Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими

2021-06-02 65
Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ю. И. ПЕТРОВ, Е. Н. РУЦКАЯ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ НЕЗРЯЧИМИ

Методическое пособие

Российская государственная библиотека для слепых

Москва 1993


Предлагаемая работа освещает вопросы использования незрячими рельефно графических пособий на синтетической пленке Авторы попытались выявить причины недостаточно эффективного использования этих пособий и дать соответствующие рекомендации. В пособии также уделено внимание особенностям восприятия незрячими различных видов рельефно графических изображений, обобщается опыт отечественных и зарубежных тифлологов по данной проблеме

Брошюра предназначается для преподавателей школ слепых: и слабовидящих детей, школ восстановления трудоспособности слепых, реабилитологов и тех, кто интересуется этой проблемой

© Р. И Петров, Е Н Руцкая, 1993


ВВЕДЕНИЕ

Своеобразие восприятия слепыми окружающего мира накладывает определенный отпечаток на сферу их представлений, воображения и образного мышления. Представления у слепых обеднены, фрагментарны и зависят от времени потери зрения, характера и степени дефекта Чем раньше утрачено зрение, тем беднее и качественно и количественно представления; чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются представления.

По мнению многих отечественных и зарубежных тифлологов, рельефно-графические пособия — один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствует формированию у слепых правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире. Такого же мнения придерживаются многие практические работники ВОС, учителя школ для слепых и слабовидящих детей, преподаватели школ восстановления трудоспособности слепых и сами незрячие

Попытки использовать рельефные изображения букв для обучения слепых известны с древних времен. Систематическая же разработка рельефных наглядных пособий и их применение в процессе обучения слепых начались в конце XVIII века, когда были организованы специальные учебные заведения для слепых и их образование стало носить целенаправленный характер. Первые рельефные пособия по школьным дисциплинам учителя изготовляли вручную из плотной бумаги или картона. Несмотря на недостатки, преимущества пособий в процессе обучения были очевидны. Постепенно технологии изготовления рельефных наглядных пособий совершенствовались. От изготовления вручную перешли к типографскому печатанию. Но лишь после внедрения на ИПТК “Логос”


BOС* технологии горячего прессования на полимерных пленках открылись принципиально новые возможности для перевода в рельеф плоских изображений любого вида, в том числе объемно-пространственных. Изображения, выполненные в технике разновысокого многопланового рельефа (по сравнению с рельефно-графическими пособиями, отпечатанными на перфокарточной бумаге), отличаются большим разнообразием изобразительных средств, что обеспечивает высокую эффективность их прочтения незрячими. Они долговечны и гигиеничны. Новая технология позволила также резко повысить производительность труда, расширить ассортимент выпускаемой продукции. Так, в настоящее время ИПТК “Логос” ежегодно подготавливает и выпускает рельефно-графические пособия по 15—20 темам, что составляет около 300 листов рельефных изображений на сумму свыше 120 тыс. рублей. Это пособия по школьным дисциплинам: географии, истории, биологии, химии, математике, астрономии и т. п.; по ориентировке: схемы и планы городов, улиц, метрополитена, мест социальной интеграции слепых (санатории, дома отдыха, предприятия ВОС и прилежащие к ним улицы и т. п.); рельефные изображения архитектурных памятников, портретов выдающихся личностей, образцов различной бытовой современной техники, моделей одежды, всевозможные календари, открытки и др. Рельефно-графические пособия выпускаются в виде различных тематических альбомов, а также отдельными листами — как иллюстративный материал к журналам “Советский школьник”, “Наша жизнь”, “Призыв”.

Хотя необходимость такой продукции для незрячих очевидна, вместе с тем можно слышать, как от самих незрячих, так и от руководящих работников ВОС, что рельефно-графические пособия сложны, непонятны и не приносят незрячим пользы. Часто эта продукция залеживается на полках складов, так и не найдя своего потребителя.

Об особенностях восприятия рельефно-графических пособий незрячими, о субъективных и объективных причинах негативного отношения незрячих к этим пособиям и не вполне эффективного их использования попытались рассказать авторы в данном пособии.

* До 1990 г. Центральное полиграфическое учебно-пвоизводственное предприятие ВОС

4


КРАТКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

На основании изучения отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме, оценки имеющихся образцов рельефной графики (отечественных и зарубежных) и выводов социологических исследований по использованию рельефно-графических пособий незрячими можно предложить следующие рекомендации, целью которых является повышение эффективности их использования незрячими как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

1. Социологические исследования показали, что у значительной части незрячих наблюдается пониженный интерес к рельефно-графическим пособиям, достаточно низкий уровень культуры пользования ими, в связи с чем следует уже в школе для слепых и слабовидящих детей уделять большее внимание рельефно-графическим пособиям не только в учебном процессе, но и в бытовых ситуациях. Школьников необходимо приучать пользоваться различными видами календарей с изображениями животных, растений, следует проводить всевозможные конкурсы, викторины с использованием рельефно-графических пособий, учить собирать конструкторы, решать головоломки, где используются элементы рельефной графики и др.

2. Следует шире использовать рельефно-графические пособия в школах восстановления трудоспособности, для чего привлекать опытных в данном вопросе незрячих специалистов, хорошо владеющих системой Брайля и чтением рельефно-графических пособий. Это обусловлено тем, что значительная часть контингента ШВТС — недавно ослепшие и им необходимы опытные преподаватели.

3. Важное место в эффективном использовании рельефно-графических пособий могут занять различные формы пропаганды
рельефно-графических пособий. Наиболее эффективным средством пропаганды является периодическая печать: журналы “Советский школьник”, “Наша жизнь”, “Призыв”. Наряду с различными вида
ми рельефной графики необходимо помещать в них и статьи о
правилах пользования рельефной графикой.

4. Существенное значение в эффективности использования рель
ефно-графических пособий имеет их размещение на УПП, в ТПО,
библиотеках для слепых и других организациях и учреждениях
ВОС. Рельефно-графические пособия необходимо располагать в до
ступных местах, чтобы незрячему было удобно их рассматривать,
лучше на столах или стендах таким образом, чтобы руки при чте
нии не были в напряжении. Пособия необходимо регулярно про-
54


тирать. Каждое пособие должно быть подписано по системе Брай-ля и плоскопечатным шрифтом.

Столы и стенды следует разместить в тихом месте или в отдельной комнате.

Желательно назначить человека, ответственного за пропаганду рельефно-графических пособий, регулярную смену экспозиций, который мог бы при необходимости помочь незрячему разобраться в рельефно-графических пособиях.

5. Сложные схемы, планы необходимо сопровождать подроб
ными текстами по системе Брайля и на магнитной ленте. Сущест
венную помощь при разработке сложных схем, планов могут ока
зать макеты.

6. В целях ускорения восприятия и формирования представле
ний реальных объектов, территории местности и др. по схемам и
планам целесообразно сократить условные буквенные обозначения,
особенно в географических картах. Дополнительную же информа
цию можно дать в словесной (текстовой) форме.

7. Необходимо усилить научную проработку рельефно-графи
ческих пособий с целью оптимизации соотношения информатив
ности и простоты восприятия сложных схем, планов, географичес
ких карт.

8. Следует улучшить качество рельефно-графических пособий с
точки зрения их эстетического исполнения, имея в виду тактильное
и визуальное их восприятие. При возможности надо стремиться
к уменьшению габаритов альбомов с планами, схемами, географи
ческими картами, что повысит привлекательность рельефно-графи
ческих пособий.

9. Одним из реальных шагов повышения культуры пользования
рельефно-графическими пособиями является увеличение их ассор
тимента, особенно бытового назначения (поздравительных откры
ток, настольных календарей, удобных географических атласов, все
возможных планов по ориентировке, тетрадей, блокнотов и других
изделий культурно-бытового назначения), который можно было бы
свободно приобрести в магазине “Рассвет”.

10.                                                                                                                Повышению уровня использования рельефно-графических
пособий способствовал бы и новый порядок формирования пакета
заказов только на договорных началах, когда производство рель
ефно-графических пособий будет направлено на конкретного потре
бителя. Это, естественно, предполагает наличие каталога всех из
делий, выпускаемых ИПТК, “Логос”.

И. Необходимо расширить ассортимент рельефно-графических пособий в цветном исполнении, что даст возможность более эффек-

55


тивно пользоваться рельефно-графическими пособиями незрячим, имеющим небольшой остаток зрения.

12. При чтении рельефно-графических пособий па синтетичес
кой пленке у незрячих наступает достаточно быстрое утомление,
поэтому надо строго дозировать время работы с пособиями. При
наступлении утомления занятия прерывают па 3—5 минут. В сред
нем время работы с пособиями 15—20 минут.

13. Запыленность и электростатичность рельефно-графических
пособий вызывают неприятные ощущения и затрудняют чтение.
Поэтому их следует содержать в чистоте. Перед использованием
пособия необходимо тщательно протереть влажной тряпочкой для
снятия электростатичпости.

14. На тактильное восприятие и усваяемость информации зна
чительное влияние оказывает окружающая среда: температура,
влажность, различные шумы и др. Работу с рельефно-графическими
пособиями лучше проводить в помещении, где ист посторонних шу
мов. Наиболее оптимальная температура —18—20°С. Хранение
рельефно-графических пособий в сухом помещении приводит к рас
щеплению полиэтиленовой пленки, ч го неблагоприятно сказывает
ся на восприятии их.

15. Изучение рельефно-графических пособий требует высокого
напряжения мышления, концентрации внимания, уверенности в ус
пехе. Поэтому при изучении сложных чертежей, схем, географи
ческих карт, рисунков необходимо учитывать психическое состоя
ние незрячего. При сильном раздражении, подавленном состоянии,
излишней возбудимости изучение рельефно-графических пособий
лучше отложить до более подходящего времени.

РЕЛЬЕФНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ       ,, '

Уже целые десятилетия при обучении слепых детей используются рельефы в форме географических карт или геометрических чертежей. На основе приобретенного при этом опыта с исполнительной способностью осязательного органа чувств сегодня можно утверждать, что рельефное изображение может быть использовано при обучении всем предметам любых возрастных категорий.

Отдельные рельефные изображения, рельефные книги в картинках и иллюстрации в детской литературе и школьных учебниках помогают детям расширять свои знания и поддерживают интерес

56


к учебе. Более того, делают детские книги привлекательными, доставляют слепым детям радость и позволяют им просматривать книги вместе со зрячими детьми.

Слепые дети могут также научиться делать рельефные чертежи, например, с помощью чертежных приборов. Тем самым можно развивать детскую творческую фантазию и одновременно проверять их воображение.

Важной предпосылкой для использования рельефного изображения как вспомогательного средства для обучения является способность слепых детей распознавать рельефы, т. е. читать их. Способность воспринимать рельефное изображение с помощью осязания лучше всего развивать активным обучением. Соответствующие вспомогательные средства, такие, как рельефная азбука для детей, взрослых и людей с более поздней потерей зрения, должны быть разработаны и внедрены в практику.

Подготовка учителей и воспитателей для дошкольного воспитания слепых детей, а также курсы для родителей должны охватывать методы для комплексного развития и использования осязательного восприятия. Таким образом, все, кто участвует в воспитании, будут способны тренировать у слепых детей способность к чтению рельефного изображения.

УПРАЖНЕНИЙ

В некоторых странах имеется положительный опыт использования рельефного изображения в работе. Например, существуют подобные рельефам чертежи и рисунки для физиотерапевтов, стенографисток и представителей других профессий. Эти возможности следовало бы расширить.

Рельефное изображение может быть использовано для наглядного изображения инструментов и машин. В качестве осязательных технических чертежей оно помогает специальному обучению и деятельности в рамках данной профессии. Позволяет подготовить и поддержать определенные рабочие процессы.

Важная предпосылка — научить слепого в школе или в реабилитационном учреждении читать рельефные изображения. Поэтому тренировка чтения рельефного изображения должна стать неотъемлемой частью основной реабилитации.

Для ориентации и способности к движению используются в качестве вспомогательных средств городские планы, планы дорог и

57


планы местоположения Слепой таким образом должен научиться распознавать важные для него объекты и использовать их для ориентации Такие рельефы могут быть изготовлены с помощью простых вспомогательных средств, например чертежных принадлежностей

В настоящее время уже имеются многочисленные рельефные изображения, используемые слепыми в свободное время В качестве примера могут служить выставочные каталоги, путеводители по зоопаркам, календари, поздравительные открытки, карточные игры, кроссворды, кубики и др Видеографика также служит дальнейшему образованию и развлечениям в свободное время

В книгах и журналах письмо для слепых может быть дополнено рельефным изображением


ЛИТЕРАТУРА

1 Ананьев Б Г РыбалкоЕ Ф Особенности восприятия пространст
ва у детей — М Просвещение 1964

2 Ермаков В П Графические средства наглядности для слабовидящих
— М ВОС, 1988

3 Ермаков В П Обучение слабовидящих детей чтению графических изо
бражений — М Просвещение, 1987

4 Ермаков В П, Егорова О И Обучение слепых специальной графи
ке — М Просвещение 1978

5 Есенский Я Осязательное восприятие информации при помощи тиф-
лографики (пер с чеш) — Прага, 1988

6 ЗемцоваМ И Рельефное рисование и чтение рисунков в школе еле
пых детей Альбом рисунков — М Просвещение, 1978

7 Л и т в а к А Г Очерки психологии слепых и слабовидящих — М Про
свещение, 1982

8 Наумов М Н Обучение слепых пространственной ориентировке —
М ВОС, 1983

9 ПершинВ Г Рельефная наглядность в системе обучения и эстетичес
кого воспитания лиц с нарушениями зрения — М ВОС, 1985

 

10 Петров Ю И Ор1анизация и методика обучения слепых ориентировке
в пространстве — М ВОС 1988

11 Петров Ю И,СатчиковА П Блинникова И В Особенное
ти ориентировки слепых в пространстве — М ВОС, 1989

12 Петров Ю И Обучение слепых письму и чтению по Брайлю — М
ВОС 1988

13 Рельефно графическая грамота Зрительные образы (реалисти
ческий рисунок) Сост Вержбицкий А В Степанов В С — М ВОС, 1985

14 СверловВ С Потапов В С МурзаевТ С Экспериментальное
исследование восприятия слепыми рельефного рисунка Сборник работ по трудо
устройству слепых Л, 1934

 

15 СверловВ С Рельефно точечный шрифт оптимального размера для
слепых — Труды II научной сессии по дефектологии М, 1959

16 Семевский Н А Обучение графике в школе слепых — М Учпед
гиз 1952

17 Солнцева Л И Семенов Л А Психолого педагогические основы
обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности М
ВОС 1989

18 Хилл Эверетл, Пурвис Пондер Техника ориентации и мобиль ности Нью Йорк Американский фонд слепых, 1976

ь   !


"PF

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................  ...                      3

Особенности восприятия незрячими рельефно-графических пособий.      5
Социологические исследования по использованию рельефно графических
пособий незрячими.                                              48
Краткие выводы и рекомендации по повышению эффективности исполь
зования рельефно-графических пособий........                      54

Литература.......................................................... 59

Ю. И. ПЕТРОВ, Е. Н. РУЦКАЯ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ НЕЗРЯЧИМИ

Методическое пособие

Российская государственная библиотека для слепых

Москва 1993


Предлагаемая работа освещает вопросы использования незрячими рельефно графических пособий на синтетической пленке Авторы попытались выявить причины недостаточно эффективного использования этих пособий и дать соответствующие рекомендации. В пособии также уделено внимание особенностям восприятия незрячими различных видов рельефно графических изображений, обобщается опыт отечественных и зарубежных тифлологов по данной проблеме

Брошюра предназначается для преподавателей школ слепых: и слабовидящих детей, школ восстановления трудоспособности слепых, реабилитологов и тех, кто интересуется этой проблемой

© Р. И Петров, Е Н Руцкая, 1993


ВВЕДЕНИЕ

Своеобразие восприятия слепыми окружающего мира накладывает определенный отпечаток на сферу их представлений, воображения и образного мышления. Представления у слепых обеднены, фрагментарны и зависят от времени потери зрения, характера и степени дефекта Чем раньше утрачено зрение, тем беднее и качественно и количественно представления; чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются представления.

По мнению многих отечественных и зарубежных тифлологов, рельефно-графические пособия — один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствует формированию у слепых правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире. Такого же мнения придерживаются многие практические работники ВОС, учителя школ для слепых и слабовидящих детей, преподаватели школ восстановления трудоспособности слепых и сами незрячие

Попытки использовать рельефные изображения букв для обучения слепых известны с древних времен. Систематическая же разработка рельефных наглядных пособий и их применение в процессе обучения слепых начались в конце XVIII века, когда были организованы специальные учебные заведения для слепых и их образование стало носить целенаправленный характер. Первые рельефные пособия по школьным дисциплинам учителя изготовляли вручную из плотной бумаги или картона. Несмотря на недостатки, преимущества пособий в процессе обучения были очевидны. Постепенно технологии изготовления рельефных наглядных пособий совершенствовались. От изготовления вручную перешли к типографскому печатанию. Но лишь после внедрения на ИПТК “Логос”


BOС* технологии горячего прессования на полимерных пленках открылись принципиально новые возможности для перевода в рельеф плоских изображений любого вида, в том числе объемно-пространственных. Изображения, выполненные в технике разновысокого многопланового рельефа (по сравнению с рельефно-графическими пособиями, отпечатанными на перфокарточной бумаге), отличаются большим разнообразием изобразительных средств, что обеспечивает высокую эффективность их прочтения незрячими. Они долговечны и гигиеничны. Новая технология позволила также резко повысить производительность труда, расширить ассортимент выпускаемой продукции. Так, в настоящее время ИПТК “Логос” ежегодно подготавливает и выпускает рельефно-графические пособия по 15—20 темам, что составляет около 300 листов рельефных изображений на сумму свыше 120 тыс. рублей. Это пособия по школьным дисциплинам: географии, истории, биологии, химии, математике, астрономии и т. п.; по ориентировке: схемы и планы городов, улиц, метрополитена, мест социальной интеграции слепых (санатории, дома отдыха, предприятия ВОС и прилежащие к ним улицы и т. п.); рельефные изображения архитектурных памятников, портретов выдающихся личностей, образцов различной бытовой современной техники, моделей одежды, всевозможные календари, открытки и др. Рельефно-графические пособия выпускаются в виде различных тематических альбомов, а также отдельными листами — как иллюстративный материал к журналам “Советский школьник”, “Наша жизнь”, “Призыв”.

Хотя необходимость такой продукции для незрячих очевидна, вместе с тем можно слышать, как от самих незрячих, так и от руководящих работников ВОС, что рельефно-графические пособия сложны, непонятны и не приносят незрячим пользы. Часто эта продукция залеживается на полках складов, так и не найдя своего потребителя.

Об особенностях восприятия рельефно-графических пособий незрячими, о субъективных и объективных причинах негативного отношения незрячих к этим пособиям и не вполне эффективного их использования попытались рассказать авторы в данном пособии.

* До 1990 г. Центральное полиграфическое учебно-пвоизводственное предприятие ВОС

4



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.