Особенности самооценки в старшем дошкольном возрасте — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности самооценки в старшем дошкольном возрасте

2021-05-28 36
Особенности самооценки в старшем дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы конфликтности и самооценки в психологии……….........……………………………………………………..…..6

1.1. Понятие самооценки, ее виды……………………………………………6

1.2. Психологические особенности самооценки дошкольника....................15

1.3. Психологические проблемы конфликтности человека………………...21

1.4. Общая характеристика конфликтности дошкольника………………….35

Глава II. Экспериментальное изучение  влияние самооценки на уровень конфликтности в старшем дошкольном возрасте……………………………50

2.1. Описание методов исследования………………………………...........50

2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………………….55

Заключение ……………………………………………………………………...65

Библиография ……………………………...........................................................67

Приложение..........................................................................................................73

 


Введение

 

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики приобретает первостепенное значение.

Необходимость ранней диагностики нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе дошкольного образовательного учреждения есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер. Следовательно, диагностика симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их, делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

Уровни конфликтности личности определяет специфика ее самооценки, которая складывается в течение всей жизни, но, однако наиболее интенсивное ее формирование приходится на дошкольное детство. Если вспомнить учение о кризисах развития Э. Эриксона и Л.С. Выготского, то можно предположить, что сензитивной фазой формирования самооценки, является как раз период кризиса, когда вскрываются основные противоречия между новыми возможностями и потребностями ребенка и старой системой отношений со взрослыми. В зависимости от принципиального разрешения этого противоречия и закладывается либо адекватная, либо неадекватная самооценка в двух различных формах, впоследствии с трудом поддающаяся коррекции и изменениям. Любые нарушения адекватности в системе самооценок лежат в основе внутренних противоречий и, как следствие этого внутренних и внешних конфликтов.

Актуальностьданной проблемы определила выбор темы: " Взаимосвязь показателей конфликтности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста ".

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально установить влияние самооценки на уровень конфликтности в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Предмет исследования – уровни самооценки и конфликтности у старших дошкольников.

Анализ состояния проблемы в психологической теории и практике, определение цели, объекта и предмета позволили сформулировать гипотезу исследования: между уровнями самооценки и конфликтности в старшем дошкольном возрасте существует обратная корреляционная зависимость.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой нами гипотезой сформулированы следующие з адачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ исследований, посвященных проблеме самооценки и конфликтности.

2. Выявить уровни самооценки и конфликтности в старшем дошкольном возрасте.

2. Установить взаимосвязь между уровнями самооценки и конфликтности в старшем дошкольном возрасте.

Методы исследования:

· анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

· беседа с дошкольниками и педагогами;

· констатирующий эксперимент;

· методы математической статистики;

· проективные методики (В.Г.Щур «Лесенка», «Нарисуй себя», «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бака, «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, С.Розенцвейга).

Исходной теоретико-методологической основой исследования стали учение о закономерностях психического развития ребенка, развиваемое в трудах Л.И. Божович (11), Л.С. Выготского (18), С.Л. Рубинштейна (67); теоретические и экспериментальные исследования детской конфликтности Л.Н. Галигузова, Т.А. Павленко, Е.О. Смирнова; субъектно-деятельностный подход, рассмотренный в трудах А.В. Петровского (60), Д.Б. Эльконина (80).

База исследования: подготовительные группы детских дошкольных учреждений №3 «Сказка», №9 «Почемучка» города Когалыма, Тюменской области.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась системно-структурным подходом в анализе изучаемых явлений, комплексной методикой исследования, разносторонним качественным и количественным анализом полученных данных.

Структура и объем работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, Двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложений.

Общий объем работы: 73 страница. К работе приложены таблицы, диаграммы, гистограммы. Список литературы содержит 82 наименования.


Глава I. Теоретические аспекты проблемы конфликтности и

Самооценки в психологии

Понятие самооценки, ее виды

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание – это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям (35).

И.С. Кон (43) определяет самооценку как конкретную форму проявления самосознания и самовоспитания детей, составную часть их нравственного мира, порождающую ряд переживаний, относящихся к нравственному ми­ру личности.

По определению Л.И. Рувинского, (65) самооценка это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве; включающее выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько (42) в своих работах выделяют общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера, результата своей какой-либо конкретной деятельности. На основе частных самооценок формируется глобальная самооценка. Процесс ее формирования противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В общей, или глобальной самооценке отражается целостное отношение человека к самому себе, одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью.

Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Самооценка имеет важное отличие от интроспекции. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, какие он себе ставит. Расхождения между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, конфликтность.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (и принижает их при завышенной самооценке).

В.В. Марков дает следующее определение самооценке – способность личности оценить особенности своего характера, нравственные качества, природные способности, поступки, внешность (личная самооценка), а также процесс и результат своей деятельности (деятельностная самооценка).

Самооценка – элемент самосознания, характеризующий эмоционально насыщенными оценками самого себя. По утверждению, А.В. Захаровой (32), самооценка – важный регулятор поведения. Она во многом определяет взаимоотношения человека с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка имеет существенное влияние на развитие личности.

Сущность онтогенеза самооценки, ее структуру, функции, возможности и закономерности формирования, разработку ее теоретических аспектов можно найти в отечественной психологии в трудах Б.Г. Ананьева (2), А.А. Бодалева (10), Л.И. Божович (11), И.С. Кона (44), А.Г. Ковалева (37), А.И. Липкиной (23), А.Е. Захаровой (32), В.В. Столина (72); в зарубежной психологии – в работах У. Джемса (32), Ч. Кули (33), Дж. Мида (66), Э. Эриксона (66), К. Роджерса (34) и др.

Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей социальной среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями.

При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям (Г. Салливена, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни (25)). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается давлением постоянного конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является полным, искаженным.

По мнению К. Хорни, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связаны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальными реальным «Я», что является источником «внутренних неурядиц», которые часто становятся неустранимыми.

Вопросам формирования самооценки и ее роли в развитии личности уделено большое внимание в концепции личности американского психолога К. Роджерса (34). Он считает самооценку центральным звеном в структуре личности. В результате взаимодействия с окружающей средой, «оценочного взаимодействия» с другими людьми у человека возникает и представление о самом себе. Все поведение ребенка, его опыт, его дальнейшее развитие, структура его личности согласуется с его самооценкой, которая, по мнению К. Роджерса, обеспечивает человеку ориентацию в окружающей социальной среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации – приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

В работах Б.Г. Ананьева (2), А.А. Бодалева (10), Л.И. Божович (11), А.Г. Ковалева (37), И.С. Кона(44) показано, что осознание свойств и качеств своей личности, определенный уровень самооценки – необходимая предпосылка самовоспитания, важный фактор этого процесса. Авторы указывают на зависимость между уровнем развития самооценки и отношением человека к самовоспитанию, эффективностью работы над собой.

В теориях психологов Е.И. Саванько (49), Л.С. Славиной (71), А.В. Захаровой (32) самооценка, как сторона самосознания личности, является сложным продуктом познания и общения и возникает как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразными отношениями с окружающими людьми. Источником самооценки, по мнению этих ученых, является познание другого человека. Сравнивая себя с другими, человек замечает у себя то, что сначала замечает у другого. Затем источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов деятельности и поведения человека. Ими было выявлено, что самооценка проходит две стадии формирования. На первой стадии происходит ее становление, на второй - ломка, борьба между старой и новой самооценкой. Этими же авторами выделены уровни самооценки.

Первый уровень – процессуально-ситуативный. На данном уровне человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности. Он оценивает себя лишь по отдельным непосредственным внешним результатам деятельности. Самоизменение носит характер самоисправления поступков, когда человек, решая исправиться, не имеет в виду развитие свойств личности.

Второй уровень – качественно – ситуативный. Для него характерно установление прямолинейных связей между своими поступками и качествами. Совершенный поступок отождествляется с наличием соответствующего качества. Абстрагирование качества от поступка еще не происходит.

Третий уровень – качественно-консервативный. Для него характерно разрушение прямолинейных связей между поступками и качествами личности. Качество выступает как самостоятельная, объективная реальность. Главную роль в самооценке принимает констатация уже достигнутого уровня развития. Не принимаются во внимание коррективы, которые вносятся в характеристику внутреннего мира новыми изменениями в поведении. 

Четвертый уровень – нравственно – динамический. Он характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками. Самооценка объективна и динамична в соответствии с изменениями внутреннего мира человека, и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности.

 В исследовании уровней самооценки и зависимости от особенностей процесса самовоспитания необходимо учитывать основную тенденцию и условия формирования самооценки, социальную детерминацию. Следует исходить из того, что в основе развития самооценки лежит процесс установления в сознании человека связей между его поведением и качествами личности. Путь установления этих связей лежит через качественную характеристику своих поступков к осознанию своей личности, своих качеств как причины поступков.

В исследовании А.И. Липкиной (23) дано убедительное теоретическое и экспериментальное обоснование зависимости познавательной деятельности школьников от такого личностного компонента этой деятельности, каким является самооценка.

Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов, целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель, играет огромное значение в формировании личности.

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, повышенная, пониженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Самооценка может быть адекватной, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом. Заниженная самооценка проявляется в постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, когда страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Для человека с заниженной самооценкой реальные успехи воспринимаются временными и случайными, а многие проблемы кажутся неразрешимыми. Зачастую решение проблем он переносит в план воображения, где может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире мечты. Пониженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

В тех же случаях, когда человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.

С позиции И.Кона (43), достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет, проявляет устойчивость к критике. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может привести его к разочарованию и стремлению перевести ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая потом от уязвленного самолюбия.

Таким образом, И.Кон (43) утверждает, что неадекватная самооценка, как слишком низкая, так и слишком высокая, чреваты нарушениями душевного равновесия. Крайние случаи квалифицируются как патологические отклонения - психостения и паранойя.

Изучением данных отклонений занималась Р. М. Грановская (21). Она подтверждает мнение И. Кона, что психастения возникает на фоне заниженной (крайне) самооценки и характеризуется хроническим безволием, проявляющемся в безынициативности, постоянной нерешительности, боязливости, повышенной чувствительности, мнительности. Такие люди вечно боятся не успеть, опоздать, избегают любой возможности проявить инициативу, постоянно сомневаются во всем.

Другая крайность, выделенная Грановской (21) - паранойя – приводит к такому состоянию психики, когда человек постоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими, якобы особое значение своей личности. Мелкие обиды воспринимаются им очень остро. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, повышенно критичны, недоверчивы и подозрительны к окружающим. Все это часто толкает их к ссорам по пустякам, они докучают всем жалобами и заявлениями, обнаруживая при этом неуемную энергию.

Отечественные психологи М. Лисина (50), В.С. Мухина (12), А.М. Непомнящая (55), Л. Славина (71), А.Фонарев и другие указывают на то, что верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

А.М.Непомнящая (55) указывает, что самооценка аккумулирует в себе весь жизненный опыт личности, хотя и его порой недостает, чтобы верно оценить себя. Тут должен действовать как бы тройной контроль: жизнь, общественное мнение и собственный разум. При этом общественное мнение играет колоссальную роль в формировании самосознания и самооценки. Человек начинает верно относиться к самому себе после того, как он научится правильно относится к другим людям и прислушиваться к тому, как они оценивают его самого. 

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, пе­реживаемая как неповторимая система представлений чело­века о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведе­ния и деятельности.

Важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу по данной теме, можно сделать выводы:

Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. В ее основе лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самооценка аккумулирует в себе весь жизненный опыт личности, хотя и его порой недостает, чтобы верно оценить себя. Тут должен действовать как бы тройной контроль: жизнь, общественное мнение и собственный разум. При этом общественное мнение играет колоссальную роль в формировании самосознания и самооценки.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей, и человек начинает правильно относиться к самому себе после того, как он научится правильно относится к другим людям и прислушиваться к тому, как они оценивают его самого. Самооценка проходит две стадии формирования. На первой стадии происходит ее становление, на второй - ломка, борьба между старой и новой самооценкой.

Самооценка может быть адекватной, либо неадекватной (завышенной, заниженной). Адекватное или неадекватное отношение к себе поддерживает достоинство человека, ведет к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, ведущему к нарушениям душевного равновесия.

 


Диаграмма 3 и 4

Уровни самооценки

Уровни конфликтности

Уровни самооценки

Уровни конфликтности

В завершении третьего этапа нами был применен метод метематико - статистической обработки результатов. Был проведен корреляционный анализ влияния самооценки на уровень конфликтности. Мы провели расчет коэффициента корреляции по формуле К. Пирсона:

 

 

xy

Nσxσy

rxy=
 


х, у- величины отклонений каждого из первичных результатов от среднего арифметического  х= Мх-Х; у= Му-У,

М – среднее арифметическое,

Х,У – сопоставляемые переменные, в нашем случае – самооценка и уровень конфликтности,

- сумма,   N – количество испытуемых,

σх, σу – среднее квадратичное отклонение,

σх =√ ∑х2 / N                        σу =√ ∑у2 / N

 

Данные промежуточного расчета коэффициент корреляции Пирсона представлены в Таблице 7 Приложения 4.

 

                

G x = √146.31/37=1.987                     G у = √130.6/37=1.878

rxy = – 48,31/37*1,987*1,878 = – 0,34

 

 

Полученный показатель свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между неадекватно завышенной самооценкой и низким уровнем конфликтности. Отрицательная корреляция показывает, что высокий уровень конфликтности исследуемой группы старших дошкольников вызван неадекватной заниженной самооценкой.

Заключение

 

На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что нам удалось реализовать все поставленные задачи.

1. В теоретической части исследования при анализе психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что не существует единого общепринятого определения понятия "конфликт". Каждый автор дает свою трактовку данному понятию. Мы в своем исследовании придерживаемся определения, взятого из краткого психологического словаря А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях индивидов, групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

В основе любого конфликта всегда лежит некоторая ситуация, которая содержит противоречие либо в позициях сторон по какому-либо вопросу, либо в несовпадении целей или средств их достижения, либо в несовпадении потребностей людей, их интересов и желаний.

Детские конфликты в старшем дошкольном возрасте – это не просто негативные явления в детской жизни. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношений человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важная задача педагогов и психологов и от ее решения будет зависеть полноценное развитие детей.

Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. В ее основе лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. По определению Л.И. Рувинского, самооценка это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве; включающее выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Самооценка может быть адекватной, либо неадекватной (завышенной, заниженной).

Адекватное или неадекватное отношение к себе поддерживает достоинство человека, ведет к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, ведущему к нарушениям душевного равновесия.

2. В практической части исследования были выявлены уровни конфликтности (высокий, средний, низкий) и самооценки (неадекватно заниженная, адекватная, неадекватно завышенная). У детей старшего дошкольного возраста преобладает неадекватная завышенная самооценка – 48,6 %. Дети высокий уровень конфликтности имеют 27,0% детей, средний – 43,2%.

Среди старших дошкольников с неадекватной самооценкой, их 68,5%, подавляющее большинство конфликтных детей. Дети с адекватной самооценкой, их 31,5 %, имеют низкий уровень конфликтности – 21,6 % и средний уровень конфликтности – 10,8 % детей.

Сопоставление диагностических данных позволило вычислить коэффициент корреляции К. Пирсона, который составил r = – 0,34.

Полученный показатель свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между неадекватно завышенной самооценкой и низким уровнем конфликтности. Отрицательная корреляция показывает, что высокий уровень конфликтности исследуемой группы старших дошкольников вызван неадекватной заниженной самооценкой. Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение.


Библиографический список

1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет //Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1977. С. 29.
2.   Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания /Избранные психологические труды: В 2–х т. Т. I /Под ред. А.А. Бодалева и др.– М.: Педагогика, 1980. С. 103–127.
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. – М.: МГУ, 1978. – С. 167 – 169.
4. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей /Психология дошко­льника: Хрестоматия. – М, 1998. С. 260–271.
5. Антипов Л.В., Кудряшов А.П. Лучшие психологические тесты. –     М., 1992.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2000.
7. Батаршев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1990.
8. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986. С.420
9. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд–во МГУ, 1988. – 187с.
10. Бодалева и др.–М.: Педагогика, 1980. С. 103–127.
11. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формиро­вания личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Межд. пед. академия, 1995.–209с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: Просвещение 1968.–468 с.
13. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей //Вопросы психологии, 1975. № 1. С. 80–89.
14. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука. 1989. – С. 18 – 21.  
15. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. – М.: RISC, 1998. – 183 с.
16. Вегнер А.Л. Психологические рисуночные тесты.– М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.–159 с.
17. Вовчик–Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы //Дошк. воспитание, 1988. №6. С. 56–59.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – пресс, 1999.–533с.
19. Гайдамак А.Н., Ковчак О. Диагностические и коррекционные задания в работе с трудными детьми. – Шадринск, 1999
20. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от 1 –7 лет. – М., 1992.  
21. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.
22. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464с.
23.    Гинзбург М.Н. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. – 1988. – № 2. С. 19–26
24. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1987. – 192с.
25.    Демина А.А. Трудный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1990 – № 3.
26. Елагина О.А. Почему ребенок становится несговорчивым, а порой трудным //Дошкольное воспитание. –1988 №4,7
27. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.
28. Ершов А.А. Социально–психологические аспекты конфликтов. /Социальная психология и психологическое планирование /Под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. – Л., 1972. С. 33–39.
29. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса //Вопросы психологии. – 1990 – № 4.
30. Запорожец А.В, Психология развития ребенка /Избранные психологические труды: в 2–х т. Т.1. –М.: Педагогика, 1986. –316с.
31. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 127с.
32. Захарова А.Е. Структурно – динамическая модель самооценки         //Вопросы психологии. – 1989. – № 1.
33. Захарова А.Е., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению //Новые исследования в психологии. – 1985 – № 2; 1986 № 1.
34. Зейгарник Б.В. Теории личности. – М.:МГУ, 1981
35. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М.: Просве­щение, 1981. – 195с.
36.    Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001 – 416 с.
37. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. –392с.
38. Коменская В.Г. Психология защиты и мотивации в структуре конфликта. – СПб., 1999, 287 с.
39. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М. 1991.
40. Коломинский Я.Л. А как ты ко мне относишься? // Семья и школа. –1996.–№ 10
41. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально–психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности. // Вопросы психоло­гии, 1990. №2.
42. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.,1988
43. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978.
44. Кон И.С. Социализация личности. – М., 1967.
45. Конфликтология /Аллахвердова О.В., Викторов О.В., Иванов М.В., Иванова Е.Н., Кармин А.С., Липницкий А.В.; под ред. Кармина А.С. – СПб.: Лань, 2001. – 470с.  
46. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М., 1996, 298 с.
47. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1977.
48. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
49. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1989.
50. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. проф. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин–т практ.психологии, 1999.
51. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971.
52. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Посо­бие по практической психологии. – М.: Линка–Пресс, 1998. – 176с.
53. Марцинковская Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками //Проблемы формирования ценностных ориен­тации и активности личности в онтогенезе. –М.:МГПИ, 1987.
54. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1985.
55. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М.: Педаго­гика, 1992.– 160с.
56. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1997
57. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990.– 152 с.
58. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
59. Психологические особенности дошкольного возраста. Тестирование детей. /Составитель В. Богомолов – Изд.3–е – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
60. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учеб. пособие. – М., 1994. С. 308–322.
61. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965.
62. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание, 1984. №4.
63. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996г.
64. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988. – 120с.
65. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие для студ. пед. ин–тов. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.
66. Румянцева Т.Т. Понятие агрессивности в зарубежной психологии. //Вопросы психологии. – 1991. №1.
67. Рубинштейн С.Л. Основы об

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.