Научно-теоретические основы консультирования младших школьников — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Научно-теоретические основы консультирования младших школьников

2021-06-02 28
Научно-теоретические основы консультирования младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 4

Младший школьный возраст

Научно-теоретические основы консультирования младших школьников

4.1.1. Определение. Возрастно-психологическое консультирование по проблемам младших школьников представляет собой комплексную психологическую помощь детям младшего школьного возраста и их семьям. Психологическая помощь основывается на ключевых теоретических положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского, на сформулированных им представлениях о возрасте, социальной ситуации развития, возрастных новообразованиях, кризисах и др. В содержательном плане возрастно-психологическое консультирование представляет собой единство различных видов практической работы (консультирование, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое просвещение).

 

Младший школьный возраст

В учебной программе практикума кратко рассмотрены основные характеристики младшего школьного возраста.

Основные понятия

Социальная ситуация развития. Социальная ситуация развития ребенка при переходе в школу меняется в корне. Его отношения со взрослыми в значительной степени опосредованы учебой и проблемами, связанными с ней. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество».

Общение с взрослыми. Для младшего школьника общение со взрослыми делится на две сферы – общение с учителями и общение с родителями. В обеих сферах общение относительно учебы занимает важное место - первое, что взрослые спрашивают у ребенка: «Как ты учишься?»

Ведущая деятельность. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста с момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему отношений младшего школьника. Переход ребенка в школу не всегда совпадает со сменой ведущей деятельности. В возрастно-психологическом консультировании считается, что учебная деятельность, становится ведущей тогда, когда у ребенка появляются специфические трудности, связанные с учебой в школе. Большое значение для развития ребенка 6 – 7 лет и старше имеют игра и продуктивная деятельность. Начиная с 9 – 10 лет, все более важную роль играет общение со сверстниками.

Общение со сверстниками. В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т. п.). К концу обучения в начальных классах у детей возникает стремление занять определенное место среди товарищей. Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребенка среди других. Мнение и оценки сверстников становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.

Роль совместной учебной деятельности младших школьников в становлении их субъектности исследовали В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и другие. Было выявлено влияние кооперации со сверстниками, характера их общения на развитие мышления у младших школьников. Координация точек зрения относительно учебного содержания, обмен и перераспределение учебными действиями образуют то социально-психологическое пространство, в котором оформляются индивидуально-психологические способности.

Познавательное развитие. Младший школьный возраст — возраст интенсив­ного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех пси­хических процессов, их осознание; развивается произвольность познавательной деятельности. В этом возрасте интенсивно развивается теоретическое мышление, рефлексия собственной познавательной деятельности, благодаря чему возникает новая форма познавательной мотивации – теоретическое отношение к действительности.

Новообразования. Основным интеллектуальным новообразованием возраста становится произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредование, ко­торое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.

Основными личностными новообразованиями являются новая структура самосознания, новые виды мотивов, произвольная регуляция собственной деятельности. В возрасте 7 –11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, является субъектом социальных отношений. В мотивационной сфере особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятель­ности. В этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Стремление к самоутверждению стимулирует ребен­ка к нормативному поведению.

В развитии произвольности происходит качественный скачок - ребенок в младшем школьном возрасте овладевает сво­им поведением. Превращение ученика в учащегося (Д.Б. Эльконин) означает в том числе и становление развитой произвольной регуляции деятельности.

Вопросы и задания.

  1. Выделите основные линии интеллектуального развития в младшем школьном возрасте.
  2. Назовите основные параметры личностного развития младшего школьника.
  3. Почему правомерно, на примере младшего школьного возраста, утверждать, что социальная ситуация развития «взрывается изнутри», по словам Д.Б. Эльконина, и как предпосылки ее изменения могут становиться поводами для обращений родителей в консультацию.
  4. Какие перестройки в личностной сфере ребенка происходят в связи с началом обучения в школе?
  5. Как влияет учебная деятельность на развитие мышления младшего школьника? Какие перестройки познавательных функций происходят в связи с развитием мышления?
  6. Какие новообразования в области мотивационно-эмоциональной сферы формируются у ребенка в младшем школьном возрасте?
  7. Каковы пути развития рефлексии у детей младшего школьного возраста?
  8. Каковы стадии формирования системы учебно-важных качеств в младшем школьном возрасте?
  9. Каковы условия организации умственной деятельности, необходимые для повышения эффективности учения?
  10. Каковы закономерности и механизмы возникновения совместных учебных действий?
  11. В чем проявляются особенности общения младших школьников со сверстниками?

 

  1. Во время практики проведите наблюдение за учебой младших школьников (первоклассников и четвероклассников) в течение урока. В чем разница между внешней стороной учебной деятельности у первоклассников и у четвероклассников?
  2. Проведя наблюдение во время урока у четвероклассников, попробуйте выделить тех учеников, у кого больше развито субъектное отношение к учебе. На основе каких признаков их можно выделить?

Литература

1. Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижений детей 9 – 11 лет. МД – решетка Шмальта. М., 1998.

2. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Лекции. М., 2001

3. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 1996, с. 160-169.

4. Давыдов В.В. (ред.). Психическое развитие младших школьников. М., 1990.

5. Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3 – 4.

6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996

7. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 1996, с. 152-158.

8. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. СПб.; Рига, 1996.

9. Практическая психология образования. Уч. Пособие для студентов под ред. И.В. Дубровиной. С.-Пб., «Питер», 2004.

10. Психодиагностические методы в работе со школьниками 1- 2 классов. Ред.-сост. Д.В. Лубовский. М. – Воронеж НПО «МОДЭК», 2002. 

11. Психодиагностические методы в работе со школьниками 3 - 4 классов. Ред.-сост. Д.В. Лубовский. М. – Воронеж НПО «МОДЭК», 2003. 

12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб., 1998.

13. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М. – Воронеж: МПСИ, 1996.

14. Семья в психологической консультации М. «Педагогика», 1989.

15. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И. Чудинова Е.В.

Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии, 1993, №4, с. 35 -43.

16. Цукерман Г.А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? // Вестник ассоциации «Развивающее обучение». 1997. №2.

17. Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности: опыт типологического анализа // Вопросы психологии. 1999. №6.

18. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 1996, с. 158-160.

 

Темы групповых дискуссий.

1. Какова социальная ситуация развития современного младшего школьника, в чем ее коренные отличия от социальной ситуации развития 30 – 40 лет назад, когда были получены многие данные, до сих пор встречающиеся в учебниках возрастной психологии.

2. Как меняется система взаимоотношений ребенка с семьей после перехода в школу?

3. Почему за рубежом в семейной психологии переход ребенка в школу рассматривается как нормативный кризис, в какой мере это мнение адекватно для условий нашей страны?

4. Когда реально учебная деятельность становится для школьника ведущей?

5. Какие виды деятельности, кроме учебной, являются движущей силой формирования новообразований младшего школьного возраста, в том числе «чувства взрослости»?

6. В какой мере при благоприятном варианте развития учебная деятельность формируется уже в младшем школьном возрасте (что действительно может быть сформировано, что еще продолжает формироваться)?

7. Какова феноменология кризиса 7 лет у современных детей, в чем отличия от классических описаний, как протекает кризис (например, что более выражено – негативная симптоматика или желание идти в школу)?

8. Какую специфику приобрел процесс формирования внутренней позиции школьника у современных детей, какие компоненты (мотивационный, эмоциональный и др.) сформированы, какие могут отсутствовать?

9. Проблема заключается в том, изменилась ли норма развития в настоящее время, по сравнению с ситуацией в прошлом, какие отличия имеются?

10. Что можно считать нормой интеллектуального (личностного, эмоционального и др.) развития, что является признаком «группы риска» возникновения нарушений, что - признаком аномалии развития?

 

Окончание первого класса

В консультировании по проблемам школьников, заканчивающих первый класс, бывает необходимо оценить адаптированность ребенка к школе. Адаптированность определяется как внешними (успеваемость, групповой статус, мнение педагогов), так и внутренними (эмоциональное состояние, удовлетворенность школой, тревожные ожидания и т.п.) Важным аспектом школьной адаптации является наличие интереса к учебе и желание ребенка ходить в школу. Студенты, прошедшие подготовку в практикуме, должны уметь проводить экспресс-диагностику названных параметров и излагать полученные результаты родителям. Необходимо, чтобы будущие специалисты имели представление о том, что может рассматриваться как признак неблагоприятных тенденций, которые могут к окончанию начальной школы перерасти в серьезные проблемы. К их числу относится аутсайдерство, хроническая неуспеваемость, несформированность основных новообразований возраста, отход от школы в подростковом возрасте.

Направления коррекционной работы

  1. Развитие учебной мотивации за счет содействия ребенку в формировании учебных действий.
  2. Содействие родителям в принятии ребенка и приведении своих требований в соответствие с возможностями и интересами ребенка.

Задание для самостоятельной работы.

Рассмотрите ситуацию, ответьте на вопросы и выполните задания.

 

Родители Ромы К. обратились в консультацию по поводу снижения успеваемости у мальчика к концу 1 класса. По их словам, Рома пошел в школу готовым к ней, но отношения с учителями вызывали у него эмоциональное напряжение. Успеваемость стала снижаться, и к концу первого класса снизилась, по словам родителей, в среднем на один балл, по сравнению с началом учебного года.

 

1. Сформулируйте максимальное число предположений о причинах снижения успеваемости у мальчика.

2. Наметьте план диагностико-консультативной работы по изучению семейной ситуации.

3. Продумайте консультативные техники помощи родителям в изменении своих требований к ребенку (возможно, завышенных) и оказании ему эмоциональной поддержки.

 

Окончание начальной школы

В центре консультативной работы по поводу проблем детей, заканчивающих начальную школу – проблемы сформированности новообразований младшего школьного возраста и психологической готовности к средней школе.

Работая с четвероклассниками, будущие практики должны уметь оценить психологическую готовность к перехода ребенка в среднюю школу. Процесс формирования возрастных новообразований еще не завершен, но о благополучии или проблемах в этой области уже можно судить по интеллектуальным и личностным особенностям четвероклассника. Студенты должны уметь провести экспресс-диагностику интеллектуальных и личностных перехода в среднюю школу, дать родителям рекомендации, направленные на содействие ребенку в благополучном переходе из начальной школы в среднюю.

  В консультировании семьи по поводу проблем у четвероклассников можно выделить несколько важнейших задач. Студенты, прошедшие подготовку в практикуме, должны уметь решать эти задачи. К ним относятся помощь родителям в перестройке отношений с ребенком по поводу учебы в школе, содействие в повышении родительской компетенции и удовлетворении «чувства взрослости» младшего подростка в общении с родителями, помощь младшему подростку в осознании и преодолении негативных ожиданий относительно учебы в средней школе.

Некоторые случаи представляют собой особые трудности для практиков и требуют особой квалификации. К ним относятся так называемые «порочные круги» в отношениях детей по поводу учебы с окружающими их взрослыми. Например, придавая преувеличенно большое значение успеваемости ребенка, родители могут создать так называемое условие ценности, по терминологии К. Роджерса. При этом условии ребенок чувствует, что ценим родителями и может рассчитывать на их уважительное отношение и эмоциональную поддержку только в том случае, если соответствует их требованиям. Далее может сложиться замкнутый круг (например, страх получить плохую оценку – повышенное эмоциональное напряжение в ситуации контроля знаний – неуспех на контрольных). Такая ситуация требует высокой квалификации при вмешательстве, знания техник семейной терапии и др. Студенты, прошедшие подготовку в практикуме, получить представление о работе с такими случаями.

Таким образом, студенты, прошедшие подготовку в практикуме, должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения основных задач диагностико-консультативной работы с младшими школьниками и их родителями.

 

4.6. Задания для практикума по младшему школьному возрасту.

4.6.1. В консультацию обратилась мама Артема К. (9 лет, 3 класс) по поводу повышенной возбудимости ребенка, которая проявляется в агрессии мальчика по отношению к другим детям. Беседа с мамой показала, что отец мальчика – алкоголик, хотя мама этого не признает и не хочет признать.

Задания для самостоятельной работы.

А) Определите возможные границы вмешательства, пользуясь своими представлениями о профессиональной компетенции и профессиональной этике.

Б) С учетом определенных Вами границ наметьте пути психологической помощи ребенку.

В) Выберите средства психологической помощи и наметьте последовательность работы, спланируйте работу с семьей. 

4.6.2. В консультацию обратилась бабушка Лены В. (9 лет, 3 класс) по поводу неприятной привычки у внучки кричать, обращаясь к членам семьи, находящимся в другом конце квартиры, вместо того, чтобы подойти и говорить негромко. Диагностическая работа показала, что в силу ряда внешних обстоятельств и особенностей индивидуального развития у девочки раньше, чем обычно бывает, наступил подростковый кризис.

Задания для самостоятельной работы.

А) Определите основные направления психолого-просветительской работы с родителями для уяснения сложившейся ситуации.

Б) Наметьте пути и средства формулирования психологического диагноза в диалоге с родителями.

В) Выберите техники исследования родительско-детского общения, чтобы выяснить, насколько удовлетворено в семье «чувство взрослости» девочки. 

4.6.3. У Саши Т. средний уровень умственного развития, однако, стараниями родителей он пошел в школу-гимназию. С нагрузками, которые на него там легли, мальчик справляется с большим трудом. Перед мамой, которая в какой-то мере реализуется за счет успехов ребенка, дилемма: либо забрать сына из престижной школы и перевести в обычную, где у него могут быть трудности в адаптации к новому коллективу, но он будет хорошо учиться, либо оставить в школе-гимназии (т.е. в ситуации хронического неуспеха).

Задания для самостоятельной работы

А) Наметьте пути проработки имеющихся у мамы альтернатив с учетом интеллектуальных возможностей и личностных особенностей ребенка.

Б) Продумайте работу с имеющейся дилеммой в консультации.

В) Выберите средства психодиагностического обследования ребенка и мамы в условиях консультации.

 

Раздел 4

Младший школьный возраст

Научно-теоретические основы консультирования младших школьников

4.1.1. Определение. Возрастно-психологическое консультирование по проблемам младших школьников представляет собой комплексную психологическую помощь детям младшего школьного возраста и их семьям. Психологическая помощь основывается на ключевых теоретических положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского, на сформулированных им представлениях о возрасте, социальной ситуации развития, возрастных новообразованиях, кризисах и др. В содержательном плане возрастно-психологическое консультирование представляет собой единство различных видов практической работы (консультирование, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое просвещение).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.