Особенности восприятия незрячими рельефно-графических пособий — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности восприятия незрячими рельефно-графических пособий

2021-06-02 63
Особенности восприятия незрячими рельефно-графических пособий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек в среде или в определенной ситуации ориентируется главным образом на основе восприятия. Однако современная психология не проводит резкой грани между низшей частью познавательного процесса (ощущение, впечатление) и высшей (представление, мышление). Психология уделяет наибольшее внимание зрительному восприятию потому, что зрение нормально видящего человека опосредствует или принимает участие в опосредствовании преимущественной части информации, которую человек получает из окружающей его среды. Это связано с тем, что зрение является дистанционным органом чувств, который на относительно большом расстоянии может регистрировать различную интенсивность ряда существенных признаков наблюдаемых объектов. К таким признакам относятся форма, размеры, цвет, положение объекта и изменения его (может относиться поверхностная структура наблюдаемого объекта).

Тифлопсихология указала на то, что эти признаки предметов и среды могут восприниматься осязательным или двигательным органом чувств, или активным осязанием, как его назвал Бюрклен. В данной работе этот термин используется в указанном смысле.

Тифлопсихология показала, что интенсивность и параметры дифференциации названных признаков с помощью осязания в обычных условиях, как правило, не достигают уровня зрительного восприятия. К тому же осязательное восприятие уступает зрительному еще и потому, что с помощью осязания можно познать признаки только при непосредственном соприкосновении с ними. Это, наряду с парциальностью восприятия, — значительный недостаток осязания, который во многих случаях можно преодолеть только с дополнительной помощью тифлотехники.

Отечественная тифлопедагогика большое значение придает вопросам компенсации слепоты.

5


Компенсационные возможности осязания иногда значительно ограничиваются препятствиями, которые создаёт воспринимаемый предмет осязательному рецептору. Однако характер и значение различных видов этих препятствий надлежащим образом не изучены. Проблема, поставленная еще Кунцем, до конца не проанализирована, но мы можем надежно основываться на выводах эмпирического подхода к проблеме.

Существует целый ряд препятствий осязательности объектов и среды. Учитывая возможности тифлографики как средства их преодоления, нас интересуют препятствия, непосредственно связанные с характером воспринимаемых объектов, среды и находящиеся за пределами внутренних возможностей воспринимающего индивида. Я. Есенский к таким препятствиям относит следующие:

1) параметры предмета, не отвечающие возможностям осязательного восприятия (находятся под порогом чувствительности и различения, перерастают после осязательного восприятия и т. д.);

2) конфигурацию объекта восприятия, не соответствующую возможностям осязательного восприятия;

3) физические свойства объекта, такие, как высокая температура, электрическое напряжение, излучение, не отвечающие возможностям осязательного восприятия;

4) химическиесвойства объекта, не отвечающие возможностям осязательного восприятия, например едкие щелочи и йод;

5) положение объекта, делающее невозможным осязательное восприятие (например, объект находится за пределами достигаемости, в движении и т. д.);

6) препятствия психогенного происхождения, например, страх перед опасностью увечья (обоснованный или необоснованный), неприятное чувство при соприкосновении с объектом (осмотр животного, ощупывание особо шершавого предмета и т. д.).

Там, где эти барьеры не могут быть преодолены в необходимой мере, мы используем при обучении различные опосредствующие вспомогательные средства: палку, прут, спицу, детекторы, индикаторы и т. д. (Сверлов, Есенский, 1960, 1962). В ряде случаев оправдывает себя замена действительного предмета или изображения ситуации моделью. Но моделирование имеет невыгодные стороны, на что обращал внимание ещеКунц (1900). Наряду с тем, что модель абстрагируется от действительности и может искажать представления о ней, ее изготовление весьма сложно с финансовой и технологической стороны, кроме того, предъявляются достаточно высокие требования к месту хранения модели. Рельефный рисунок может с успехом устранить некоторые невыгодные стороны.

6

В течение длительного времени развития человеческого общества средством взаимного общения служило живое слово, а сохранения информации — человеческая память. С изобретением письма расширился круг средств взаимного общения и во много раз увеличилась мощность хранения информации. С изобретением книгопечатаниянебывало возросли возможности информированием XIX и XX столетия дали средства (телеграф, телефон, радио, граммофон, кино, телевидение, магнитофон, вычислительные системы пр.), которые не только обеспечили увеличение объема информации, но и ускорили ее обращение и уменьшили требования к хранению.

Еще совсем недавно выход из информационного дефицита лиг с нарушениями зрения искали в современном высокопроизводительном носителе информации (магнитофон, оптакон и т. д.). Считалось, что на основе предлагаемой современной тифлотехники можно разработать или на основе ее принципов сконструировать универсальное тифлоинформационное средство.

Однако анализпрактического опыта и его сравнение с тенденциями развития информационных средств для зрячих людей показывает, что это направление — тупиковое. Ни одно из рассматриваемых тифлоинформационных средств окончательно не разрешает ту или иную тифлоинформационную ситуацию. Необходимо избрать способ решения, аналогичный тому, какой имеют в своем распоряжении в виде большого набора информационных средств нормально видящие люди.В настоящее время уже создана довольно широкая шкала тифлоинформационных средств. Они не универсальны, решают определенные частичные проблемы тифлоинформатики, но решают их на относительно высоком уровне компенсации и реэдукации зрения.

Например, с помощью одного из таких средств — приспособления “Оптакон”, позволяющего читать плоское письмо (черная печать) без зрительного контроля, можно, согласно данным специальной литературы, добиться максимальной скорости чтения — 290—400 знаков в минуту, тогда как высшие достижения при чтении рельефно-точечного письма эту скорость превышают в несколько раз (чехословацкий рекорд составляет II00 знаков в минуту). Такойнедостаток “Оптакона” уравновешивается немаловажными преимуществами: он легок при переноске, ограничивает необходимость хранения объемных рельефно-точечных книг и печатных изданий, обеспечивает прочтение текущей книжной продукции.

Поиски определенных частей в звуковой книге, несмотря на возможность использования индексатора, более сложны, чем в рельефно-точечной книге, и составление конспекта рельефно-точечной книги также упрощено. Человек с нарушениями зрения и в дальнейшем будет вынужден пользоваться несколькими информационными средствами. Однако их выбор и группирование не должны быть случайными. Они должны быть увязаны с уровнем и целями реабилитации, достигнутой ступенью социализации и, не в последнюю очередь, с использованием лица с нарушениями зрения в общественно-трудовом процессе.

7


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.