Социологические исследования по использованию рельефно-графических пособий незрячими — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Социологические исследования по использованию рельефно-графических пособий незрячими

2021-06-02 55
Социологические исследования по использованию рельефно-графических пособий незрячими 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общество слепых по своему составу достаточно разнородно и по возрасту, и по уровню образования и культуры, и по времени потери зрения, и по уровню сохранного зрения.

Нет никаких сомнений в том, что незрячим детям рельефно-графические пособия крайне необходимы. В учебном процессе они требуются для обучения детей почти по всем предметам. Здесь можно говорить лишь о совершенствовании пособий, об улучшении их качества.

В школах восстановления трудоспособности слепых существенную помощь при пользовании пособиями оказывает преподаватель, что облегчает приобретение навыков самостоятельного чтения рельефно-графических изображений.

Совсем иная картина наблюдается среди людей пожилого возраста, состоящих на учете в территориальных первичных организациях (ТПО). Большинство членов ВОС, потеряв зрение в зрелом, а чаще пожилом возрасте, не владеют системой Брайля, имеют плохое осязание, но у значительной части сохранилось остаточное зрение, и для них зрительное восприятие остается основным видом восприятия. Рельефно-графические пособия же рассчитаны на абсолютно незрячих людей.

На предприятиях ВОС пониженный интерес к рельефно-графическим пособиям объясняется примерно теми же причинами, что и в ТПО, однако определенную роль играют социальные факторы. В целом среди причин могут быть: преклонный возраст, плохое осязание, остаточное зрение, низкий уровень культуры человека, низкие навыки чтения пособий и др. Все эти факторы можно условно разделить на три основные группы: психологические, социальные и связанные непосредственно с производством.

48

К последней группе можно отнести степень научной проработки пособий, технологические особенности изготовления, качества материалов, из которых изготавливаются рельефно-графические пособия.

Особенности восприятия незрячими рельефно-графических пособий и использование их на практике необходимо исследовать по отношению к различным социальным группам с учетом указанных факторов.

Для проведения социологических исследований были разработаны специальные анкеты и сделаны выборки по нескольким коллективам.

С помощью первой анкеты определили руководящих работников УПП, библиотекарей, учителей школ для слепых и слабовидящих детей. В результате были выявлены социальные факторы, влияющие на уровень использования незрячими рельефной графики. Опрос дал возможность определить, какие формы пропаганды рельефно-графических пособий проводятся в организациях и учреждениях, местах их хранения и расположения при пользовании и др.

Вторая анкета позволила выявить психологические факторы, влияющие па восприятие рельефно-графических пособий при чтении их незрячими, уровень качества.

Анализ проведенного опроса показал, что наиболее активные пользователи рельефно-графических пособий (кроме школьников)

- работники интеллектуального труда, причем тотально слепые.
Далее идут работники УПП, затем — незрячие ТПО ВОС.

Выборку для опроса проводили с помощью случайного систематического отбора. Она состояла из 70 человек, что составило 28 процентов от объема всей генеральной совокупности. Опрос носил форму беседы.

Обработка результатов по данной методике проводилась с помощью “прямого обсчета”, т. е. подсчитывалась частота ответивших на каждый вопрос, а затем определялся процент ответивших из всех опрошенных.

Анализ показателей по ПО РИТ выявил, что из числа опрошенных инвалиды I группы составляют 78,5, а инвалиды II группы

- 21,5 процента. Все опрошенные инвалиды II группы системой Брайля не владеют, с рельефной графикой не знакомы.

Среди опрошенных инвалидов I группы есть незрячие (17 процентов от общего числа опрошенных), также не знакомые с рельефно-графическими пособиями. Лишь несколько человек из них владеют системой Брайля. В основном это люди поздноослепшие, закончившие массовую школу или школу-интернат для слабовидящих детей. Ответом на вопрос — пользовались ли они когда-нибудь рельефно-графическими пособиями — был вопрос: “А что это такое?”

49

При разъяснении оказывалось, что почти все незрячие никогда не слышали о рельефной графике. Среди поздноослепших есть и тотально слепые, и с очень маленьким остаточным зрением. Рельефная графика могла бы оказать им существенную помощь в быту и на работе.

Имеются особенности в восприятии рельефно-графических пособий среди инвалидов I группы с остаточным зрением (17 процентов). Все они обучались в школе для слепых, владеют системой Брайля, знакомы с рельефной графикой, но рельефно-графические пособия они читали, используя остаточное зрение.

Остальные инвалиды I группы по зрению (54 процента) окончили школу-интернат для слепых детей, почти все владеют навыками чтения рельефно-графических пособий, некоторые имеют небольшое остаточное зрение и используют его как дополнительное средство при ориентировке в рельефно-графическом пособии. Поэтому они считают, что раскрашенные рельефно-графические пособия существенно облегчили бы им восприятие изображения. По их мнению, необходимо делать общепринятую и контрастную окраску пособий с тем, чтобы можно было учитывать характер дефекта зрения.

Большинство незрячих после окончания школы к рельефно-графическим пособиям не обращались, за исключением 20 процентов незрячих, половина из которых делала это по необходимости в связи с занимаемой должностью (редакторы, преподаватели ШВТС, вузов и техникумов и т. п.). Другую же половину составляют люди, которые пользуются рельефной графикой в связи с познавательными потребностями. Они просматривают рельефно-графические пособия, помещенные в журналах “Наша жизнь”, “Советский школьник”, “Призыв”, а также новые рельефно-графические пособия, которые появляются в РЦБС. Эти незрячие, как правило, либо работники библиотеки, либо частые ее посетители.

Всех опрошенных, по окончании школы не прибегающих к рельефной графике, можно разделить на две категории:

1. Незрячие, которые не пользуются рельефно-графическими пособиями, утверждая, что нет нужды в них (20 процентов).

2. Незрячие, которые не пользуются рельефной графикой, но хотели бы ей пользоваться (14 процентов).

Причины они указывают следующие:

трудности в приобретении;

отсутствие рельефно-графических пособий в нужный момент под руками — в библиотеку ехать трудно, в магазине “Рассвет” пособия не продают (здесь речь идет в основном о пособиях по ориентировке);

отсутствие нужных для работы пособий;

50

отсутствие необходимых рельефно-графических пособий для работы преподавателей вузов, техникумов, научных работников. Последние хотят иметь пособия по своим дисциплинам. Их зрячие коллеги в учебном процессе активно используют различные наглядные пособия: плакаты, таблицы, графики, схемы и т. п. Незрячие же испытывают большие трудности, разрешить которые в значительной степени могло бы изготовление рельефно-графических пособий по индивидуальному заказу незрячего специалиста.

Лишь 1,4 процента незрячих не пользуются рельефно-графическими пособиями по причине слабо развитой сферы пространственных представлений.

Как показал опрос, все работники интеллектуального труда, пользующиеся рельефной графикой, знакомы со всеми ее видами как минимум в том объеме, в каком это предусмотрено программой средней школы, поскольку они обучались в школе для слепых и там познакомились с рельефной графикой и начали ею пользоваться.

На вопрос о том, какие виды рельефно-графических пособий при чтении вызывают наибольшие затруднения, большинство ответили, что это не имеет значения, главное же — качество исполнения рельефного изображения. Лишь 14 процентов испытывают затруднения при чтении портретов людей и 7 процентов — при рассматривании архитектурных изображений.

Касаясь вида материала, из которого изготовляются рельефно-графические пособия, следует сказать, что 35 процентов незрячих высказались в пользу изготовления пособий на синтетической пленке, 7 процентов — в пользу бумаги, для 11 процентов незрячих вид материала не имеет принципиального значения.

Никаких неприятных ощущений у опрошенных при чтении пособий не отмечается. Единственным фактором, по мнению незрячих, который делает чтение рельефно-графических пособий неприятным и в значительной мере затрудняет, является пыль, оседающая на пособии, электростатичность синтетической пленки. Поэтому при хранении пособия следует закрывать и постоянно протирать.

Много нареканий у незрячих вызывают условные сокращения и прежде всего их плотность на квадратный сантиметр площади поверхности пленки. Так, лишь 3 процентам опрощенных большое количество условных сокращений, имеющихся па картах, планах, схемам и т. п., не мешает восприятию изображений. Столько же опрошенных считают, что условные буквенные обозначения совсем не нужны, что они мешают чтению изображения. Большинство же незрячих (48 процентов от числа всех опрошенных) считают, что необходимо лишь минимальное количество условных сокращении.

 51

Обозначаться должны основные, опорные моменты, помогающие ориентировке па рельефном изображении. Все же остальные буквенные обозначения должны быть вынесены в пояснительный текст.

Совершенно недопустимо заполнять свободные места на рельефно-графическом пособии целиком надписями или половинками слов.

Что же касается самих букв в условных сокращениях, то большинство незрячих (43 процента) считают, что их размеры должны быть меньше принятых в системе Брайля стандартов, а точки букв — несколько ниже.

11 процентов опрошенных утверждают, что размеры букв и точек должны быть стандартными. Недопустимо делать буквы больше общепринятого стандарта, а точки букв выше, так как в этом случае условные сокращения путаются с условными обозначениями (например, с городами), и, кроме того, укрупнение букв и точек приводит к поглощению шрифтом Брайля свободной поверхности рельефно-графического пособия, что существенно затрудняет его восприятие.

Некоторые опрошенные предлагают буквы в сокращениях ставить со специальным значком, который должен быть не громоздким и обозначаться точками “5”, “6”.

Некоторые опрошенные, знакомые как со старыми рельефно-графическими пособиями, так и с современными, считают, что старые гораздо лучше новых. На новых картах, по их словам, слишком много букв и надписей. Поэтому первое впечатление, возникающее при соприкосновении с такой картой, что перед тобой — страница рельефно-точечного шрифта. Незрячие отмечают, что зачастую не могут найти нужную реку или озеро, хотя всегда хорошо разбирались в картах.

Небуквенные условные обозначения не вызывают никаких нареканий.

Есть предложения унифицировать условные обозначения и условные сокращения и свести их в таблицы.

Все отметили важную роль пояснительного текста для чтения рельефно-графических пособий. Почти все (за исключением одного человека) считают, что пояснительный текст должен быть максимально полным и подробным, систематизированным и размещаться в алфавитном порядке в виде таблицы в непосредственной близости от рельефного изображения (на том же листе или двойнике).

52

Почти 80 процентов читающих журналы “Советский школьник”, “Призыв”, “Наша жизнь” обращают внимание на помещенные в них рельефно-графические рисунки, планы, схемы и др. Незрячие хотели бы, чтобы в этих журналах шире были представлены карты отдельных регионов страны, планы городов, метро, мест социальной интеграции слепых (ЦДК ВОС, дома просвещения и т. п.), календари, изображения животных, архитектура, модели одежды.

Незрячие с небольшим остаточным зрением меньше пользуются рельефной графикой из-за бесцветности, нераскрашенности пособий. Широко используют рельефно-графические пособия незрячие, потерявшие зрение в школьном возрасте (до 12—14 лет). Эта группа незрячих почти не испытывает трудности при чтении пособий. Потерявшие зрение в юношеском возрасте и старше, как правило, испытывают трудности при пользовании рельефно-графическими пособиями и предпочитают словесное описание. Основные причины: недостаточно хорошие навыки владения системой Брайля, отсутствие навыков пользования рельефно-графическими пособиями. К наиболее общим социальным факторам неэффективного использования рельефно-графических пособий можно отнести трудности, связанные с недоступностью их для незрячих на предприятиях и в организациях. Как правило, рельефно-графические пособия располагаются на стендах, стенах, в беспорядке лежат на столах, запылены, что создает неблагоприятные условия для пользования ими. В библиотеках для слепых не всегда уделяется должное значение рельефно-графическим пособиям. Как правило, в учреждениях и организациях нет сотрудников, которые помогли бы разобраться в сложных схемах, планах, рисунках.

Для всех категорий незрячих характерен низкий уровень культуры пользования рельефно-графическими пособиями. Наблюдается отсутствие элементарных навыков чтения рельефной графики из-за малого ассортимента рельефно-графических пособий бытового назначения: различных календарей, записных книжек с рисунками, открыток—которыми мог бы пользоваться незрячий, и др.

Имеется ряд предложений незрячих по усовершенствованию рельефно-графических пособий, в частности по плотности условных обозначений и сокращений на единицу площади пленки. Значительная часть незрячих высказывается за снижение единиц информации па единицу площади, особенно па географических картах.

Есть предложения по изготовлению упрощенных вариантов рельефно-графических пособий наряду с более информативными, что облегчит восприятие сложных рисунков, схем, планов и т. д. В психологическом плане это сделает рельефно-графические пособия более доступными для незрячих.

Имеются пожелания выпускать рельефно-графические пособия по индивидуальному заказу, а также улучшать их эстетичность.

53

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

На основании изучения отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме, оценки имеющихся образцов рельефной графики (отечественных и зарубежных) и выводов социологических исследований по использованию рельефно-графических пособий незрячими можно предложить следующие рекомендации, целью которых является повышение эффективности их использования незрячими как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

1. Социологические исследования показали, что у значительной части незрячих наблюдается пониженный интерес к рельефно-графическим пособиям, достаточно низкий уровень культуры пользования ими, в связи с чем следует уже в школе для слепых и слабовидящих детей уделять большее внимание рельефно-графическим пособиям не только в учебном процессе, но и в бытовых ситуациях. Школьников необходимо приучать пользоваться различными видами календарей с изображениями животных, растений, следует проводить всевозможные конкурсы, викторины с использованием рельефно-графических пособий, учить собирать конструкторы, решать головоломки, где используются элементы рельефной графики и др.

2. Следует шире использовать рельефно-графические пособия в школах восстановления трудоспособности, для чего привлекать опытных в данном вопросе незрячих специалистов, хорошо владеющих системой Брайля и чтением рельефно-графических пособий. Это обусловлено тем, что значительная часть контингента ШВТС — недавно ослепшие и им необходимы опытные преподаватели.

3. Важное место в эффективном использовании рельефно-графических пособий могут занять различные формы пропаганды
рельефно-графических пособий. Наиболее эффективным средством пропаганды является периодическая печать: журналы “Советский школьник”, “Наша жизнь”, “Призыв”. Наряду с различными вида
ми рельефной графики необходимо помещать в них и статьи о
правилах пользования рельефной графикой.

4. Существенное значение в эффективности использования рель
ефно-графических пособий имеет их размещение на УПП, в ТПО,
библиотеках для слепых и других организациях и учреждениях
ВОС. Рельефно-графические пособия необходимо располагать в до
ступных местах, чтобы незрячему было удобно их рассматривать,
лучше на столах или стендах таким образом, чтобы руки при чте
нии не были в напряжении. Пособия необходимо регулярно про-
54


тирать. Каждое пособие должно быть подписано по системе Брай-ля и плоскопечатным шрифтом.

Столы и стенды следует разместить в тихом месте или в отдельной комнате.

Желательно назначить человека, ответственного за пропаганду рельефно-графических пособий, регулярную смену экспозиций, который мог бы при необходимости помочь незрячему разобраться в рельефно-графических пособиях.

5. Сложные схемы, планы необходимо сопровождать подроб
ными текстами по системе Брайля и на магнитной ленте. Сущест
венную помощь при разработке сложных схем, планов могут ока
зать макеты.

6. В целях ускорения восприятия и формирования представле
ний реальных объектов, территории местности и др. по схемам и
планам целесообразно сократить условные буквенные обозначения,
особенно в географических картах. Дополнительную же информа
цию можно дать в словесной (текстовой) форме.

7. Необходимо усилить научную проработку рельефно-графи
ческих пособий с целью оптимизации соотношения информатив
ности и простоты восприятия сложных схем, планов, географичес
ких карт.

8. Следует улучшить качество рельефно-графических пособий с
точки зрения их эстетического исполнения, имея в виду тактильное
и визуальное их восприятие. При возможности надо стремиться
к уменьшению габаритов альбомов с планами, схемами, географи
ческими картами, что повысит привлекательность рельефно-графи
ческих пособий.

9. Одним из реальных шагов повышения культуры пользования
рельефно-графическими пособиями является увеличение их ассор
тимента, особенно бытового назначения (поздравительных откры
ток, настольных календарей, удобных географических атласов, все
возможных планов по ориентировке, тетрадей, блокнотов и других
изделий культурно-бытового назначения), который можно было бы
свободно приобрести в магазине “Рассвет”.

10.                                                                                                                Повышению уровня использования рельефно-графических
пособий способствовал бы и новый порядок формирования пакета
заказов только на договорных началах, когда производство рель
ефно-графических пособий будет направлено на конкретного потре
бителя. Это, естественно, предполагает наличие каталога всех из
делий, выпускаемых ИПТК, “Логос”.

И. Необходимо расширить ассортимент рельефно-графических пособий в цветном исполнении, что даст возможность более эффек-

55


тивно пользоваться рельефно-графическими пособиями незрячим, имеющим небольшой остаток зрения.

12. При чтении рельефно-графических пособий па синтетичес
кой пленке у незрячих наступает достаточно быстрое утомление,
поэтому надо строго дозировать время работы с пособиями. При
наступлении утомления занятия прерывают па 3—5 минут. В сред
нем время работы с пособиями 15—20 минут.

13. Запыленность и электростатичность рельефно-графических
пособий вызывают неприятные ощущения и затрудняют чтение.
Поэтому их следует содержать в чистоте. Перед использованием
пособия необходимо тщательно протереть влажной тряпочкой для
снятия электростатичпости.

14. На тактильное восприятие и усваяемость информации зна
чительное влияние оказывает окружающая среда: температура,
влажность, различные шумы и др. Работу с рельефно-графическими
пособиями лучше проводить в помещении, где ист посторонних шу
мов. Наиболее оптимальная температура —18—20°С. Хранение
рельефно-графических пособий в сухом помещении приводит к рас
щеплению полиэтиленовой пленки, ч го неблагоприятно сказывает
ся на восприятии их.

15. Изучение рельефно-графических пособий требует высокого
напряжения мышления, концентрации внимания, уверенности в ус
пехе. Поэтому при изучении сложных чертежей, схем, географи
ческих карт, рисунков необходимо учитывать психическое состоя
ние незрячего. При сильном раздражении, подавленном состоянии,
излишней возбудимости изучение рельефно-графических пособий
лучше отложить до более подходящего времени.

РЕЛЬЕФНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ       ,, '

Уже целые десятилетия при обучении слепых детей используются рельефы в форме географических карт или геометрических чертежей. На основе приобретенного при этом опыта с исполнительной способностью осязательного органа чувств сегодня можно утверждать, что рельефное изображение может быть использовано при обучении всем предметам любых возрастных категорий.

Отдельные рельефные изображения, рельефные книги в картинках и иллюстрации в детской литературе и школьных учебниках помогают детям расширять свои знания и поддерживают интерес

56


к учебе. Более того, делают детские книги привлекательными, доставляют слепым детям радость и позволяют им просматривать книги вместе со зрячими детьми.

Слепые дети могут также научиться делать рельефные чертежи, например, с помощью чертежных приборов. Тем самым можно развивать детскую творческую фантазию и одновременно проверять их воображение.

Важной предпосылкой для использования рельефного изображения как вспомогательного средства для обучения является способность слепых детей распознавать рельефы, т. е. читать их. Способность воспринимать рельефное изображение с помощью осязания лучше всего развивать активным обучением. Соответствующие вспомогательные средства, такие, как рельефная азбука для детей, взрослых и людей с более поздней потерей зрения, должны быть разработаны и внедрены в практику.

Подготовка учителей и воспитателей для дошкольного воспитания слепых детей, а также курсы для родителей должны охватывать методы для комплексного развития и использования осязательного восприятия. Таким образом, все, кто участвует в воспитании, будут способны тренировать у слепых детей способность к чтению рельефного изображения.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.