Как передается характер движения и ритм — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как передается характер движения и ритм

2021-06-02 56
Как передается характер движения и ритм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В динамичном репортаже «работают» не обязательно короткие, но обязательно ритмически организованные предложения; эффект коротких фраз, следующих одна за другой, дает эффект монотонности – они унылы и одинаковы, как частокол. Нужно их время от времени переслаивать длинными фразами.

У репортера немало возможностей и способов передачи в репортаже замедленного ритма, ритма «хаоса», «марша» и т. п. Он подбирает соответствующие глаголы действия, ритмические детали, метафоры. Для уточнения характера движения используются ритмические детали и «ритмические слова».

«Наблюдение за наблюдателем» – это отражение в тексте репортажа поведения и реакций самого репортера, что привносит движение в сюжет, разнообразит его. Широко известны «репортажи двумя перьями», когда событие предстает в разных ракурсах. В репортажном тексте достигается единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста. Авторское «я» репортажа – это «я действующее».

Суть ситуации лучше всего проявляется в маленьких происшествиях-сюжетах. К примеру, репортер пытается пробраться «на ту сторону», поговорить с людьми в деревне, где еще вчера действовало «бандформирование»:

Когда в бок упирается дуло автомата, совершенно неохота разговаривать.

Куда едешь, а? Не слышу! – орет мне в затылок затянутый с ног до головы в камуфляж омоновец, голова его обвязана по-пиратски черным платком. Ноги шире! Руки на бетон! Еще шире! Документы где?

Я полез в карман.

- Руки, руки не опускать!

- А как же документы...

- Не твоего ума дело...

Известный журналист Василий Песков, один из мастеров наглядного изображения ситуаций, осмысляя задачи современного репортажа, писал: «...Проблемы находят отклик в сердцах и умах при условии, что человек в повышенно взволнованном состоянии следит за развитием событий, следит за поведением героев или самого автора. К восприятию тех или иных проблем и истин читателя нужно готовить. Готовить эмоционально. Сначала – взволновать.»

Деталь в репортерской картинке может быть не только удостоверивающей или расцвечивающей, но и оценочной (черный платок, повязанный на манер пиратского). Ее еще называют: деталь – «окошко», имея в виду, что использование такой детали «открывает вид» на далеко идущие выводы, стимулирует и мысль, и фантазию.

Эмоциональный накал деталей зависит от того, переданы они лишь отдельными штрихами, или виден целеустремленный их подбор. Гулкое нутро «вертушки» (вертолета) – репортерская изобретательность в изображении оттенков события. Когда такие находки объединяются и выстраиваются, создается эмоциональная характеристика ситуации.

Целеустремленный подбор «эмоционально заряженных» деталей – образных примет события нагнетает экспрессию.

Работа через эмоционально заряженные детали вполне способна исказить факт, подправляя реальную картину в соответствии с тенденциозным «видением» автора.

Так, рассказывая о съезде сторонников одной из политических партий, один репортер обратит внимание на набычившихся охранников, на назойливое выпячивание букв алфавита, составляющих аббревиатуру названия партии на фронтоне здания; политический лидер, ненавистный журналисту, будет награжден соответствующими эпитетами: маленький человечек, вскочил как клоун, надсадно вопил, размахивая кулаками и т. п. В то же время эту же картину этого же съезда другой репортер опишет иначе.

Особенно нагнетается экспрессия, если выделяется деталь – «символ». Вот, к примеру, репортер – в незнакомых местах, где всего несколько часов назад гремели выстрелы:

Разбитая полевая дорога, словно вывернутые внутренности земли... Развороченный и сожженный танк... Серые в подпалинах камуфляжа боевые вертолеты, пролетающие едва ни над самой кабиной... Чистенькие сапоги... с ногами, но без туловища, забытые на поляне... Вот приметы войны, щедро оставленные на невеликом в общем-то пространстве.

Бьющая по нервам, до ужаса наглядная деталь, «подсмотренная» в реальной жизни, заменяет прямой авторский вывод запоминающимся образом войны.

Такой образ события, ситуации – главный центр репортажа – может передаваться «штрихом» (сапоги на поляне...), но это может быть и целый символический эпизод. К примеру, репортера поразили официанты, снующие по проходам переполненного зала, предлагая миску с гороховым супом и сосиской во время наивысшего накала страстей в предвыборной борьбе; охрипшие, возбужденные депутаты деловито поглощали «свой привычный суп в свое привычное время».

Помимо темы основной, информативной, для репортажа желательна и другая, «эмоциональная тема» (ее еще называют «особой мелодией события»), которая передается подбором соответствующих деталей. Примерами «мелодии события» могут послужить, скажем, «упорство преодоления» в спортивном репортаже или «радость бунта» в рассказе о манифестации протеста.

Существование такой дополнительной темы, единого эмоционального «сценария», делает репортаж очень субъективным способом передачи реальных фактов: у разных людей, в данном случае, журналистов, одни и те же факты могут вызывать разные эмоции.

Девиз репортажа – «От эффекта присутствия – к эффекту соучастия». Соучастие – результат творческой обработки факта.

Возможности личного творчества у репортера, создающего картинку, практически неограниченны, поскольку о реальном рассказывается с привлечением «образной догадки». Причем, у каждого, даже самого искреннего очевидца событий может быть свой угол зрения и «своя правда». Какие-то пропущенные детали способны отчасти или даже полностью исказить картину, а значит и впечатление, созданное опубликованными фактами. Проверять себя репортер должен, проверяя точность интонации, возникшей в результате работы по передаче факта.

В форме событийного репортажа наглядно предстают:

· экстремальные ситуации, бедствия, катастрофы,

· пик спортивных состязаний,

· свидетельства мужественных поступков,

· свидетельства обвинения,

· хроника происшествий (Дом переехал...),

· рассказы об открытиях.

В самой манере писать по-репортажному очень много «соблазнов» подправить факт, рассказать о нем чуть с большей горячностью, чем он того заслуживает, возникают эмоциональные перехлесты, намеренное выпячивание малосущественных, но «нужных автору» деталей... Эффект внушения – оружие сильное и обоюдоострое.

Вопросы для повторения

1. Какими способами достигается наглядность новости?

2. Что такое колорит события?

3. Каковы возможности использования сенсорных деталей репортерской «картинки»?

4. Чем отличается репортажный стиль от иных способов изложения?

5. Какую роль играют «лица сквозь факты»: сценки в репортерских картинках?

6. Что предполагает «наблюдение за наблюдателем»?

7. Как передается ритм события?

8. Что такое «действующее «я»? Как складывается репортажный сюжет?

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы эффективности работы репортера очень актуальны.

Отбор «от интересов аудитории», как и профессиональное умение «зазвать», читателя, заставить его прочитать текст, связаны с далеко идущими целями: необходимо помочь аудитории в социальной ориентации, идя путем увлекательного и достоверного информирования (в этом – смысл журналистской деятельности). Работа репортеров, безусловно, воздействует – не убеждением, так побуждением, внушением. Творческая задач репортеров состоит в том, чтобы соотнести точность «взгляда со стороны» с моментом неожиданности, с потрясающими подробностями, – всем тем в живом факте, что пробуждает эмоции.

Факт выбирается с оглядкой на вкусы читателя; важны и соображения входит или нет тема, встающая за фактом, в русло интересов издания. Профессионал сразу видит, есть ли в событии «новостные элементы», – крупицы сведений, которые могут сделать его материал интересным, «читабельным». И он в состоянии представлять правду факта, демонстрируя точность выбора, непредвзятость, исчерпывающую краткость сведений в рамках жанра и темы.

Смысл усилий репортера – выразительно и, по возможности, точно передавать факт, чем-то выделяющийся из среды других, представлять его как выбранный не случайно и не зря. Своеобразный талант репортера – «чутье на новость» – проявляется и в точности отбора материала, и в ощущении творческих возможностей, открывающихся при создании заметки, репортажа как литературной версии факта. Профессионально точный выбор из целого моря событий и происшествий фактов особенных, «новостных» необходимо подкреплять профессионализмом их обработки.

Репортерское сообщение так представляет факт, чтобы возник к нему интерес и чтобы этот интерес возрастал, чтобы в газетных новостях были сбалансированы неожиданное (сенсационное) и значимое, помогающее читателю ориентироваться в пространстве социума.

 


 

ЛИТЕРАТУРА

Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.

Шостак М.И. Оперативная журналистика. – М., 1999.

Шостак М.И. Жанры газеты. – М.: МГИ, 2000.

Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

Шостак М.И. Краткие новости. – М.: Пульс, 2002.

Шостак М.И. Работа над новостями // Курс повышения квалификации редактора районной газеты. – М., 2002.

Шостак М.И. Журналистика новостей // Журналист. – 1997. – № 9.

Шостак М.И. «Картинки» репортера // Журналист. – 1997. – № 10.

Шостак М.И. Факт и новость (Что интересно в новости) // Профессия – журналист. – 2002. – № 2.

Шостак М.И. Самоочевидный факт // Профессия – журналист. – 2002. – № 3.

Шостак М.И. Свидетельство о факте (Ссылки и цифры в новостях) // Профессия – журналист. – 2002. – №4.

Шостак М.И. Как расширяется новость // Профессия – журналист. – 2002. – № 7–8.

Шостак М.И. Оживший факт или наброски с натуры // Профессия – журналист. – 2002. – № 9.

Шостак М.И. Несколько строчек в газете // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 4–5.

 


 

Содержание

 

Введение Особенности работы репортера. 3

Констатация фактов «Жесткие новости». 10

1. Хроника. 10

2. Заметка в стиле «hard». 15

3. Расширенная заметка. 19

4. Заметка – «новость с двойным дном». 20

5. Вопросы саморедактирования новостей «в стиле hard». 22

Сообщения с подработкой фактов «мягкие» и углубленные новости. 24

1. Мягкие новости (soft news) 24

2. Углубленные новости. 30

Удостоверенность и уточняющий материал новостей. 32

1. Ссылки. 32

2. Цифры.. 35

3. Цитаты.. 36

Наглядное изображение фактов. «Картинки» репортера. 41

1. Зарисовки в современной прессе. 41

2. Событие как процесс. Репортаж.. 46

Заключение. 50

Литература. 51

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.