Проблема поступления ребенка в школу. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проблема поступления ребенка в школу.

2021-06-02 27
Проблема поступления ребенка в школу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Для детей, поступивших в школу, характерны проблемы, связанные с низким уровнем готовности к школе. Студенты, прошедшие обучение в практикуме, должны уметь выявить структуру школьной готовности ребенка, уяснить соотношение сформированных и несформированных компонентов школьной готовности. Возрастно-психологическое консультирование связано с запросами родителей по поводу проблем, типичных для детей 6-7-летнего возраста. Семейное консультирование направлено на помощь родителям в анализе семейной ситуации: вычленении кризисных аспектов внутри нее, поиск выхода из кризиса (например, нахождение вариантов перераспределения семейных обязанностей в связи с необходимостью помощи ребенку в учебе). Психолого-просветительская работа включает в себя предоставление родителям знаний о кризисе семи лет как одной из предпосылок школьной готовности, психологических аспектах готовности к школе, взаимоотношениях с ребенком по поводу его учебы в школе, изменениях семейной ситуации в связи с переходом ребенка в школу. Диагностическая работа направлена на исследование школьной готовности, диагностику личностных предпосылок школьной адаптации. Методики, изучаемые студентами для такой диагностики, должны отвечать основным требованиям к психодиагностическим техникам, используемым в консультировании (минимум времени при максимуме информативности).      

При изучении консультирования семей с первоклассниками преподаватели практикума знакомят студентов со взглядами на проблему адаптации ребенка к школе, которые сформировались в семейной психологии. Например, необходимо подробно обсудить точку зрения, согласно которой школьная дезадаптация ребенка с нормальным интеллектом является симптомом семейной дисфункции. Студенты должны уметь, работая с семьей, выделить ключевые параметры семейной ситуации, которые могут приводить к возникновению у ребенка проблемы как дисфункционального способа разрешения семейных проблем. Важным умением в работе с семьей является исследование помощи,с учебой, которую родители оказывают ребенку. Необходимо уметь оценить, насколько она приемлема для ребенка, насколько способствует формированию у него развитой учебной деятельности, каковы эмоциональные аспекты родительской помощи и т.д.

  Важнейшим показателем адаптации ребенка к школе является его эмоциональное состояние. Студенты, прошедшие практикум, должны уметь при исследовании эмоционального состояния проследить влияние основных факторов, обусловливающих его (переживания ребенка по поводу учебы, восприятие учительского отношения, влияние родительских требований и др.), при помощи минимума диагностических средств. Важнейшие умения для работы с эмоциональными аспектами адаптации ребенка к школе, которые получают студенты – диагностика эмоционального состояния ребенка минимумом средств, сравнительный анализ влияния различных факторов, учет тревожности ребенка. Студенты должны научиться консультировать родителей по поводу эмоционального состояния школьника, владеть техниками передачи родителям эмоционального опыта ребенка (например, при помощи обмена ролей). Умение работать с эмоциональным состоянием ребенка базируется на изучении приемов и техник детской психотерапии.

Студенты, прошедшие подготовку в практикуме, должны обладать знаниями, умениями и навыками, нужными для работы с психогенной школьной дезадаптацией (ПШД) у первоклассников. Необходимо уметь построить клиническую беседу, провести диагностику психологических предпосылок ПШД у ребенка и его ресурсов для преодоления проблемы, оценить потенциал семьи в оказании ребенку эмоциональной поддержки и т.д. Возможно, промежуточный контроль знаний, полученных студентами, имеет смысл проводить в виде задания на составление плана диагностико-консультативной работы по случаю ПШД у первоклассника.

 

Направления коррекционной работы.

  1. Развивающие занятия для повышения психологической готовности к школе (Н.И. Гуткина, Н.Л. Морина и Е.Е. Данилова и др.).
  2. Развитие эмоциональной устойчивости детей (психотерапевтические приемы, «Лесенка радости» О.В. Хухлаевой и др.)
  3. Занятия по развитию интеллектуальных функций, понятийного мышления и др.).

     Задание для самостоятельной работы.

Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.

Родители Алеши К. (6 лет 8 мес.) пришли на консультацию, поскольку у ребенка после полугода учебы в школе появился симптом, с которым было рекомендовано обратиться к психологу. Мальчик пошел в школу чуть старше 6 лет, хотя по сложившейся в школе практике туда не принимали детей моложе 6 с половиной лет на начало учебного года. Связано это было с тем, что школа работает по усложненной программе с элементами развивающего обучения. Первое время ребенок справлялся с учебными нагрузками на среднем уровне, впоследствии стали заметны признаки эмоциональной напряженности и повышенной тревожности (трудности при устном ответе перед классом, грызение ногтей, двигательная расторможенность и пр.) К концу первого полугодия мальчик, сидя в классе у окна, стал во время урока жевать занавески.

  1. Составьте план анамнестической беседы с родителями.
  2. Выберите методики для психодиагностического обследовании в рамках консультации.
  3. Составьте план психолого-просветительской работы с родителями (в формате индивидуальной консультации или беседы с группой) по данному случаю.
  4. Спланируйте консультацию с родителями ребенка. Особое внимание обратите на формулирование диагноза, содержащего в себе прогноз, в диалоге с родителями. Продумайте содержание рекомендаций и технику их передачи родителям.

Окончание первого класса

В консультировании по проблемам школьников, заканчивающих первый класс, бывает необходимо оценить адаптированность ребенка к школе. Адаптированность определяется как внешними (успеваемость, групповой статус, мнение педагогов), так и внутренними (эмоциональное состояние, удовлетворенность школой, тревожные ожидания и т.п.) Важным аспектом школьной адаптации является наличие интереса к учебе и желание ребенка ходить в школу. Студенты, прошедшие подготовку в практикуме, должны уметь проводить экспресс-диагностику названных параметров и излагать полученные результаты родителям. Необходимо, чтобы будущие специалисты имели представление о том, что может рассматриваться как признак неблагоприятных тенденций, которые могут к окончанию начальной школы перерасти в серьезные проблемы. К их числу относится аутсайдерство, хроническая неуспеваемость, несформированность основных новообразований возраста, отход от школы в подростковом возрасте.

Направления коррекционной работы

  1. Развитие учебной мотивации за счет содействия ребенку в формировании учебных действий.
  2. Содействие родителям в принятии ребенка и приведении своих требований в соответствие с возможностями и интересами ребенка.

Задание для самостоятельной работы.

Рассмотрите ситуацию, ответьте на вопросы и выполните задания.

 

Родители Ромы К. обратились в консультацию по поводу снижения успеваемости у мальчика к концу 1 класса. По их словам, Рома пошел в школу готовым к ней, но отношения с учителями вызывали у него эмоциональное напряжение. Успеваемость стала снижаться, и к концу первого класса снизилась, по словам родителей, в среднем на один балл, по сравнению с началом учебного года.

 

1. Сформулируйте максимальное число предположений о причинах снижения успеваемости у мальчика.

2. Наметьте план диагностико-консультативной работы по изучению семейной ситуации.

3. Продумайте консультативные техники помощи родителям в изменении своих требований к ребенку (возможно, завышенных) и оказании ему эмоциональной поддержки.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.