшить до обычного размера. Однако па ситуационных картинках со множеством деталей это не представляется возможным. Линией толщиной в 1 мм нельзя наглядно изобразить все детали такого рисунка. Для осязательной дифференцирующей способности слепого рисунок стал бы непонятным.

Чтобы рисунок легко воспринимался, его можно было бы увеличить соразмерно толщине, однако это не представляется возможным, так как оптимальные размеры рисунка не должны превышать объем осязательного поля. Отсюда следует, что определенному параметру линии отвечает определенный размер рисунка.

Размеры рисунка также зависят от того, какими линиями (видами линий) они рисуются. Существует определенное, пока недостаточно проверенное мнение о том, что пунктирная линия для слепых более “читабельна”, чем сплошная, так как различие между высотой рельефа и бумагой, на которой выполнена печать, представляет больше стимулов, чем осязательное восприятие.

Современные технологические возможности тифлографического творчества и печати позволяют изготовлять рельефную линию с меньшими параметрами, чем используемый до сего времени стандарт рельефно-точечного письма. Это дало возможность по-новому поставить и вопрос оптимизации рельефной линии.

Анализ технических чертежей, предназначенных для людей с нормальным зрением, показал, что в них используется 70—80 процентов сплошных линий (с тремя размерами толщины) и 20— 30 процентов штрих пунктирных линий (короткие и длинные черточки, точки или черточки и точки). Толщина штрих пунктирных линий не меняется.

33

В графике используются также линии, чередующие толщину и насыщенность окраски. В зависимости от вида чертежа или рисунка приведенные соотношения меняются. По существу, однако, технические чертежи для лиц с нормальным зрением вычерчиваются пятью видами линий.

Иное положение наблюдается в области рельефных рисунков для слепых. Анализ тифлографической продукции, полученной из различных стран, показал, что существует гораздо более широкий набор линий, чем это имеет место у нормально видящих людей. Здесь можно было встретить сплошные линии шириной и высотой от 0,5 до 5 мм. В целом речь шла о 12 видах линий. При анализе было обнаружено несколько разновидностей линий, в том числе точечные, пунктирные с различной длиной черточек, точечно-пунктирные, а также линии, воспроизводящие структуру сплетаемой веревки. Все они имели различную толщину. Следующим типом были сдвоенные линии с разными толщинами, размерами и интервалами. В исследовании Я. Есенского было выделено семь типов рельефных линий:

простая сплошная тонкая (толщина 0,7 мм);

простая сплошная среднетолстая (толщина 1,4 мм);

простая сплошная толстая (толщина 2,2 мм);

двойная сплошная тонкая (интервал в основании 0,7 мм);

двойная сплошная толстая (интервал в основании 1,4 мм);

простая пунктирная тонкая (интервал 0,7 мм);

простая штрихпунктирная тонкая (интервал 0,7 мм).

Слепые могут различать и линии толщиной меньше нейрофизиологически установленной пороговой чувствительности осязательного органа чувств — 78,03 процента апробированных различало линию толщиной 0,7 мм.

Выяснилось, что слепые отдают предпочтение тонкой линии, а не толстой, если эти линии имеют одинаковую высоту. Только 36,1 процента апробированных считало толстую линию такой же выразительной, как и тонкая, т. е. для оптимизации параметров рельефной линии решающее значение имеет не ширина, а высота и определенная “заостренность” грани — вершины линии.

Из штрихпунктирных линий апробируемые отдавали предпочтение пунктирным линиям. Выяснилось, что определяющую роль при этом играл интервал между точками и черточками. В использованном тексте интервалы были очень маленькие, и апробируемые сочли более выразительной пунктирную линию (в соотношении 65,9:31,7 процента), при этом большинство отличало штрихпунктирные линии от сплошных.

34

По мере выполнения осязательного упражнения и приобретения опыта у апробируемых значительно усиливалась способность точно дифференцировать различные виды рельефных линий.

Эти выводы неокончательны, но имеют важное значение для дальнейших исследований в области определения стандартов рельефных линий.

Исследования, обобщение имеющегося опыта и технологические возможности позволяют установить следующие ориентировочные стандарты использования рельефных линий:

1. Рельефная линия имеет в поперечном разрезе параболическую форму. Высотой (h) обозначаем расстояние от основания до вершины, шириной (d) — расстояние от одного края сечения линии в основании до другого. Наилучшее соотношение высоты и ширины — 3:2 (соотношение высоты и ширины называем толщиной рельефной линии). Для толщины рельефной линии определяющей является ширина в основании.

2. Оптимальное соотношение высоты и ширины (3: 2) должно быть соблюдено у всех рельефных линий толщиной менее 1 мм. Осязательному восприятию не причиняет ущерба даже увеличение соотношения высоты и ширины до 4: 2. Обратное соотношение нарушает оптимизацию. При увеличении толщины линии свыше 1,5 мм можно допустить соотношение высоты и ширины 1:1.

3. Расстояние между двумя линиями или между линией и точкой, или между точками штрих пунктирной линии регулируется
толщиной оптимальной рельефной линии. Оптимальное расстояние
между вершинами рельефных линий равняется двум ширинам рельефной линии и в основании — снижается ниже размера ширины использованных линий. При употреблении линий разной толщины важно, чтобы обе они имели одинаковую высоту. Это же относится к пересечению (точки пересечения) линий.

4. Оптимальная длина рельефной линии (прямой) ограничена бимануальным осязательным полем. В направлении справа налево у взрослого человека оно не должно превышать 105 см; в направлении спереди назад не должно превышать 55 см.

Для стандартизации рельефной поверхности предусматриваются следующие параметры: ширина (ш), длина (д), высота (в); форма; поверхностная структура.

Имеющиеся сведения позволяют стандартизировать только высоту, ширину и длину рельефных поверхностей. Остальные параметры можно в значительной степени оптимизировать, но стандартизации они пока не подлежат.

35

Ширина поверхности, измеряемая в направлении от осязающего взрослого человека, не должна превышать 55 см; длина при бимануальном восприятии может достигать 105 см, при мономануальном — 75—80 см. Высота рельефной поверхности определяется те ми же параметры, что и высота рельефной линии. Благоприятное воздействие оказывает тонкая отделка структуры рельефной поверхности. Если рельефная поверхность образуется рельефным растром, то здесь действительны стандарты рельефной точки или рельефных линий.

Форма рельефных поверхностей вытекает из конфигурации изображаемого предмета, и ее нельзя стандартизировать.

Структура рельефной поверхности может быть растрированной и сморщенной. Чтобы она была различимой, в ней должны преобладать элементы позитивного над элементами негативного в соотношении 3—4: 1—2. Элементы могут образовываться непрерывными формами (растры, образуемые линиями, сетками) с определенной направленностью или мелко расчлененными формами (точки, черточки) без определенной направленности.

Для оптимизации гаптизации важно, чтобы расположение линий растра было перпендикулярно к направлению ощупываемой поверхности, что делает ее более контрастной, и более низкий рельеф перпендикулярной направленности воздействует контрастнее, чем более высокий рельеф параллельной направленности. Поверхности, покрытые морщинистостью без выразительных тенденций направленности, будут оказывать нейтральное воздействие. Повышение их контрастности требует повышения верхушечных частей (острий, гребней элементов), которые образуют структуру поверхности. При таких условиях речь может идти и об элементах очень мелких со снижающейся толщиной менее 1 мм.

Важно, чтобы элементы шероховатости поверхности не имели острого окончания, поскольку хотя поверхность и воспринимается как контрастная, она вызывает неприятное и даже болезненное ощущение и перекрывает впечатление от конфигурации поверхности или важных деталей, помещенных на такой шероховатой плоскости. Поверхностная структура, несмотря на свою зернистость, должна быть по существу гладкой.

Важную роль в оптимизации тифлографических изображений играют ступени сложности представлений об изображаемых предметах. Эти ступени зависят от характера предмета. Критерии сложности связаны со способами оптимизации. Основным критерием сложности является простота элементов изображения и симметрия их расположения, степенью сложности — количество элементов во всей конфигурации. Обычно в зависимости от характера сложности различают ступени и варианты сложности изображения.

36

Я. Есенский определяет четыре ступени сложности изображения.

Первая ступень. Охватывает объекты, составленные из 1—3 геометрических форм (треугольник, квадрат, прямоугольник), симметрично расположенных (например дом), а также предметы более сложные, но симметричной конфигурации, с третьим размером, играющим несущественную роль, т. е. с характерной формой предмета в одной плоскости.

Вторая ступень. Охватывает объекты, составленные из 4—6 правильных геометрических форм, из которых 2—6 расположены симметрично или 2—4 асимметрично, 2—6 имеют пренебрежимый третий размер или отличающимся способом оформлены по сравнению с остальными фигурами, однако при этом являются достаточно различимыми двумя ортогональными проекциями.

Третья ступень. Охватывает объекты, составленные из десяти элементов (геометрических форм), из которых половина расположена симметрично, возможно с третьим размером, и 1—6 элементов неправильной конфигурации (фигур, повторяющихся и перекрывающихся). Предметы требуют изображения в трех ортогональных проекциях или в нескольких проекциях, параллельно разделяющих изображаемый объект на характерные формы (профили), например грузовой автомобиль, яхта, самолет.

Четвертая высшая ступень. Представляет предметы со значительным количеством деталей (элементов), более сложной или неправильной (асимметричной) конфигурации, мало доступные для осязательного восприятия (возможно с низкой, резко встречающейся), требующие изображения с помощью многократного сечения (Я. Есенский, 1985).

Оптимизация тифлографики затрагивает не только гаптически понятное оформление (рельефно-графическое выражение), но также размеры и частично поверхностную структуру плоских фигур (элементов) рисунка.

Размеры рельефного рисунка ограничиваются квадратом (зеркалом), мысленно описанным непосредственно вокруг изображаемого предмета. Размеры рисунка прямо зависят от параметров рельефной линии. Эти параметры определяются шириной, высотой, длиной и формой сечения рельефной линии. Длина линии не является решающим параметром. Необходимо также учитывать размеры осязательного поля.

Для определения оптимального размера рисунка следует принимать во внимание и сложность конфигурации предмета (количество значимых деталей и возможность их размещения на поверхности определенного размера).

37

С точки зрения антропологических данных о параметрах бимануального поля восприятия предусматривают зеркала 10X10 см — 60X60 см (или 10X20 см — 50X100 см), на которых при условии использования рельефной линии оптимальных размеров можно рисовать и изобразительные композиции. На еще меньших зеркалах можно рисовать и отдельные предметы. После пояснений конкретизируют параметры рельефного рисунка отдельного предмета и изобразительных композиций.

Выше говорилось об оптимизации и ступенях сложности рельефного изображения. Мы оценивали их с точки зрения наиболее широкого применения тифлографики, которое бы отвечало функциям графики в жизни видящего человека. При этом мы исходили из соображений тифлографической культуры как средства интеграции лиц с нарушениями зрения.

В конкретных условиях программа внедрения тифлографической культуры в жизнь лиц с нарушениями зрения будет реализовываться постепенно, однако положение в области издания книг и усиления тенденций к использованию иллюстраций уже сегодня со всей настоятельностью требует иллюстрирования хотя бы детских книг, учебников, специальной и научно-популярной литературы.

Издатели и гаптизаторы должны знать не только как, но и где и что иллюстрировать. На основе оценки информационного материала, обсуждения полезности иллюстраций и с учетом степени сложности изображения эти вопросы можно более или менее успешно решить исходя из имеющихся сведений.

Классификационную схему для решения этих задач разработал Ацкофф (1962). На основе схемы Мирберг (1978) различал три основных типа иллюстраций:

иллюстрации иконические, описывающие предмет как он есть;

иллюстрации аналоговые, наглядно изображающие размеры и иные аспекты явления, — диаграммы, карты, платы;

иллюстрации символические, изображающие связи между предметами и явлениями, — схемы, оперограммы и т. д.

Иконические иллюстрации наиболее сложны с точки зрения формы рельефного изображения и требований к чувственному восприятию лиц с нарушениями зрения.

Аналоговые и символические иллюстрации обычно менее требовательны к форме изображения и чувственному восприятию (главным образом осязательному и воображению), но их требовательность к мыслительным операциям, необходимым для понимания информационного смысла иллюстрации, возрастает. Отсюда можно сделать следующие выводы:

38

1. Сложность форм иллюстраций увеличивается в направлении от изображений символических через аналоговые и иконическим.

2. Сложность содержания иллюстраций увеличивается в направлении от изображений иконических через аналоговые к символическим.

В качестве общего принципа следует принять, что тифлоиллюстрация должна включаться везде, где нельзя гарантировать словесного достаточного представления об описываемом явлении (угроза вербализму); где словесное описание выходит за рамки целесообразности и его прочтение и понимание превысит лимит времени для прочтения и понимания рельефного рисунка; где иллюстрация помогает развивать конкретизацию представлений или служит в качестве тренировочного материала для развития осязательного восприятия или художественного и эстетического чутья.

Можно ожидать, что в ближайшее время упростится сложная технология производства, уменьшатся финансовые затраты, что исследования, тифлографическая и гаптизационная практика дадут сведения, позволяющие уточнить инструменты и нормы принятия решения о тифлографическом иллюстрировании публикаций для лиц с тяжелыми нарушениями зрения.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.