Несформированность отдельных компонентов учебной деятельности. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Несформированность отдельных компонентов учебной деятельности.

2021-06-02 51
Несформированность отдельных компонентов учебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один из наиболее частых поводов обращения в консультацию – несформированность отдельных учебных действий у младшего школьника. Это могут быть действия, необходимые для усвоения какого-либо предмета (математики, родного языка и т.д.), или универсальные действия (рефлексия, анализ, планирование). В этом случае родители нередко жалуются на то, что ребенок не умеет учиться.

Задание для самостоятельной работы     

В консультацию обратились родители ученицы второго класса Яны К. по поводу проблемы с изучением математики. По словам родителей, девочка складывает в столбик двузначные числа, даже небольшие. Беседа с родителями и психодиагностическая работа с Яной показали, что после рождения второго ребенка в семье девочка чувствует себя несколько одиноко, склонна к уходу в фантазии. В настоящее время родительские обязанности по отношению к девочке выполняет ее тетя. Диагностика учебной деятельности показала, что Яна не владеет действием сложения методом состава числа. Выяснилось также, что при перенесении усвоенного принципа действий Яна не всегда анализирует задачу относительно применимости усвоенного принципа, и может недостаточно критически применить его без нужных изменений к новой задаче. Вместе с тем девочка легко находит ошибки и самостоятельно их исправляет, внося нужные изменения в усвоенный принцип решения задачи.

Направления коррекционной работы.

А) Содействие формированию учебной деятельности. На материале школьных заданий помочь сформировать рефлексию, анализ и планирование учебной деятельности.

Б) Помочь родителям восстановить контакт с дочерью, отводить регулярно, хотя бы и немного времени на общение с ней, преодолеть образовавшийся дефицит положительных эмоций.

Задания для самостоятельной работы.

1. Наметьте последовательность и методики диагностической работы.

2. Выберите пути и средства для помощи родителям в планировании помощи девочке в учебе. Задача в том, чтобы родительская помощь не только и не столько «латала дыры» в знаниях, умениях и навыках, сколько содействовала формированию учебной деятельности.

Окончание начальной школы

В центре консультативной работы по поводу проблем детей, заканчивающих начальную школу – проблемы сформированности новообразований младшего школьного возраста и психологической готовности к средней школе.

Работая с четвероклассниками, будущие практики должны уметь оценить психологическую готовность к перехода ребенка в среднюю школу. Процесс формирования возрастных новообразований еще не завершен, но о благополучии или проблемах в этой области уже можно судить по интеллектуальным и личностным особенностям четвероклассника. Студенты должны уметь провести экспресс-диагностику интеллектуальных и личностных перехода в среднюю школу, дать родителям рекомендации, направленные на содействие ребенку в благополучном переходе из начальной школы в среднюю.

  В консультировании семьи по поводу проблем у четвероклассников можно выделить несколько важнейших задач. Студенты, прошедшие подготовку в практикуме, должны уметь решать эти задачи. К ним относятся помощь родителям в перестройке отношений с ребенком по поводу учебы в школе, содействие в повышении родительской компетенции и удовлетворении «чувства взрослости» младшего подростка в общении с родителями, помощь младшему подростку в осознании и преодолении негативных ожиданий относительно учебы в средней школе.

Некоторые случаи представляют собой особые трудности для практиков и требуют особой квалификации. К ним относятся так называемые «порочные круги» в отношениях детей по поводу учебы с окружающими их взрослыми. Например, придавая преувеличенно большое значение успеваемости ребенка, родители могут создать так называемое условие ценности, по терминологии К. Роджерса. При этом условии ребенок чувствует, что ценим родителями и может рассчитывать на их уважительное отношение и эмоциональную поддержку только в том случае, если соответствует их требованиям. Далее может сложиться замкнутый круг (например, страх получить плохую оценку – повышенное эмоциональное напряжение в ситуации контроля знаний – неуспех на контрольных). Такая ситуация требует высокой квалификации при вмешательстве, знания техник семейной терапии и др. Студенты, прошедшие подготовку в практикуме, получить представление о работе с такими случаями.

Таким образом, студенты, прошедшие подготовку в практикуме, должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения основных задач диагностико-консультативной работы с младшими школьниками и их родителями.

 

4.6. Задания для практикума по младшему школьному возрасту.

4.6.1. В консультацию обратилась мама Артема К. (9 лет, 3 класс) по поводу повышенной возбудимости ребенка, которая проявляется в агрессии мальчика по отношению к другим детям. Беседа с мамой показала, что отец мальчика – алкоголик, хотя мама этого не признает и не хочет признать.

Задания для самостоятельной работы.

А) Определите возможные границы вмешательства, пользуясь своими представлениями о профессиональной компетенции и профессиональной этике.

Б) С учетом определенных Вами границ наметьте пути психологической помощи ребенку.

В) Выберите средства психологической помощи и наметьте последовательность работы, спланируйте работу с семьей. 

4.6.2. В консультацию обратилась бабушка Лены В. (9 лет, 3 класс) по поводу неприятной привычки у внучки кричать, обращаясь к членам семьи, находящимся в другом конце квартиры, вместо того, чтобы подойти и говорить негромко. Диагностическая работа показала, что в силу ряда внешних обстоятельств и особенностей индивидуального развития у девочки раньше, чем обычно бывает, наступил подростковый кризис.

Задания для самостоятельной работы.

А) Определите основные направления психолого-просветительской работы с родителями для уяснения сложившейся ситуации.

Б) Наметьте пути и средства формулирования психологического диагноза в диалоге с родителями.

В) Выберите техники исследования родительско-детского общения, чтобы выяснить, насколько удовлетворено в семье «чувство взрослости» девочки. 

4.6.3. У Саши Т. средний уровень умственного развития, однако, стараниями родителей он пошел в школу-гимназию. С нагрузками, которые на него там легли, мальчик справляется с большим трудом. Перед мамой, которая в какой-то мере реализуется за счет успехов ребенка, дилемма: либо забрать сына из престижной школы и перевести в обычную, где у него могут быть трудности в адаптации к новому коллективу, но он будет хорошо учиться, либо оставить в школе-гимназии (т.е. в ситуации хронического неуспеха).

Задания для самостоятельной работы

А) Наметьте пути проработки имеющихся у мамы альтернатив с учетом интеллектуальных возможностей и личностных особенностей ребенка.

Б) Продумайте работу с имеющейся дилеммой в консультации.

В) Выберите средства психодиагностического обследования ребенка и мамы в условиях консультации.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.